Слайд 1Всероссийская проверочная работа по русскому языку: Методические аспекты подготовки
Шило
Т.Б., к.п.н., доцент,
доцент кафедры НОО
ГАОУ ДПО «ЛОИРО
Слайд 2Всероссийская проверочная работа
– это комплексный проект в области оценки
качества образования, направленный на развитие единого образовательного пространства в Российской
Федерации, мониторинг введения Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС), формирование единых ориентиров в оценке результатов обучения, единых стандартизированных подходов к оцениванию образовательных достижений обучающихся.
Указанные цели достигаются за счет проведения ВПР в единое время по единым комплектам заданий, а также за счет использования единых для всей страны критериев оценивания.
Сопровождение проведения ВПР осуществляется посредством сайта Федерального института оценки качества образования –
https:// fioco.ru /
Слайд 3Результаты ВПР могут быть использованы образовательными организациями для совершенствования методики
преподавания русского языка в начальной школе, муниципальными и региональными органами
исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в сфере образования, для анализа текущего состояния муниципальных и региональных систем образования и формирования программ их развития.
ВПР не является итоговой государственной аттестацией
- Рособрнадзор не рекомендует образовательным организациям использовать результаты ВПР для выставления годовых отметок обучающимся
- Решение об участии в ВПР отдельного обучающегося принимает образовательная организация
Слайд 5Структура ВПР по русскому языку
Вариант проверочной работы состоит из
двух частей, которые выполняются в разные дни и различаются по
содержанию и количеству заданий.
Время выполнения: На выполнение работы по русскому языку даётся 90 минут. На выполнение заданий каждой части отводится 45 минут. Время инструктажа не входит во время выполнения работы.
Часть 1 содержит 3 задания: диктант (задание 1) и 2 задания по написанному тексту.
Часть 2 содержит 12 заданий, из них 9 (6-14) заданий к приведенному в варианте проверочной работы тексту для чтения и 1 (15) задания с развернутым ответом.
Слайд 6Структура и критерии оценивания ВПР по русскому языку
Слайд 7Структура части I
Задание 1. Запиши текст под диктовку.
- проверяет традиционное
базовое умение обучающихся правильно писать текст под диктовку, соблюдая при
письме изученные орфографические и пунктуационные нормы.
Задание 2. Найди в тексте предложение с однородными сказуемыми (подлежащими). Выпиши это предложение и подчеркни в нём однородные сказуемые (подлежащие).
- проверяет умение распознавать и подчеркивать однородные члены в предложении.
Задание 3. Выпиши из текста 10-е предложение.
1) Подчеркни в нём главные члены.
– умение распознавать и графически обозначать главные члены предложения.
2) Над каждым словом напиши, какой частью речи оно является.
– умение распознавать изученные части речи в предложении.
Слайд 8
Методика проведения диктанта
I. Целевая установка на аудирование
− На данном
этапе возможно выявление и объяснение лексического значения незнакомых обучающимся слов
(целесообразно спросить у обучающихся, все ли слова им понятны).
II. Целевая установка на письмо под диктовку
− Учитель может сообщить обучающимся о постановке неизученного пунктуационного знака тире в предложении, а также при диктовке слов с не изучаемыми в начальной школе орфограммами использовать орфографическое проговаривание.
III. Целевая установка на самопроверку
− По окончании записи всего текста учитель читает его снова целиком от начала до конца, делая паузы между отдельными предложениями.
− Обучающиеся проверяют написанное.
По завершении диктанта учителю необходимо прочитать вслух предложение, на основе которого выполняется задание 3.
Слайд 9Система оценивания проверочной работы по русскому языку. Диктант
При оценивании
ответов допущенные обучающимися орфографические и пунктуационные ошибки на не изучаемые
в начальной школе правила не учитываются.
Оценивается только полностью записанный текст диктанта. Возможен ненамеренный пропуск двух-трёх слов.
Каждое пропущенное в тексте диктанта слово, содержащее орфограмму, квалифицируется как орфографическая ошибка.
Если в тексте диктанта присутствует пять и более исправлений неверного написания на верное, то за выполнение задания снимается 1 балл
Слайд 10Соблюдение орфографических норм
Однотипными считаются ошибки на одно правило, если условия
выбора написания заключены в грамматических (в роще, в поле; колют,
борются) и фонетических (шило, жизнь; чаща, чайник) особенностях данного слова.
Не считаются однотипными ошибки на такое правило, в котором для выяснения правильного написания одного слова требуется подобрать другое слово или его форму (вода – воды; рот – ротик; головка – голова; устный – уста).
Первые три однотипные ошибки считаются за одну ошибку, каждая следующая подобная ошибка учитывается как самостоятельная
Слайд 11Структура части II
Задание 4. Произнеси данные ниже слова, поставь в
них знак ударения над ударными гласными.
- направлено на проверку
умения распознавать правильную орфоэпическую норму
Задание 5. В данном ниже предложении найди слово, в котором все согласные звуки звонкие. Выпиши это слово.
- проверяет умение классифицировать согласные звуки в результате частичного фонетического анализа
Слайд 12Задания 6. Что хотел сказать автор читателю? Определи и запиши
основную мысль текста.
- проверяет умение распознавать основную мысль текста
Задание 7.
Составь и запиши план текста из трёх пунктов. В ответе ты можешь использовать сочетания слов или предложения.
- проверяет умение составлять план прочитанного текста в письменной форме, соблюдая нормы построения предложения и словоупотребления;
В плане в той или иной форме должно быть последовательно представлено содержание текста. План можно записывать с использованием предложений или словосочетаний
Слайд 13Задания 8. Задай по тексту вопрос, который поможет определить, насколько
точно твои одноклассники поняли его содержание. Запиши свой вопрос.
- проверяет
умение строить речевое высказывание заданной структуры (вопросительное предложение) в письменной форме по содержанию прочитанного текста
Задание 9. Как ты понимаешь значение слова «разговаривать» из 3-го предложения? Запиши своё объяснение.
- проверяет умение распознавать значение слова; адекватно формулировать значение слова в письменной форме, соблюдая нормы построения предложения и словоупотребления
Слайд 14Задания 10. Замени слово «удивительное» из 3-го предложения близким по
значению словом. Запиши это слово.
- проверяет умение подбирать к слову
близкие по значению слова
Задание 11. В 7-м предложении найди слово, состав которого соответствует схеме:
Выпиши это слово, обозначь его части.
проверяет умение классифицировать слова по составу
Слайд 15Задания 12. Выпиши из 6-го предложения все имена существительные в
той форме, в которой они употреблены в предложении. Укажи род,
склонение, число, падеж одной из форм имени существительного (на выбор).
- проверяет умение распознавать имена существительные в предложении, распознавать грамматические признаки имени существительного
Формы имён существительных
Морфологические признаки одной из форм
Задание 13. Выпиши из 1-го предложения все формы имён прилагательных с именами существительными, к которым они относятся. Укажи число, род (если есть), падеж одной из форм имени прилагательного (на выбор).
проверяет умение распознавать имена прилагательные в предложении, распознавать грамматические признаки имени прилагательного
Формы имён прилагательных
Морфологические признаки одной из форм
Задания 13. Выпиши из 15-го предложения все глаголы в той форме, в которой они употреблены в предложении.
- проверяется умение распознавать глаголы в предложении
Слайд 16Задания 16. Подумай и напиши, в какой жизненной ситуации уместно
будет употребить выражение
«Что посеешь, то и пожнёшь».
- проверяет умения:
адекватно
понимать письменно предъявляемую информацию;
на основе данной информации (содержание пословицы) и собственного жизненного опыта определять конкретную жизненную ситуацию для адекватной интерпретации пословицы;
строить речевое высказывание в письменной форме, с учетом орфографической и пунктуационной норм русского языка.
Толкование ситуации в заданном контексте
Правописная грамотность
Слайд 17Система оценивания выполнения отдельных заданий и проверочной работы в целом
Правильно
выполненная работа оценивается 38 баллами.
Выполнение задания 1 оценивается по
критериям от 0 до 7 баллов.
Ответ на каждое из заданий 2, 7, 12, 13, 15 оценивается от 0 до 3 баллов.
Ответы на задание 3 по пункту 1) оцениваются от 0 до 1 балла, по пункту 2) – от 0 до 3 баллов.
Ответ на каждое из заданий 4, 6, 8, 11 оценивается от 0 до 2 баллов.
Правильный ответ на каждое из заданий 5, 9, 10, 14 оценивается 1 баллом.
Слайд 18Рекомендации по переводу первичных баллов в отметки по пятибалльной шкале
Слайд 19Рекомендации педагогам начальной школы по работе с текстом
Слайд 20
Работая с текстом необходимо учитывать следующие задачи:
- формирование техники чтения
и приемов понимания текста – правильного типа читательской деятельности, заключающейся
в трехступенчатом процессе целенаправленного индивидуального осмысления и освоения детьми текста (до чтения, в процессе чтения и после чтения);
- развитие интереса к самому процессу чтения и потребности читать, а также формировать устную и письменную речь;
- развивать творческие способности младших школьников.
Слайд 21Педагогам начальной школы целесообразно учить младших школьников:
- медленному чтению текста
(художественного или научно-публицистического);
- задавать вопросы и находить ответы из текста,
подтверждая свое мнение цитатами произведения;
- умению размышлять и сопереживать;
делать элементарный анализ прочитанного текста
Необходимо научить учеников видеть текст как цельную по форме организацию предложений, объединенную авторским замыслом, для чего рекомендуем использовать алгоритм действия при работе с текстом
Слайд 22Алгоритм при работе с текстом
I. Работа с тестом до
чтения
Цель: развитие необходимого умения предполагать, предвосхищать содержание текста по заглавию,
иллюстрации и группе ключевых слов.
II. Работа с текстом во время чтения
Цель: достижение понимания текста на уровне содержания.
III. Работа с текстом после чтения
Цель: достижение понимания на уровне смысла (понимание основной мысли, подтекста - «чтение между строк»).