Слайд 1
Во всем мне хочется дойти до самой
сути...
Б.Пастернак
«Война и мир»: эпилог.
Смысл
названия романа-эпопеи
Слайд 2«Если бы можно было писать, как Толстой, и заставить весь
мир прислушаться!» (Т.Драйзер)
Л.Н.Толстой. КРАМСКОЙ И.Н.
"Портрет писателя
Льва Николаевича Толстого"
РЕПИН
И.Е.
Слайд 3Л.Н.Толстой:
«Люди как реки: вода во всех одинаковая и везде одна
и та же, но каждая река бывает то узкая, то быстрая,
то широкая, то тихая… Так и люди. Каждый человек носит в себе зачатки всех свойств людских и иногда проявляет одни, иногда другие и бывает часто совсем непохож на себя, оставаясь одним и самим собою…»
«Воскресение»
Слайд 4 Смысл жизни Толстой видит в служении людям.
Жить
для себя одного нельзя.
Это духовная смерть.
Главное в жизни,
по Толстому, заключается в том, чтобы как можно меньше брать от людей и как можно больше давать людям.
Слайд 5Как решается главная мысль романа –
о предназначении человека, о том, как жить?
Какие два пути выбирают герои?
Л.Н.Толстой показывает два пути, которые выбирают люди: для одних главное – внешнее благополучие, богатство, карьера; для других – ценности духовные, то есть жизнь не только для самих себя. Для князя Андрея – это потребность выразить себя, совершить что-нибудь большое; для Пьера и для княжны Марьи – делать добро; для Наташи – любить.
Слайд 6Как Толстой раскрывает «мысль семейную»?
Какой предстает в понимании Толстого хорошая
семья?
Слайд 7Семья Ростовых
Насыщенная, общительная жизнь.
Открытость и хлебосольство.
Эмоциональный, полный искренних чувств образ
жизни – «ум сердца».
Артистичные натуры.
Тесная связь с народом, с русскими
традициями.
Слайд 8Семья Ростовых
Граф и графиня Ростовы
Добрые и простодушные люди, рады всем,
кто приходит в их дом.
Им свойственно истинно русское стремление к
широте и размаху.
В их доме атмосфера радушия, любви, культ детей.
Даже дворовые люди ощущают себя с хозяевами единой семьей.
Николай Ростов
«Невысокий курчавый молодой человек с открытым выражением лица».
Служит в гусарском Павловском полку.
Служебные взаимоотношения выстраивает при помощи трех составляющих: честь, достоинство и верность присяге.
Николая не отличает глубина ума, автор называет его «простодушным». И на самом деле перед нами простая душа, честная и порядочная.
Слайд 9Семья Ростовых
Наташа Ростова
Наташа Ростова воплощает саму полноту жизни с ее
беспрерывным движением, с ее крайностями.
«Она не удостаивает быть умной», потому
что живет сердцем.
Тернистый путь ошибок и страданий вознаграждаются семейным счастьем героини в финале романа.
Наташа близка к народу, живет его чувствами.
Она воплощает русский национальный характер, который и определяет ее сущность.
Слайд 11Семья Болконских
Замкнутый характер жизни.
Неприятие праздности и пустословия «высшего общества».
В центре
внимания – духовное развитие личности.
Рассудочный образ жизни – «ум ума».
Определяющим
является понятие чести.
Сдержанность и гордость.
За внешней холодностью отношений скрывается глубокое, искреннее чувство любви.
Марья Болконская
Внешняя некрасивость
героини и ее лучистые глаза.
Ум и образованность.
Способность к самопожертвованию.
Любовь к ближнему.
Патриотизм.
Семейное счастье с Николаем Ростовым как награда.
Николенька Болконский
Сына князя Андрея мы видим в эпилоге мальчиком.
Он уже внимательно слушает Пьера.
В нем происходит какая-то сложная работа чувств и мыслей.
Слайд 13Роль эпилога в романе
Эпилог романа как будто подведение итогов, долгая
остановка после трудной дороги.
Так ли это у Толстого?
Слайд 14Что общего в изображении любимых героев Толстого, что их сближает?
Главные герои в эпилоге показаны в зрелую пору их жизни,
все они самоотверженно служат людям:
обществу или семье, близким. Толстой описывает их с любовью.
Не пропала и безвременно оборвавшаяся жизнь князя Андрея – растёт достойный отца Николенька Болконский.
Слайд 15Дом и семья в понимании Толстого
В эпилоге Толстой показал поэзию
и прозу
семейной жизни в их неразрывной связи.
В семье индивидуальность каждого из героев Толстого не стирается, а расцветает ярче, обогащаясь новыми оттенками, совершенствуясь рядом с чужой индивидуальностью. Так, высокая духовность княжны Марьи, ее ум не исчезают в новом положении жены и матери, но направляются с еще большей силой на устроение семьи.
Решительность и пылкость Николая уравновешиваются под влиянием жены самообладанием и проявляются более осмысленно.
Слайд 16Дом и семья в понимании Толстого
Эмоциональность и
душевность Наташи кажется особенно ценной рядом с интеллектуальными усилиями Пьера,
его постоянной духовной работой. Чем богаче и своеобразнее личность одного человека, тем больше источников любви находит в ней другой человек.
Так Толстой развивает свою мысль семейную, показывая, что гармоничное существование личности возможно только в условиях мира (семейного). Этот мир подвижен и неспокоен, но в нем царят начала любви и общность в понимании главных ценностей жизни.
Мысль семейная в романе-эпопее неотделима
от мысли народной.
Слайд 17Что такое народность в понимании Толстого?
Народность состоит не в том,
чтобы как-то специально заботиться о народе или подражать ему, а
в том, чтобы строить жизнь на общих со всем народом основаниях.
Народность в романе раскрывается не только в рачительном хозяйствовании Николая, кормлении грудью Наташей своих детей, но и в терпеливом отношении всех к старой графине, в смирении княжной Марьей неприязни к Соне, в подчинении Пьера интересам семьи.
Слайд 18Как проявляется в эпилоге единство частного и исторического?
«Как солнце и
каждый атом эфира есть шар, законченный в самом себе и
вместе с тем только атом недоступного человеку по огромности целого, — так и каждая личность носит в самой себе свои цели и между тем носит их для того, чтобы служить недоступным человеку целям общим».
Так снова Толстой повторяет свою любимую мысль об участии каждого человека своей частной судьбой в общем ходе истории.
Слайд 20Почему Толстой отказался
от первоначального названия
«Все хорошо, что хорошо
кончается»
Вместо мысли об остановке, пусть даже счастливой, в
заглавии воплотилась мысль о бесконечном движении истории, вселенной, человеческого духа.
Слайд 21Домашнее задание
Прочитать рассказ А.П.Чехова «Ионыч».