Слайд 1Персонифицированная модель повышения квалификации специалиста
Слайд 2Персонифицированное повышение квалификации – общая стратегия государственной ПОЛИТИКИ РАЗВИТИЯ кадрового
потенциала системы общего образования
Слайд 3Персонифицированная программа КПК
Ориентация повышения квалификации как на перспективные потребности ОУ,
так и на разрешение проблем конкретного учителя;
принцип командного обучения педагогов
одного ОУ, объединённых общей системой деятельности;
Принцип открытости, когда педагоги могут выбрать те модули, и в тех учреждениях повышения квалификации, которые считают наиболее продуктивными и качественными;
Принцип выбора ОУ или педагогом содержания и форм повышения квалификации;
Слайд 4Персонифицированная программа КПК
Принцип включения в систему повышения квалификации базовых инновационных
площадок и опыта лучших педагогов;
Принцип тьюторского сопровождения после КПК;
Принцип сетевого
взаимодействия по совместному использованию ресурсов.
Слайд 5Персонифицированная модель повышения квалификации
Персонифицированная модель повышения квалификации учителей основывается на
:
- выявление индивидуальных профессиональных затруднений,
- формирование системы учебно-профессиональных задач
в рамках курсов повышения квалификации,
- выстраивание индивидуального образовательного маршрута, завершающегося
- подготовкой итогового проекта, имеющего практическую значимость для повышения качества образования.
Слайд 6Персонифицированная модель повышения квалификации
Персонифицированный процесс повышения квалификации создает условия для
проявления субъектной позиции обучающегося педагога в соответствии со своими
собственными
потребностями,
целями,
интересами,
возможностями
посредством выбора модулей,
способов самостоятельного решения учебных задач.
Слайд 7Персонифицированная модель повышения квалификации
Успешная организация деятельности по проектированию
комплекса таких индивидуальных траекторий связана с последовательным прохождением каждым педагогом
всей совокупности особых профессиональных позиций:
теоретико-методологической,
проектной,
конструкторско-методической,
профессионально-деятельностной,
диагностической.
Слайд 8Персонифицированная модель повышения квалификации
Следует заметить, что осознанное и
практическое принятие обозначенных позиций находится в соответствии со следующими этапами
проектирования в образовании:
мотивационным,
концептуальным,
модельным,
реализационным,
рефлексивно-экспертным.
Слайд 9Персонифицированная модель повышения квалификации
1. Мотивационный этап связан с совместным обсуждением
условий и предполагаемых результатов сотрудничества субъектов образования, с соотнесением их
с собственным жизненным опытом, своими ценностями и личностными смыслами в профессиональной деятельности каждого.
2. Концептуальный этап – это раскрытие смысла и содержания предстоящей работы; коллективный субъект должен освоить позиции теоретика, методолога, философа образования, задающих основания проектирования образовательной программы или индивидуального проекта.
Слайд 10Персонифицированная модель повышения квалификации
3. На этапе моделирования осуществляется разработка комплекса
нормативных подпрограмм – управленческих, педагогических, сервисных и других как соорганизованных
деятельностей разных субъектов образования.
4.-5. Этап реализации индивидуального проекта тесно связан с рефлексивно-экспертным этапом, который в качестве самостоятельного можно выделить лишь логически, так как конкретные шаги по его осуществлению сопровождаются текущей рефлексивной диагностикой и экспертизой результатов и последствий, позволяющих вносить необходимые коррективы в индивидуальный проект в целом, и в его отдельные разделы.
Слайд 11Профессиональное развитие педагогов в процессе модернизации образования
Следующая – вторая, концептуальная
позиция, связанная с первой, – это условия, при которых возможно
подобное переосмысление. Главное, но не единственное из этих условий – новые, ожидаемые профессиональные компетенции современного педагога; их состав и средства культивирования.
Но это уже другая проблема и другая тема, которая также требует специального рассмотрения…
Слайд 12Персонифицированная модель повышения квалификации
Третья – и в этом смысле завершающая
концептуальная позиция – это сама структура и технология реализации образовательной
программы профессионального развития педагога – его сознания, деятельности и профессионального сообщества.
Очевидно, что ее построение во многом определяется теми требуемыми компетенциями, которые необходимы для проектирования образовательной программы (или отдельной подпрограммы) в собственном образовательном институте.
Слайд 13При каких условиях повышение квалификации становится персонифицированным = развивающим?
ЕСЛИ УЧИТЕЛЬ:
готов
сделать грамотный выбор нужного учебного курса (программы), результатом освоения которого
станет обеспечение качества образования, отвечающего требованиям ФГОС;
умеет делать выбор на основе собственной оценки ситуации и результатов собственного действия;
видит свою деятельность как целое и понимает перспективы ее развития;
умеет соотносить и согласовывать свой выбор с задачами деятельности и развития школы в целом;
…
Слайд 14При каких условиях повышение квалификации становится персонифицированным = развивающим?
ЕСЛИ РУКОВОДИТЕЛИ
ШКОЛЫ:
умеют четко формулировать задачи деятельности и развития школы с
учетом ее особенностей и определять необходимые для этого направления развития кадрового потенциала, компетентности и квалификации работников;
готовы формулировать управленческий заказ (техническое задание) на повышение квалификации конкретных педагогических работников;
умеют согласовывать управленческий заказ и индивидуальный выбор конкретного работника школы;
умеют связать качество результатов повышения квалификации с проведением аттестации педагогических кадров, распределением стимулирующих выплат.
Слайд 15 ЧЕМУ БУДУ УЧИТЬСЯ?
Ответственность за то, что выбирает учитель
(мотивы
выбора курсов и программ обучения, обоснованность, нацеленность на результат и
др.)
ДЛЯ ЧЕГО, С КАКОЙ ЦЕЛЬЮ БУДУ УЧИТЬСЯ?
Ответственность за то, насколько точно (адекватно) сделан выбор, проведен самоанализ собственных потребностей в профессиональном росте
ВОСТРЕБОВАН ЛИ МОЙ ВЫБОР ШКОЛОЙ? Ответственность за согласование сделанного выбора с руководителями и коллегами школы
Усиление ответственности УЧИТЕЛЯ за результат повышения квалификации
Слайд 16В чем состоит ответственность выбора УЧИТЕЛЯ?
Учитель персонально отвечает за результаты
своего повышения квалификации:
разработку конкретного, значимого для школы проекта;
качественные изменения своей
педагогической деятельности;
качественные изменения учебных достижений учащихся.
Слайд 17Усиление ответственности РУКОВОДИТЕЛЕЙ ШКОЛЫ за результат повышения квалификации
Руководители школы персонально
отвечают за обеспечение своевременного и соответствующего потребностям школы повышение квалификации
кадров:
наличие внятного технического задания на повышение квалификации конкретного работника, согласованное с последним с учетом реализуемой в школе комплексной программы развития, особенностей тех проектов, в которые включен конкретный учитель, направляющийся на обучение;
создание внутришкольной системы стимулирующих мер профессионального развития;
…
Слайд 18Элементы персонифицированного повышения квалификации
В основе предлагаемых программ повышения квалификации лежит
модульно-компетентностный подход к профессиональному образованию.
При компетентностном подходе внимание акцентируется
на результатах образования, в качестве которых рассматриваются не сумма усвоенных знаний, а способности человека успешно действовать в различных ситуациях.
Особенностью программы повышения квалификации является применение субъект-субъектного, личностно-ориентированного и деятельностного подходов в сфере образования.
Слайд 19Элементы персонифицированного повышения квалификации
В рамках субъект-субъектного образования
программа создает условия
для того, чтобы обучающийся
стремился максимально самостоятельно освоить
новое содержание;
с
точки зрения личностно-ориентированного подхода программа формирует отношение человека к собственному развитию как к ценности;
деятельностный подход выражается в том, что в ходе изучения программы у обучающегося формируются рефлексивные умения, способность формировать представления о себе, о своей деятельности, прогнозировать ее и планировать, а также выяснять и анализировать представления других людей о своей деятельности и о себе.
Слайд 20Элементы персонифицированного повышения квалификации
В ходе изучения программы обучающиеся учатся:
ставить реальные
цели как основу для оценки результативности своих действий;
адаптировать, дополнять,
изменять план, программу, формы и методы работы с учетом конкретных условий, с целью достижения оптимальных результатов;
прогнозировать последствия своих действий, самокритично относиться к выполненной работе;
обобщать опыт своей практической деятельности и применять в своей практике опыт других людей.
Слайд 21Стажерская практика – элемент персонифицированного повышения квалификации
Стажерские и базовые площадки
– институты развития, аккумулирующие новое содержание образования, новые технологии, методики,
инструментарий оценки универсальных учебных действий школьников.
Введение стажеров в пространство инновационной = становящейся образовательной практики.
Проектирование видов активностей стажеров, обеспечивающих освоение инновационной практики.
Рефлексия - ведущая деятельность тьюторов базовых и стажерских площадок.
Проектирование – ведущая деятельность стажеров.
Слайд 22Выводы
Таковы в общих чертах концептуальные основы постановки и путей решения
проблемы содержания и профессионального развития педагога в современном инновационном образовании
в рамках модернизации на основе персонифицированной модели повышения квалификации.