Слайд 2 1. Геополитическое положение России после распада СССР и его влияние
на положение России в однополярном/ квазиоднополярном мире
Территория уменьшилась на 5,5
млн. кв. км и составила 17,1 млн. кв. км (территория бывшего СССР 22,6 млн. кв. км ).
РФ оказалась оттесненной на северо-восток Евразии.
РФ потеряла 3 «оболочки безопасности»
Слайд 6Этапы ВП РФ в 1990-е
1) Министр иностранный дел
Козырев Андрей Владимирович
1990 – 1996 гг.
2)
Министр иностранных дел
Примаков Евгений Максимович
1996 – 1998 гг.
Иванов Игорь Сергеевич
1998 – 2004 гг.
Слайд 7Концепция Внешней политики РФ 1993: Активная, конструктив-ная, сбалансированная, лишенная «двойных
стандартов»
Россия – Великая держава, правопреемница СССР, имеющая большую свободу в
выборе внешнеполитических альтернатив + Развитие дружественных отношений со всеми субъектами МП
1. Обеспечение политическими средствами безопасности России во всех измерениях;
2. Защита прав, свобод, достоинств россиян;
3. Обеспечение благоприятных внешних условий для продвижения демократических реформ;
4. Мобилизация финансовой поддержки для создания рыночной экономики;
5. Формирование, равноправных отношений с участниками СНГ, со странами дальнего зарубежья;
6. Обеспечение за Россией роли в мировом балансе влияния
Слайд 81. Страны содружества;
2. Контроль над вооружениями и международная безопасность;
3. Содействие
экономической реформе;
4. США;
5. Европа (Западная и Восточная, СБСЕ и Страны
Балтии);
6. Азиатско-Тихооокеанский регион;
7. Южная и Западная Азия;
8. Ближний Восток;
9. Африка;
10. Латинская Америка;
11. ООН и другие международные организации;
12. Движение неприсоединения;
13. Права человека и основные свободы;
14. Религия и религиозные организации;
15. Экологические проблемы
Слайд 9Выводы
Концепция Внешней политики РФ 1993 предлагает менее объективные оценки мирополитической
реальности, идеализированное представление о победе демократии и международного сотрудничества.
Значительная
часть документа посвящена рефлексии и политологическому анализу нового положения России в мире, разъяснению нового подхода к внешней политике.
Наглядно структурирована, включает приблизительный план действий по каждому направлению внешней политики, однако допускает нелогичность в изложении ее направлений.
Слайд 10Национальные интересы -
это осознанные потребности государства, определяемые экономическими и
геополитическими отношениями данного государства в данную эпоху, культурно-историческими традициями, необходимостью
обеспечения безопасности, защитой населения от внешней угрозы и внутренних беспорядков, экологических катастроф и т.д.
Слайд 11Национальные интересы России
основываются на национальном достоянии и национальных ценностях народов
РФ,
обеспечиваются возможностями экономики, политической и военной организации государства, духовно-нравственным и
интеллектуальным потенциалом многонационального российского общества.
система национальных интересов России определяется совокупностью основных интересов личности, общества и государства в области:
экономики (ключевые интересы),
внутриполитической области,
международной,
оборонной и информационной сферах,
социальной области,
духовной жизни и культуре
Слайд 12Интересы личности (реальное обеспечение конституционных прав и свобод, личная безопасность,
повышении качества и уровня жизни, физическое, духовное и интеллектуальное развитие).
Интересы общества (упрочение демократии, достижение и поддержание общественного согласия, повышение созидательной активности населения, духовное возрождение России).
Интересы государства (защита конституционного строя, суверенитета и территориальной целостности России, установление политической, экономической и социальной стабильности, безусловное исполнение законов и поддержание правопорядка, развитие международного сотрудничества на основе партнерства.
Слайд 13Егор Гайдар
«Национальные интересы России требуют, чтобы она была частью западного
сообщества, западной цивилизации… Есть две платформы: западная - с рыночной
экономикой и гражданскими институтами - и коммунистическая».
Слайд 141991-1996 гг.: попытка обновления России путем механического копирования опыта других
(западных) государств → резкий «перекос» внешней политики РФ в западном
направлении (Доктрина Козырева)
Под «национальным» интересом понималось вхождение в «клуб западных стран»
С 1997 года:
«Доктрина Примакова»: не прерывая отношений с Западом, попытаться вести самостоятельную политику и на других полях – в «ближнем зарубежье», на европейском, китайском, ближневосточном направлениях.
Реализована идея «балансирующей равноудаленности».
Слайд 15НО: Четкого представления о своих национальных интересах у России не
сложилось, было представление о том, что благополучие лежит в западных
моделях развития
Слайд 16Приоритеты ВП РФ 1991 - 1999
СНГ
Слайд 17На первом этапе (Козырев)
1991 г. – Беловежские соглашения
1992 г. –
Договор о коллективной
1993 г. – Принят Устав СНГ
1993 г.
Подписан договор о создании Экономического союза между участниками СНГ
1993 г. Ашгабатская декларация (о развитии сотрудничества и укреплении доверия в отношениях между государствами-участниками СНГ)
1994 г. Декларация о соблюдении суверенитета, территориальной целостности и неприкосновенности границ государств-участников Содружества Независимых Государств
Слайд 18На втором этапе (Примаков, Иванов)
1996 г. - Президенты Беларуси, Казахстана,
Киргизии и России подписали в Москве Договор об углублении интеграции
в экономической и гуманитарной областях.
1996 г. - Президент России Б. Н. Ельцин и Президент Беларуси А.Г. Лукашенко подписали в Москве Договор об образовании Сообщества Беларуси и России.
1997 год - Сообщество Беларуси и России было преобразовано в Союз.
Слайд 19На втором этапе (Примаков, Иванов)
1997 г. - Соглашение о Черноморском
флоте.
1997 г. Договор о дружбе, сотрудничестве и партнерстве между
РФ и Украиной
1997 г. Президенты России Б.Н. Ельцин и Азербайджана Г. Алиев подписали в Москве Договор о дружбе, сотрудничестве и взаимной безопасности
1998 г. Президенты России и Казахстана приняли Декларацию о вечной дружбе и союзничестве, ориентированном в XXI столетие.
1999 год - В Москве подписан Договор между Республикой Беларусь и Российской Федерацией о создании Союзного государства.
1999 г. - Декларация глав государств -участников СНГ об основных направлениях развития Содружества Независимых Государств.
Слайд 20Основные направления ВП РФ в отношении СНГ
Добиваться превращения СНГ в
действенное межгосударственное формирование суверенных субъектов международного общения
Гармонизация политических курсов
и выявление общности интересов.
Совершенствование и расширения договорно-правовой основы СНГ как региональной МПО.
Укрепление единого военно-стратегического пространства.
Сохранение жизнеспособной структуры хозяйственных взаимоотношений, решения проблем денежного обращения, правового упорядочения экономических связей между регионами
Добиваться заключения с каждой из бывших республик СССР договоров и соглашений, гарантирующих защиту прав граждан России, проживающих за пределами Федерации
Слайд 21Проблемы ВП в отношении СНГ
Объединение Казахстана, Узбекистана и Киргизии (Центральноазиатский
союз — ЦАС летом 1994 г.)
20 сентября 1994 года подписан первый суперпроект о
добыче каспийской нефти с участием западных компаний
Узбекистан отказался от подписания Договора о совместной охране внешних границ СНГ (май 1995).
Туркменистан дистанциируется от военного сотрудничества внутри СНГ, придерживаясь принципа позитивного нейтралитета и все более склоняясь в этой области к развитию военно-технических связей с США
В 1997 году образован ГУАМ.
Слайд 22Итог
(+)Удалось цивилизованно разойтись бывшим республикам СССР
(+)Удалось сохранить черноморский флот и
присутствие миротворческий войск РФ
(+)Союзное государство в Белоруссией
(-) не удалось добиться
укрепления ориентированных на Россию политических сил
(-) не удалось предотвратить реальный приход мощнейших западных компаний в СНГ с большими деньгами, что, естественно способствовало ослаблению роли и влияния России в регионе.
(-) не было понимания значимости СНГ в ВП РФ
(-) не было четкой внешнеполитической линии в отношении стран постсоветского пространства
Слайд 23После распада СССР в России наметилась вестернизаторская позиция, предполагавшая сближение
с Европой, США и отдаление от Азии
Идентификации России с
Западом и стремлении к геополитической интеграции с ЗЕ и США, вхождению РФ в НАТО, ЕС и др. международные организации и ассоциации
Документы: российско-американская Хартия партнерства и дружбы, ванкуверская и московская декларация, а также в договоры России с ведущими государствами Западной Европы.
После 1991 г. курс на радикальную вестернизацию страны – нереали-стические задачи: немедленное установление «стратегического партнерства» и даже «союзнических» отношений с Западом.
США и некоторые страны ЗЕ попали под влияние синдрома «победителя в “холодной войне”» и не видели Россию в качестве равноправного союзника: склонность принимать как должное покладистость России (произвольные воздушные удары США по Ираку, блокирование сделки России с Индией по ракетным технологиям и по передаче оборудования для ядерного реактора Ирану, вытеснение России из проекта по строительству атомного реактора в Северной Корее).
Слайд 24Курс на расширение НАТО - отрезвляющий сигнал: Москва согласилась на
объединение Германии, сохра-нение ее членства в НАТО, пошла на роспуск
ОВД, на более глубокие, чем Запад, сокращения ядерных и обычных сил, поспешный вывод полмиллиона солдат из удобных казарм в ЦЕ в палаточные городки в России.
«Вклад» России: Дезорганизованность и непоследо-вательность внешнеполитического курса, расхождение слов и дел, шарахание из крайности в крайность в «ближ-нем» и «дальнем зарубежье», провалы внутренних реформ, экономический кризис, финансовая зависи-мость от Запада, дезинтеграция военного потенциала — все это резко убавило за рубежом стимулы рассма-тривать Москву в качестве ответственного и важного партнера, декларации которого следует принимать всерьез и с интересами которого нужно считаться.
Слайд 25Приоритеты внешней политики РФ:
Китай и Япония (90-ые гг. XX в.)
Слайд 26РФ - Китай Предпосылки сближения
Политические: Координация усилий для создания демократического
и сбалансированного многополярного мироустройства, свободного от негативных феноменов эпохи межблоковой
конфронтации.
Экономические: Усиление экономического сотрудничества на ДВ – Китае как естественный рынок сбыта цветных металлов, минеральных удобрений и др. видов химической продукции, машинно-техничес-кой продукции, в энергетического оборудования в условиях внутреннего экономического упадка РФ
Военно-технические: Начало процесса интенсивной модернизации вооруженных сил КНР - «стратегическое партнерство» между Россией и Китаем + поддержка российских ВПК – экономический подтекст.
Слайд 27Политическое сотрудничество
1-ая половина 90-х гг. – отсутствие
внятной внешнеполитической доктрины РФ, неопределенность отношения КНР к распаду СССР
Совместная декларация об основах взаимоотношений между РФ и КНР. Пекин, 18 декабря 1992 г.
Совместная российско-китайская декларация о стратегическом взаимодействии в XXI в. Пекин, 25 апреля 1996 г.
2-ая половина 90-х гг. Совпадение стратегических интересов и видения мира со стороны двух государств
Шанхайское соглашение об укреплении доверия в военной области в районе границы (1996г.)
Российско-китайская совместная декларация о многополярном мире и формировании нового международного порядка. Москва, 23 апреля 1997 г.
Московское соглашение о взаимном сокращении вооруженных сил в районе границы (РФ, Казахстан, Киргизия, Таджикистан, КНР) (1997г.)
Слайд 28Экономическое сотрудничество
Торгово-экономические отношения характеризовались нестабильностью. В течение 1992-2000
гг. объемы товарооборота колебались от 3,8 до 6,2 млрд. долларов.
NB! Это без учета т.н. «челночной торговли»
За период 1992-2003 годов:
объемы китайских инвестиций в РФ - 300 млн. долларов (направлены, на развитие инфраструктуры приграничной торговли)
объемы российских инвестиций в КНР - 700 млн. долларов. Причем, большая их часть приходилась на выполнение старых (еще с советских времен) контрактных обязательств: поставку 16 энергоблоков для тепловых электростанций, etc.
Слайд 29Военно-техническое сотрудничество
За период 1992-2005 годов Китай приобрел у
России вооружений и техники на сумму в 15 млрд. долларов
-это 40% от общих доходов РФ от экспорта продукции ВПК.
Закупки военной техники
С сер. 1990-ых годов - освоение с российской помощью новейших военных технологий и организация серийного производства на территории Китая современных систем вооружений.
Слайд 30РФ – Япония
Предпосылки сближения
Политические:
Признание существование территориального вопроса между РФ и Японией (Курильский
вопрос)
Обоюдное желание двух сторон контролировать процесс японо-американского и русско-китайского сотрудничества в области безопасности
Слайд 31Политическое сотрудничество
Признание РФ правопреемницей СССР и закладывание основы взаимодействия
на равноправных основаниях
Токийская декларация о российско-японских отношениях. 13
октября 1993 г.
В этом же документе – указание на скорейшее заключение мирного договора по Курильскому вопросу
Слайд 32Политическое/военное сотрудничество
Московская декларация об установлении
созидательного партнерства между Российской Федерацией и Японией (13 ноября 1998
г.)
Одна из главных целей – заключение мирного договора по Курилам к 2000г.
Основополагающее значение – пункт декларации о, углублении контактов в области безопасности и обороны.
Имплементация этого пункта началась раньше заключения декларации, и продолжилась после нее: первый официальный визит в РФ в 1996 г. начальника УНО и ответный приезд в Японию в 1997г. российского министра обороны. В 1998 г. также начинается обмен взаимными визитами военных кораблей. В июле 1998 г. прошло первое российско-японское учение по поиску и спасению на море.
Слайд 33Назрела необходимость пересмотра внешнеполитического курса.