Слайд 1Восточные цивилизации:
возникновение, эволюция и особенности культурно-религиозного развития
Слайд 2План лекции:
Общее и особенное в развитии восточных цивилизаций
Единство и многообразие
индийской цивилизации
«Вечные ценности» китайской цивилизации
«Свое» и «чужое» в эволюции японской
цивилизации
Ислам и арабо-мусульманская цивилизация
Слайд 3ВОСТОК –
это обширное цивилизационное поле, которое до XVI века охватывало
практически весь мир, за исключением небольшой
территории христианской Европы.
Слайд 4Восточные цивилизации являются:
по своему происхождению – первичными
по типу развития
– циклическими
по месту возникновения
– речными
Слайд 5Для восточных цивилизаций характерно:
традиционализм, отсутствие исторического динамизма
прочная связь человека со
своей социальной группой
определяющее влияние религиозно-мифологического сознания
неотделимая связь мировоззрения восточного человека
с окружающей средой и телесной природой самого человека
Слайд 6ВОСТОК (Азия)
Индийская
Китайская
Японская
ЦИВИЛИЗАЦИИ
Арабo-
мусульманская
Слайд 7
Индийская цивилизация
Появление относится к V тыс. до н.э., когда в
бассейне реки Инд возникла одна из древнейших цивилизаций –хараппская (протоиндийская),
имевшая письменность, земледелие, ремесло.
Слайд 8Древняя Индия (около 250 г. до н.э.)
Слайд 9Этапы Древнеиндийской цивилизации
II тыс. до н.э. – вторжение с северо-запада
кочевых племен ариев (скотоводы)
смешение с местным населением (дравиды) земледельцев, освоение
долины Ганга
VII–VI вв. до н.э. – возникновение множества мелких княжеств во главе с раджами (вожди племен)
IV–II в. до н.э. – завоевание северо-западной Индии Александром Македонским, cоздание империи Маурьев
I–III вв. н.э. – Кушанское царство
IV–VI вв. н.э. – империя Гуптов
XIII – начало XVI вв. – Делийский султанат
XVI – середина XVIII вв. – империя Великих Моголов
Слайд 10Устойчивость индийской цивилизации основывается на:
сельской общине
кастовой системе
религиозной
традиции
Слайд 11Индийская сельская община –
коллективное владение землей
присутствие различных видов деятельности
– земледелие, ремесло, торговля, ростовщичество
общинное самоуправление на основе религиозно-культурных обычаев
и традиций
закрытое
социально-экономическое образование –
«государство в государстве» –
Слайд 12
– устойчивое сообщество людей, обладающая определенными правами и обязанностями, передающимися
по наследству и закрепленными религиозной традицией.
Варна (каста)
Слайд 13Система варн (каст)
брахманы (жрецы)
кшатрии (воины, князья, цари)
вайшьи
(земледельцы, скотоводы, торговцы, ремесленники)
шудры (слуги)
неприкасаемые не принадлежали ни
к одной варне, выполняли самую тяжелую работу, не имели никаких прав
Слайд 14В соответствии с догмами индуизма
брахманы – из уст Бога
кшатрии –
из рук Бога
вайшьи – из бедер Бога
шудры – из ног
Бога
Бог (Брахма)
создал каждую варну из различных частей своего тела,
что определяет их социальное положение в обществе:
Слайд 15Религиозная традиция Индийской цивилизации
XV–X вв. – V вв. до
н.э. – ведический период, формирование брахманской религии
V в. до н.э.
– VIII в. н.э. – классический период, возникновение буддизма, формирование классического индуизма
VIII – середина XVIII вв. – индо-исламский период, распространение ислама
Слайд 16Индуизм – религиозная доминанта Индийской цивилизации
существует более трех тысяч
лет
включает религиозные культы и представления, философские учения, правовые нормы, семейные
обычаи
главная черта – слияние религии и мирской жизни
Слайд 17священные книги брахманов, имеющие сверхъестественное происхождение
В основе – БРАХМАНА
– священный звук, космическое происхождение
МАНТРЫ – стихотворная формула Вед
Веды –
Слайд 18Ведическая литература
Ригведа (гимны)
Самаведа (жертвенные песни)
Яджурведа (молитвы для жертвоприношений)
Атхарваведа (песни-заклинания)
Слайд 19Культ тримурти – троицы богов
Брахма –создатель мира, творец
всего сущего
Слайд 20Культ тримурти – троицы богов
Вишну –
охранитель
мира
Слайд 21 Шива –
разрушитель неведения
Культ тримурти – троицы богов
Слайд 22Сидхарха (Сиддхартха) Гаутама Шакьямуни
(563–483 гг. до н.э.)
основатель буддизма –
Будда
– Просветленный
из рода кшатриев, родился в небольшом королевстве на юге
Непала
до 29 лет был огражден от всех невзгод реальной жизни, узнав, что за стенами дворца существуют нищета, болезни, смерть, покинул дом с целью познания жизни
до 35 лет находился в поиске истины, которая ему открылась в процессе медитации («просветления»)
став Буддой – «просветленным» произнес первую проповедь «Поворот Колеса Закона»
течение 45 лет проповедовал свое учение, путешествую по стране
в 80 лет решил завершить свое земное существование и отошел в Нирвану – вечное и высшее бытие
Слайд 23«Четыре благородные истины Будды»
Вся человеческая жизнь – страдание
Причина страданий
– желания
Для избавления от страданий нужно избавиться от желаний
Путь освобождения
от желаний – путь Будды (Восьмиричный Путь) – путь самоуглубления и правильной жизни
Слайд 24Восьмиричный Путь просветления Будды
Правильное распознание причин
Ахимса – запрет на причинение
вреда всему живому не только действиями, но и мыслями
Правильное мышление
Правильное
речь
Правильное действия (самоограничение в пище, удобствах, страстях)
Правильное труд
Правильное воспоминания
Созерцание, высвобождение духовного «Я», через концентрацию психических и физических сил
Слайд 25Основные направления буддизма
Хинаяна –
«малая колесница» – «монашеский буддизм»
Махаяна –
«большая колесница» – «буддизм для всех»
Слайд 26Классический индуизм
признание священного авторитета Вед
признание учения сансары и кармы
утверждение
богоугодности кастового устройства общества
Слайд 27Культурно-исторические достижения древних индийцев
буддизм и индуизм – древнейшие мировые
религии
возникновение десятично-позиционной системы
богатейшее литературное наследие (поэмы «Рамаяна», «Махабхарата» и др.)
появление
шахмат
первое производство тканей из хлопка и сахара из сока сахарного тростника
Слайд 29
Древнекитайская цивилизация
зарождение началось 5 тысяч лет назад, когда в
долине реки Хуанхе появилась земледельческая цивилизация – культура Яншао
Слайд 30Древний Китай
(вторая половина II тыс. до н.э. –
конец III в.
до н.э.)
Слайд 31Культурно-исторические достижения Китайской цивилизации
иероглифическая письменность
искусство изготовления бумаги, щелка, пороха,
создание первых звездных каталогов, обсерваторий, лунно-солнечного календаря
особое отношение к знаниям
и образованности
создание сложных религиозно-философских учений (конфуцианство, даосизм)
Слайд 32Ценностные ориентации и мировоззренческая устойчивость китайской цивилизации основывается на –
«Сянь Цзяо» – взаимосвязи и взаимозависимости трех религий – конфуцианство,
даосизм, буддизм
Слайд 33Этапы Древнекитайской цивилизации – «династическая цикличность»
XXII–XVIII вв. до
н.э. – первые государственные образования в долине Хуанхэ, династия Ся,
династия Шан
XI–III вв. до н.э. – расселение по Восточно-Китайской равнине между реками Хуанхэ и Янцзы, династия Чжоу, образование семи рабовладельческих государств и борьба между ними (период Чжаньго – «борющихся царств»)
III в. до н.э. – империя Цинь (221–207 гг.),
Слайд 34Этапы Древнекитайской цивилизации – «династическая цикличность»
202 г. до н.э.
– 220 г. н.э. – правление династии Хань (Ранняя –
Западная, Поздняя – Восточная Хань)
III–VI вв. – междинастическая борьба
VII–X вв. правление династий Тан
X–XIII вв. правление династии Сун
XIII–XIV вв. – правление династии Юань
1368–1644 гг. изгнание монголов, правление китайской династии Мин
1644–1911 гг. правление манжурской династии Цин
объединение Китая под власть монгольских правителей
Слайд 35Конфуций (Кун-цзы)
(551–479 гг. до н.э.)
древнекитайский философ и государственный деятель
создатель
философско-религиозного учения – конфуцианства, которое с III в. до н.э.
до начала XX в. было официально государственной идеологией Китая
Слайд 36Источник конфуцианства –
Пять Великих Добродетелей :
мудрость
гуманность
верность
почитание старших
мужество
книга «Лунь
Юй»
– «Суждения и беседы»
Слайд 37Шесть видов искусств
по Конфуцию:
правила поведения
музыка
стрельба из лука
управление колесницей
письмо
математика
Слайд 38Представления Конфуция о государстве и его управлении
«Власть должна быть
справедливой»
«Быть преданным, честным сановником, почитать правителя» – норма взаимоотношений правителя
и чиновника
Деятельность правителя строится на принципе «жень» (гуманность, человечность) – и его высшем проявлении принципе «ли» (неуклонное соблюдение правил поведения, ритуалов)
«Учение о середине» как отказ от крайностей
Преданность конфуцианскому – «будь непреклонно предан нашему учению, старательно овладевай им, рискуя жизнью оберегай его»
Слайд 39Даосизм – традиционная религия Китая
основатель Лао цзы (VI–Vвв. до н.
э.)
источник – трактат «Дао-дэ цзин» («Книга дао»)
Слайд 40китаизация буддизма проявилась в сближении с даосизмом
ведущая доктрина – вера
в перерождение и достижение нирваны через медитацию
«чань буддизм» – китайский
вариант –созерцательный, медитативный буддизм
Буддизм проник в Китай из Индии во II в. н.э. в форме Махаяны
Слайд 42Японская цивилизация
определяющим фактором развития является ее островное положение
использование достижений континентальных
цивилизаций, прежде всего Китая
Слайд 43Япония расположена
на четырех крупных островах: Кюсю, Сикоку, Хонсю, Хоккайдо
островах
Рюкю
более 1000 мелких островов
Островное положение повлияло на хозяйственные, социально-политические и
культурные процессы цивилизационого развития
Слайд 44Этапы исторической эволюции японской цивилизации
традиционная история Японии делится на исторические
эпохи, связанные с правящими императорскими династиями и названиями столиц
Слайд 45III тыс. до н.э. – появление древних очагов японской протокультуры
Дземон
и японского протогосударства
Ямато
Слайд 46645–710 гг. – эпоха Тайка
710–794 гг. – ранняя Нара –
полномасштабная китаизация, заимствование иероглифической письменности, государственных структур, распространение буддизма, даосизма,
конфуцианства
С IV в. начался процесс проникновения на японские острова китайской культуры:
Слайд 47794–1185 гг. – период Хэйан (столица Хэйан – совр. Киото)
ослабление китайского влияния
укрепление власти японского императора «Тэннон» («Сын Неба»)
оформление крупной
земельной наследственной собственности
появление землевладельческой аристократии – дамьё (правление дома Фудзивара)
Слайд 481185–1333 гг. период Камакура – сёгунат Миномото
1392–1568 гг. – период
Муромати – сёгунат Асикага
1603–1867 гг. период Эдо (столица Эдо –
совр. Токио) – сёгунат Токугава Изясу
политика жесткого изоляционизма
Начиная с XII в.
реальная власть в Японии переходит к руководителям самураев – сёгунам
Слайд 49Самураи – «служащие хозяину, защищающие господина»
Сёгуны – руководители самурайских отрядов
Слайд 50представляло собой свод правил и норм «истинного», «идеального» воина
включило в
себя догмы буддизма и конфуцианства
имело в своей основе определенные
нормы поведения
являлось сословной моралью: служило только самурайству, оправдывало все его действия и отстаивало его интересы
Бусидо – неписаный кодекс поведения самурая в обществе
Слайд 51Истинная храбрость заключается в том, чтобы жить, когда правомерно жить,
и умереть, когда правомерно умереть.
Уважать правило «ствола и ветвей». Забыть
его – значит никогда не постигнуть добродетели, а человек, пренебрегающий добродетелью сыновней почтительности, не есть самурай. Родители – ствол дерева, дети – его ветви
Самурай должен быть не только примерным сыном, но и верноподданным. Он не оставит господина даже в том случае, если число вассалов его сократится со ста до десяти и с десяти до одного.
Некоторые положения бусидо:
Слайд 52Верность, справедливость и мужество суть три природные добродетели самурая.
Обладающий
лишь грубой силой не достоин звания самурая. Не говоря уж
о необходимости изучения наук, воин должен использовать досуг для упражнений в поэзии и постижения чайной церемонии.
Слайд 53Религиозные представления японцев
синто – «путь богов»
буддиз – дзэн буддизм
даосизм
конфуцианство
христианство
Слайд 54Во всех видах японского искусств сильна философско-эстетическая основа:
югэн – спокойствие,
тишина
саби – печать времени. Прелести старины
ваби – красота простоты и
лаконичность
усинтай – передача внутреннего содержания
Слайд 55АРАБО-
МУСУЛЬМАНСКАЯ
ЦИВИЛИЗАЦИЯ
Слайд 56Арабо-мусульманская
цивилизация
зарождение относится к VII в. н.э.
Аравийский полуостров
арабские племена
возникновение ислама
Слайд 57Ислам – мировая религия
Основатель – пророк Мухаммед (Мухаммед, Мохаммед, Магомед,
Магомет)
Слайд 58Мухаммед (570–632 гг.) – Пророк ислама
религиозный реформатор, создатель Арабского халифата,
талантливый полководец
основатель ислама (согласно мусульманским представлениям Мухаммед – посланник
Аллаха, величайший из пророков, через которого людям был послан Коран и открыта суть ислама)
Слайд 59610 г. – начало проповеди ислама
622 г. – год хиджры
(«переселение» – начало мусульманского летоисчисления) уход из Мекки в Ясриб
(Медина)
630 г. – вооруженный захват Мекки, начало активной завоевательной политики последователей ислама
632 г. – смерть Пророка, могила которого находится в Медине, ставшей великой святыней мусульман
в раннем детстве лишился родителей, воспитывался в семье дяди Абу Талиба
был пастухом, торговцем
женился на богатой вдове Хадидже, которая первая поддержала его религиозные проповеди
в 40-летнем возрасте услышал голос архангела Джебраила, поведавшего о богоизбранности Мухаммеда
Слайд 60Источники ислама
Коран – «чтение вслух» – включает 114 сур
(глав),
6236 разделов-стихов (аяты),
77934 слова, 323621 букву
Сунна – «пример, образец» –
описание жизни и деятельности Мухаммеда
Слайд 61Мусульманское вероучение
вера в Аллаха
вера в особую пророческую миссию Мухаммеда
вера в
святость Корана
вера в существование ангелов и демонов
вера в бессмертие души,
ад и рай
вера в божественное предопределение
Слайд 62Основы ислама –
пять столпов веры
1. шахад – исповедание веры в
единственного Бога и его пророка Мухаммеда
2. салят(намаз) – обязательная многократная
ежедневная молитва
3. закят – уплата налога на имущество в пользу бедных единоверцев
4. саум – соблюдение поста
5. хаджж – паломничество в святые места Мекку и Медину
Слайд 63Молитвенная формула
ислама:
«Нет иного Бога кроме Аллаха, а Мухаммед –
посланник Аллаха»
Слайд 64Умма – мусульманская община
Шариат – система мусульманского права
Джихад – отдача
всех сил ради торжества ислама, допуская возможность» священной войны» против
немусульман («газават»)
Слайд 65Правление четырех праведных халифов
Абу Бекр 632–634 гг.
Омар 634–644 гг.
Осман
644–656 гг.
Али-бен-Аби Талиб 656–661 гг.
Слайд 66основа – слияние религиозной (имамат) и светской (эмират) власти в
руках единого правителя – халифа (преемник пророка)
завоевательная политика: Сирия, Палестина,
Египет, Иран, Северная Африка, Армения, часть Грузии, Испания, часть Средней Азии
столицы – Мекка, Дамаск, Багдад
Арабский халифат
Последствия: распространение ислама
и превращение его в мировую религию
Слайд 67«Свет с Востока» – в правление Омейядов (661–750 гг.) и
Аббасидах (750–1258 гг.)
Халифат достиг своего наивысшего расцвета
Слайд 69Завоевательная политика началась
с деятельности Мухаммеда
Сирия, Палестина, Египет, Иран, Северная
Африка, Армения, часть Грузии, Испания, часть Средней Азии
важнейшее последствие –
распространение ислама и превращение его в мировую религию
Слайд 70разработка исламской догматики и норм шариата
создание шедевров архитектуры и декоративного
искусства расцвет высокой поэзии
развитие фундаментальных и прикладных наук
Расцвет классической исламской
культуры
VIII–XII вв.
Слайд 71Основные направления религиозно-философской мысли:
калам – философская теология ислама
фальсафа –
ориентация на наследие античной философии
теософия суфизма – мистическое толкование ислама
Слайд 73Вывод
Только с XVII в. Западная Европа начинает обгонять Восток по
уровню производства, научным, техническим, военным достижениям и стремится завоевывать другие
цивилизации, в том числе и восточные цивилизации.
К концу XIX в. весь Восток оказался под прямым или косвенным западным контролем