Разделы презентаций


Возрастные особенности детей школьного возраста

Содержание

Понятие возраста. Психологический возраст. Понятие возраста включает в себя ряд аспектов:1) Хронологический возраст, определяется продолжи­тельностью жизни человека (по паспорту);2) Биологический возраст - совокупность биологиче­ских показателей, функционирование организма в целом (кровеносная,

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Возрастные особенности детей школьного возраста

Возрастные особенности детей школьного возраста

Слайд 2 Понятие возраста. Психологический возраст.
Понятие возраста включает в себя ряд аспектов:
1) Хронологический

возраст, определяется продолжи­тельностью жизни человека (по паспорту);
2) Биологический возраст -

совокупность биологиче­ских показателей, функционирование организма в целом (кровеносная, дыхательная, пищеварительная системы и т.п.);
3) Психологический возраст - определенный уровень развития психики, в который включается:
а) умственный возраст
Для определения умственного возраста детей от 4 до 16 лет используется тест Векслера, который включает вер­бальные и данные в наглядной (образной) форме задания. При его применении получают суммарный «общий интел­лектуальный показатель». Психолог вычисляет IQ - интел­лектуальный коэффициент: умственный возраст х 100% IQ = хронологический возраст
б) социальная зрелость - SQ - социальный интеллект (человек должен быть адаптирован к среде, которая его окружает)
в) эмоциональная зрелость: произвольность эмоций, уравновешенность, личностную зрелость.

В реальной жиз­ни отдельные составляющие возраста не всегда совпадают.

Понятие возраста. Психологический возраст. Понятие возраста включает в себя ряд аспектов:1) Хронологический возраст, определяется продолжи­тельностью жизни

Слайд 3Общепринятая периодизация психического разви­тия

Общепринятая периодизация психического разви­тия

Слайд 4 Возрастные кризисы

Всего выделяют следующие кризисы:
- кризис новорожденности (младенческий возраст: 2

мес. -1 год);
- кризис одного года (раннее детство: 1 год

- 3 года);
- кризис 3 лет (дошкольный возраст: 3 года - 7 лет);
- кризис 7 лет (школьный возраст: 8 лет - 12 лет);
- кризис 13 лет (пубертатный возраст: 14 лет - 18 лет);
- кризис 17 лет.

Возрастные кризисы Всего выделяют следующие кризисы:- кризис новорожденности (младенческий возраст: 2 мес. -1 год);- кризис одного

Слайд 5 Самое существенное содержание развития в критические возрасты заключается в возникновении

новообразований (Л.С.Выготский).

Ведущая деятельность (А. Леонтьев, Д.Б. Эльконин)
это такая деятельность, с

которой связано возникновение важнейших психических новообразований.
Ка­ждому возрастному периоду соответствует четко фиксиро­ванная для него ведущая деятельность.
Младенчество - эмоционально-личностное общение.
Ранний возраст - предметно-манипулятивная деятельность.
Дошкольный возраст - игровая деятельность.
Младший и средний школьный возраст – учебная деятельность.
Подростковый возраст – общение со сверстниками.
Юношеский возраст – учебно-профессиональная деятельность.


Самое существенное содержание развития в критические возрасты заключается в возникновении новообразований (Л.С.Выготский).  Ведущая

Слайд 6Кризис семи лет.
Кризис 7 лет (кризис саморегуляции, рождения со­циального «Я»

ребенка)
Причины:
1 .Возникновение личного сознания, начало дифференциа­ции внутренней и внешней

стороны личности ребенка.
2.Переход к новой социальной ситуации - позиции школь­ника. Ребенок приходит к осознанию своего места в мире общественных отношений.
Проявления:
Утрата детской непосредственности: .Манерность, капризность.
Возникает осмысленная ориентировка в собственных пе­реживаниях: ребенок начинает понимать, что значит «я радуюсь», «я огорчен», «я сердит», «я добрый», «я злой». Переживания приобретают смысл (сердящийся ре­бенок понимает, что он сердит).. Возникает острая борьба переживаний. Пережива­ние - это внутреннее отношение ребенка как чело­века к тому или иному моменту действительности.
Возникают такие образования как самолюбие, самооцен­ка. Уровень наших запросов к самим себе, к нашему ус­пеху, к нашему положению возникает в связи с кризисом семи лет
Возникают трудности воспитания. Ребенок начинает за­мыкаться и становится неуправляемым.

Кризис семи лет.Кризис 7 лет (кризис саморегуляции, рождения со­циального «Я» ребенка) Причины:1 .Возникновение личного сознания, начало дифференциа­ции

Слайд 7 Смысл (новообразования) кризиса семи лет
Возникновение внутренней жизни. Теперь ориентация поведения будет

осуществляться внутри этой внутренней жизни.
Переход от эгоцентризма к децентрации.
Формирование

произвольного поведения.
Овладение средствами и эталонами познавательной дея­тельности.
 

Смысл (новообразования) кризиса семи лет Возникновение внутренней жизни. Теперь ориентация поведения будет осуществляться внутри этой внутренней

Слайд 8 Отрочество: средний школьный возраст, подросток 10(11) -14(15) лет
Новообразования
Чувство

«взрослости», возникновение представления о себе «не как о ребенке»
Появление

вторичных половых признаков. Самооценка утрачивает зависимость от ситуаций успеха-неуспеха, приобретает стабильный характер. Выражает отношение, в котором образ самого себя относится к идеальному Я. Эмансипация от родителей. Ребенок требует суверенности, независимости, уважения к своим тайнам. Новое отношение к учению. Подросток стремится к самообразованию, часто становится равнодушным к отметкам.
Формирование «Мы- концепции»
Формирование референтных групп.
Высокая конформ­ность: к мнению группы и ее ли­дера относятся некритически, инакомыслие исключено.

Отрочество: средний школьный возраст, подросток 10(11) -14(15) лет  НовообразованияЧувство   «взрослости», возникновение представления

Слайд 9Периодизация подросткового возраста
Ранний период (10-12) – авторитет взрослого.
Средний период

(13-14) – авторитет сверстника.
Старший период (15-17) – авторитет значимого взрослого.

Периодизация подросткового возраста Ранний период (10-12) – авторитет взрослого.Средний период (13-14) – авторитет сверстника.Старший период (15-17) –

Слайд 10Подростковый кризис (кризис социального развития)

Причины:
Переход от «детства» к «взрослости»:
Приобретение

эмоциональной независимости от роди­телей и других взрослых.
Развитие духовности и

интеллектуального потенциала.
Выбор и подготовка к профессии.

Подростковый кризис (кризис социального развития) Причины:Переход от «детства» к «взрослости»:Приобретение эмоциональной независимости от роди­телей и других взрослых.

Слайд 11 Проявления кризиса
Наблюдается снижение продуктивности и способности к учебной деятельности

даже в той области, в которой ре­бенок одарен.
Меняется внутренняя позиция

по отношению к школе и учению. Подросток, не игнорируя учебы, придает особое значение общению.
Психологическая зависимость от родителей становится меньше. Свои дела, планы, секреты подросток доверяет не родителям, а другу.
Изменяются отношения между мальчиками и девочками: они начинают проявлять интерес друг к другу как к пред­ставителю другого пола. Начинают формироваться сек­суальные влечения.
Рефлексия на себя, на других, на общество.
Потеря идентичности с самим собой, несовпадение преж­них представлений о себе с сегодняшним образом. Вме­сте с тем обострена потребность в признании своей уни­кальности при психологической зависимости от сверст­ников.
Стремление к «Мы». Но теперь это «Мы» составляют сверстники, а не члены семьи, как прежде.
Негативизм. Подростки оказывают сопротивление по от­ношению к ранее выполняемым требованиям со стороны взрослых, активно отстаивают свои права на самостоя­тельность, пытаются ограничить претензии взрослых по отношению к себе.





Проявления  кризиса Наблюдается снижение продуктивности и способности к учебной деятельности даже в той области, в

Слайд 12 Два основных пути протекания кризиса
Кризис независимости. Его симптомы -

стропти­вость, упрямство, негативизм, своеволие, обесценивание взрослых, отрицательное отношение к их

требованиям, ра­нее выполнявшимся, протест-бунт, ревность к собственно­сти. Это некоторый рывок вперед, выход за пределы ста­рых норм, правил. «Я уже не ребенок».
Кризис зависимости. Его симптомы - чрезмерное по­слушание, зависимость от старших или сильных, регресс к старым интересам, вкусам, формам поведения. Это возврат назад, к той своей позиции, к той системе отношений, ко­торая гарантировала эмоциональное благополучие, чувство уверенности, защищенности. «Я ребенок и хочу оставаться им».
И то, и другое - варианты самоопределения.
С точки зрения развития благоприятным оказывается именно пер­вый вариант.


Два основных пути протекания кризиса  Кризис независимости. Его симптомы - стропти­вость, упрямство, негативизм, своеволие, обесценивание

Слайд 13 Смысл новообразования подросткового возраста

Познание себя как такового, начало

становления личности. Самосознание подростка включает в себя все компо­ненты самосознания

взрослой личности.
Самосознание помогает сформировать новообразование юношеского возраста – самоопределение.

«Чувство взрослости».

Смысл  новообразования подросткового возраста  Познание себя как такового, начало становления личности. Самосознание подростка включает

Слайд 14Кризис 17 лет (юношеский кризис)
Причина:
Ценностно-смысловая саморегуляция поведения. Про­блема выбора

жизненных ценностей.
Проявления:
1. У молодого человека наблюдается философская инток­сикация

сознания, он оказывается поверженным в со­мнения, раздумья.
2. Он планирует свое место среди людей, свою деятель­ность, свой образ жизни.
3. Обостряется потребность к обособлению, стремление ог­радить свой внутренний мир от вторжения сторонних и близких людей для того, чтобы через рефлексию укре­пить чувство личности, чтобы сохранить свою индивиду­альность, реализовать свои притязания на признание.
4. Выбор профессии.

Кризис 17 лет (юношеский кризис) Причина:Ценностно-смысловая саморегуляция поведения. Про­блема выбора жизненных ценностей. Проявления:1.  У молодого человека

Слайд 15 Смысл (новообразования)
Выбор внутренней позиции.

Овладение защитными механизмами,

которые не толь­ко позволяют внешне защищать себя от постороннего вторжения,

но и укрепляют внутренне.

Профессиональное самоопределение. Самоопределение – это начало самореализации человека, одной из высших потребностей личности.
Это выбор собственного жизненного пути.

Смысл (новообразования)  Выбор внутренней позиции.  Овладение защитными механизмами, которые не толь­ко позволяют внешне

Слайд 16Спасибо за внимание!
Использованы материалы из книги
«Интенсивная семейная терапия на

дому» (Барсукова Т., Сомова Ю. и др.)

Спасибо за внимание!Использованы материалы из книги «Интенсивная семейная терапия на дому» (Барсукова Т., Сомова Ю. и др.)

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика