Слайд 1
Рекомендации по работе со школьниками, испытывающими трудности в обучении
Слайд 2
Ученик может отставать в обучении по разным зависящим и независящим
от него причинам:
*слабое общее физическое развитие, наличие хронических заболеваний и
пропуски занятий по болезни;
*педагогическая запущенность: отсутствие у ребенка наработанных общеучебных умений и навыков за предыдущие годы обучения, низкая техника чтения, письма, счета, отсутствие навыков самостоятельности в работе и др;
Слайд 3Сигналы начала неуспеваемости учащихся
Ученик не может сказать, в чем трудность
задачи, наметить план ее решения, решить задачу самостоятельно, указать, что
получено нового в результате ее решения. Ученик не может ответить на вопросы по тексту, сказать, что нового он из него узнал. Эти признаки могут быть обнаружены при решении задач, чтении текстов и слушании объяснения учителя.
Ученик не задает вопросов по существу изучаемого, не делает попыток найти и не читает дополнительных к учебнику источников. Эти признаки проявляются при решении задач, восприятии текстов, в те моменты, когда учитель рекомендует литературу для чтения.
Ученик не активен и отвлекается в те моменты урока, когда идет поиск, требуется напряжение мысли, преодоление трудностей. Эти признаки могут быть замечены при решении задач, при восприятии объяснения учителя, в ситуации выбора по желанию задания для самостоятельной работы.
Ученик не реагирует эмоционально (мимикой и жестами) на успехи и неудачи, не может дать оценки своей работе, не контролирует себя.
Ученик не может объяснить цель выполняемого им упражнения, сказать, на какое правило оно дано, не выполняет предписаний правила, пропускает действия, путает их порядок, не может проверить полученный результат и ход работы. Эти признаки проявляются при выполнении упражнений, а также при выполнении действий в составе более сложной деятельности.
6. Ученик не может воспроизвести определения понятий, формул, доказательств, не может, излагая систему понятий, отойти от готового текста; не понимает текста, построенного на изученной системе понятий. Эти признаки проявляются при постановке учащимся соответствующих вопросов.
Слайд 4Основные способы обнаружения отставаний учащихся
наблюдения за реакциями учащихся на трудности
в работе, на успехи и неудачи;
вопросы учителя и его требования
сформулировать то или иное положение;
обучающие самостоятельные работы в классе. При проведении самостоятельных работ учитель получает материал для суждения как о результатах деятельности, так и о ходе ее протекания. Он наблюдает за работой учащихся, выслушивает и отвечает на их вопросы, иногда помогает.
Слайд 5Основные признаки неуспеваемости учащихся
Наличие пробелов в фактических знаниях и специальных
для данного предмета умениях, которые не позволяют охарактеризовать существенные элементы
изучаемых понятий, законов, теорий, а также осуществить необходимые практические действия.
Наличие пробелов в навыках учебно-познавательной деятельности, снижающих темп работы настолько, что ученик не может за отведенное время овладеть необходимым объемом знаний, умений и навыков.
Недостаточный уровень развития и воспитанности личностных качеств, не позволяющий ученику проявлять самостоятельность, настойчивость, организованность и другие качества, необходимые для успешного учения.
Слайд 6Оптимальная система мер по оказанию помощи неуспевающему школьнику
Помощь в планировании
учебной деятельности (планирование повторения и выполнения минимума упражнений для ликвидации
пробелов, алгоритмизация учебной деятельности по анализу и устранению типичных ошибок и пр.).
Дополнительное инструктирование в ходе учебной деятельности.
Стимулирование учебной деятельности (поощрение, создание ситуаций успеха, побуждение к активному труду и др.).
Контроль за учебной деятельностью (более частый опрос ученика, проверка всех домашних заданий, активизация самоконтроля в учебной деятельности и др.).
Организация различных форм взаимопомощи.
Дополнительные занятия с учеником учителя.
Формирование в классе групп учебного риска.
Консультирование родителей
Обращение в школьный ППк
Слайд 7Методы стимулирования учащихся в целях предупреждения отставания и неуспеваемости
1 группа
(посредством содержания)
Особый подход к освещению учебного материала, характер его преподнесения:
а)
эмоционально-образный;
б) аналитический (разъяснительный);
в) деловой;
г) необычный.
Использование, показ, подчеркивание различных элементов, привлекательных сторон содержания:
а) важность отдельных частей;
б) трудность, сложность;
в) новизна, познавательность материала;
г) историзм, современные достижения науки;
д) интересные факты, противоречия, парадоксы.
Задания с интересным содержанием, занимательными вопросами.
Показ значимости знаний, умений:
а) общественной б) личностной
5. Межпредметные связи
Слайд 8Методы стимулирования учащихся в целях предупреждения отставания и неуспеваемости
2 группа
(посредством организации деятельности)
Целевая установка на работу, ее краткая
характеристика, постановка задач
Предъявление требований к учащимся. По содержанию: к дисциплине, к работе; по форме: развернутые, свернутые (указания, замечания, мимика); единые и индивидуально-групповые, общие и детальные, прямые и косвенные.
Характер деятельности (копирующий, репродуктивный, творческий)
Создание ситуаций различного характера: интеллектуального, игрового, эмоционального.
Анализ ошибок и оказание необходимой помощи.
контроль за деятельностью учащегося (тщательный, беглый), взаимо- и самоконтроль, оценка.
Четкое использование ТСО, ИКТ, наглядности, дидактических материалов, красочных пособий и т.д.
Слайд 9Методы стимулирования учащихся в целях предупреждения отставания и неуспеваемости
3 группа
(посредством воспитательных воздействий в плане общения, отношения, внимания)
Показ достижений и
недостатков в развитии личности, проявление доверия к силам и возможностям учащихся.
проявление личного отношения учителя к ученику, классу, высказывание собственного мнения.
Проявление учителем собственных качеств, данных личности ( в плане общения, эрудиции, отношения к предмету, деловых качеств…) и побуждение учащихся к подобным проявлениям
Организация дружеских взаимоотношений в коллективе (взаимопроверка, обмен мнениями, взаимопомощь)
Слайд 10Оказание помощи неуспевающему ученику на уроке
В процессе контроля за подготовленностью
учащихся:
Создание атмосферы особой доброжелательности при опросе.
Снижение темпа опроса, разрешение дольше
готовиться у доски или работать по индивидуальной карточке на месте.
Предложение учащимся примерного плана ответа.
Разрешение пользоваться наглядными пособиями, помогающими излагать суть явления.
Стимулирование оценкой, подбадриванием, похвалой.
Слайд 11Оказание помощи неуспевающему ученику на уроке
При изложении нового материала
Применение мер
поддержания интереса к усвоению темы
Более частое обращение к слабоуспевающим с
вопросами, выясняющими степень понимания ими учебного материала.
Привлечение их в качестве помощников при подготовке приборов, опытов и т.д.
Привлечение к высказыванию предложений при проблемном обучении, к выводам и обобщениям или объяснению сути проблемы, высказанной сильным учеником.
Слайд 12Оказание помощи неуспевающему ученику на уроке
При организации самостоятельной работы
Выбор для
групп слабоуспевающих наиболее рациональной системы упражнений, а не механическое увеличение
их числа.
Более подробное объяснение последовательности выполнения задания.
Предупреждение о возможных затруднениях, использование карточек-консультаций, карточек с направляющим планом действий.
Ссылка на аналогичное задание, выполненное ранее.
Напоминание приема и способа выполнения задания.
Инструктирование о рациональных путях выполнения заданий, требованиях к их оформлению.
Слайд 13Оказание помощи неуспевающему ученику на уроке
В ходе самостоятельной работы на
уроке
Разбивка заданий на дозы, этапы, выделение в сложных заданиях ряда
простых.
Указание на необходимость актуализировать то или иное правило.
Ссылка на правила и свойства, которые необходимы для решения задач, упражнений.
Стимулирование самостоятельных действий слабоуспевающих.
Более тщательный контроль за их деятельностью, указание на ошибки, проверка, исправление.
Слайд 14Оказание помощи неуспевающему ученику на уроке
1. При опросе слабоуспевающим школьникам
даётся примерный план ответа, разрешается пользоваться планом, составленным дома, больше
времени готовиться к ответу у доски, делать предварительные записи, пользоваться наглядными пособиями.
2. Ученикам задаются наводящие вопросы, помогающие последовательно излагать материал.
3. При опросе создаются специальные ситуации успеха.
4. Периодически проверяется усвоение материала по темам уроков, на которых ученик отсутствовал.
5. Входе опроса и при анализе его результатов обеспечивается атмосфера благожелательности.
Слайд 15Оказание помощи неуспевающему ученику на уроке
В процессе
изучения нового материала внимание слабоуспевающих концентрируется на наиболее важных и
сложных разделах изучаемой темы, учитель должен чаще обращаться к ним с вопросами на понимание привлекать их в качестве помощников, стимулировать вопросы учеников при затруднении в освоении нового материала.
В ходе самостоятельной работы слабоуспевающим даются упражнения, направленные на устранение ошибок, допускаемых ими при ответах или в письменных работах: отмечаются положительные моменты в их работе для стимулирования новых усилий, отмечаются типичные затруднения в работе и указываются способы их устранения, оказывается помощь с одновременным развитием самостоятельности.
При организации домашней работы для слабоуспевающих школьников подбираются задания по осознанию и исправлению ошибок: проводится подробный инструктаж о порядке выполнения домашнего задания, при необходимости предлагаются карточки консультации, даются задания по повторению материала, который потребуется для изучения нового. Объём домашних заданий рассчитывается так, чтобы не допустить перегрузки школьников.