Слайд 1Воздухораспределитель 242 - 1
пассажирский
Раздел: «Приборы торможения»
Тема: «Устройство и работа воздухораспределителя
усл. №242 - 1»
Преподаватель Горьковского
учебного центра профессиональных квалификаций Беляков А.Л.
2014 год
Слайд 2
Устройство
Горьковский учебный центр профессиональных квалификаций, преподаватель Беляков А.Л.
Слайд 3Воздухораспределитель 242 - 1
пассажирский
Горьковский учебный центр профессиональных квалификаций,
преподаватель Беляков А.Л.
ВР состоит из двух частей — переходника с
ускорителем экстренного торможения №241.020 и главной части № 242.010 с переключателем режима работы
ТЕХНИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА:
Тип автоматический с бесступенча-тым отпуском.
Время наполнения ТЦ при экстрен-ном торможении до давления 3,5 кгс/см2, с:
На режиме «К»..……………..….5-7
на режиме «Д»………………….12-16
Время отпуска после экстренного торможения до давления в ТЦ 0,4 кгс/см2, с:
на режиме «К»………………..8-12
на режиме «Д»………………..19-24
Примечание: Имеется возможность включать и выключать ускоритель экстренного торможения на любом режиме работы воздухораспреде-лителя.
Слайд 4Воздухораспределитель 242 - 1
пассажирский
Горьковский учебный центр профессиональных квалификаций,
преподаватель Беляков А.Л.
Слайд 5Воздухораспределитель 242 - 1
пассажирский
Горьковский учебный центр профессиональных квалификаций,
преподаватель Беляков А.Л.
Воздухораспределитель № 242-1 имеет три режима работы:
-
короткосоставный («К»);
- длинносоставный («Д») ;
- ускоритель экстренного торможения выключен («УВ»).
Ограничитель дополнительной разрядки
Главный поршень
Слайд 6Воздухораспределитель 242 - 1
пассажирский
Горьковский учебный центр профессиональных квалификаций,
преподаватель Беляков А.Л.
Включают ускоритель ключом, ввернув упорку устройства по часовой
стрелке до упора, а отключают также ключом, вывернув упорку против часовой стрелки до упора.
Слайд 7
Исходное положение
Горьковский учебный центр профессиональных квалификаций, преподаватель Беляков А.Л.
Слайд 8Воздухораспределитель 242 - 1
исходное положение
Горьковский учебный центр профессиональных
квалификаций, преподаватель Беляков А.Л.
.
Когда сжатый воздух в ТМ отсутствует, главный
поршень 11 занимает среднее положение. При этом выпускной клапан 8 закрыт усилием пружины 7, а клапан 12 дополнительной разрядки ТМ — усилием пружины 13. Поршень 5 ограничителя дополнительной разрядки ТМ под усилием своей пружины занимает крайнее верхнее положение, при котором манжета поршня открывает калиброванное отверстие 6. Через это отверстие, а также через калиброванное отверстие 16 полость У2 сообщается с полостью У1, а ТЦ — с атмосферой Ат1.
Слайд 9Воздухораспределитель 242 - 1
исходное положение
Горьковский учебный центр профессиональных
квалификаций, преподаватель Беляков А.Л.
.
Клапан 27 ограничения дополнительной разрядки открыт, а
осевой канал в штоке 28 сообщает ЗР с ТМ через фильтр 4. Тормозной клапан 18 переключателя режимов работы открыт штоком поршня 15, сдвинутого влево под действием пружины. Срывной клапан 19 и поршень 23 под усилием большой пружины 22 и малой 21, занимают крайнее верхнее положение, а клапан 26 перекрывает осевой канал полого штока поршня 23.
Слайд 10
Действие при зарядке
Горьковский учебный центр профессиональных квалификаций, преподаватель Беляков
А.Л.
Слайд 11Воздухораспределитель 242 - 1
действие при зарядке
Горьковский учебный
центр профессиональных квалификаций, преподаватель Беляков А.Л.
.
При зарядке сжатый воздух из
ТМ поступает в камеру У4 и через фильтр 4 по каналу «а» в магистральную камеру МК. Главный поршень 11 перемещается вверх и отжимает от седла выпускной клапан 8. Одновременно сжатый воздух из ТМ по осевому каналу в штоке 28 и каналу через калиброванное отверстие 3 поступает в ЗР и далее по каналу 6 в золотниковую камеру (ЗК) и в полый стержень 9. При зарядке ускорительная камера (УК) заряжается через колпачковый фильтр 2 и калиброванное отверстие 1.
Слайд 12Воздухораспределитель 242 - 1
действие при зарядке
Горьковский учебный
центр профессиональных квалификаций, преподаватель Беляков А.Л.
После окончания зарядки тормоза, когда
давления в МК и ЗК выравниваются, главный поршень 11 перемещает-ся вниз. При этом выпускной клапан 8 под действием пружины 7 также перемещается вниз (опускается на сед-ло). В поездном положении ТМ сообщается с ЗР через калиброванное отверстие 3, а ТЦ продолжает сообщать-ся с Ат1 по каналу Л через открытый тормозной клапан 18, каналы Г и Д, полость У2 и калиброванное отверстие 6.
Слайд 13
Служебное торможение
Горьковский учебный центр профессиональных квалификаций, преподаватель Беляков А.Л.
Слайд 14Воздухораспределитель 242 - 1
служебное торможение
Горьковский учебный центр профессиональных
квалификаций, преподаватель Беляков А.Л.
При разрядке ТМ и камеры У4 темпом
служебного торможения сжатый воздух из УК через калиброванное отверстие 1 успевает перетекать в камеру У4, не вызывая перемещения вниз поршня 25 ускорителя экстренного торможения. При этом понижается также давление в МК. Главный поршень 11 перемещается вниз под действием давления со стороны ЗК и своим толкателем открывает клапан 12 дополнительной разрядки ТМ. Сжатый воздух из ТМ и МК начинает выходить в атмосферу Ат1 через открытый клапан 12 и далее по каналу «к», открытый клапан 27 и далее по каналам Г и Д.
Слайд 15Воздухораспределитель 242 - 1
служебное торможение
Горьковский учебный центр профессиональных
квалификаций, преподаватель Беляков А.Л.
По каналу «л» сжатый воздух частично попадает
в ТЦ. Происходит дополнительная разрядка ТМ, в результате чего главный поршень 11 продолжает перемещаться вниз. Полый стержень 9 отходит от уплотнения выпускного клапана 8 и сообщает ЗР и ЗК с ТЦ по осевому каналу стержня 9, каналу «г», открытому тормозному клапану 18 и каналу «л». Одновременно с этим по каналу «д» воздух поступает в камеру У2. Когда давление в камере У2 повышается, поршень 5 перемещается вниз и закрывает клапан 27 ограничения дополнительной разрядки, а резиновая манжета поршня 5 перекрывает калиброванное отверстие 6, изолируя от атмосферы канал «д».
.
Слайд 16Воздухораспределитель 242 - 1
служебное торможение
Горьковский учебный центр профессиональных
квалификаций, преподаватель Беляков А.Л.
В результате дополнительная разрядка ТМ прекращается. Во
время перемещения штока 28 вниз его радиальные отверстия перекрываются резиновыми манжетами и разобщают ТМ и ЗР. По мере наполнения ТЦ постепенно через калиброванное отверстие 16 заполняется сжатым воздухом камера У1 переключателя режимов работы.
Слайд 17Воздухораспределитель 242 - 1
служебное торможение
Горьковский учебный центр профессиональных
квалификаций, преподаватель Беляков А.Л.
В режиме «Д» за время повышения давления
в камере У1 до величины, уравновешивающей усилие пружины на поршень 15 переключателя режимов, происходит быстрое начальное повышение давления в ТЦ. Когда давле-ние воздуха на поршень 15 из камеры У1 уравновесит усилие пружины, тормозной клапан 18 закрывается. Дальнейшее наполнение ТЦ осуществляется через осевой канал тормозного клапана 18.
Слайд 18Воздухораспределитель 242 - 1
служебное торможение
Горьковский учебный центр профессиональных
квалификаций, преподаватель Беляков А.Л.
В режиме «К» упорка переключателя разворачивается на
90° и не позволяет перемещаться поршню 15 вправо, поэтому тормозной клапан 18 остается постоянно открытым.
Слайд 19
Перекрыша
Горьковский учебный центр профессиональных квалификаций, преподаватель Беляков А.Л.
Слайд 20Воздухораспределитель 242 - 1
служебное торможение
Горьковский учебный центр профессиональных
квалификаций, преподаватель Беляков А.Л.
Наполнение ТЦ сжатым воздухом продолжается до выравнивания
усилий, действующих на главный поршень 11 со стороны МК и ЗК. Вследствие этого поршень 11 перемещается вверх под усилием пружины 13, и осевой канал полого стержня 9 перекрывается выпускным клапаном 8. Одновременно закрывается клапан 12 дополнительной разрядки ТМ. Наступает перекрыша.
Слайд 21
Экстренное торможение
Горьковский учебный центр профессиональных квалификаций, преподаватель Беляков А.Л.
Слайд 22Воздухораспределитель 242 - 1
экстренное торможение
Горьковский учебный центр профессиональных
квалификаций, преподаватель Беляков А.Л.
При разрядке ТМ темпом экстренного торможения (таким
же темпом понижается давление и в МК) сжатый воздух из УК не успевает перетекать в магистральную камеру У4 ускорителя экстренного торможения через калиброванное отверстие 1. Избыточным давлением из УК поршень 25 ускорителя перемещается вниз, открывая срывной клапан 19. Начинается дополнительная разрядка ТМ в атмосферу Ат3. После разрядки УК через отверстие 1 срывной клапан 19 закрывается усилием пружины 22. При понижении давления в МК главный поршень 11 сразу перемещается в крайнее нижнее положение под действием давления со стороны ЗК.
Слайд 23Воздухораспределитель 242 - 1
экстренное торможение
Горьковский учебный центр профессиональных
квалификаций, преподаватель Беляков А.Л.
Полый стержень 9 отходит вниз от уплотнения
выпускного клапана 8 и сообщает ЗР с ТЦ по каналам б, осевому каналу штока 9, каналу г, открытому тормозному клапану 18 и каналу л. Воздух из ЗР проходит по каналу д также и в камеру У2. При этом поршень 5 перемещается вниз и закрывает клапан ограничения дополнительной разрядки 27. Резиновая манжета поршня 5 перекрывает отверстие 6, закрывая выход в атмосферу. При перемещении вниз штока 28 его радиальные отверстия перекрываются резиновыми манжетами, чем разобщаются ТМ и ЗР.
Слайд 24
Отпуск тормоза
Горьковский учебный центр профессиональных квалификаций, преподаватель Беляков А.Л.
Слайд 25Воздухораспределитель 242 - 1
отпуск тормоза
Горьковский учебный центр профессиональных
квалификаций, преподаватель Беляков А.Л.
При повышении давления в ТМ поршень 11
перемещается вверх и открывает выпускной клапан 8, который сообщает ТЦ с атмосферой Ат2 по каналам л, г и осевому каналу тормозного клапана 18 (на длинносоставном режиме). Время отпуска определяется размером поперечного сечения осевого канала, так как тормозной клапан 18 открывается только в конце процесса отпуска, когда давление воздуха в камере У1 на поршень 15 станет меньше усилия пружины.
Слайд 26Воздухораспределитель 242 - 1
отпуск тормоза
Горьковский учебный центр профессиональных
квалификаций, преподаватель Беляков А.Л.
Одновременно по каналу д через открытый клапан
8 выходит в атмосферу Ат2 воздух и из камеры У2, вследствие чего поршень 5 перемещается вверх под усилием своей пружины. Резиновая манжета поршня 5 открывает калиброванное отверстие 6, осевой канал штока 28 сообщает ТМ и ЗР, а клапан 27 ограничения дополнительной разрядки отходит от седла вверх. Начинается процесс зарядки ЗР и ЗК из ТМ через фильтр 4. Когда разница давлений в МК и ЗК станет малой, главный поршень 11 переместится в первоначальное среднее положение, при котором выпускной клапан 8 закроется.
Слайд 27Воздухораспределитель 242 - 1
отпуск тормоза
Горьковский учебный центр профессиональных
квалификаций, преподаватель Беляков А.Л.
Если к этому времени не произойдет полного
опорожнения ТЦ, то оставшийся в нем сжатый воздух выходит в атмосферу Ат1 через калиброванное отверстие 6 и камеру У2. Для ускорения процесса отпуска кратковременно повышают давление в ТМ выше зарядного. На такую же величину увеличивается давление в камере У4 и в ускорительной камере УК. Под действием сверхзарядного давления в камере У4 клапан 23, сжимая пружину 21, опускается вниз вместе с полым штоком, который отходит от клапана 26.
Слайд 28Воздухораспределитель 242 - 1
отпуск тормоза
Горьковский учебный центр профессиональных
квалификаций, преподаватель Беляков А.Л.
При этом осевой канал в штоке открывается.
В результате УК сообщается с камерой У4 не только через калиброванное отверстие 1, но и через осевой канал большого сечения.
В процессе ликвидации сверхзарядного давления в ТМ до нормального зарядного сжатый воздух успевает перетекать из УК в магистральную камеру У4. Поршень 25 остается на месте, и ускоритель не срывается на экстренное торможение.