Слайд 1ВСЕМИРНАЯ ТОРГОВАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ
Слайд 2Всемирная торговая организация
(ВТО; англ. World Trade Organization (WTO), фр. Organisation mondiale du commerce (OMC), исп. Organización Mundial
del Comercio) —международная организация, созданная
1 января 1995 года
с целью либерализации международной торговли
и регулирования торгово-политических отношений государств-членов.
Слайд 3Современная совокупная площадь стран-участниц - 121 166 320 км2 (89%),
население -
6 867 454 086 человек (96%).
ВТО образована на основе Генерального соглашения
по тарифам и торговле (ГАТТ), заключённого в 1947 году и на протяжении почти 50 лет фактически выполнявшего функции международной организации, но не являвшегося тем не менее международной организацией в юридическом смысле.
После присоединения России ВТО регулирует 95%-97,1% мировой торговли (по разным оценкам).
Слайд 4
в том числе:
158 международно признанных государств-членов ООН,
частично признанный Тайвань,
2 зависимые территории (Гонконг и Макао) и Европейский союз.
Для вступления в ВТО
государство должно подать меморандум, посредством которого ВТО рассматривает торговую и экономическую политику касающейся организации.
Членами ВТО на июль 2019 г. являются 164 страны.
Слайд 5Краткие сведения:
Образована на основе ГАТТ
Штаб-квартира в Женеве, Швейцария
Отвечает за разработку
и внедрение новых торговых соглашений, а также следит за соблюдением
членами организации этих соглашений
Бюджет организации составляет порядка 163 млн. евро по состоянию на 2012 год.
Официальные языки: английский, французский, испанский.
Слайд 6Государства- члены ВТО
Государства- члены ВТО, представленные также через ЕС
Наблюдатели
Не члены
Слайд 7Правительства наблюдателей
Алжир
Андорра
Азербайджан
Багамские о-ва
Беларусь
Бутан
Босния и Герцеговина
Коморские острова
Экваториальная Гвинея
Эфиопия
Святой Престол
Иран
Ирак
Ливанская Республика
Ливия
Сан-Томе и
Принсипи
Сербия
Сомали
южный Судан
Судан
Сирийская Арабская Республика
Восточный Тимор
Узбекистан
Слайд 8Изначально ВТО была создана с целью развития и либерализации международной
торговли и регулирования торгово-политических отношений государств-членов в 1995 году.
«Договорной»
принцип
Слайд 9Инициаторами создания ВТО были крупные европейские и североамериканские компании, заинтересованные
в выходе на рынки третьих стран и создания условий для
снятия национальных барьеров.
Однако с течением времени продукция развивающихся стран стала также свободно проникать на рынки Запада.
Более того, низкая себестоимость продукции стран третьего мира стала создавать серьезную конкуренцию.
Слайд 10Фактически концепция взаимодействия была построена на доминировании Запада, то есть
страны с развивающимися экономиками подчинялись риторике европейских стран.
Слайд 11История создания ВТО
1944- создание МВФ и МБРР
1946- конференция в Гаване
создание ГАТТ (1947)
ГАТТ предполагалось использовать как
временную меру, но эта система оказалась эффективной (1948-1994 г.г.)
1986-1994 – Уругвайский раунд переговоров
1994- подписание соглашения о создании ВТО
Слайд 12Так называемый Уругвайский раунд переговоров, длившийся с 1986 по 1994
год, был наиболее успешным.
В результате долгих переговоров в 1994
году в Марракеше было подписано соглашение о создании ВТО, вступившее в силу 1 января 1995 года.
Слайд 13Страны-участницы достигли согласия о том, что в рамках этой организации
будет не только регулироваться торговля товарами (что являлось предметом ГАТТ
уже с 1948 года), но и в связи со все возрастающей ролью услуг в постиндустриальном обществе и их растущей долей в мировой торговле (на начало XXI века — около 20 %) принято Генеральное соглашение о торговле услугами (GATS), регулирующее эту область внешней торговли.
Необходимость кооперации в этой сфере доказал экономический кризис 1929 года, а ее инициаторами выступили США и Великобритания в 1944 году.
Слайд 14Также в рамках Марракешского соглашения было принято Соглашение по торговым
аспектам прав интеллектуальной собственности (TRIPs), регулирующее торговые вопросы прав на
результаты интеллектуальной деятельности и являющееся неотъемлемой частью правового фундамента ВТО.
Слайд 15Со времени своего создания деятельность ВТО служила форумом для успешных
переговоров об открытии рынков в области телекоммуникаций, информационно-технологического оборудования и
финансовых услуг.
Она участвовала в урегулировании более 200 торговых споров и продолжает наблюдать за выполнением соглашений, достигнутых во время Уругвайского раунда всемирных торговых переговоров 1986–1994 гг.
В 2001 году в Дохе (Катар) ВТО начала новый раунд многосторонних торговых переговоров, известных как Повестка дня в области развития, принятая в Дохе.
Слайд 16Цели и принципы ВТО
Задачей ВТО провозглашено не достижение каких-либо целей
или результатов, а установление общих принципов международной торговли. Согласно декларации,
работа ВТО, как и ГАТТ до него, опирается на основные принципы, среди которых:
Равные права. Все члены ВТО обязаны предоставлять всем другим членам режим наибольшего благоприятствования в торговле (РНБ).
Принцип РНБ означает, что преференции, предоставленные одному из членов ВТО, автоматически распространяются и на всех остальных членов организации в любом случае .
Слайд 17Взаимность. Все уступки в ослаблении двусторонних торговых ограничений должны быть взаимными,
устранение «проблемы безбилетника».[10].
Прозрачность. Члены ВТО должны полностью публиковать свои торговые правила
и иметь органы, отвечающие за предоставление информации другим членам ВТО[11].
Создание действующих обязательств. Обязательства по торговым тарифам стран регулируются в основном органами ВТО, а не взаимоотношениями между странами. А в случае ухудшения условий торговли в какой-нибудь стране в конкретном секторе, ущемлённая сторона может требовать компенсаций в других секторах[9][10]
Защитные клапаны. В некоторых случаях правительство вправе вводить торговые ограничения. Соглашение ВТО позволяет членам принимать меры не только для защиты окружающей среды, но и для поддержки здравоохранения, здоровья животных и растений.[
Слайд 18Есть три типа деятельности в этом направлении:
Статьи, позволяющие использовать торговые
меры для достижения неэкономических целей;
Статьи, направленные на обеспечение «справедливой конкуренции»;.
Члены не должны использовать природоохранные мероприятия в качестве средства маскировки протекционистской политики — Положения, допускающие вмешательство в торговлю по экономическим причинам.
Исключения из принципа РНБ также составляют Развивающиеся и Наименее развитые страны, имеющие льготный режим в ВТО, региональные зоны свободной торговли и Таможенные союзы
Слайд 19Организационная структура ВТО
Секретариат
Слайд 20Орган по разрешению споров
В соответствии с принятой «Договорённостью о правилах
и процедурах, регулирующих разрешение споров», возникающих между государствами-участниками ВТО, урегулированием
разногласий занимается Орган по разрешению споров (ОРС).
Этот квазисудебный институт призван беспристрастно и эффективно разрешать противоречия между сторонами. Де-факто его функции выполняет Генеральный совет ВТО, который принимает решения на основе докладов третейских групп, занимающихся тем или иным спором.
За истёкшие после основания ВТО годы ОРС был вынужден много раз решать сложные, нередко достаточно политизированные торговые проблемы между влиятельными государствами-участниками ВТО. Многие решения ОРС за истёкшие годы воспринимаются неоднозначно.
Слайд 21Отдельные решения
Некоторые решения Комиссии по Урегулированию Споров Всемирной Торговой Организации,
вызвавшие большой общественный резонанс:
Решение 1992 года в рамках ГАТТ в
отношении закона США, регулирующего импорт тунца. Американский закон о защите морских млекопитающих запрещал импорт рыбы, выловленной с применением определённого вида сетей, при применении которого гибли дельфины.
Закон применялся как к американским, так и к иностранным продавцам рыбы и по мнению правительства США ставил перед собой «легитимную цель» защиты окружающей среды.
Мексика, как страна, в которой применялся этот способ ловли тунца, подала жалобу на этот закон, аргументируя тем, что он нарушает соглашения о свободной торговле и представляет собой запрещённое в рамках ГАТТ нетарифное ограничение.
Предшественник Комиссии действительно признал этот закон не соответствующим нормам свободной торговли и указал на то, что американское правительство хотя и преследовало оспариваемым запретом легитимную цель защиты дельфинов, однако эта цель могла быть достигнута иными, не ущемляющими другие страны методами.
Слайд 22Похожий спор по отношению к закону, запрещавшему импорт креветок в
США, выловленных методом, опасным для морских черепах, был вынесен на
рассмотрение Комиссии уже в рамках ВТО в 2000 году.
Азиатские страны (Индия, Пакистан, Малайзия и Таиланд), использовавшие этот метод ловли, придерживались мнения о том, что подобные ограничения импорта в США являются ничем иным как «зелёным протекционизмом», за которым на самом деле стоит желание развитых стран ограничить ввоз дешёвого импорта, а экологические обоснования являются всего лишь предлогом.
Рассматривая это дело, Комиссия хотя и признала в мотивировочной части своего решения возможность того, что меры по охране окружающей среды могут теоретически являться легитимной причиной для ограничения импорта определённых товаров, однако в конкретном случае закон о запрете ввоза креветок, по её мнению, не соответствует нормам ВТО, и США предписывается его отменить.
Слайд 23Основную часть торговых споров в рамках ВТО составляют споры между
крупнейшими субъектами международной торговли — Европейским союзом и США.
Так, например, получил широкую огласку
конфликт относительно введённых в США в марте 2002 года высоких пошлин на импорт европейской стали с целью поддержки американской сталелитейной отрасли.
Европейский союз расценил это как запрещённую нормами ВТО дискриминацию и оспорил эти меры жалобой в Комиссию, которая признала меры по защите американского рынка нарушающими правила ВТО.
США вынуждены были отменить дискриминационные пошлины.
Слайд 25Преимущества ВТО для потребителей
Слайд 28Критика
частичный несправедливый приоритет транснациональным корпорациям и богатым странам
небольшие страны имеют очень малое
влияние на ВТО
вопросы здравоохранения, безопасности и защиты окружающей среды постоянно
игнорируются в пользу дополнительных льгот для бизнеса, что, однако, напрямую противоречит целям и уставу ВТО
критика со стороны антиглобалистов
Слайд 29Присоединение России: цели
Получение лучших условий для доступа российской продукции на
иностранные рынки;
Доступ к международному механизму разрешения торговых споров;
Создание более благоприятного
климата для иностранных инвестиций;
Расширение возможностей для российских инвесторов в странах-членах ВТО;
Создание условий для повышения качества и конкурентоспособности отечественной продукции;
Участие в выработке правил международной торговли с учётом своих национальных интересов;
Улучшение имиджа России в мире;
Возможность вступления России в ОЭСР
Слайд 31Присоединение России: условия
принцип «национального режима»: для иностранных лиц будут действовать
те же правила, что и для российских лиц (если иное
не будет следовать из российского федерального закона, который не противоречит правилам ВТО и обязательствам России как её члена);
принцип «наиболее благоприятствуемой нации»: если Россия предоставит благоприятный правовой режим для иностранных лиц из одного члена ВТО (но не для российских лиц), то он должен автоматически действовать и для иностранных лиц из любого другого члена ВТО.
Слайд 33Присоединение России: критика
Вступление России в ВТО больше выгодно другим
членам ВТО, чем ей самой
Ни одна из предпосылок для развития
экономики в составе ВТО властями РФ не создана
Нет преимуществ в краткосрочной перспективе
Попытка проведения референдума против вступления в ВТО в апреле 2012
Слайд 34Соглашение по услугам
Россия приняла на себя обязательства по 116 видам
услуг из 155, предусмотренных классификатором услуг ВТО. На сайте www.Russia-WTO.ru доступны юридические
обзоры по 16 видам услуг, в том числе:
Банковские услуги и услуги на рынке ценных бумаг;
Страхование;
Телекоммуникации;
Бухгалтерский учет и аудит, налоговое консультирование;
Консультационные услуги в сфере управления, услуги по исследованию рынка;
Услуги информационных агентств и др.
Слайд 3522 августа 2012 года Россия вступила в члены ВТО
Слайд 36Правила по регулированию мировой торговли Всемирной торговой организации(ВТО) больше не
работают и нуждаются в реформировании. Такое мнение выразил президент США
Дональд Трамп в ходе саммита G7, который прошел во Франции.
Всемирная торговая организация (ВТО) вступила в фазу острого кризиса. Впервые за 50 лет своего существования из объединения может выйти крупнейшая экономика мира – США. Недовольны работой ВТО также Китай и Россия, которые не могут добиться справедливости в отношениях с торговыми партнерами в рамках организации.
Слайд 37Выход из ВТО
Статья XV Устава ВТО гласит:
Любой член может выйти
из настоящего Соглашения. Такой выход распространяется как на настоящее Соглашение,
так и на Многосторонние торговые соглашения и вступает в силу после истечения шести месяцев с даты получения Генеральным директором ВТО письменного уведомления о выходе.
— Устав ВТО
В то же время данная процедура сама по себе не расписана и, соответственно, не предусмотрена, за исключением этого положения из устава, а соответственно, может сопровождаться санкциями со стороны ВТО. На сегодняшний момент (2018 год) ни одно из государств-членов ВТО не высказывало намерений покинуть ряды этой организации.