Слайд 1Возможности использования
нейропсихологической коррекции
в процессе психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ
Ануфриева Инна Михайловна
педагог-психолог МДОБУ «ДСКВ «Южный», Всеволожск
Слайд 2Психолого-педагогическое сопровождение эффективно лишь в том случае, когда учитываются объективные
законы развития, которые включают
основные закономерности развития мозга ребенка, изучаемые
нейропсихологией детского возраста.
А.В. Семенович
Слайд 3Психологическое развитие ребенка:
Развитие нервной системы,
Развитие психических процессов
Развитие
различных систем организма.
Слайд 4Психологическое развитие ребенка:
«МОЗГО- ПСИХО-ТЕЛО»
это триединство, которое с первых
секунд внутриутробного развития начинает формироваться по единому плану.
любое эффективное
психолого-педагогическое сопровождение должно быть таким же триединым!
Слайд 6Основной контингент
детей с ОВЗ
Дети без грубого неврологического статуса.
ОНР
– 80%
ЗРР
ЗПР
СДВГ
ММД
дети с гипертензионным синдромом.
Слайд 7Основные симптомы этой группы детей
(что заметно родителям и педагогам)
неловкость, неуклюжесть
- постоянные спотыкания и «травмы» на ровном месте;
долго не
могут овладеть элементарными навыками (держать игрушку, ложку, карандаш, манипулировать со шнурками и пуговицами);
долго остаются недоступными раскрашивание, рисование, использование ножниц;
при любом занятии ребенок напрягается всем телом и совершает много ненужных движений;
поздно начинают говорить, речь их невнятна, ограничен словарный запас
Слайд 8Основные симптомы этой группы детей
трудности в усвоении материала
недостаточность мелкой и
крупной моторики
различные виды невротических реакций (страхи, тики, заикание и т.д.)
эмоциональная
неустойчивость
чрезмерная активность
проблемы с устойчивостью, концентрацией внимания.
речевые нарушения.
Слайд 9Нейропсихологические занятия и взрослым хороши!!!!!
НО!
Дошкольный период детства — самое лучшее
время, т.к. все системы мозга и организма еще очень пластичны!!!!!
Слайд 11Метод замещающего онтогенеза (МЗО)
Базовая нейропсихологическая технология, направленная на активизацию
всех ресурсов пластичности мозга.
Основной принцип:
планомерное ретроспективное воспроизведение тех
участков (периодов) развития ребенка, которые по тем или иным причинам не были полностью освоены.
Слайд 12Метод замещающего онтогенеза (МЗО)
4 компонента:
1. Формирование произвольной саморегуляции и
коммуникативных потребностей ребенка.
2. Формирование психосоматического каркаса личности.
3. Формирование психомоторных координаций.
4.
Формирование познавательной компетентности во всех ее проявлениях.
Слайд 13Метод замещающего онтогенеза (МЗО)
Они должны внедряться в психолого-педагогическое сопровождение
единовременно и точно в такой последовательности, как это представлено в
разнообразных программах
(А.В.Семенович, М.М.Семаго, В.С.Колганова, Е.В. Пивоварова)
Это принципиальное требование.
Почему?
Структура МЗО полностью повторяет основные этапы психологического развития ребенка.
Слайд 14Трудности введения нейрокоррекции
в ДОУ
Массовая работа педагога-психолога в ДОУ
На 1
ставку педагога-психолога в ленинградской области приходится 4 группы детей с
ОВЗ, при этом количество этих детей в каждой комбинированной группе не ограничено.
50-60 детей и более на ставку.
2. Необходимость регулярных занятий для эффективности (3-6 раз в неделю).
Слайд 15Надежда педагогов-психологов ДОУ ))
Изменения! Приказ Минпросвещения №32 от 21.01.2019 относительно
работы специалистов коррекционного профиля в условиях реализации дошкольных программ
«При получении
дошкольного образования детьми с ОВЗ в группах комбинированной направленности для организации непрерывной образовательной деятельности и коррекционных занятий с учетом особенностей детей в штатное расписание вводятся штатные единицы специалистов: …..педагог-психолог…., из расчета 1 штатная единица: ……педагога-психолога
на каждые 20 обучающихся с ОВЗ..»
В компенсирующих – 2 группы
Слайд 16Возможности в ДОУ
1. Рабочая программа педагога-психолога – элементы нейрокоррекции (последовательность!)
2.Совместная
работа с родителями!!!!!!
Слайд 17Кому показана нейрокоррекция
ЗПР различной этиологии,
трудности формирования
регуляторных функций, произвольного внимания и контроля (СДВГ),
«мягкая» органическая
симптоматика
эмоционально-личностные особенности, свидетельствующие об искаженном типе развития,
неустойчивость стато-кинетического баланса, слабость сенсомоторного базиса развития.
Программа может быть использована для оказания помощи детям с социальной и/или педагогической запущенностью.
Слайд 18Кому не рекомендована
повышенной эпилептической готовностью
с детьми с другими
клиническими диагнозами (психиатрическими или общепатологическими), а также с детьми с
генетическими синдромами.
С осторожностью следует выполнять упражнения детям с дисплазией соединительной ткани,
Серьезной сердечной недостаточностью (только при сопровождении ведущего специалиста)
и детям с бронхиальной астмой.
Слайд 19Условия занятий
Предварительное знакомство с медкартой и обсуждение с родителями медицинских
противопоказаний
Предварительная нейродиагностика (какие блоки мозга нарушены)
Включенность родителей (регулярность). Самостоятельность
выполнения по раздаточному материалу дома
Использование стихов, сказок, персонажей и прочего «волшебства».
Резиночка на левой руке
Обязательное завершение занятия рисунком или игрой нестандартной (барабашка, дзингба, 3 кота и тп)
Слайд 20Оборудование
1. Маты (коврик). Для ползания и растяжек
2. Фитбол, гимнастический шар.
От 0,75-1 метр диаметром.
Слайд 21Обязательные блоКИ ЗАНЯТИЙ
1. Дыхательные упражнения:
Цель:
фОрмирование у детей
базовых составляющих
произвольной саморегуляции.
4-фазное диафрагмальное дыхание:
вдох-задержка-выдох-задержка
Слайд 22Обязательные блоКИ ЗАНЯТИЙ
2. Глазодвигательные упражнения:
Цель:
расширить поле зрения,
улучшить восприятие.
межполушарное взаимодействие
«развязать синкинезии»
Слайд 23
Обязательные блоКИ ЗАНЯТИЙ
3. Растяжки и упражнения двигательного
репертуара:
Цель:
Оптимизация тонуса
(гипер и гипо тонус)
межполушарное взаимодействие
«развязка синкинезий»
Слайд 30Литература:
!!!СЕМЕНОВИЧ А.В. Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте
Глозман Ж.М.,
Потанина А.Ю., Соболева А.Е. Нейропсихологическая диагностика в дошкольном возрасте
Семаго Н.Я., Семаго М.М.Диагностический альбом для
оценки развития познавательной деятельности ребенка
Колганова В., Пивоварова Е. Нейропсихологические занятия с детьми. Часть 1,2