семестр – зачет
4-ый семестр – экзамен
4-ый семестр – курсовая
работаТеория и методология дизайна
Учебный курс
Теория и методология дизайна
Учебный курс
Задачи:
Философская методология
структура и функции методологического знания
современные мировоззренческие ориентации
Общенаучные принципы и методы исследования
системный подход
деятельностный подход
Методологические основы дизайна
дизайн в контексте смены проектных парадигм
система дизайн-деятельности
основные элементы системы дизайна
творческий процесс в дизайне
базовые принципы дизайна
базовые категории дизайна
Дизайн как социокультурное явление
Процесс дизайн-проектирования
Структура методологического знания дизайнера
1
2
3
Дизайн как социокультурное явление
Этимология понятия «дизайн»
1959 г. – на первом конгрессе ИКСИД* в Стокгольме термин «industrial design» был признан лучшим и принят для обозначения новой сферы художественного творчества, его метода, результата (дизайн-продукта), а также системы теоретических положений, связанных с этой творческой деятельностью.
*ИКСИД (International Counsil of Societies of Industrial Design) –
ровесник человечества,
создание вещей, совмещающих в себе пользу и
красоту
период зарождения ремесленничества
обособившееся проектирование вещей
появление машинного производства
проектирование эстетически совершенных
предметов промышленного изготовления
начало XX века
профессионально определившаяся деятельность
30-е годы XX века
Основные позиции во взглядах на дизайн: «рационалистическая», «артистическая»,
Дж.Глоаг рассматривал дизайн как деятельность, принципиально отличающуюся от прикладного искусства, как вид рационального проектирования, четко ограниченного техническим заданием; инженерную службу в системе промышленного производства.
Рационалистическая программа функционализма (Г.Мутезиус, Ле Корбюзье, В.Гропиус, А.Лоос, Дж.К.Джонс, К.Александер, Б.Арчер и др.): принцип целесообразной формы; функциональность как высшая ценность; качество формы имеет вторичное значение по отношению к функции; цель дизайн-деятельности – нахождение строгой связи между формой и выполняемой объектом функцией; приоритет рассудочных методов проектирования.
Информационная эстетика (М.Бензе, Ф.фон Кубе, Р.Гюнцерхейзер, Е.Вальтер, Ф.Райхет, С.Майзер): расшифровка и формализация эстетических заданий, их перекодировка на язык математики и техники.
Дж.Дорфлес, А.Моль: дизайн – особый способ передачи упорядоченной информации.
Рационалистическая трактовка
Ф.Ч.Эшфорд: дизайн -– профессиональная деятельность в условиях рынка, служба в системе промышленного производства, основная цель которой -– удовлетворение ожиданий массового потребителя, предоставление ему широкого разнообразия продукции и помощь производству в получении прибыли через хороший сбыт товара.
Дж.Глоаг: дизайн -– средство продажи товаров; направлен на то, чтобы дать потребителю максимально возможные удобства, удовлетворение от созерцания и прикосновения к предмету.
Р.Лоуи: «дизайн -– это то, что заставляет звенеть кассу!»
Ж.Бординат: «чистым лицемерием является утверждение о том, что дизайн или стайлинг имеет какую-то иную функцию, кроме поддержки торговых операций».
Дж. Нельсон: основная функция дизайна -– осуществление тотальной коммуникации между корпорацией и клиентурой.
Г.Мутезиус: дизайн – средство развития вкуса нации.
В.Гропиус: «тотальная архитектура» средство жизнестроительства.
Т.Мальдонадо: дизайн – активная социальная сила, воздействующая на сознание людей.
А.Бранци: дизайн – средство возвращения в культуру продуктов технической цивилизации, усиления их символического и эмоционального звучания.
В.Папанек: дизайн – деятельность, опирающаяся на здравый смысл и реальные гуманистические ценности.
К.Кантор: дизайн – деятельность, обусловленная спецификой национальной культуры.
очеловеченный предмет
- опредмеченный человек
Общественное производство –культурно-исторический процесс формирования человека-субъекта человеческой предметной деятельностью посредством предметного мира.
- деятельность
- человек
- предмет
- человек создает искусственную среду, осуществляет процесс производства и предметная среда является продуктом его трудовой деятельности
- предметная среда включена в процесс потребления,
удовлетворяет материальные потребности человека.
- формирование нового человека, сущность которого определяется его предметной деятельностью
воспроизведение продукта труда в новом
качестве (предмет потребления – продукт
преобразования)
- человек производит и потребляет
предметная среда формируется и
функционирует
- продукт деятельности, ее результат
Человек с помощью орудий
труда воздействует на
предмет труда и превращает
этот исходный материал
в продукт труда
Основные элементы
производственной деятельности:
– физическое воздействие орудия труда на материал
– процесс превращения материала в продукт
– «связь» человека со средством деятельности, исходным
материалом
- новая морфология ( )
(в процессе деятельности исходный материал приобретает новую форму, новую конструктивно-техническую структуру, которая выступает как непосредственная цель производства вещей.
- человек, имеющий потребность
- человек, удовлетворивший
потребность
В процессе предметно-практической деятельности ее продукт должен включиться в процесс потребления и ,
стать предметом потребления, приобрести особые свойства: - стать полезным, т.е. стать потребительной ценностью ( ).
человек, удовлетворивший свои
материальные и духовные потребности, в процессе потребления созданных им благ
В процессах общественного потребления формируется потребитель с его общественно-ценностными запросами и потребностями, новыми навыками, желаниями и вкусами, что ведет к появлению новых культурных норм и ценностей, формированию общественных и индивидуальных идеалов потребления, социального заказа на производство новых изделий.
Предмет деятельности выступает в двойственном виде:
– природно-морфологическом , ;
– общественно-ценностном (аксиологическом) , .
– предмет деятельности человека;
– морфология, форма предмета;
– аксиология, полезная функция предмета, его ценность
для потребителя.
Установление соотнесенности между аксиологическими и морфологическими аспектами идеальных картин реального мира - основная и наиболее специфическая сторона дизайн-деятельности, а система аксиоморфологических отношений, постоянное переосмысление связи “аксиология”–”морфология” ( ) – специфический объект дизайнерского мышления.
В повседневной практике дизайнер постоянно совершает операции взаимного включения элементов и , переходы от назначения вещи к ее полезности, от полезности к ценности, от формы к гармонии и т.д., осуществляя их в разных сочетаниях и в разном порядке:
Аксиологический и морфологический аспекты предмета деятельности
– цель производства, представленная в идеальной форме модель производства и потребления в их обоюдном взаимодействии, рассмотренная в контексте аксиоморфологических отношений.
Обособленная, самостоятельная сфера деятельности по построению целей производства, предшествующая процессу производства – сфера проектирования.
Современное разделение труда порождает необходимость существования еще одной сферы – сферы распределения, выполняющей функции своеобразного регулятора взаимосвязи производства и потребления (в товарном хозяйстве – торговля).
Общая модель предметной деятельности
Функции объектов и субъектов практической деятельности в четырех сферах: проектирование /
производство / потребление /
распределение :
В предметно-практической деятельности каждая “вещь” существует в нескольких формах: как проект-идея, продукт производства, товар и предмет потребления, поэтому при разработке проекта необходимо зафиксировать специфику каждой из них.
Процесс совершенствования предметной среды
+n – показатель полезного эффекта продукта, выражаемый числом положительных “сигналов)»
-n – показатель отрицательного эффекта продукта, выражаемый числом отрицательных “сигналов”.
Проектирование – управляющий «мозговой центр», от успешной работы которого
зависят как формируемая в производстве морфология вещей, так и общественная, социальная ценность всей предметной среды. Его цель – создание совершенной предметной среды для человека с помощью проектных средств, направляющих и корректирующих развитие общественного производства и потребления.
Дизайн-проектирование – одна из форм проектной деятельности.
Дизайн в системе общественного воспроизводства
Культура – сфера деятельности человека, включая и ее результаты, инициируемая и направляемая Духом и ориентированная (осознанно или неосознанно) только и исключительно на позитивную, духовно наполненную жизнь. Культура – совокупность материальных и духовных достижений человечества, а также деятельность общества по их созданию, воссозданию, распределению и потреблению.
Цивилизация – более широкая сфера деятельности человека, как homo sapiens, наделенного свободной волей и постоянно совершенствующегося на путях рационально-научно-технических достижений. Цивилизация имеет две стороны – научно-техническую и социально-правовую. Критерием развития цивилизация является степень разумного господства человека над силами природы и развитие социально-правовой сферы, обеспечивающей реализацию прав и свобод личности.
Цивилизация и культура есть два различных способа реализации творческих сил человека. В культуре все материальное и практическое служит духу. В рамках цивилизации дух служит материальному и практическому. Если мерой культуры является самоотдача, следование высшему смыслу, то мерой цивилизации – самоутверждение, автономность человека перед слепыми силами природы и безличным миром общественных структур (соответственно, научно-техническая и социально-правовая стороны цивилизации).
Проектность (устремленность к продуктивному, творческому преобразованию реальности) – основополагающая характеристика культуры прослеживается на различных уровнях и «срезах» ее функционирования: процессуальном, предметно-результативном (материальном), ценностно-нормативном.
На процессуальном уровне культура – определенная система ценностей и качество человеческой деятельности в различных сферах социальной практики и общественного сознания (в искусстве, политике, экологии и т.д.); ответственна не столько за «что», сколько за «как».
Ценностно-ориентационный уровень культуры – ее духовно-нравственная вертикаль, совокупность характерных для социальной общности ценностей, норм, смыслов, идеалов, зафиксированных в текстах культуры; содержит не только «генную» информацию, обеспечивающую самотождественность и целостность социума, но и своеобразную иммунную матрицу, которая позволяет субъекту идентифицировать себя с определенной системой ценностей и одновременно распознать образ и элементы других культур.
Дизайн как феномен культуры
Сущность культуры – совокупность «проектных» (т.е. идеальных, духовных) способов и результатов освоения и преобразования мира» задает способность культурного человека к продуктивному воображению, творческому и свободному преобразованию реальности.
Социально-культурное проектирование выступает как мировоззренческая и технологическая основа ряда профессий (социально-культурной, социально-педагогической и культурологической направленности), каждая из которых имеет свой предмет, цели, задачи и специфические средства их решения, но, в сущности, представляет собой разновидность проектной деятельности – ее результатом должен стать проект, предназначенный для практической реализации.
Дизайн как феномен культуры
Социокультурное проектирование – специфическая технология, представляющая собой конструктивную, творческую деятельность, сущность которой заключается в анализе проблем и выявлении причин их возникновения, выработке целей и задач, характеризующих желаемое состояние объекта (или сферы проектной деятельности), разработке путей и средств достижения поставленных целей».
Сегодня термин «дизайн» употребляется для обозначения и характеристики :
процесса дизайн-проектирования;
продукта деятельности (дизайн книги, дизайн платья и пр.);
системы организации деятельности (дизайн Швеции, дизайн Италии и пр.).
В научной литературе понятие «дизайн» трактуется как: сфера проектной деятельности общества; совокупность объектов, делающих существование человека удобнее и легче; особым образом сформировавшаяся эстетическая концепция современного образа жизни.
Функции дизайна
Виды дизайна в зависимости от преобладающего типа деятельности
Дизайн виртуальной среды — художественно-проектная деятельность, направленная на формирование эстетической ценности виртуальной среды и предполагающая активное профессиональное воздействие на состояние (степень упорядоченности, эстетическую организацию, суггестивность и т.п.) глобального информационного поля путем разработки мультимедийных продуктов.
Дизайн процессуальный — художественно-проектная деятельность, вносящая эстетическое и даже образное начало в ту или иную функционально обусловленную последовательность действий за счет «перестановки слагаемых» процесса, направленного оформления его «мизансцен», «режиссерской» трактовки и отдельных фаз и видов этих действий и их системы в целом.
Типология дизайна
Виды дизайна в зависимости от объекта деятельности
Дизайн промышленный – художественно-проектная деятельность, направленная на формирование эстетической ценности материально-вещественных объектов, предназначенных для производства промышленным способом.
Дизайн графический – художественно-проектная деятельность, направленная на формирование эстетической ценности знаково-информационных систем, подлежащих воспроизведению средствами полиграфии.
Виды дизайна в зависимости от аспекта проектирования
Виды дизайна в зависимости от целевой ориентации деятельности
Виды дизайна в зависимости от степени новизны и оригинальности разработки
Виды дизайна в зависимости от типа организационной структуры
Стафф-дизайн («пленный» дизайн) – дизайн-службы в системе крупных корпораций (от отделов дизайна в лице одного человека до многочисленных специализированных отделов).
Характер деятельности: всегда конкретен (в конкретных условиях); связан с системой бюрократической администрации, зависим от отделов исследований рынка; профессиональные задачи формулируются в категориях полезности для конкретной корпорации; профессиональные установки зависят от политики руководства; текущее проектирование с минимальными нововведениями, модернизация устаревших образцов продукции.
С одной стороны - узкая специализация (тип продукции, выпускаемой фирмой), с другой - перспективное проектирование.
Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:
Email: Нажмите что бы посмотреть