Слайд 1Развитие речи в норме и патологии с основами логопедии
Елена Рифовна
Теплякова, доцент кафедры специальной и клинической психологии , к.п.н.
Слайд 2Лекция 3. Онтогенез речевой деятельности.
План
1. Наука об онтогенезе речевой деятельности.
2.
Принципы развития ранней детской речи.
3. Общее понятие о языке и
речи.
4. Анатомофизиологические механизмы речи.
5. Психофизиологические механизмы речи.
Слайд 31. Наука об онтогенезе речевой деятельности.
Речевой онтогенез – совокупность речевых
преобразований, претерпеваемых языковой личностью от рождения до конца жизни (термин
«онтогенез» ввел нем. биолог Геккель в 1866 г.).
Термин речевой онтогенез (от гр. онтос (сущее) + генез (развитие) в строгом смысле должен относиться к развитию речи человека в течение всей его жизни, однако, практически он применяется к развитию речи ребенка.
Слайд 4Наука об онтогенезе речевой деятельности.
Основные факты речевого онтогенеза относятся обычно:
а) к раннему, так называемому дословесному, периоду жизни от рождения
до года;
б) от года до школьного возраста, 7 лет;
в) существуют также исследования развития речи ребенка школьного возраста.
Слайд 5Наука об онтогенезе речевой деятельности.
Онтолингвистика
Психолингвитика
Возрастная психолингвистика
Языкознание
Слайд 6Теоретические гипотезы
для объяснения процесса развития грамматики в когнитивной сфере ребенка:
нативистское
объяснение Н. Хомского,
конструктивистское Ж. Пиаже,
когнитивистское А.Н. Гвоздева, Д.
Слобина, Дж. Брунера
Слайд 72. Принципы развития ранней детской речи.
Речевой механизм новорожденного в первые
месяцы его жизни управляется унаследованной программой, обеспечивающей функцию экспрессии внутренних
психологических состояний (первоначально негативного, позднее и позитивного характера) в форме двигательных, в том числе голосовых появлений.
Слайд 8Принципы развития ранней детской речи.
Развитие восприятия и продуцирования речевых звуков
в первые месяцы жизни младенца происходит в соответствии с генетической
программой и под влиянием поступающих извне речевых сигналов.
Слайд 9Принципы развития ранней детской речи.
- Наследственная программа сохраняет свое значение
на этапе формирования грамматики, т.е. в возрасте 3-7 лет. Её
действие направлено на осуществление аналитических и синтезирующих операций в отношении усваиваемого вербального материала, формирования грамматических структур и динамических стереотипов.
Слайд 103. Общее понятие о языке и речи.
Речь понимается как система используемых человеком
звуковых сигналов, письменных знаков и символов для передачи информации; процесс
материализации мысли.
Язык - это система условных символов, с помощью которых передаются сочетания звуков, имеющих для людей определенные значение и смысл.
Слайд 12Закономерности языка
касаются трех основных сторон речи:
- фонологии, или знания звуков
языка;
- синтаксиса, или понимания взаимосвязи и комбинации между словами, из
которых построена фраза;
- семантики, т.е. понимания значения слова и фраз.
Слайд 13Теории, объясняющих формирование и развитие речи
Теории научения (Д.Уотсон).
Преформистская теория
развития речи (Н.Хомский, 1968).
Конструктивистская (когнитивная) теория усвоения языка (Ж.Пиаже).
Релятивистские теории
языка (Сапир, 1921;, Уорф, 1956).
Слайд 144. Анатомофизиологические механизмы речи.
Знание анатомо-физиологических механизмов речи, т.е. строения и
функциональной организации речевой деятельности, позволяет:
– во-первых, представлять сложный механизм речи
в норме;
– во-вторых, дифференцированно подходить к анализу речевой патологии;
– в-третьих, правильно определять пути коррекционного воздействия.
Слайд 15Анатомофизиологические механизмы речи.
Основой всякой высшей психической функции являются не отдельные
“центры”, а сложные функциональные системы, которые расположены в различных областях
центральной нервной системы, на различных ее уровнях и объединены между собой единством рабочего действия (П.К.Анохин, А.Н.Леонтьев, А.Р.Лурия и др.)
Слайд 16Строение речевого аппарата.
Центральный (регулирующий) речевой аппарат.
Периферический (или исполнительный) речевой аппарат.
Слайд 17Строение речевого аппарата:
1- головной мозг; 2 - носовая полость; 3
- твердое нёбо; 4 - ротовая полость; 5 - губы;
6 - резцы; 7 - кончик языка; 8 - спинка языка; 9 - корень языка; 10 - надгортанник; 11 - глотка; 12 - гортань; 13 - трахея; 14 - правый бронх; 15 - правое легкое; 16 - диафрагма; 17 - пищевод; 18 - позвоночник; 19 - спинной мозг; 20 – мягкое нёбо.
Центральный и перифериче
ский речевой аппарат
Слайд 18Центральный речевой аппарат.
Строение
кора головного мозга (преимущественно левое полушарие),
подкорковые узлы,
проводящие пути (центробежные и центростремительные),
ядра ствола (прежде всего продолговатого
мозга),
нервы, идущие к дыхательным, голосовым и артикуляторным мышцам.
Слайд 19Нервы, идущие к дыхательным, голосовым и артикуляторным мышцам
тройничный нерв
лицевой нерв
языкоглоточный
и блуждающий нервы
добавочный нерв
подъязычный нерв
Слайд 20Периферический речевой аппарат
Состоит из трех отделов:
1) дыхательного (грудная клетка
с легкими, бронхами и трахеей);
2) голосового (гортань с находящимися
в ней голосовыми складками);
3) артикуляционного (или звукопроизводящего).
Слайд 21Уклад голосовых складок
А - при дыхании;
Б - при фонации;
В - при шепоте.
Слайд 22Артикуляционный отдел
Профиль органов артикуляции: 1 – губы; 2 – резцы;
3 – альвеолы; 4 - твердое нёбо; 5 - мягкое
нёбо; 6 - голосовые складки; 7 - корень языка; 8 - спинка языка; 9 - кончик языка.
Слайд 234. Психофизиологические механизмы речи.
К периферическим системам обеспечения речи относятся:
1) энергетическая система дыхательных органов (дыхательный
отдел), необходимая для возникновения звука, легкие и главная дыхательная мышца
- диафрагма;
2) генераторная система (голосовой отдел) - звуковые вибраторы (голосовые связки гортани), при колебании которых образуются звуковые волны;
3) резонаторная система (артикуляционный отдел) - носоглотка, череп, гортань и грудная клетка.
Слайд 24К мозговым центрам речи относятся:
1) левое полушарие головного мозга;
2) слухоречевая зона коры
больших полушарий - задняя часть височной извилины, так называемый центр
Вернике;
3) зона Брока, расположенная в нижних отделах третьей лобной извилины.
Психофизиологические механизмы речи.
Слайд 25Физиологические механизмы речи.
1) Синтагматические и парадигматические механизмы речи.
Синтагматические механизмы отражают динамическую
организацию речевого высказывания и ее физиологические характеристики при работе коры
головного мозга.
Парадигматические механизмы отражают связь задних отделов левого полушария с кодами речи (фонематическим, артикуляционным, семантическим и т. д.).
Слайд 26Физиологические механизмы речи.
2) Механизмы восприятия речи.
Переход к осмыслению речевого
сообщения возможен лишь после преобразования речевого сигнала. Анализируется он на
основе детекторного кодирования, фонематической интерпретации головным мозгом полученной информации. Это означает, что нейроны чувствительны к разным звуковым сигналам и действуют на основе построения определенной модели опознания слов.
Слайд 27Физиологические механизмы речи.
3) Механизмы организации речевого ответа.
У взрослого человека,
владеющего языком, восприятие и произношение опосредуется внутренними физиологическими кодами, обеспечивающими
фонологический, артикуляторный, зрительный и семантический анализ слов. При этом все перечисленные выше коды и операции, осуществляемые на их основе, имеют свою мозговую локализацию.
Слайд 29Речевые нарушения первичного и вторичного порядка.
Речевые нарушения первичного порядка:
дислалия,
нарушения
голоса (афония, дисфония),
ринолалия,
дизартрия,
заикание,
алалия,
афазия,
дисграфия,
дислексия