Слайд 1Возрастные особенности детей школьного возраста
Слайд 2
Понятие возраста.
Психологический возраст.
Понятие возраста включает в себя ряд аспектов:
1) Хронологический
возраст, определяется продолжительностью жизни человека (по паспорту);
2) Биологический возраст -
совокупность биологических показателей, функционирование организма в целом (кровеносная, дыхательная, пищеварительная системы и т.п.);
3) Психологический возраст - определенный уровень развития психики, в который включается:
а) умственный возраст
Для определения умственного возраста детей от 4 до 16 лет используется тест Векслера, который включает вербальные и данные в наглядной (образной) форме задания. При его применении получают суммарный «общий интеллектуальный показатель». Психолог вычисляет IQ - интеллектуальный коэффициент: умственный возраст х 100% IQ = хронологический возраст
б) социальная зрелость - SQ - социальный интеллект (человек должен быть адаптирован к среде, которая его окружает)
в) эмоциональная зрелость: произвольность эмоций, уравновешенность, личностную зрелость.
В реальной жизни отдельные составляющие возраста не всегда совпадают.
Слайд 3Общепринятая периодизация психического развития
Слайд 4
Возрастные кризисы
Всего выделяют следующие кризисы:
- кризис новорожденности (младенческий возраст: 2
мес. -1 год);
- кризис одного года (раннее детство: 1 год
- 3 года);
- кризис 3 лет (дошкольный возраст: 3 года - 7 лет);
- кризис 7 лет (школьный возраст: 8 лет - 12 лет);
- кризис 13 лет (пубертатный возраст: 14 лет - 18 лет);
- кризис 17 лет.
Слайд 5
Самое существенное содержание развития в критические возрасты заключается в возникновении
новообразований (Л.С.Выготский).
Ведущая деятельность (А. Леонтьев, Д.Б. Эльконин)
это такая деятельность, с
которой связано возникновение важнейших психических новообразований.
Каждому возрастному периоду соответствует четко фиксированная для него ведущая деятельность.
Младенчество - эмоционально-личностное общение.
Ранний возраст - предметно-манипулятивная деятельность.
Дошкольный возраст - игровая деятельность.
Младший и средний школьный возраст – учебная деятельность.
Подростковый возраст – общение со сверстниками.
Юношеский возраст – учебно-профессиональная деятельность.
Слайд 6Кризис семи лет.
Кризис 7 лет (кризис саморегуляции, рождения социального «Я»
ребенка)
Причины:
1 .Возникновение личного сознания, начало дифференциации внутренней и внешней
стороны личности ребенка.
2.Переход к новой социальной ситуации - позиции школьника. Ребенок приходит к осознанию своего места в мире общественных отношений.
Проявления:
Утрата детской непосредственности: .Манерность, капризность.
Возникает осмысленная ориентировка в собственных переживаниях: ребенок начинает понимать, что значит «я радуюсь», «я огорчен», «я сердит», «я добрый», «я злой». Переживания приобретают смысл (сердящийся ребенок понимает, что он сердит).. Возникает острая борьба переживаний. Переживание - это внутреннее отношение ребенка как человека к тому или иному моменту действительности.
Возникают такие образования как самолюбие, самооценка. Уровень наших запросов к самим себе, к нашему успеху, к нашему положению возникает в связи с кризисом семи лет
Возникают трудности воспитания. Ребенок начинает замыкаться и становится неуправляемым.
Слайд 7
Смысл (новообразования)
кризиса семи лет
Возникновение внутренней жизни. Теперь ориентация поведения будет
осуществляться внутри этой внутренней жизни.
Переход от эгоцентризма к децентрации.
Формирование
произвольного поведения.
Овладение средствами и эталонами познавательной деятельности.
Слайд 8
Отрочество: средний школьный возраст, подросток 10(11) -14(15) лет
Новообразования
Чувство
«взрослости», возникновение представления о себе «не как о ребенке»
Появление
вторичных половых признаков. Самооценка утрачивает зависимость от ситуаций успеха-неуспеха, приобретает стабильный характер. Выражает отношение, в котором образ самого себя относится к идеальному Я. Эмансипация от родителей. Ребенок требует суверенности, независимости, уважения к своим тайнам. Новое отношение к учению. Подросток стремится к самообразованию, часто становится равнодушным к отметкам.
Формирование «Мы- концепции»
Формирование референтных групп.
Высокая конформность: к мнению группы и ее лидера относятся некритически, инакомыслие исключено.
Слайд 9Периодизация подросткового возраста
Ранний период (10-12) – авторитет взрослого.
Средний период
(13-14) – авторитет сверстника.
Старший период (15-17) – авторитет значимого взрослого.
Слайд 10Подростковый кризис (кризис социального развития)
Причины:
Переход от «детства» к «взрослости»:
Приобретение
эмоциональной независимости от родителей и других взрослых.
Развитие духовности и
интеллектуального потенциала.
Выбор и подготовка к профессии.
Слайд 11
Проявления кризиса
Наблюдается снижение продуктивности и способности к учебной деятельности
даже в той области, в которой ребенок одарен.
Меняется внутренняя позиция
по отношению к школе и учению. Подросток, не игнорируя учебы, придает особое значение общению.
Психологическая зависимость от родителей становится меньше. Свои дела, планы, секреты подросток доверяет не родителям, а другу.
Изменяются отношения между мальчиками и девочками: они начинают проявлять интерес друг к другу как к представителю другого пола. Начинают формироваться сексуальные влечения.
Рефлексия на себя, на других, на общество.
Потеря идентичности с самим собой, несовпадение прежних представлений о себе с сегодняшним образом. Вместе с тем обострена потребность в признании своей уникальности при психологической зависимости от сверстников.
Стремление к «Мы». Но теперь это «Мы» составляют сверстники, а не члены семьи, как прежде.
Негативизм. Подростки оказывают сопротивление по отношению к ранее выполняемым требованиям со стороны взрослых, активно отстаивают свои права на самостоятельность, пытаются ограничить претензии взрослых по отношению к себе.
Слайд 12
Два основных пути протекания кризиса
Кризис независимости. Его симптомы -
строптивость, упрямство, негативизм, своеволие, обесценивание взрослых, отрицательное отношение к их
требованиям, ранее выполнявшимся, протест-бунт, ревность к собственности. Это некоторый рывок вперед, выход за пределы старых норм, правил. «Я уже не ребенок».
Кризис зависимости. Его симптомы - чрезмерное послушание, зависимость от старших или сильных, регресс к старым интересам, вкусам, формам поведения. Это возврат назад, к той своей позиции, к той системе отношений, которая гарантировала эмоциональное благополучие, чувство уверенности, защищенности. «Я ребенок и хочу оставаться им».
И то, и другое - варианты самоопределения.
С точки зрения развития благоприятным оказывается именно первый вариант.
Слайд 13
Смысл новообразования подросткового возраста
Познание себя как такового, начало
становления личности. Самосознание подростка включает в себя все компоненты самосознания
взрослой личности.
Самосознание помогает сформировать новообразование юношеского возраста – самоопределение.
«Чувство взрослости».
Слайд 14Кризис 17 лет (юношеский кризис)
Причина:
Ценностно-смысловая саморегуляция поведения. Проблема выбора
жизненных ценностей.
Проявления:
1. У молодого человека наблюдается философская интоксикация
сознания, он оказывается поверженным в сомнения, раздумья.
2. Он планирует свое место среди людей, свою деятельность, свой образ жизни.
3. Обостряется потребность к обособлению, стремление оградить свой внутренний мир от вторжения сторонних и близких людей для того, чтобы через рефлексию укрепить чувство личности, чтобы сохранить свою индивидуальность, реализовать свои притязания на признание.
4. Выбор профессии.
Слайд 15
Смысл (новообразования)
Выбор внутренней позиции.
Овладение защитными механизмами,
которые не только позволяют внешне защищать себя от постороннего вторжения,
но и укрепляют внутренне.
Профессиональное самоопределение. Самоопределение – это начало самореализации человека, одной из высших потребностей личности.
Это выбор собственного жизненного пути.
Слайд 16Спасибо за внимание!
Использованы материалы из книги
«Интенсивная семейная терапия на
дому» (Барсукова Т., Сомова Ю. и др.)