Слайд 1Временная и пространственная организация урока
Слайд 2Основным результатом учебной деятельности в системе развивающего обучения является изменение
личности самого ученика.
Слайд 3Организация поля доски – особый психологически важный момент урока.
(запись на
доске на всех уроках должна вестись в строго регламентируемом порядке)
Слайд 4На левом поле:
Ученики здесь в самом общем виде т.е
в моделях, предельно кратко фиксируют имеющиеся у них знания об
изучаемом предмете и формируют новую задачу. Это может быть своеобразное повторение, если в конце предыдущего урока уже намечено то новое, что сегодня нужно изучать.
Слайд 5На центральной части:
Происходит вся работа детей по решению поставленной задачи.
Тут отражаются варианты решения, результаты групповой задачи. Итогом урока должно
стать получение нового знания.
Слайд 6На правой :
Результат
Проблема на завтра (для ее постановки дети с
помощью учителя устанавливают, какие новые , неисследованные , но уже
«проступившие» способы есть в предмете)
Домашнее задание.
Слайд 7Такое распределение записи на разных частях доски - фиксирует этапы
деятельности и их содержание:
То, что сегодня уже известно о предмете
изучения.
Цель и план предметной деятельности.
Сам ход работы.
Основные ее результаты.
Цель дальнейшего движения.
Слайд 8Таким образом, деятельность выносится во внешний обозримый план.
Слайд 9Подготовка и проведение урока в системе развивающего обучения.
Слайд 10Направления работы:
Организационное
Содержательное
Деятельностное
Слайд 11Организационное направление
Предполагает своевременное начало и окончание урока, соблюдение
его этапов, готовность учителя и детей к уроку, распределение времени
в соответствии с эмоциональным состоянием младших школьников, соблюдение санитарно – гигиенических норм.
Слайд 12Содержательное направление
Определить место данного урока в системе уроков, исходя из
этапа решения учебной задачи; определить тип урока и его структуру;
установить и простроить внутрипредметные и межпредметные связи; проанализировать предполагаемый прирост учащихся в освоении предметного содержания, в овладении учебными действиями и формами коллективно – распределенной деятельности.
Слайд 13Деятельностное направление
Требует учета динамики овладения младшими школьниками компонентами учебной деятельности,
предполагает организацию поисковой (квазииследовательской) деятельности учащихся.
Слайд 14В работе учителя выделяется 4 этапа:
Осознание цели деятельности, задач и
ориентировка в условиях ее протекания.
Выработка плана действий в соответствии с
результатами ориентировки.
Реализация намеченного.
Осуществление самоконтроля, т.е сопоставление результата с планом.
Слайд 15
1 этап.
Осознание цели своей деятельности, задач и ориентировка в условиях
ее протекания.
(Этот этап многоплавный, многокомпонентный. Он отражается в постановке содержательных
вопросов, которые должны быть осознаны учащимися и обсуждены с ними.)
Слайд 16Ориентировка в предметном содержании урока( в лингвистическом, математическом материале)
●
Что именно предстоит изучать? Зачем? Какова роль этого материала в
предмете?
● Что я об этом материале знаю?
● С какими другими математическими или лингвистическими понятиями связано изучаемое понятие (с какими стоит в одном ряду, на какие опирается, для каких служит базой?
● Почему это понятие вводится именно в данный момент обучения?
● В рамках какой учебной или учебно – практической задачи разрабатывается урок, какова его тема?
● Каково место урока в процессе решения учебной (учебно – практической) задачи?
● Каков тип урока (в соответствии с этапом решения учебной задачи)?
Слайд 17Ориентировка в конкретных условиях обучения.
● Каковы положительные и отрицательные
итоги предыдущего урока?
● Что учащиеся знают об этом понятии,
что узнают в будущем? Что должны узнать, отработать на данном уроке, в какой степени, до какого уровня?
● Какие признаки понятия должны быть в центре внимания?
● На какие смежные знания и умения следует опереться в ходе работы?
● Какие учебные действия необходимо осуществить для освоения материала?
● Какие конкретные трудности должны быть преодолены? Каковы возможные ошибки учащихся, еще не овладевших всеми признаками понятия?
● Какова степень коллективной самостоятельности учащихся в ходе урока?
Слайд 18Ориентировка в методическом арсенале способов и средств обучения.
● Какие
способы организации учебной работы, виды заданий, средств обучения, отвечающие замыслу
урока, целесообразно использовать??
● Какой материал предложен в учебнике? Какова цель каждого из заданий, логика их расположения?
● Как, по каким критериям оценить, освоили ли ученики понятие, способ действия?
Слайд 19Результат осуществления данного этапа
● Актуализация собственных лингвистических, математических знаний
в рамках изучаемой темы и знаний о методах и приемах;?
● Примерное определение основной направленности работы (главных акцентов) и возможных содержательных границ.
Слайд 20
2 этап.
Планирование действий в соответствии с результатами ориентировки.
Слайд 21Определение цели урока.
● Какова цель урока, т.е каким должен
быть его конечный результат?
● С каким понятием предстоит работать
, какие его признаки помогут учащимся принять, осознать, открыть это понятие?
● Какие действия учащиеся должны освоить? Какое из формируемых учебных действий является основным для данного урока?
● Какие промежуточные задачи помогут достичь цели урока?
● Какова цель выполнения каждого задания (промежуточная цель урока)?
●Какие дополнительные задачи обучения из других областей знаний языка или математики следует реализовать на этом уроке? Почему?
●Какие профессиональные задачи возникают передо мной (учителем) в процессе планирования и проведения данного урока?
Слайд 22Организация урока
●Какие знания и способы действий необходимо актуализировать у
учащихся для реализации целей урока? В каком виде учащиеся должны
представить эти способы ?
● Как поставить перед детьми учебную задачу, чтобы включить их в активную деятельность по принятию задачи?
● Как привести детей к пониманию того, что какого – то знания или умения им недостает?
● Как сделать, чтобы это знание или умение оказалось для них необходимым, чтобы возникло желание узнать, научиться, преодолеть барьер?
● Как обеспечить усвоение на уроке необходимой информации? Можно ли организовать работу так, чтобы дети сами «открыли» признак, закон, способ действия (если да, то как этого добиться; если нет – как поступить: отослать ли детей к учебнику, сообщить все в готовом виде или организовать совместный поиск окончательного ответа и.т.д)?
●Как достичь освоения детьми необходимых действий и осознанного овладения материалом??
Слайд 23 ● Какой этап урока может вызвать трудности в реализации
(у учителя или у учащихся)? Как можно преодолеть эти трудности
в ходе урока?
● В каком виде должен быть представлен содержательный итог урока?
● Нужно ли представить итог в освоении учебного сотрудничества? В каком виде это сделать?
● Как должны выглядеть записи на доске и в тетрадях учащихся в конце урока?
● Какое оборудование надо подготовить заранее?
●В какой форме и какое домашнее задание целесообразно задать (формулирует учитель или дети; необходим ли выбор детьми вида и объема домашней работы; участие родителей в этой работе)?
Слайд 24Оценка плана урока
● Все ли лингвистически (математически) грамотно в
плане урока, правильно ли отражена сущность изучаемого явления?
●
Удалось ли органично соединить обучение детей с развитием у них личностных качеств?
● Получился ли урок целостным, завершенным? Ясна ли учителю логика движения мысли ученика и логика его действий? Понятна ли ребенку логика движения коллективной мысли?
● Удалось ли учителю отвести себе на уроке роль человека, активно участвующего в коллективном познавательном процессе, интересно ли будет ученикам на уроке?
Слайд 25Результат осуществления данного этапа.
● Определение целей урока, промежуточных задач
и их последовательности;
● Планирование основных видов деятельности детей
на каждом этапе урока;
● Отбор средств и способов организации учащихся;
● Создание плана урока.
Слайд 26
3 этап.
Реализация намеченного плана.
(проведение урока)
Слайд 27На этом этапе от учителя требуется ряд умений;
1. Организовывать деятельность
учащихся на каждом из этапов урока (от постановки учебной задачи
до получения результата); грамотно пользоваться способами обучения, выбранными для достижения целей;
2. общаться с учащимися, обеспечивая желаемую атмосферу урока;
3.Контралировать ход работы, сопоставляя замысел с его реализацией, и при необходимости вносить по ходу урока возможные коррективы.
Слайд 28Учитель контролирует ход урока, обращая особое внимание на следующие моменты:
Создан
ли положительный эмоциональный фон урока?
Получается ли мотивировать учащихся на выполнение
заданий?
Удается ли предоставить детям необходимую степень самостоятельности в работе над каждым заданием?
Насколько осознано действуют дети ( в случае необходимости делают запрос ко взрослому; задают вопросы друг другу; при необходимости разворачивают и обосновывают используемый способ действия, обращаются к модели)?
Какие из детских догадок, вопросов, предположений нужно зафиксировать для дальнейшего коллективного продвижения в освоении содержания?
На какие проспекты в организации учебного сотрудничества необходимо обратить внимание сейчас (использование норм учебного сотрудничества; особенности работы групп; характер межгруппового обсуждения и др)?
Слайд 29
4 этап.
Осуществление самоконтроля, т.е сопоставление результата с планом.
Слайд 30Этап включает:
Ответ на вопрос о том, удалось ли реализовать замысел
урока;
Анализ конкретных результатов обучения, выявление достижений, удач, недостатков, просчетов;
Внесение необходимых
уточнений, изменений в план дальнейшей работы по теме.
Слайд 31Особенности открытого урока в развивающем обучении.
Слайд 32Подготовительный этап, помимо разработки самого урока, включает работу с предполагаемыми
гостями урока, в ходе которой их знакомят:
С принципами развивающего обучения;
С
зависимостью типа урока от учебного действия, которое формируется на данном уроке;
Со структурой урока данного типа;
С формами организации работы в соответствии с этапами урока;
С логикой построения данного урока.
Слайд 33Этап планирования урока
Каковы положительные и отрицательные итоги предыдущего урока?
В рамках
какой учебной или учебно – практической задачи разработан урок, его
тема?
Каково место этой темы в процессе решения учебной ( учебно – практической ) задачи?
Какие учебные действия необходимо формировать на этом уроке, какое из них основное для данного урока?
Какие цели (поисковые и исполнительские) в освоении учащимися содержания необходимо решить на нем? Какие цели мы ставим перед детьми в освоении форм деятельности?
Какие профессиональные задачи возникают передо мной (учителем) в процессе планирования и проведения данного урока?
Какие задания позволяют наиболее полно реализовать цели данного урока? В каком виде целесообразно представить эти задания детям?
Слайд 34● Какова цель выполнения каждого задания (промежуточная цель урока)?
● Какие
знания и способы действий необходимо актуализировать у учащихся для реализации
целей урока? В каком виде учащиеся должны представить эти способы ?
● Какие межпредметные связи необходимо установить на этом уроке?
● Какова степень коллективной самостоятельности учащихся в ходе урока?
● Какой этап урока может вызвать трудности в реализации (у учителя или у учащихся)? Как можно преодолеть эти трудности?
● В каком виде должен быть представлен содержательный итог урока?
● Нужно ли представить итог в освоении учебного сотрудничества? В каком виде это сделать?
● Как должны выглядеть записи на доске и в тетрадях учащихся в конце урока?
● Какое оборудование надо подготовить заранее?
●В какой форме и какое домашнее задание целесообразно задать (формулирует учитель или дети; необходим ли выбор детьми вида и объема домашней работы; участие родителей в этой работе)?
Слайд 35Этап проведения урока.
Создан ли положительный эмоциональный фон урока?
Получается ли мотивировать
учащихся на выполнение заданий?
Удается ли предоставить детям необходимую степень самостоятельности
в работе над каждым заданием?
Насколько осознано действуют дети ( в случае необходимости делают запрос ко взрослому; задают вопросы друг другу; при необходимости разворачивают и обосновывают используемый способ действия, обращаются к модели)?
Какие из детских догадок, вопросов, предположений нужно зафиксировать для дальнейшего коллективного продвижения в освоении содержания?
На какие аспекты в организации учебного сотрудничества необходимо обратить внимание сейчас (использование норм учебного сотрудничества; особенности работы групп; характер межгруппового обсуждения и др)?
Слайд 36Этап самоанализа учителем урока.
Получилось ли решить поставленные перед собой профессиональные
задачи.
Возникла ли в ходе урока незапланированная ситуация? Если да, то
какова моя реакция? Каковы положительные и отрицательные итоги возникновения этой ситуации?
Какие проблемы остались нерешенными (для учащихся и для себя)? В чем причина этой ситуации?
Какие задачи в освоении содержания и форм деятельности нужно поставить пере собой на ближайших уроках, исходя из итогов данного урока?