Слайд 1Тема № 1. Общие сведения о восстановлении железных дорог.
1. Время
на занятие - 2 часа
2. Метод проведения : лекция
3. Место
проведения: аудитория.
4. Учебные цель занятия: Ознакомить студентов с их военной специальностью, содержанием дисциплины «Восстановление железных дорог».Изучить виды восстановления и требования к пропускной способности восстанавливаемых железнодорожных участков.
5. Воспитательные цели занятия:
-Обратить внимание обучаемых на актуальность полученных знаний по данной дисциплине в связи с нынешней общественно- политической ситуацией в мире.
- Обратить внимание обучаемых на важность бесперебойного функцианирования железных дорог в условиях современных военных действий.
- Развить чувство гордости за осваиваемую военную специальность у обучаемых.
6. Учебно-материальное обеспечение:
6.1 Литература:
- Программа подготовки офицеров запаса по профилю подготовки
железнодорожных войск из числа студентов транспортных ВУЗов,1996г.
- Основные технические требования на восстановление фронтовых
железных дорог (ОТТФ-78),М.,Воениздат,1980.
- Основные технические требования на восстановление железных дорог
Союза СССР в военное время (ОТТ-72),М.,Воениздат,1973.
- Наставления по действиям железнодорожных войск, М., Воениздат 1986.
- Восстановление и техническое прикрытие железных дорог. Учебник,
Л., ВАТТ, 1976.
Технические средства обучения:
- Диапроектор
- Мультимедийная установка
6.3 Наглядные пособия:
- Слайды по теме
- Плакаты, стенды
Слайд 27. Учебные вопросы и примерное распределение времени
8. Методические указания по
проведению занятия:
- Лекцию читать с максимальным использованием наглядных пособий: макетов,
плакатов;
- При рассмотрении первого вопроса акцентировать внимание студентов на том, что дисциплина «Восстановление железных дорог» способствует расширению их кругозора как инженеров гражданской специальности. Заинтересовать студентов, обратить их внимание на необходимость изучения этой дисциплины и применение ее не только в военное, но и в мирное время.
- При рассмотрении второго вопроса продемонстрировать только основные руководящие документы п.п.2,3,4 в списке литературы. С остальными пособиями студенты будут знакомиться в процессе обучения при решении задач, упражнений, летучек
- Постановкой контрольных вопросов (на самоподготовке или на последующих занятиях) выяснить усвоение студентами основных положений третьего и четвертого вопросов лекции.
Слайд 39. Принципы и методы формирования и развития у студентов
9.1
Морально-политических качеств:
- Подчёркивание постоянной бдительности и
патриотизма в условиях международной обстановки для серьёзного отношения к военным знаниям.
9.2 Командных качеств:
- Обратить внимание на чувство ответственности и профессионализма, которыми должны обладать будущие офицеры ЖД войск.
9.3 Организаторских способностей:
- За счет получения знаний приобретенных при изучении данной дисцеплины надо правильно руководить л/с и организовывать его эффективную работу.
9.4 Психологических качеств:
- Используя кино-фото-видеоматериалы ВОВ, ТСУ, практических занятий на испытательном полигоне, литературу, опыт восстановительных и строительных работ ЖД в экстренных ситуациях и плохих погодных условиях, необходимый для четкого понимания того, с чем приходится столкнуться воинам-железнодорожникам.
9.5 Методических навыков:
- Не опускать без внимания нечеткие или неточные ответы учащихся. Добиваться правильности понимания предмета.
10. Задание на самоподготовку.
Закрепить материал занятия по конспекту лекции, а также использовать предлагаемую литературу (см. пункт 6.1).
Слайд 41. Дисциплина «Восстановление железных дорог», её место в военной
подготовке студентов.
Эта дисциплина изучается на заключительном этапе подготовки офицеров запаса
и служит формированию офицера как специалиста по соответствующей военно-учётной специальности (1-й профиль, командный – путейцы, 2-й профиль, командный – мостовики). Офицеры железнодорожных войск должны уметь управлять подразделениями (взвод, рота) железнодорожных войск в различных видах деятельности и организовывать работы по восстановлению земляного полотна, верхнего строения пути, малых мостов и труб, а мостовики – восстанавливать большие и средние мосты.
Основу знаний по специальности будущих офицеров запаса составляют знания, получаемые студентами на профилирующих кафедрах (по основной гражданской специальности). Изучение дисциплины «Восстановление железных дорог» расширяет кругозор студентов, даёт рекомендации и решения по краткосрочному и временному восстановлению разрушенный объектов, в том числе и в результате стихийных бедствий на железных дорогах (землетрясение, обвалы, лавины, размывы и.т.п.).
Параллельно с изучением этой дисциплины изучается и тактика действия железнодорожных войск, это как бы вторая часть тактико-специальной подготовки, изучение которой проводилось при обучении на цикле ОВ и ТСП.
В дальнейшем под термином «Восстановление железных дорог» будем подразумевать и тактику действий железнодорожных войск при восстановлении или техническом прикрытии железнодорожных объектов.
Формы проведения занятий при изучении дисциплины: лекции, групповые занятия и упражнения, практические занятия, летучки, тренировки и курсовой проект (задача).
Этапы контроля знаний:
1. 7-й семестр (осенний 4 курса) – курсовой экзамен;
2. 8-й семестр (весенний 4 курса) – зачет и защита курсового проекта (задачи) с оценкой.
3. В летнее время (после окончания 8 семестра) студенты проходят учебные сборы в одной из частей железнодорожных войск, в заключение которых проводится выпускной экзамен (ВЭК) на звание офицера запаса.
ВЭК представляет собой комплексный экзамен, в билеты которого включены вопросы по общей тактике, защите от оружия массового поражения, тактико-специальной подготовке и восстановлению железных дорог.
Слайд 5 Офицеры запаса железнодорожных войск по тактико-специальной и военно-специальной («Восстановление железных
дорог») подготовке должны:
Знать: организацию, производственные возможности, тактику действия подразделений железнодорожных
войск; последовательность и содержание работы командира взвода при восстановлении железнодорожных объектов в различных видах деятельности (по специальности).
Уметь: оценивать обстановку, принимать обоснованные решения; организовывать и обеспечивать работу комплексов механизмов при решении задач строительства и восстановления, железных дорог; производить инженерно-технические расчеты на выполнение основных задач по строительству и восстановлению железных дорог.
Далее преподаватель напоминает требования, предъявляемые к студентам, обучающимся на военной кафедре, поясняет, как организованы занятия в семестре, кто из преподавателей цикла проводит с ними занятия, кто из них является ответственным за воспитательную работу во взводе, напоминает правила ведения конспектов, доводит основные мероприятия распорядка дня.
Слайд 62.Основные руководящие документы по
восстановлению железных дорог.
Восстановление железных дорог после
их разрушения противником должно осуществляться в соответствии с определенными техническими
требованиями.
Эти требования содержатся в «Положении по восстановлению железных дорог в военное время», «Основных технических требованиях по восстановлению железных дорог», в «Наставлениях по действиям железнодорожных войск» и других справочных документах и технической литературе.
«Основные технические требования к восстановлению фронтовых железных дорог» (ОТТФ-78) утверждены Министерством путей сообщения и Министром транспортного строительства, согласованы с начальником Генерального штаба ВС РФ. ОТТФ-78 устанавливают правила, нормы и технические условия на первоочередные работы по восстановлению железных дорог на территории оперативного тыла, т.е. железных дорог фронта.
За пределами оперативного тыла на территории России восстановление железных дорог регламентируется нормами «Основных технических требований к восстановлению железных дорог Союза СССР в военное время» (ОТТ-72). Они утверждены Министром путей сообщения и согласованы с Министром транспортного строительства.
При изучении дисциплины «Восстановление железных дорог» руководствуются в основном первым документом (ОТТФ-78), регламентирующим основные технические требования к восстановлению железных дорог в пределах оперативного тыла.
Конкретные значения показателей, характеризующих требования к восстановлению тех или иных железнодорожных объектов, будут рассмотрены по мере изучения курса.
В настоящей лекции, ниже, рассматриваются лишь общие требования, предъявляемые к восстановлению железных дорог. Эти требования являются основополагающими и обязательными к выполнению.
Решения по восстановлению, способы производства работ и их технология разработаны в типовых проектах, руководствах для железнодорожных войск технологических картах, а также в учебных пособиях и учебниках.
Слайд 73.Общие требования, предъявляемые к
восстановлению железных дорог.
Они базируются на оценке
вероятного характера войны, роли железных дорог в обеспечении военных действий,
от современного состояния и перспектив развития железнодорожного транспорта, вероятного объема и характера разрушения и заражения, а также на анализе реальных возможностей по восстановлению железнодорожных объектов, определяемых наличием сил и средств, их подготовкой и развитием техники и технологии восстановительных работ.
В прошлом учебном году все эти вопросы рассматривались в той или иной мере. Каковы же основные положения вышеуказанных факторов?
Формы воздействия противника на пути сообщения:
заграждение при отходе войск с применением обычных ВВ, мин в обычном и ядерном снаряжении;
создание ядерно-заградительных барьеров в тылу наших войск с целью изоляции района боевых действий, воспрещения переброски войск и доставки им материальных средств;
разрушение транспортных средств и объектов в глубоком тылу страны.
Предполагается, что в современных контрнаступательных операциях, на освобождаемой от противника сети железных дорог разрушения (заграждения) будут носить очагово-барьерный характер. В первую очередь будут разрушаться трудно восстанавливаемые объекты: большие мосты, тоннели, узлы, дефиле и т.д. В отдельных случаях очаги могут быть образованы разрушением средних мостов, участков пути и станций, а также минированием перегонов и объектов транспорта.
Разрушения (заграждения) могут быть:
- преднамеренными;
- попутными.
Основным средством разрушения, вероятно, будут обычные ВВ.
Вместе с тем, наиболее эффективным и экономичным средством заграждения важных объектов считают инженерные ядерные боеприпасы (ядерные мины) мощностью 0,02-50 тыс. тонн и весом от 27 до 700 кт. Их использование не только полностью разрушает объект, но и создает сильное радиоактивное заражение местности, что затрудняет восстановление прерванного движения поездов через объект (необходимо строительство обходов).
Слайд 8Наряду с разрушениями железные дороги могут оказаться в зонах радиоактивного
загрязнения, возникших в результате ударов по другим (нетранспортным) объектам или
по войскам.
С целью заграждения предлагаются разрушения и на водных преградах. Это приводит к образованию обширных зон затопления.
Разрушение плотины в результате ядерного удара приводит к возникновению мощного неустановившегося потока воды-волны прорыва.
Распространяясь по речной долине вниз на большие расстояния со скоростью несколько десятков метров в секунду и высотой до десятков метров, волна прорыва вдоль поймы реки производит разрушение зданий, сооружений, коммуникаций. Железнодорожный путь, расположенный от берега реки на расстоянии до 200 м, полностью разрушается волной прорыва.
Предполагаемые объёмы разрушений:
( не для записи) применительно к Западному ТВД (на 100 км железнодорожного участка):
- верхнее строение пути на перегонах – 10…15 км;
- земляное полотно – около 100 тыс. м3;
- железнодорожные узлы –1…2;
- большие мосты - 100%
- средние мосты – до 20%
- линии связи – 25…30 км
- промежуточные раздельные пункты – около 5%
Кроме того, возможна:
- установка МЗД – до 50 шт.
- установка противотанковых и противопехотных мин – до 300 шт.
Восстановление железных дорог с целью возобновления движения поездов в кратчайшие сроки для обеспечения подвоза материальных средств войскам, как известно, является одной из основных задач железнодорожных войск.
Слайд 9Основными показателями восстановления железных дорог являются:
пропускная способность восстановленных участков;
темпы и
сроки восстановления;
виды восстановления;
расчетный вес и длина поезда;
вид тяги, нагрузки и
габариты.
Требования и рациональные замечания этих показателей приведены в основных руководящих документах, перечисленных во втором вопросе лекции. Ниже рассматриваются некоторые из них.
В тыловой полосе фронта железные дороги восстанавливаются в объёме, необходимом для обеспечения заданного объёма перевозок. При этом войска восстанавливают, как правило, одно - два фронтальных направления. Когда сил и средств железнодорожных войск достаточно, восстанавливаются и рокады.
Сроки открытия движения поездов и наращивание пропускной способности при эксплуатации восстановленных железных дорог устанавливаются командованием фронта.
Требования к пропускной способности восстановленных участков и объектов (без записи).
Пропускной способностью железнодорожного участка называется наибольшее число пар поездов установленной массы, которое может быть пропущено по нему за сутки.
В настоящие время установлено, что однопутные участки, имевшие до разрушения пропускную способность менее 24 пар поездов в сутки, как правило, должны восстанавливаться на пропускную способность равную 75% существовавшей. Однопутные участки с пропускной способностью до разрушения 24 пары поездов в сутки и более должны обеспечивать пропускную способность 18 пар поездов в сутки, а двухпутные участки, восстанавливаемые под два пути – 36 пар поездов в сутки.
Требования к темпам восстановления железнодорожных направлений.
Темпом восстановления железнодорожного направления называется среднесуточная скорость перемещения его головной станции (до которой открыто движение поездов) вслед за войсками или среднесуточная протяженность восстановленных и сданных в эксплуатацию железнодорожных участков.
Во всех случаях восстановление железных дорог должно осуществляться максимально возможными темпами.
Слайд 10
где tвосст – темп восстановления;L - глубина операции, км;
а
- допускаемый отрыв головных станций от войск (равен плечу автомобильного
подвоза), км; к - коэффициент развития железнодорожной линии;Т - продолжительность операции, сутки.
С учетом современных возможностей автомобильного транспорта головные станции не должны отставить от линии соприкосновения войск более чем на 300-350 км.
Постоянно выполнять это требование чрезвычайно трудно из-за повторных разрушений восстанавливаемых железных дорог.
Поэтому, в отдельных случаях, на короткий срок, за счет временного привлечения войскового транспорта в армейские и фронтовые звенья, подвоза отрыв выгрузочных головных станций от войск может быть увеличен до 400-450 км.
Требования к срокам восстановления отдельных объектов на восстанавливаемом направлении так же определяются недопустимостью чрезмерного отставания головных станций от войск.
, сут где Твосст – срок восстановления объекта;а - плечо автомобильного подвода, км; tнаст – темп продвижения войск, км.
Железнодорожные войска должны быть готовы к восстановлению любого объекта в срок, как правило, не превышающий 3,5-5 суток.
Максимально высокие темпы восстановления и сокращение сроков восстановления объектов - целевая задача частей и подразделений железнодорожных войск.
Слайд 11 Темпы и сроки восстановления определяются в основном следующими факторами:
объемом восстановительных
работ;
производственными возможностями сил и средств, привлекаемых к восстановлению;
уровнем эффективности использования
производственных возможностей восстановительных сил и средств.
Мероприятия по повышению темпов восстановления проводятся
на всех уровнях управления (железнодорожные войска фронта, соединения, батальон, рота, взвод).
Каковы мероприятия, способствующие повышению темпов восстановления, проводимые в роте (взводе)?
Рост производственных возможностей подразделения достигается:
максимальным выводом личного состава на производство для выполнения основных видов работ;
поддержанием техники в постоянной боевой готовности применением комплексной механизации работ;
применением новых восстановительных конструкций и оборудования, передовых методов производства работ;
тщательной подготовкой материальной базы для всестороннего и своевременного обеспечения подразделения материальными средствами и особенно материалами и конструкциями;
систематической подготовкой личного состава, специализированных команд для выполнения определенных видов работ.
От уровня подготовки личного состава в значительной мере зависят производственные возможности подразделения.
В железнодорожных войсках в настоящее время действует достаточно стройная система подготовки специалистов в учебных полках и на различных сборах с последующим совершенствованием этой подготовки на учебно-практических работах, выполняемых на объектах капитального строительства.
Другую группу мероприятий, проводимых в роте (взводе) для повышения темпов восстановления, составляют мероприятия, направленные на рациональное использование всех имеющихся производственных мощностей.
Слайд 12Они включают:
внедрение современных методов работы по управлению подразделениями, применение математических
методов и вычислительной технике в ходе принятия решения;
своевременное принятие решения
на организацию и выполнение восстановительных работ, и постановку задач подразделениям;
повышение оперативности управления подразделениями и своевременное реагирование на изменение обстановки;
умение командиров всех степеней работать на штатных средствах связи;
постоянную работу над совершенствованием маршевой подготовки подразделений.
Требования к весу и длине поезда, виду тяги, габаритам и поездным нагрузкам.
Расчетные вес и длина поезда для каждого железнодорожного участка определяются тяговыми расчетами.
Вместе с тем в ОТТФ-78 устанавливаются эти расчетные показатели (преподаватель может их зачитать, но без записи), однако, по указанию командования фронта они могут быть приняты и иными.
Иногда, исходя из условий обстановки, допускается восстановление обходных сооружений для пропуска поездов по частям или повагонно.
Восстановление железных дорог производится, как правило, на тепловозную тягу.
Таблица № 1.Сравнительная характеристика различных видов тяги
Слайд 13Как видно из таблицы, тепловоз является наиболее выгодным локомотивом (автономного
действия, широко распространен на дорогах, достаточно мощный, сравнительно высокий КПД,
экономичен, что требует значительно меньшего количества экипировочных устройств).
При небольших разрушениях электрифицированных железных дорог может восстанавливаться и электротяга. Не исключается и применение паровой тяги.
При восстановлении полностью разрушенных сооружений колеи 1520 мм следует применять габарит «С» по ГОСТ 9238-73 (В=4900мм; Н=6400мм).
На восстанавливаемых железнодорожных участках с колеей 1435мм, габарит приближения строений должен быть не менее условного габарита 1-СМ-0 ОСЖД (организация сотрудничества железных дорог бывших социалистических стран).
Ширина (В) габарита – 3700 мм, высота (Hmax) – 4800 мм.
Большое значение для восстановления железных дорог имеют расчетные поездные нагрузки. Завышение нагрузок приводит к утяжелению путевых и мостовых конструкций, а в конечном итоге к усложнению восстановления объектов.
Занижение нагрузок исключает возможность пропуска по восстановленным участкам отдельных поездов, что снижает эффективность восстановления железных дорог.
При восстановлении объектов на железнодорожном участке с шириной колеи 1520 мм, расчетной является нагрузка ВФ, т.е. восьмиосные вагоны с нагрузкой 20,7 т на ось, а при ширине колеи 1435 мм – не ниже нагрузки 111-20-ОСЖД, т.е. шестиосные вагоны с нагрузкой 20 т на ось (схемы нагрузок приведены в ОТТФ-78).
Инвентарные мостовые конструкции рассчитываются на более тяжёлую нагрузку, поэтому их можно использовать на дорогах той и другой колеи.
Слайд 141. Виды и этапы восстановления железных дорог.
Вид восстановления характеризует качество
восстановления объекта, сооружения (моста, станции, обхода, земляного полотна и т.д.)
и определяет возможность срока службы объекта без его переустройства.
Железнодорожные объекты могут восстанавливаться:
- временно;
- краткосрочно:
- комбинированной схеме.
Временное восстановление является основным видом восстановления. Оно характеризуется следующим:
должно обеспечивать безопасную эксплуатацию восстановленных сооружений и объектов в течение 5-7 лет;
допускается движение поездов со скоростью не менее 30 км/час;
позволяет использовать материалы и конструкции, получаемые от разборки разрушенных сооружений (рельсовые рубки, сохранившиеся части опор и пролетных строений и т.п.), а также применение дерева, деревянных конструкций и других местных материалов;
резко сокращает объем материалов, подвозимых из тыла страны;
уменьшает объем восстановительных работ в сравнении с капитальным восстановлением (строительством);
производится в довольно короткие сроки (несколько суток).
Краткосрочное восстановление объектов и сооружений производится с разрешения НЖВФ там, где временное не может быть осуществлено в заданные сроки по наличию ресурсов или техническим возможностям. Для краткосрочного восстановления характерно следующее:
непродолжительные сроки эксплуатации восстановленных объектов (несколько суток, операция, сезон);
скорость движения поездов не ниже 15 км/час, а в отдельных случаях 5 км/час;
выполняется в ещё более короткие сроки (несколько часов и до 2-3 суток).
Слайд 15Примером краткосрочного восстановления являются низководные и наплавные мосты, свайно-ледяные, ледяные
и паромные переправы, эксплуатация которых ограничивается одним сезоном.
Комбинированная схема восстановления
сооружения предусматривает восстановление одной его части временно, а другой краткосрочно.
По нормам (требованиям) временного восстановления, как правило, сразу же восстанавливаются объекты и сооружения, не лимитирующие сроки открытия движения поездов на участке, например участок пути между барьерными объектами. Это объясняется тем, что вероятность повторных ударов по таким объектам не велика.
Краткосрочное восстановление привело бы к общему снижению скорости движения поездов на участке в целом и, следовательно, к уменьшению пропускной способности.
Барьерные объекты – это объекты, восстановление которых в основном определяет срок открытия движения поездов на участке. К ним относятся: внеклассные и большие мосты, крупные железнодорожные узлы, тоннели и др.
Такие объекты в большинстве случаев приходится сначала восстанавливать краткосрочно, а затем переустраивать по нормам временного восстановления. В случае невозможности обеспечить заданную пропускную способность участков в сутки, установленные для восстановления, работы допускается выполнять в два этапа.
Под этапом восстановления железнодорожного участка (объекта) понимается комплекс работ, которые необходимо выполнить для обеспечения определенной пропускной способности и сроков службы восстановленных сооружений.
1. На первом этапе производятся работы, необходимые для открытия движения поездов в кротчайший срок (с возможно большей пропускной способностью).
2. Второй этап включает работы, обеспечивающие доведение пропускной способности до заданной.
Слайд 16Восстановлению участка (объекта) в два этапа целесообразно, когда кратчайший срок
открытия движения поездов значительно меньше времени восстановления сразу на заданную
пропускную способность.
Восстановленные участки железных дорог, независимо от вида восстановления должны своевременно передаваться в эксплуатацию по мере их готовности к открытию движения поездов. В дальнейшем содержание всех объектов и сооружений, как правило, возлагается на эксплуатационные органы.
Это позволяет сосредоточить основные усилия железнодорожных войск на восстановлении последующих участков.
Исключение составляют краткосрочные мосты, восстановленные с использованием инвентарного имущества (РЭМ-500, НЖМ-56, МЛЖ и др.). Железнодорожные войска заинтересованы в сохранении своего инвентарного имущества для повторного его использования на объектах предстоящего восстановления.
Поэтому в течение всего периода эксплуатации объекта с таким имуществом возлагается на железнодорожные войска.