Слайд 1Вся наша жизнь - театр:
театрализация в работе
библиотеки с
детьми
МБУК г. Шахты «ЦБС»
ЦГДБ им. Н. К. Крупской
Слайд 3Константин Сергеевич Станиславский утвердил на русской сцене психологическую обусловленность атмосферы
спектакля, «передачи настроения» каждого эпизода, жизненной достоверности образов, подлинного актерского
переживания.
Слайд 4Вот что писал Станиславский
в своей книге
«Работа актёра над
собой»
«Мы пересоздаем произведения драматургов, мы вскрываем в них то, что
скрыто под словами, мы вкладываем в чужой текст свой подтекст. Мы заряжаем себя в истину страсти».
Слайд 5 Особое внимание в деле творчества режиссёр уделял воображению пологая,
что именно с него начинается творчество.
Слайд 6 «Внутри нас – пишет Станиславский – образуется вереница
внутренних ведений своего рода кинолента. Пока длится творчество, она безостановочно
тянется, отражая на экране нашего внутреннего зрения иллюстрирование предлагаемых автором обстоятельств».
Слайд 7Возбудить воображение, например может такой вопрос: Чтобы ты стал делать,
если бы созданный вымысел стал действительностью?
Словом «если бы» Станиславский называл
«магическим словом для творчества».
Слайд 8Движущая сила
творчества
Воображение
Чувство
Ум
Внимание
Чувство
Слайд 9 Только при общей дружной работе всех двигателей психической
жизни человека, он творит свободно, непосредственно, органически.
Слайд 11Гордость выражается выпрямлением и вытянутым положением тела
Подавляющее известие выражается понурым
видом
При болезни стан человека как бы съеживается
Радость характеризуется энергией и
двигательным оживлением во всем, до прыжков включительно
Грусть выражается малоподвижностью и общим двигательным расслаблением.
Слайд 12 Жесты, мимика и поза точно говорят о действительном
состоянии и об отношение человека
Слайд 13Рубящие, энергичные жесты выдают властную непримиримую личность;
Подбирание головы рукой, потирание
затылка-жесты сомнения;
Почёсывание глаз может означать ложь;
Блуждающий взгляд –неискренность;
Руки, перекрещенные перед
собой с отставленным большим пальцем-оборонительное негативное отношение и превосходство над собеседником;
Слайд 14Крепко сцепленные пальцы жест напряженности;
Жесты неуверенности- прикрытие рта, прикосновение и
потирание кончика носа, уха, глаз, оттягивание воротничка.
Если человек сидит, откинувшись
назад и раскачивается на стуле-он демонстрирует неприятие
Сидит перекосившись в лево-защита своего «Я».
Слайд 15Особое место в творческой биографии Станиславского занимают произведения
А. П.
Чехова.
Чтобы почувствовать пьесы Чехова, нужен был новый подход. И
этот подход был найден. Его Станиславский назвал «Магией интуиции и чувства».
Слайд 16Можно считать, что он первым на русской сцене открыл своеобразие
и глубину чеховской «Чайки», сделав её символом своего театра.
Слайд 18Чтобы актеры могли играть чеховских героев, они по его словам,
должны были перестать играть, а начать жить жизнью героев, чужие
слова превратить в собственные слова и поступки.
Слайд 19Театрализация
в библиотеке
В библиотеках театром, чаще всего, занимаются энтузиасты –
любители и делают это… как бог на душу положит.
Как увлечь
второклассника актёрским творчеством, если он собирается стать банкиром или президентом?
Слайд 20Про жизнь человека можно с уверенностью сказать, что это партитура
самочувствий. Эмоциональные состояния сменяют друг друга в зависимости от происходящих
с человеком событий.
Слайд 21Задача актёра – выразительно передать вам текстом и через свои
поведенческие реакции, содержание театральной пьесы, весь её событийный ход. А
если нет у актёра реакции… нет и события! Ничего не происходит, история останавливается!
Слайд 22«Зритель верит актёрскому самочувствию больше, чем натуралистическим декорациям» - делится
опытом великая русская актриса Татьяна Доронина.
«Сложная задача!» – воскликните вы.
Не
детская! Способен ли актёр – ребёнок создать партитуру самочувствий театрального персонажа?
Слайд 23 Большинству нужно долго упражняться, чтобы научиться управлять своими эмоциональными
состояниями.
Слайд 24Какие упражнения предлагает Юрий Дунаев – организатор и руководитель детского
театра миниатюр в г. Ростове.
Слайд 25Как холодно! Ещё немного, и я превращусь в сосульку. Кошмарный
холод. Зуб на зуб не попадает!
Проклятье! Меня это злит всё
больше и больше. Злость просто кипит во мне!
Слайд 26Скучно! И погода ещё такая… Не знаю, чем занять себя…
Ни к чему душа не лежит.
Как хорошо! Так и взлетел
бы от радости! Ла – ла – ла! Хочется обнять весь мир! Ла – ла – ла!
Слайд 27Тренируясь, рекомендуется: начиная реплику, удерживать нужное самочувствие как можно дольше,
превратить реплику в монолог, при этом простые физические действия и…
не забывайте дышать! Помнить, что режим дыхания, характер и темп действия в каждом самочувствии свой. И обязательно получится!
Слайд 28Подобные методики существовали с времён Древнего Рима. По свидетельству Марка
Тулия Цицерона испытание, которое предлагал пройти новичкам знаменитый римский актёр
Квинт Росций Галл заключалось в следующем: нужно было последовательно выполнить четыре действия – ринуться, изумиться, ужаснуться, остолбенеть.
Слайд 29С какого же самочувствия следует начинать?
Базовое самочувствие – спокойно –
доброжелательное.
Что можно делать, когда ты спокоен и доброжелателен? Встать,
подойти, поздороваться… Попрощаться… Открыть дверь, выйти из комнаты.
Слайд 30Юным актёрам нужно освоить то, что называется сценическим этикетом. А
выполнять его действия следует в состоянии спокойном и доброжелательном.
Слайд 31Вот эти простые правила:
Выход на сцену называется приветствием
Уход со сцены
– это ситуация благодарного прощания.
Слайд 32 Актёр должен на сцене действовать, это указание содержится в
самом слове «актёр», произошедшим от латинского слова «actor», что значит
«действующий».
Слайд 33Украшением любого мероприятия в библиотеке может стать детский театр. В
практике используются такие формы выступления юных артистов:
Слайд 34Монолог (чаще это эстрадный номер), скетч – короткая сценка с
участием нескольких актёров ( sketch – анг. набросок ), в
ней нет глубокой характеристики персонажей или сложной интриги, зато есть острый диалог (иногда в стихах, потому что актёрам их легче запомнить.)
Слайд 35Скетч относится к театрально – эстрадному жанру, не требует большой
обстановки и декораций. Это комический номер, представляющий героя или ситуацию
в сатирической обрисовке. Героями могут быть сказочные, фантастические персонажи, лишь бы они выражали характерные черты человеческой психологии.
Слайд 36Моноспектакль – минимальное количество актёров – один, но много действия.
Часто текст читается за кулисами, а актёр выступает с пантомимой.
Слайд 37Импровизация – когда сценарий сочиняется юными артистами самостоятельно, часто в
пародийном жанре.
Слайд 38В ЦГДБ им. Н. К. Крупской используются такие виды театрализации
Театрализованные
образы книг и героев
юбиляров
Театрализованные встречи с детскими писателями
Слайд 50Спасибо за внимание
источник шаблона: Олифирова Татьяна Ивановна,
учитель русского языка и
литературыСОШ № 14 г. Северодонецка