Слайд 1ВОЗРАСТНАЯ ПСИХОЛОГИЯ
Общие понятия
Возрастные периоды
кризисы
Слайд 2Процесс развития психических функций и личности на протяжении всей жизни
человека.
Дает характеристику разных возрастных периодов
В возрастной психологии изучаются возрастные закономерности
общие для всех
Что изучает возрастная психология?
Слайд 3отрасль __________ , которая изучает психологические особенности формирования ________ на
разных ______________ этапах.
Возрастная психология - это
Слайд 4отрасль психологии, которая изучает психологические особенности формирования личности на разных
возрастных этапах.
Возрастная психология - это
Слайд 5(англ. developmental psychology) – раздел психологии, в котором изучаются вопросы
развития психики в онтогенезе, закономерности перехода от одного периода психического
развития к другому.
Возрастная психология - это
Слайд 7Объект – индивид, принадлежащий к определенной ____________ группе.
Предмет – особенности
и закономерности психического развития человека в течение всей его жизни
на различных _____________ этапах.
Слайд 8Объект – индивид, принадлежащий к определенной возрастной группе.
Предмет – особенности
и закономерности психического развития человека в течение всей его жизни
на различных возрастных этапах.
Слайд 9Методы возрастной психологии
Слайд 10Методы возрастной психологии
Лонгитюдный метод (метод продольных срезов) предполагает организацию исследования,
при которой одни и те же испытуемые наблюдаются на протяжении
установленного периода.
Метод поперечных срезов – метод изучения развития, при котором выборка лиц одного возраста наблюдается и сравнивается с одной или несколькими выборками других возрастных групп.
Комбинированный метод (когортно-последовательный план) предполагает объединение метода поперечных срезов и лонгитюдного метода в один комбинированный план, при котором люди, принадлежащие к нескольким возрастным когортам, наблюдаются периодически на протяжении длительного периода.
Слайд 11Методы сбора данных в возрастной психологии
Наблюдение - целенаправленное и планомерное
фиксирование психологических фактов в естественных условиях повседневной жизни человека.
Тесты достижений
и способностей - форма измерения физических и когнитивных аспектов развития.
Методики самоотчета используются для выявления мнений и типичных форм поведения опрашиваемого.
Проективные методики используются для изучения эмоциональной, потребностно-мотивационной сферы.
Социометрические методы направлены на определение статуса личности в группе, показателей эмоциональной экспансии.
Метод эксперимента состоит в организации целенаправленного наблюдения, когда по плану исследователя изменяется частично ситуация, в которой находятся участники эксперимента – испытуемые: естественный, лабораторный эксперимент.
Слайд 12Факторы развития психики
Биологический
наследственность
Темперамент, задатки способностей
Среда
Природная среда
Социальная среда
Слайд 13Понятие возраста и его характеристика
Возраст – это категория, служащая для
обозначения временных характеристик индивидуального развития.
Возраст – продолжительность жизни от момента
рождения живого организма до настоящего или любого другого определенного времени.
Слайд 14Возраст
Хронологический
(паспортный)
Психологический
Умственный возраст
Социальная зрелость
Эмоциональная зрелость
Биологический
Слайд 15Основные группы периодизации развития в отечественной и зарубежной психологии
(Л.С. Выготский)
I.
Построение периодизации НА ОСНОВЕ ВНЕШНЕГО, НО СВЯЗАННОГО С САМИМ ПРОЦЕССОМ РАЗВИТИЯ КРИТЕРИЯ
(Биогенетический принцип).
II. Построение периодизации на основе ОДНОГО, ПРОИЗВОЛЬНО ВЫБРАННОГО автором, ВНУТРЕННЕГО критерия.
III. Построение периодизации основе СУЩЕСТВЕННЫХ КРИТЕРИЕВ, признаков.
Слайд 16I. Построение периодизации НА ОСНОВЕ ВНЕШНЕГО, НО СВЯЗАННОГО С САМИМ
ПРОЦЕССОМ РАЗВИТИЯ КРИТЕРИЯ (Биогенетический принцип).
Павел Петрович Блонский
Критерий - появление и смена
зубов.
0-8 мес. - 2,5 года - беззубое детство
2,5 - 6,5. лет - детство молочных зубов
6,5 и старше - детство постоянных зубов (до появления зуба мудрости)
Слайд 17II. Построение периодизации на основе ОДНОГО, ПРОИЗВОЛЬНО ВЫБРАННОГО автором, ВНУТРЕННЕГО
критерия.
Зигмунд Фрейд
Главный источник, двигатель человеческого поведения бессознательное, насыщенное сексуальной энергией.
Детская сексуальность понимается как все, приносящее телесное удовольствие, - поглаживания, сосание, освобождение кишечника и т.д.
Слайд 19Рассматривает ребенка как целостную личность, активно познающую окружающий мир –
мир предметов и человеческих отношений, включая его при этом в
системы отношений: «ребенок-вещь» и «ребенок-взрослый»
Периодизация и закономерности психического развития ребенка
(по Л.С. Выготскому и Д.Б. Эльконину)
III Группа периодизаций выделяет периоды на основе СУЩЕСТВЕННЫХ КРИТЕРИЕВ, признаков.
III. Построение периодизации основе СУЩЕСТВЕННЫХ КРИТЕРИЕВ, признаков.
Слайд 20Рассматривает развитие личности как процесс интеграции в различных социальных группах.
Становление
личности определяется особенностями взаимоотношений ребенка с членами референтной группы.
Ребенок проходит
3 фазы становления личности: адаптация, индивидуализация, интеграция.
Периодизация развития личности по А.В. Петровскому
Слайд 21Периодизация и закономерности психического развития ребенка
Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин
Социальная ситуация развития -
это своеобразное сочетание того, что сформировалось в психике ребенка и
тех отношений, которые устанавливаются у ребенка с социальной средой.
Ведущая деятельность (Леонтьев) - деятельность, которая на данном этапе оказывает наибольшее влияние на развитие психики.
Новообразования - те качественные особенности психики, которые впервые появляются в данный возрастной период.
Слайд 22Она должна быть смыслообразующей для ребенка
В контексте этой деятельности складываются
базовые отношения со взрослыми и сверстниками
В связи с освоением ведущей
деятельности возникают основные новообразования возраста
Признаки ведущей деятельности
Слайд 29Границы, отделяющие начало и конец кризиса от смежных периодов неотчетливы
Трудновоспитуемость
детей
Негативный характер развития
Новообразования критических периодов носят переходный характер
Особенности критических периодов
Л.С.
Выготский: Развитие ребенка – это постоянный переход от одной возрастной ступени к другой, связанный с изменением и построением личности ребенка. Переход от одной возрастной ступени к другой совершается через кризисные периоды.
Слайд 31Эльконин Д.Б.
Гипотеза о периодичности процессов психического развития, которая выражается
в закономерно повторяющейся смене одних периодов другими
В пределах одной
и той же деятельности можно выделить ее этапы:
1. Усвоение мотивов и задач деятельности.
2. Активность ребенка направлена на действия с предметами, их познание.
3. Познание взаимоотношений с людьми. Общение. В процессе общения формируются потребность, мотивы, цели другой складывающейся деятельности
Слайд 32Концепция периодизации развития психики по Д.Б. Эльконину
Слайд 33Кризис новорожденности
(0-2 месяца)
промежуточный период между внутриутробным и внеутробным образом жизни.
Нет
ни единой сложившейся формы поведения
Отделен физически, но связан с ней
физиологически
Причины кризиса новорожденности
Физиологические (рождаясь, ребенок физически отделяется от матери. Он попадает в совершенно иные условия).
Психологические (психика новорожденного ребенка представляет собой набор врожденных безусловных рефлексов, которые помогают ребенку в первые часы его жизни).
Слайд 34Признак кризиса – потеря ребенка в весе
Младенец максимально социальное существо
Основное
новообразование – возникновение индивидуальной психической жизни ребенка (жизнь ребенка становится
индивидуальным существованием, отдельного от материнского организма)
Кризис новорожденности
(0-2 месяца)
Реакция сосредоточения на лице матери - новообразование периода новорожденности – комплекс оживления.
Слайд 35Общее моторное возбуждение при приближении взрослого
Использование крика, плача при привлечении
к себе, то есть возникновение инициативы общения
Обильные вокализации во время
общения с матерью
Реакция улыбки
Комплекс оживления
Слайд 36Младенческий возраст
(2 месяца- 1год)
Ведущий вид деятельности- непосредственно-эмоциональное общение со взрослым
Новообразования
возраста:
к году ребенок произносит первые слова;
Осваивает произвольные действия с
предметами окружающего мира
Слайд 37Речь
Пассивная: ребенок понимает интонацию, часто повторяющиеся конструкции, но сам не
говорит. Устанавливает контакт со взрослыми с помощью плача, гуления, лепета,
жестов.
Автономная: не совпадает с речью взрослых артикуляционно, фонетически («би-би»),по значению (многозначность одних и тех же вокализаций)
Общение возможно только с людьми посвященными в шифр детской речи и в конкретной ситуации
Слайд 38Связана с развитием движения ребенка:
Движущийся глаз
Перемещение в пространстве (переворачивается, поднимает
голову, садится, ползает)
Хватание
Манипулирование предметом
Указательный жест
Произвольность движений и жестов, управляемость
Предметная деятельность
– деятельность с предметами согласно их назначению
Слайд 39Идет через сенсомоторику
Знания о людях и окружающих предметах складываются у
детей на основе информации, полученной от собственных органов чувств и
случайных движений.
Базовая потребность возраста – потребность в безопасности, защищенности.
Умственное развитие
Слайд 40
Работа с учебником
И.Ю. Кулагина, В.Н. Колюцкий Возрастная психология, М,
2004 С. 175-181
Познавательное развитие младенца
Контраст
Движение
Картина мира
Хватание
Узнавание
Воспроизведение
Эмоции
Слайд 41Кризис 1 года
Не понимаю
Не дам
Ходьба
Аффект
всплеск самостоятельности и отсутствие
условий ее удовлетворения – аффективные реакции
ССР «МЫ»
Автономная детская речь
Многозначная и
Ситуативная УА…
Слайд 44Потребность в любви: дети в возрасте от 1 до 3
лет все еще зависят от родителей, они постоянно хотят чувствовать
физическую близость отца и матери.
Ведущая роль в удовлетворении базовой потребности отдается родителю противоположного пола.
3-4 года формирование Эдипова комплекса и комплекса Электры.
Базальная потребность
Слайд 45И.Ю. Кулагина, В.Н. Колюцкий Возрастная психология, М, 2004
С.188-200
Вопросы:
1.развитие психических функций
2.
Эмоциональное развитие
3.Кризис 3-х лет.
Работа с учебником
Слайд 46Работа с учебником
И.Ю. Кулагина, В.Н. Колюцкий Возрастная психология, М,
2004
С. 204-211
Сюжетно-ролевая
Образно - ролевая
Игра по правилам
Дошкольное детство (3-7 лет)
- ведущая деятельность – игра
Слайд 47
Речь
Память
Восприятие
Мышление
Развитие психических
функций у дошкольников
Слайд 48
Работа с учебником
И.Ю. Кулагина, В.Н. Колюцкий Возрастная психология, М,
2004
С. 218- 226
Развитие эмоций, мотивов и самосознания
Слайд 49Личностная
Интеллектуальная
Волевая
Работа с учебником
И.Ю. Кулагина, В.Н. Колюцкий Возрастная психология,
М, 2004
С. 237-245
Готовность ребенка к школе
Слайд 50Готовность ребенка к обучению в школе
Слайд 51Готовность ребенка к обучению в школе
Слайд 52Кризис 7 лет
Возрастные границы младшего школьного возраста с ___ по
____.
Возрастные границы кризиса 7 лет: с _____ по _____.
Продолжите
логическую цепочку:
_______________________ смена ССР __________________________
Слайд 54Признаки кризиса
Переоценка ценностей
(с учебой ценно – с игрой обесценено)
Осознанные переживания
/ обобщенные переживания / комплекс неполноценности
Внутренняя жизнь ребенка (одна отметка
разные дети)
Смысловая ориентировочная основа поступка (поступок-последствие)
Утрата детской непосредственности (кривляние, манерничанье, искусственность)
Слайд 55Ребенок регулирует свое поведение правилами. Раньше покладистый, он вдруг начинает
предъявлять претензии на внимание к себе, поведение становится вычурным.
Ребенок не
владеет своими чувствами (не может сдерживать, но и не умеет управлять ими).
Кризис 7 лет – кризис саморегуляции
Слайд 56Базальная потребность – уважение (младший школьник высказывает претензию на уважение,
на отношение к нему как к взрослому, на признание его
суверенитета)
Дети учатся удовлетворять свои физические и духовные потребности способами, приемлемыми для них самих и тех, с кем они общаются.
Кризис 7 лет – кризис саморегуляции
Слайд 57Ведущая деятельность – учебная
Новообразования: личностная рефлексия (самооценка, самоконтроль), рефлексия интеллектуальная
(ребенок начинает думать об основаниях того, почему он думает так,
не иначе)
Умственное развитие – период конкретных мыслительных операций
Отношения со взрослыми –развиваются стилем общения со стороны взрослых(авторитарный, либеральный, демократический)
Младший школьный возраст
(7-13 лет)
Слайд 58
Отношения со сверстниками (однополые группы)
Игра – принимает социальную окраску, игры
с друзьями занимают больше всего времени
Младший школьный возраст
(7-13
лет)
Слайд 60Учебные мотивы
Широкие социальные мотивы
Познавательная мотивация
Мотивация достижения успеха
Престижная мотивация
Мотивация избегания неудачи
- Компенсаторная мотивация
Слайд 61Развитие психических функций
МЫШЛЕНИЕ (доминирующая функция)
Словесно - логическое
Конкретные операции мышления
наглядный материал (Ж.Пиаже)
10 лет – «теоретики», «практики», «художники»
Развитие
понятийного, или теоретического мышления (решения задач с ориентировкой на внутренние скрытый свойства объектов)
Типы развивающего обучения
Д.Б. Эльконин и В.В. Давыдов
Слайд 62Развитие психических функций
ВОСПРИЯТИЕ
Недостаточно дифференцированно (6 и 9)
Синтезирующее восприятие (2-5лет
стадия перечисления, 6-9 стадия описания, 9-10 стадия интерпретации)
Я ЭТО ВИДЕЛ!
ПАМЯТЬ
Произвольность
Осмысленность
Механическая // Смысловая
ВНИМАНИЕ
Слайд 63САМООЦЕНКА
Чувство компетентности - центральное новообразование младшего школьного возраста
Успеваемость
Общение учителя с
классом
Семейные ценности
Уровень притязаний
Слайд 64
Характеризуется:
Половое созревание (перепады, неравномерность)
Падением успеваемости
Снижением работоспособности
Дисгармоничностью во внутреннем строении личности
Негативизмом
(ребенок склонен к ссорам, враждебен, испытывает внутреннее беспокойство, стремление к
самоизоляции)
Кризис 13 лет (пубертатный кризис) – кризис социального развития
Слайд 65Кризис 13 лет (пубертатный кризис) – кризис социального развития
Образ физического
«Я»
Акселерация – благо для личностного развития
Слайд 66ведущая деятельность – интимно-личностное общение
Подростковый возраст
(13-16 лет)
Слайд 67Формирование Мы –концепции
Формирование референтных групп
Чувство взрослости:
а) эмансипация от родителей
б) новое
отношение к учению
в)романтические отношения со сверстниками
г) внешний облик и манера
одеваться
Основные новообразования
Слайд 68Формы самосознания
Чувство взрослости
Отношение к себе как взрослому
«Я - концепция»
Система
внутренне согласованных представлений о себе (15 лет)
Социальная мимикрия
Слайд 69Формы самосознания
Чувство взрослости
Отношение к себе как взрослому
«Я - концепция»
Система
внутренне согласованных представлений о себе (15 лет)
Внутренний мир
Личностная рефлексия
Самоанализ
Самокопание
Склонность к
уединению
Тоска
Одиночество
Я – реальное
Я - идеальное
Слайд 70
Работа с учебником
И.Ю. Кулагина, В.Н. Колюцкий Возрастная психология, М,
2004
С. 294 - 303
Подростковые реакции
Увлечения
Предположи и сравни
Увлечения интеллектуально-эстетические
Эгоцентрические (оригинальность)
Лидерские
увлечения
Телесно-мануальные
Накопительские
Информативно – коммуникативные
Слайд 71
Работа с учебником
И.Ю. Кулагина, В.Н. Колюцкий Возрастная психология, М,
2004
С. 294 - 303
Подростковые реакции
Общение со сверстниками
Друг психотерапевт и соратник
по палате
Не палата, а целое отделение (референтная группа)
Общение со взрослыми
Эмансипация (врач нам враг)
Противоречивое воспитание
(Тетя Света)
Слайд 721 вариант
Сформулируйте рекомендации для родителей по подготовке положительного отношения ребенка
к школе.
Перечислите новообразования подросткового возраста.
Дайте характеристику эмоционально-волевой готовности
ребенка к школе.
2 вариант
Охарактеризуйте особенности кризиса 7 –и лет.
Дайте характеристику личностной готовности ребенка к школе.
Сформулируйте рекомендации родителям подростка по взаимодействию с ним.
Вопросы на экзамен