Слайд 2Возрождение
Европейский гуманизм. Отвержение догматической схоластики и критика средневекового мышления как
погрязшего в теологических и логических увертках и обоснования идеи возрождения
человека из духа античности.
Формируются основы современного естествознания, современный образ науки. Галилей: «Я предпочитаю найти одну истину, хотя бы и о незначительных вещах, нежели долго спорить о величайших вопросах, не достигая никакой истины».
Реформация. На уровне обыденной жизни протестантизм становится религией, проникающей в прямом смысле в каждый дом, что приводит к росту всеобщей образованности. В политике протестантизм становится формой выражения перехода к правовому государству.
Становление философии государства и права, в которой развивается учение о естественном праве и происходит разделение морали и политики.
«Переоткрытие» в итальянской философии Платона и развитие идей Аристотеля и его последователей.
Слайд 3Гермес Трисмегист и его прототипы
Слайд 4Иерархия промежуточных ступеней между миром и Богом
На вершине высший Бог,
который является высшим Светом, высшим Разумом, способный творить самостоятельно.
Затем следует
Логос, который является «первородным сыном» высшего Бога.
Высший Бог порождает также Разумного Демиурга, который хотя и рожден вторым, но явно «одной субстанции» с Логосом.
Далее следует Антропос, то есть человек бестелесный, сотворенный высшим Богом по «образу Бога».
Наконец, следует Интеллект, который дается человеку земному (и который следует отличать от души как более высокое в ней), и являющий божественное в человеке (и, более того, в некотором смысле, является как бы Богом в человеке); это играет существенную роль в этическом, мистическом и в сотериологическом планах герметизма.
Слайд 6Идеи ценности земной жизни, критического отношения к официальной религии и
ее представителям.
Человек – центр Вселенной, творец самого себя, господин природы.
Главный
принцип – равенство всех людей.
Доблесть важнее происхождения.
Антиаскетические ценности. Необходимость чувственности и наслаждения.
Возрождение эпикуреизма и пантеизма – Бог неотделим от природы.
Слайд 7Николай Кузанский (1401–1464)
Слайд 8Николай Кузанский (1401–1464)
Человек – микрокосмос, воспроизводит в себе окружающий его
мир, подобен ему.
Главные способности человеческого ума: чувство, рассудок и разум.
Чувство
и ощущение обеспечивают волевую установку - инициативность.
Рассудок – посредник между ощущением и разумом.
Разум (интеллект) отличает человека от животных.
Слайд 10Галилей (1564–1642)
Цель науки – отыскание причин явлений, в поисках и
раскрытии их внутренней необходимости.
Понимание причин ценится значительно выше, чем добывание
эмпирических фактов.
Опыт – исходный пункт познания природы, начало науки.
«Человеческий разум познает некоторые истины столь совершенно и с такой абсолютной достоверностью, какую имеет сама природа».
Слайд 11Иоганн Кеплер (1571–1613)
Второй закон движения планет (каждая планета движется в
плоскости, проходящей через центр Солнца, причем радиус-вектор планеты в равные
промежутки времени описывает равные площади) открыл без знания физических причин его действия.
Законы Кеплера – результат теоретических усилий, относились к любой планете Солнечной системы и сводились к задаче двух тел, т.е. не учитывали возмущений, вносимых в их взаимодействие со стороны других небесных тел.
Слайд 14Новое время
I. Философия Просвещения (нач. XVII – кон. XVIII в.)
Рационализм:
Р. Декарт (1596–1650); Б. Спиноза (1632–1677); Г.В. Лейбниц (1646–1716).
Эмпиризм: Т.
Гоббс (1588–1679); Дж. Локк (1632–1704); Дж. Беркли (1685–1753); Д. Юм (1711–1776).
Французское Просвещение: Б. Паскаль (1623–1662); Ф.М. Вольтер (1694–1778); Ш. Монтескье (1689–1755); Ж.Ж. Руссо (1712–1778); Ж.О. Ламетри (1709–1751); П. Гольбах (1723–1789); К. Гельвеций (1715–1771); Д. Дидро (1713–1784).
Немецкий идеализм (нач. XVIII–сер. XIX в.): И.М. Хладениус (1710–1759); В. Гумбольдт (1767–1835), И. Кант (1724–1804); И.-Г. Фихте (1762–1814); Ф.Д.Е. Шлейермахер (1768–1834); Ф.В. Шеллинг (1775–1854); Г.-В.-Ф. Гегель (1770–1831).
Слайд 18Томас Гоббс (1588–1679)
Природа человека основана на удовлетворении желаний:
каждое действие удовлетворяет определенное
желание;
нет никакого "высшего блага" как конечной цели действия; есть только
цепь желаний;
люди стремятся усилить свое могущество, так как только это гарантирует им удовлетворение их бесконечных желаний;
стремление к неограниченному могуществу в удовлетворении желаний – основная причина споров и войн между людьми.
Слайд 19Томас Гоббс (1588–1679)
Возникновению государства предшествовало «естественное состояние» людей, при котором:
все люди
от природы равны (нет собственности, различия между моим и твоим);
из-за
природного равенства проистекает взаимное недоверие, а из-за взаимного недоверия – война «всех против всех»;
в войне «всех против всех» каждый имеет право нападать и защищаться; в такой войне ничто не может быть несправедливым;
жизнь в состоянии войны «всех против всех» одинокая, бедная, скверная, жестокая и короткая.
Слайд 20Томас Гоббс (1588–1679)
Основной закон естественного состояния – каждый свободен для сохранения собственной
жизни делать все, что угодно.
Ограничение естественного права и замена его
гражданским правом – главная причина возникновения гражданского государства.
Первые два гражданских закона (всего их 19), ограничивающих основной закон естественного состояния.
Всеми силами следует искать мира и поддерживать его.
«В случае согласия на то других человек должен согласиться отказаться от права на все вещи в той мере, в какой это необходимо в интересах мира и самозащиты, и довольствоваться такой степенью свободы по отношению к другим людям, которую он допустил бы у других людей по отношению к себе» («Левиафан»).
Основной закон социальной жизни: «Не делай другому того, чего не хочешь, чтобы было сделано по отношению к тебе».
Слайд 22Вильгельм Готфрид Лейбниц
(1646–1716)