Разделы презентаций


Развитие речи в норме и патологии с основами логопедии презентация, доклад

Содержание

Лекция 3. Онтогенез речевой деятельности. План1. Наука об онтогенезе речевой деятельности.2. Принципы развития ранней детской речи.3. Общее понятие о языке и речи.4. Анатомофизиологические механизмы речи.5. Психофизиологические механизмы речи.

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Развитие речи в норме и патологии с основами логопедии
Елена Рифовна

Теплякова, доцент кафедры специальной и клинической психологии , к.п.н.

Развитие речи в норме и патологии с основами логопедииЕлена Рифовна Теплякова, доцент кафедры специальной и клинической психологии

Слайд 2Лекция 3. Онтогенез речевой деятельности.
План
1. Наука об онтогенезе речевой деятельности.
2.

Принципы развития ранней детской речи.
3. Общее понятие о языке и

речи.
4. Анатомофизиологические механизмы речи.
5. Психофизиологические механизмы речи.

Лекция 3. Онтогенез речевой деятельности. План1. Наука об онтогенезе речевой деятельности.2. Принципы развития ранней детской речи.3. Общее

Слайд 31. Наука об онтогенезе речевой деятельности.
Речевой онтогенез – совокупность речевых

преобразований, претерпеваемых языковой личностью от рождения до конца жизни (термин

«онтогенез» ввел нем. биолог Геккель в 1866 г.).

Термин речевой онтогенез (от гр. онтос (сущее) + генез (развитие) в строгом смысле должен относиться к развитию речи человека в течение всей его жизни, однако, практически он применяется к развитию речи ребенка.

1. Наука об онтогенезе речевой деятельности.Речевой онтогенез – совокупность речевых преобразований, претерпеваемых языковой личностью от рождения до

Слайд 4Наука об онтогенезе речевой деятельности.
Основные факты речевого онтогенеза относятся обычно:

а) к раннему, так называемому дословесному, периоду жизни от рождения

до года;
б) от года до школьного возраста, 7 лет;
в) существуют также исследования развития речи ребенка школьного возраста.

Наука об онтогенезе речевой деятельности.Основные факты речевого онтогенеза относятся обычно: а) к раннему, так называемому дословесному, периоду

Слайд 5Наука об онтогенезе речевой деятельности.
Онтолингвистика
Психолингвитика
Возрастная психолингвистика
Языкознание


Наука об онтогенезе речевой деятельности.ОнтолингвистикаПсихолингвитикаВозрастная психолингвистикаЯзыкознание

Слайд 6Теоретические гипотезы
для объяснения процесса развития грамматики в когнитивной сфере ребенка:

нативистское

объяснение Н. Хомского,
конструктивистское Ж. Пиаже,
когнитивистское А.Н. Гвоздева, Д.

Слобина, Дж. Брунера

Теоретические гипотезыдля объяснения процесса развития грамматики в когнитивной сфере ребенка:нативистское объяснение Н. Хомского, конструктивистское Ж. Пиаже, когнитивистское

Слайд 72. Принципы развития ранней детской речи.
Речевой механизм новорожденного в первые

месяцы его жизни управляется унаследованной программой, обеспечивающей функцию экспрессии внутренних

психологических состояний (первоначально негативного, позднее и позитивного характера) в форме двигательных, в том числе голосовых появлений.

2. Принципы развития ранней детской речи.Речевой механизм новорожденного в первые месяцы его жизни управляется унаследованной программой, обеспечивающей

Слайд 8Принципы развития ранней детской речи.
Развитие восприятия и продуцирования речевых звуков

в первые месяцы жизни младенца происходит в соответствии с генетической

программой и под влиянием поступающих извне речевых сигналов.

Принципы развития ранней детской речи.Развитие восприятия и продуцирования речевых звуков в первые месяцы жизни младенца происходит в

Слайд 9Принципы развития ранней детской речи.
- Наследственная программа сохраняет свое значение

на этапе формирования грамматики, т.е. в возрасте 3-7 лет. Её

действие направлено на осуществление аналитических и синтезирующих операций в отношении усваиваемого вербального материала, формирования грамматических структур и динамических стереотипов.

Принципы развития ранней детской речи.- Наследственная программа сохраняет свое значение на этапе формирования грамматики, т.е. в возрасте

Слайд 103. Общее понятие о языке и речи.
Речь понимается как система используемых человеком

звуковых сигналов, письменных знаков и символов для передачи информации; процесс

материализации мысли.
Язык - это система условных символов, с помощью которых передаются сочетания звуков, имеющих для людей определенные значение и смысл.
3. Общее понятие о языке и речи.Речь понимается как система используемых человеком звуковых сигналов, письменных знаков и символов для

Слайд 11Признаки языка и речи.

Признаки языка и речи.

Слайд 12Закономерности языка
касаются трех основных сторон речи:

- фонологии, или знания звуков

языка;
- синтаксиса, или понимания взаимосвязи и комбинации между словами, из

которых построена фраза;
- семантики, т.е. понимания значения слова и фраз.

Закономерности языкакасаются трех основных сторон речи:- фонологии, или знания звуков языка;- синтаксиса, или понимания взаимосвязи и комбинации

Слайд 13Теории, объясняющих формирование и развитие речи
Теории научения (Д.Уотсон).
Преформистская теория

развития речи (Н.Хомский, 1968).
Конструктивистская (когнитивная) теория усвоения языка (Ж.Пиаже).
Релятивистские теории

языка (Сапир, 1921;, Уорф, 1956).


Теории, объясняющих формирование и развитие речиТеории научения (Д.Уотсон). Преформистская теория развития речи (Н.Хомский, 1968).Конструктивистская (когнитивная) теория усвоения

Слайд 144. Анатомофизиологические механизмы речи.
Знание анатомо-физиологических механизмов речи, т.е. строения и

функциональной организации речевой деятельности, позволяет:
– во-первых, представлять сложный механизм речи

в норме;
– во-вторых, дифференцированно подходить к анализу речевой патологии;
– в-третьих, правильно определять пути коррекционного воздействия.

4. Анатомофизиологические механизмы речи.Знание анатомо-физиологических механизмов речи, т.е. строения и функциональной организации речевой деятельности, позволяет:– во-первых, представлять

Слайд 15Анатомофизиологические механизмы речи.
Основой всякой высшей психической функции являются не от­дельные

“центры”, а сложные функциональные системы, которые расположены в различных областях

центральной нервной системы, на различных ее уровнях и объединены между собой единством рабочего действия (П.К.Анохин, А.Н.Леонтьев, А.Р.Лурия и др.)
Анатомофизиологические механизмы речи.Основой всякой высшей психической функции являются не от­дельные “центры”, а сложные функциональные системы, которые расположены

Слайд 16Строение речевого аппарата.
Центральный (регулирующий) речевой аппарат.
Периферический (или исполнительный) речевой аппарат.



Строение речевого аппарата.Центральный (регулирующий) речевой аппарат.Периферический (или исполнительный) речевой аппарат.

Слайд 17Строение речевого аппарата:
1- головной мозг; 2 - носовая полость; 3

- твердое нёбо; 4 - ротовая полость; 5 - губы;

6 - резцы; 7 - кончик языка; 8 - спинка языка; 9 - корень языка; 10 - надгортанник; 11 - глотка; 12 - гортань; 13 - трахея; 14 - правый бронх; 15 - правое легкое; 16 - диафрагма; 17 - пищевод; 18 - позвоночник; 19 - спинной мозг; 20 – мягкое нёбо.

Центральный и перифериче

ский речевой аппарат

Строение речевого аппарата:1- головной мозг; 2 - носовая полость; 3 - твердое нёбо; 4 - ротовая полость;

Слайд 18Центральный речевой аппарат. Строение
кора головного мозга (преимущественно левое полушарие),
подкорковые узлы,


проводящие пути (центробежные и центростремительные),
ядра ствола (прежде всего продолговатого

мозга),
нервы, идущие к дыхательным, голосовым и артикуляторным мышцам.
Центральный речевой аппарат. Строениекора головного мозга (преимущественно левое полушарие), подкорковые узлы, проводящие пути (центробежные и центростремительные), ядра

Слайд 19Нервы, идущие к дыхательным, голосовым и артикуляторным мышцам
тройничный нерв
лицевой нерв 
языкоглоточный

и блуждающий нервы 
добавочный нерв 
подъязычный нерв 

Нервы, идущие к дыхательным, голосовым и артикуляторным мышцам тройничный нервлицевой нерв языкоглоточный и блуждающий нервы добавочный нерв подъязычный нерв 

Слайд 20Периферический речевой аппарат
Состоит из трех отделов:

1) дыхательного (грудная клетка

с легкими, бронхами и трахеей);
2) голосового (гортань с находящимися

в ней голосовыми складками);
3) артикуляционного (или звукопроизводящего).
Периферический речевой аппаратСостоит из трех отделов: 1) дыхательного (грудная клетка с легкими, бронхами и трахеей); 2) голосового

Слайд 21Уклад голосовых складок
А - при дыхании;

Б - при фонации;

В - при шепоте.
Уклад голосовых складок	А - при дыхании; 	      Б - при фонации;

Слайд 22Артикуляционный отдел
Профиль органов артикуляции: 1 – губы; 2 – резцы;

3 – альвеолы; 4 - твердое нёбо; 5 - мягкое

нёбо; 6 - голосовые складки; 7 - корень языка; 8 - спинка языка; 9 - кончик языка.
Артикуляционный отделПрофиль органов артикуляции: 1 – губы; 2 – резцы; 3 – альвеолы; 4 - твердое нёбо;

Слайд 234. Психофизиологические механизмы речи.
К периферическим системам обеспечения речи относятся:
1) энергетическая система дыхательных органов (дыхательный

отдел), необходимая для возникновения звука, легкие и главная дыхательная мышца

- диафрагма;
2) генераторная система (голосовой отдел) - звуковые вибраторы (голосовые связки гортани), при колебании которых образуются звуковые волны;
3) резонаторная система (артикуляционный отдел) - носоглотка, череп, гортань и грудная клетка.

4. Психофизиологические механизмы речи.К периферическим системам обеспечения речи относятся:1) энергетическая система дыхательных органов (дыхательный отдел), необходимая для возникновения звука, легкие и

Слайд 24К мозговым центрам речи относятся:

1) левое полушарие головного мозга;
2) слухоречевая зона коры

больших полушарий - задняя часть височной извилины, так называемый центр

Вернике;
3) зона Брока, расположенная в нижних отделах третьей лобной извилины.

Психофизиологические механизмы речи.

К мозговым центрам речи относятся:1) левое полушарие головного мозга;2) слухоречевая зона коры больших полушарий - задняя часть височной извилины,

Слайд 25Физиологические механизмы речи.
1) Синтагматические и парадигматические механизмы речи. 
Синтагматические механизмы отражают динамическую

организацию речевого высказывания и ее физиологические характеристики при работе коры

головного мозга.
Парадигматические механизмы отражают связь задних отделов левого полушария с кодами речи (фонематическим, артикуляционным, семантическим и т. д.).

Физиологические механизмы речи.1) Синтагматические и парадигматические механизмы речи. Синтагматические механизмы отражают динамическую организацию речевого высказывания и ее физиологические характеристики

Слайд 26Физиологические механизмы речи.
2) Механизмы восприятия речи.

Переход к осмыслению речевого

сообщения возможен лишь после преобразования речевого сигнала. Анализируется он на

основе детекторного кодирования, фонематической интерпретации головным мозгом полученной информации. Это означает, что нейроны чувствительны к разным звуковым сигналам и действуют на основе построения определенной модели опознания слов.


Физиологические механизмы речи. 2) Механизмы восприятия речи. Переход к осмыслению речевого сообщения возможен лишь после преобразования речевого сигнала.

Слайд 27Физиологические механизмы речи.
3) Механизмы организации речевого ответа.

У взрослого человека,

владеющего языком, восприятие и произношение опосредуется внутренними физиологическими кодами, обеспечивающими

фонологический, артикуляторный, зрительный и семантический анализ слов. При этом все перечисленные выше коды и операции, осуществляемые на их основе, имеют свою мозговую локализацию.


Физиологические механизмы речи. 3) Механизмы организации речевого ответа. У взрослого человека, владеющего языком, восприятие и произношение опосредуется внутренними

Слайд 28Физиологические основы речи

Физиологические основы речи

Слайд 29Речевые нарушения первичного и вторичного порядка.
Речевые нарушения первичного порядка:
дислалия,
нарушения

голоса (афония, дисфония),
ринолалия,
дизартрия,
заикание,
алалия,
афазия,
дисграфия,
дислексия

Речевые нарушения первичного и вторичного порядка.Речевые нарушения первичного порядка:дислалия, нарушения голоса (афония, дисфония),ринолалия, дизартрия, заикание, алалия, афазия,

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика