Слайд 1Возрастные особенности физического развития и физической подготовленности детей раннего и
дошкольного возраста
Домашние задание. Учебник «Теория и методика физической культуры»
Глава
10. Физическое воспитание детей раннего и дошкольного возраста . Стр. 160-169. Вопросы и задания в лекции.
План
Возрастные особенности физического развития и физической подготовленности.
Средства физического воспитания детей раннего и дошкольного возраста.
Формы организации занятий физическими упражнениями с детьми раннего и дошкольного возраста.
Методические особенности физического воспитания детей раннего и дошкольного возраста
Слайд 2По биологическим признакам дошкольный возраст подразделяется на следующие периоды:
новорожденный
— первые 4 недели жизни;
2) грудной (младенческий) — до
1 года;
3) ранний детский — от 1 года до 3 лет;
4) дошкольный — от 3 до 6 (7) лет.
Возрастная периодизация детей облегчает построение системы физического воспитания в этом возрасте, помогает правильному построению физкультурных занятий.
Слайд 3С рождения до трехлетнего возраста заметно возрастают возбудимость и лабильность
нервно-мышечного аппарата, но сила мышц еще очень невелика. Все суставы
ребенка вследствие слабого развития связочного аппарата и мышц отличаются большой подвижностью.
Слайд 4При организации физического воспитания детей раннего возраста следует помнить о
физиологической слабости их костной системы и мышечно-связочного аппарата и строго
дозировать физические нагрузки.
В этом возрасте нервные процессы недостаточно сильны и подвижны, однако условно-рефлекторные связи отличаются большой прочностью и очень трудно поддаются переделке.
В раннем возрасте ребенок не может развиваться правильно без достаточной физической активности. Установлено, что у двухлетних детей на активные движения приходится 70% времени бодрствования, а у трехлетних — не менее 60%.
Слайд 5 Постепенно, по мере развития движения у детей приобретают большую
законченность, определенную целесообразность и целенаправленность. Однако в коре головного мозга
процессы иррадиации преобладают над процессами концентрации, поэтому движения детей отличаются неточностью, некоординированностью.
Внимание в этом возрасте еще неустойчиво, и дети не могут долго сосредоточиваться на чем-то одном и быстро утомляются.
Слайд 6В период от 3 до 6 лет (дошкольный возраст) все
размеры тела увеличиваются относительно равномерно. Годичный прирост длины тела составляет
5—6 см, массы тела — около 2 кг. Но к концу этого периода начинается ускорение роста: за год ребенок прибавляет 8—10 см. Такой бурный рост связан с эндокринными сдвигами, происходящими в организме (второй период быстрого роста проявляется у детей в 13—14 лет, когда начинается половое созревание).
Слайд 7У детей дошкольного возраста заметно меняются пропорции тела: руки и
ноги становятся значительно длиннее и растут быстрее, чем туловище. Если
к 6—7 годам длина туловища увеличивается в 2 раза, то длина рук — более чем в 2,5 раза, а длина ног — более чем в 3 раза.
Рост мышечной ткани происходит в основном за счет утолщения мышечных волокон. У ребенка сначала развиваются мышцы таза и ног, а затем (с 6—7 лег) мышцы рук. К 5 годам увеличивается мышечная сила. Однако из-за быстрой утомляемости мышц и относительной слабости костно-мышечного аппарата дошкольники еще не способны к длительному мышечному напряжению.
Слайд 8К 6—7 годам заканчивается созревание нервных клеток головного мозга. Однако
нервная система ребенка еще недостаточно устойчива: процессы возбуждения преобладают над
процессами торможения.
Нервная регуляция деятельности сердца у детей еще несовершенна. Неравномерность частоты и силы сердечных сокращений наблюдается даже в покое. При физической нагрузке сердечная мышца быстро утомляется, поэтому упражнения во время занятий надо разнообразить.
Слайд 13Уровень физической подготовленности детей 4—6 лет
Самостоятельно заполнить таблицу. Для заполнения
таблицы воспользуйтесь учебником «Теория и методика физической культуры» стр. 163
Слайд 14С возрастом количество движений у детей увеличивается. Дети должны двигаться
не менее 50—60% всего периода бодрствования.
Интенсивность двигательной активности —
среднее количество движений в минуту — составляет примерно 38—41 у детей 2 лет, 43—50 — 2,5 лет, 44—51 — 3 лет. Это значит, что разовая продолжительность движений очень мала — в среднем от нескольких секунд до 1,5 мин.
Детям свойственна частая смена движений и поз — до 550—1000 раз в день, благодаря чему происходят поочередное напряжение и отдых различных групп мышц, поэтому дети и не устают (В.А.Шишкина, 1992). Учитывая эту особенность, следует обеспечить разнообразную двигательную деятельность детей, создавая условия для разных движений.
Слайд 15Бег, прыжки, метания — те двигательные умения, которые ребенок должен
освоить до школы.
Насколько успешно он это сделает, зависит от
ловкости, быстроты, силы и выносливости, т.е. от развития основных двигательных качеств.
По уровню развития этих качеств можно судить о физической подготовленности ребенка (см. табл.).
Правильно оценивать ее необходимо для того, чтобы, умело направляя воспитательный процесс, своевременно вырабатывать у ребенка необходимые навыки.
Слайд 162. Средства физического воспитания детей раннего и дошкольного возраста
Физические упражнения
Наиболее широкое применение получили следующие три группы физических упражнений:
основная гимнастика;
2) подвижные игры (бессюжетные и сюжетные);
3) упрощенные формы спортивных упражнений.
Слайд 17Основная гимнастика включает в себя:
1) общеразвиваюшие упражнения для отдельных
частей тела с предметами (мячами, кубиками, флажками, гимнастическими палками и
др.) и без предметов;
2) различные виды ходьбы, бега, прыжков, метаний, лазание, ползание, равновесие, висы и др.;
3) строевые упражнения (построения и перестроения, повороты, размыкания и смыкания);
4) танцевальные упражнения.
Слайд 18Характерной особенностью этих упражнений является их избирательная направленность, т.е. можно
подобрать упражнения на определенную мышечную труппу, на любое физическое качество,
на осанку и др.
Гимнастика в наибольшей степени способствует формированию умений владеть своим телом, согласованно выполнять различные сложные движения.
Слайд 19Подвижные игры
Занимают среди других средств центральное место. Их педагогическое значение
проявляется в том, что в процессе игры происходит не избирательное,
как в основной гимнастике, а комплексное развитие физических качеств.
Следовательно, осуществляется и комплексное совершенствование всего двигательного аппарата, всех систем организма.
Слайд 20Упрошенные формы спортивных упражнений
Начинают применяться с пятилетнего возраста.
К ним
относятся упрощенные способы передвижения на лыжах, катание на коньках, плавание,
различные игры с мячом (например, перебрасывание мяча через сетку, попадание мячом в корзину) и др.
Упрощенные спортивные упражнения направлены на решение оздоровительных и образовательных задач, а также на формирование первичного интереса к спортивной деятельности.
Слайд 21Оздоровительные силы природы
Систематическое использование солнечных, воздушных и водных процедур в
соответствии с возможностями детского возраста совершенствует механизмы терморегуляции, нормализует психические
процессы и тем самым повышает работоспособность и физическое состояние детей.
Сочетание их с физическими упражнениями позволяет достигнуть наибольшего эффекта в процессе совершенствования физической природы человека.
Слайд 22Гигиенические факторы
К ним относятся соблюдение режимов сна и питания, двигательной
активности и отдыха, гигиена тела, массаж и т.п.
Гигиенические факторы
в значительной степени дополняют оздоровительное воздействие физических упражнений и определяют возможности физического развития.
Так, например, физкультурные занятия лучше содействуют физическому развитию при полноценном питании и сне. Чистота помещения, физкультурного оборудования служит профилактикой инфекционных заболеваний.
Слайд 23Для успешного решения задач физического воспитания детей раннего дошкольного возраста
необходимо комплексное применение физических упражнений, оздоровительных сил природы и гигиенических
факторов.
Слайд 243. Формы организации занятий физическими упражнениями с детьми раннего и
дошкольного возраст
Основными формами занятий физическими упражнениями являются: утренняя гимнастика, занятия
урочного типа, подвижные игры, физкульпаузы и физкультминутки, физкультурные праздники, самостоятельные занятия.
Эффективность решения задач направленного использования физической культуры в раннем и дошкольном возрасте зависит от организации целесообразного двигательного режима. Его основу составляют ежедневные занятия физическими упражнениями и играми
Слайд 25Утренняя гимнастика
Направлена на активизацию деятельности организма, повышение его работоспособности и
формирование правильной осанки.
Средствами являются простые общеразвивающие упражнения в сочетании
с водными процедурами, массажем, закаливанием.
Ее продолжительность 5 мин для детей от 2 до 4 лет (3—4 упражнения игрового и подражательного характера),
6—8 мин — для детей 4—5 лет,
8—10 мин — для детей 6 лет.
Слайд 26Структура утренней гимнастики может быть следующей:
ходьба, бег — упражнения
для мышц рук и плечевого пояса — упражнения для туловища
(спины и живота) — упражнения для ног — кратковременный бег и ходьба с целью восстановления.
Чтобы комплекс упражнений утренней гимнастики не наскучил ребенку, периодически, приблизительно через 7—10 дней, необходимо заменять 1—2 упражнения.
Слайд 27Физкультурные занятия урочного типа
Являются основной формой работы с детьми от
3 до 6 лет в детском саду.
Цель занятий —
обучение новым движениям, закрепление ранее освоенных действий, воспитание физических способностей.
Занятия проводятся не менее 2—3 раз в неделю.
Продолжительность занятий для детей 3—4 лет 15—20 мин, 4—5 лет — 20—25 мин, 5—6 лет — 25—30 мин.
Занятия состоят из трех частей: вводной (подготовительной), основной и заключительной.
Слайд 28Вводной часть
Задачи вводной части — организация детей, концентрация их внимания
на предстоящих двигательных упражнениях, а также подготовка организма к выполнению
упражнений основной части.
В содержание вводной части входят упражнения в основных движениях: ходьба, бег, ходьба на носках, на пятках, ходьба и бег со сменой направления, ходьба змейкой, ходьба между предметами и т.п.
Слайд 29Основной часть
В основной части занятия решаются задачи обучения детей новым
упражнениям, повторения и закрепления ранее пройденного материала и воспитания физических
качеств.
Первыми в основной части выполняются общеразвиваюшие упражнения (сначала для мышц рук и плечевого пояса, затем для мышц туловища и ног).
После обшеразвивающих упражнений следуют упражнения в основных движениях (ходьба, бег, прыжки, лазание, метание или упражнения в равновесии).
В основную часть занятия обязательно входит и подвижная игра, усиливающая физиологическое и эмоциональное воздействие на детей.
Слайд 30В заключительной части занятия решаются задачи постепенного перехода организма ребенка
к спокойному физиологическому состоянию.
Для постепенного снижения нагрузки используются ходьба,
задания на внимание, дыхательные упражнения, малоподвижные игры, хороводы.
Заключительная часть
Время занятия распределяется примерно следующим образом: вводная часть — 2—6 мин, основная — 15—25 мин и заключительная — 2—3 мин.
Продолжительность каждой части зависит от поставленных задач, возраста и подготовленности детей.
Слайд 31После вводной части пульс не должен участиться более чем на
20—25%, после основной — не более чем на 50%, после
подвижной игры он может возрасти на 70—90 и даже на 100%.
Через 1—2 мин после занятия пульс должен восстановиться до исходного уровня.
Слайд 32Подвижные игры с разнообразным двигательным содержанием
Проводятся ежедневно, как правило,
во время прогулок. Они увеличивают двигательную активность, вызывают у детей
положительные эмоции. В подвижных играх часто используют ходьбу, бег, прыжки, переползание и другие способы передвижения.
Большая двигательная активность способствует развитию физических качеств, совершенствованию деятельности сердечно-сосудистой и дыхательной систем организма ребенка.
Слайд 33Физкультпаузы и физкультминутки
Используются с целью предупреждения утомления, отдыха, повышения умственной
работоспособности, активизации двигательных функций при однообразных статических положениях тела.
Проводятся
обычно на различных занятиях по счету, лепке, рисованию и включают несколько хорошо освоенных физических упражнений динамического характера продолжительностью 2—3 мин.
Слайд 34Физкультурные праздники
Их назначение — демонстрация детьми в праздничной обстановке результатов,
достигнутых в овладении физическими упражнениями, играми за определенный промежуток времени.
Проводятся не реже 2—3 раз в год.
Самостоятельные занятия физическими упражнениями
По своему желанию и инициативе выбирают себе вид занятий (катание на велосипеде, двигательная деятельность на детских площадках, оснащенных специальным оборудованием для физических упражнений и инвентарем, различные игры с друзьями и т.д.).
Слайд 354. Методические особенности физического воспитания детей раннего и дошкольного возраста
Существует две формы организации физического воспитания детей раннего и дошкольного
возраста:
1) государственная (детские ясли — до 3 лет и детский сад — от 3 до 6—7 лет);
2) самодеятельная, где физическое воспитание осуществляется главным образом в семье.
Государственная форма организации физического воспитания является обязательной для всех детей, посещающих дошкольные детские учреждения.
Слайд 36Физкультурные занятия в этих учреждениях осуществляются в соответствии с Программой
воспитания и обучения в детском саду (раздел «Физическое воспитание»), где
определены задачи, содержание и формы организации физических упражнений.
Физкультурные занятия проводят воспитатели и инструкторы-методисты по физической культуре.
Методика направленного использования физической культуры определяется возрастными особенностями и двигательными возможностями детей, условиями проведения занятий.
Слайд 37Основу двигательной активности детей до 2 лет должны составлять ходьба,
лазание, преодоление препятствий, различные игры с мячом, игрушками, обручем, гимнастической
палкой или скакалкой.
Самая эффективная форма занятий в этом возрасте — игра, позволяющая детям удовлетворить потребность в движениях.
Слайд 38На занятиях с детьми 2—3 лет большое значение придается методам
использования слова и наглядного действия. Это объясняется интенсивным развитием речи
ребенка и его способности подражать.
Чтобы повысить активность, привлечь внимание детей, широко используются образные задания, имитации («бежим тихо, как мышки», «прыгаем мягко, как воробышки», «топаем, как медведи» и т.п.).
Физическая нагрузка не должна быть ни чрезмерно легкой, ни слишком тяжелой. Степень ее воздействия контролируется по пульсу. Разница в его частоте между началом и кондом занятия должна быть в пределах 10 ударов. Если она больше — нагрузка чрезмерна. Неизменившаяся частота пульса свидетельствует о недостаточности нагрузки.
Слайд 39Игровая деятельность детей третьего года жизни становится сложнее и разнообразнее.
Большое место занимают сюжетные и ролевые игры.
Слайд 40В 3—4-летнем возрасте тренирующий эффект обеспечивают упражнения, дающие ЧСС не
менее 130—140 уд./мин, в 5—7-летнем — не менее 140—150 уд./мин.
Последовательно применяются более сложные формы ходьбы, бега, прыжков, метания, лазания, равновесия и др.
Слайд 41В раннем и дошкольном возрасте следует обращать внимание на воспитание
координационных способностей - чувство равновесия, точность, ритмичность, согласованность отдельных движений.
Скоростные способности воспитываются путем выполнения простых двигательных действий, обычно в игре.
При воспитании силы и силовой выносливости надо обращать внимание на мышцы живота, спины, ног, рук, стопы.
Силовые нагрузки должны быть незначительными, обычно это упражнения, отягощенные собственным весом тела (приседания, лазание, прыжки, занятия с мячом, обручем, скакалкой и т.п.). Упражнения даются как в игровой, так и в обычной форме.
Слайд 42При освоении новых движений предпочтение отдается методу целостного разучивания. При
расчленении же движения ребенок теряет его смысл, а следовательно, и
интерес к нему. Ребенок хочет сразу видеть результат своего действия.
Слайд 43В основе планирования процесса физической и двигательной подготовки дошкольников 3—6
лет должны лежать следующие основные положения (А. А. Рутина, 1999):
1)
весь возрастной период от 3 до 6 лет является сенситивным (излишняя эмоциональность, повышенная чувствительность к событиям, склонность к сильным, продолжительным переживаниям) для развития физических качеств и формирования основных движений. Следовательно, итоговый результат физической и двигательной подготовки дошкольников зависит от последовательных из года в год успехов ребенка;
Слайд 442) основной методической особенностью планирования данного процесса является наличие этапов
акцентированного воз действия на определенное качество. Целесообразная длительность этих этапов
до 1 месяца. При этом специализированные физические упражнения или подвижные игры должны занимать от 50 до 70% общего объема времени двигательной активности.