Слайд 1
«Все есть и не есть, потому что хотя и настанет
момент , когда оно есть, но оно тут же перестает
быть… Однако и то же и молодо и старо, и мертво и живо, то изменяется в это, это, изменяясь, снова становится тем».
Гераклит
Тема урока:
«Развитие эволюционного учения Чарльза Дарвина»
Слайд 2Задачи урока
Познакомить с историей формирования и развития эволюционных идей;
Рассмотреть предпосылки
возникновения эволюционной теории;
Познакомить учащихся с работами Ж-Б Ламарка и других
ученых;
Раскрыть основные положения эволюционной теории Ч. Дарвина.
Слайд 3Основные понятия:
Эволюция
Наследственная изменчивость
Естественный отбор
Искусственный отбор
Борьба за существование
Слайд 4Чарльз Дарвин
(1809-1882)
« Чем больше мы познаем неизменные законы природы, тем
больше невероятными становятся для нас чудеса»
Слайд 5Чарльз Дарвин
Английский ученый натуралист и путешественник. Одним из первых осознал
и наглядно продемонстрировал, что все виды живых организмов эволюционируют во
времени от общих предков. В своей теории основной движущей силой эволюции Дарвин назвал естественный отбор и неопределенную изменчивость. Идеи и открытия Дравина формируют фундамент современной теории эволюции и составляют основу биологии.
Слайд 6Биография
1827-в течение трех лет изучал богословие в Кембриджском университете.
1831-
по окончании университета отправился в кругосветное путешествие на экспедиционном судне
королевского флота « Бигль».
За время путешествия побывал на Галапагосских островах и других местах.
Результаты исследований изложил в трудах Дневник изысканий, Происхождение видов путем естественного отбора.
Слайд 7План изучения урока.
1. Эволюция.
2. Система органической природы К. Линнея.
3. Эволюционная
теория Ж-Б Ламарка и других ученых.
4.Успехи в новых областях биологии
в начале XIX века.
5.Предпосылки возникновения эволюционной теории.
6.Основные положения Ч. Дарвина.
Слайд 8Система органической природы К. Линнея
(1707-1778)- шведского естествоиспытателя.
Слайд 9Карл Линней
За единицу классификации он принял вид- совокупность особей, сходных
по строению.
Выделил три царства: Растения, Животные и Минералы.
Установил единообразную терминологию.
Закрепил
использование в науке бинарной (т.е. двойной) номенклатуры для обозначения видов. Каждый вид обозначается двумя словами. Например: Кошка домашняя (ливийская).
Установил принцип соподчиненности: соседние категории связаны не только сходством , но и родством, но чем дальше друг от друга находятся категории, тем меньше степень их родства.
Ошибочность его теории :
Видов столько, сколько создал Творец.
Слайд 10Эволюционная теория Ж.Б. Ламарка
(1744-1829)
Абелия
Основы первого учения об
эволюции органического мира были разработаны и опубликованы в труде «
Философия зоологии» в 1809г. французским естествоиспытателем Жаном Батистом Ламарком .
Слайд 11Жан Батист Ламарк
Эволюционная идея тщательно разработана, подкреплена многочисленными фактами, превращается
в теорию.
Приводит доказательства изменяемости видов.
Ошибочные механизмы изменчивости:
1)стремление организмов к совершенствованию;
2)
прямое влияние внешней среды и наследование признаков, приобретенных в течение жизни организма.
Слайд 12Жорж Кювье- французский ученый
(1769-1832)
Исследовал органы позвоночных;
Установил:
Все органы представляют собой
части одной целостной системы;
Ни одна часть тела не может изменяться
без соответствующего изменения других частей;
Установил, что вымирание древних животных и растений могло быть следствием крупных катастроф геологического характера.
Слайд 13Карл Бэр- российский ученый (1792-1876)
Впервые описал процесс возникновения тканей и
органов в ходе развития эмбриона.
Сформулировал закон зародышевого сходства:
« Сходство зародышей
разных систематических групп свидетельствуют об общности их происхождения»
Слайд 14Чарльз Лайель- английский ученый (1797-1876)
Удалось расшифровать и датировать геологическую историю
Земли.
Показал, что горообразование, вулканизм, оледенения, потоки, дождь, ветер, приливы, объясняют
изменения земной поверхности, а значит и изменения в составе органического мира.
Слайд 15
Предпосылки возникновения эволюционной теории Дарвина.
1)Социально-экономические.
2)Научные.
Слайд 16
Социально- экономические:
Развитие промышленности в Англии, интенсивный рост городов. Развитие колоний,
бурное развитие селекций, выведение новых сортов растений и животных, проведение
многочисленных научных экспедиций.
Слайд 17Научные предпосылки:
Успехи систематики растений и животных, развитие биогеографии, сравнительной анатомии,
эмбриологии и палеонтологии, появление клеточной теории и эволюционного учения Ламарка.
Слайд 18Основные положения эволюционного учения Чарльза Дарвина:
Любой вид растений и животных
в природе стремится к размножению в геометрической прогрессии. В природе
происходит непрерывная борьба за существование. В борьбе за существование выживают и оставляют потомство особи, обладающие таким комплексом признаков и свойств, который, позволяет наиболее успешно конкурировать с другими. Движущей силой изменения видов является естественный отбор.
Слайд 19Наследственная изменчивость (неопределенная)
Это изменения признаков организма, обусловленные изменением генотипа.
Комбинативная- в
результате перекомбинации хромосом в процессе полового размножения.
Мутационная- возникает в результате
внезапного изменения состояния генов. Характер случайный, ненаправленный.
Слайд 20Наследственная изменчивость (неопределенная)
Наследственная изменчивость и производимый человеком отбор представляют собой
движущие силы эволюции.
Однако свойства, полезные с точки зрения человека, могут
оказаться бесполезными и даже вредными в борьбе за жизнь, происходящей в дикой природе.
Слайд 21Учение Дарвина об искусственном отборе.
Искусственный отбор- это процесс создания новых
пород животных и сортов культурных растений путем сохранения и размножения
особей с определенными, ценными для человека признаками и свойствами в ряду поколений.
Слайд 22 Формы искусственного отбора
1.Сознательный ( методический)
2.Бессознательный
Признаки, накапливаемые при искусственном отборе,
полезны для человека, но необязательно выгодны для животных.
Слайд 23
Сознательный
(методический) искусственный отбор
При методическом отборе селекционер ведет отбор по одному-
двум признакам.
Условия успеха методического искусственного отбора- большое исходное число особей.
Слайд 24Бессознательный искусственный отбор
Человеком не ставилось цели вывести определенную породу
или сорт.
Например: убивали или съедали в первую очередь худших животных,
а сохранялись при этом наиболее ценные.
Слайд 25Учение Дарвина об естественном отборе
В результате борьбы за существование происходит
естественный отбор- «Сохранение благоприятных индивидуальных различий и уничтожение вредных»
Накапливаются признаки,
полезные только для организма в целом, в результате чего образуются виды и разновидности.
Слайд 26Закрепление изученного материала
Вопросы для повторения изученного.
1.Как Ж.-Б. Ламарк объяснял многообразие
видов в природе?
2.Какие предпосылки послужили толчком к созданию эволюционной теории?
3.В
чем состоят основные положения учения Дарвина?