Слайд 1Второстепенные члены предложения
Дополнение
Определение
Обстоятельство
1.Предложения служат для того, чтобы
(сообщать,
выражать просьбу, совет, приказание).
2.По цели высказывания предложения бывают
(повествовательные,
вопросительные, побудительные).
3.По эмоциональной окраске предложения бывают
(восклицательные и невосклицательные).
4.По характеру выражаемого отношения предложения бывают
(утвердительные и отрицательные).
5.Члены предложении делятся на
(главные и второстепенные).
6.По наличию или отсутствию второстепенных членов предложения простые предложения делятся на
(распространенные и нераспространенные ).
Слайд 2Второстепенные члены предложения
Дополнение
Определение
Обстоятельство
7.Грамматическая основа предложения может состоять из
двух главных членов –
(подлежащего и сказуемого).
8.Подлежащее – это главный член предложения,
который
(обозначает предмет, связан со сказуемым и отвечает на вопросы именительного падежа кто? или что? ).
9.Сказуемое – главный член предложения, который
(обозначает действие предмета, отвечает на вопросы что делает предмет? что с ним происходит? каков он? что он такое? и др).
10.Предложение с одной грамматической основой называется
(простым предложением).
11.По строению грамматической основы простые предложения делятся на
(односоставные и двусоставные ).
12.По наличию или по отсутствию членов предложения простые предложения делятся на
(полные и неполные).
Слайд 3Второстепенные члены предложения
Слайд 4Второстепенные члены предложения
Дополнение
Определение
Обстоятельство
Слайд 5Чтобы определить вид второстепенного члена предложения, нужно:
-найти слово, от
которого этот второстепенный член зависит;
-выяснить, что он обозначает;
-на
какой вопрос отвечает;
-какой частью речи выражен;
Слайд 6Дополнение
Дополнение второстепенный член предложения, который обозначает предмет и отвечает
на вопросы косвенных падежей:
кого?(чего?), кому?(чему?) и т.д.
Дополнение может
быть выражено формами косвенных падежей существительных, местоимений-существительных или субстантивированных слов (с предлогом или без), инфинитивом. Он приказал коню (что?) нести себя в чужедальнюю сторону.
Прямое дополнение выражено им.существительным в форме вин.падежа без предлога.
Дополнения, стоящие в формах других падежей, называются косвенными.
Пример: Старик ловил (чем?) неводом (что?) рыбу.
Слайд 7Дополнение может обозначать:
1.Предмет, на который распространяется действие: писать письмо,
выбрать профессию, стирать бельё и т.д.
2.Предмет, в пользу которого
совершается действие: принести брату, написать матери, подарить сестре и т.д.
3.Орудие или средство действия: писать фломастером, рубить топором.
Слайд 8
4.Предмет для сравнения: выше Казбека, Быстрее ветра и т.д.
5.Лицо,
которое испытывает то или иное состояние: мне нездоровится, ему грустно.
6.Предмет, на который распространяется состояние: жалеть собак, жаль срубленную берёзу, нужно книгу и т .д.
Слайд 9Определение.
Определение -второстепенный член предложения, который согласуется с определяемым словом,
обозначает его признак и отвечает на вопросы Какой? Чей? Который?
Пример:
(чья?) Наша дорога вывела нас на (какую?)широкую поляну.
Слайд 10Определение
По способу выражения определения бывают
согласованные
несогласованные.
Слайд 11Согласованные определения
Согласованные определения выражаются прилагательными, причастиями, местоимениями-прилагательными, порядковыми числительными, которые
согласуются с определяемым словом в числе, падеже, а в единственном
числе и в роде.
Пример: (чья?)Наша (какая?) кочевая дорога вьётся (сколькими?) двумя колеями.
Согласованные определения обычно стоят перед определяемым словом.
Слайд 12Несогласованные определения.
Несогласованные определения выражаются: существительными с предлогами и без
предлогов, именем прилагательным в сравнительной степени, обстоятельственными наречиями, инфинитивом ;
всегда стоят после определяемого слова.
Пример: Я стал привязывать цепь (какую?) лодки к столбу.
Я не видел реки (какой?) великолепнее Енисея.
Поездка (какая?) верхом очень занимала меня.
Бесконечна возможность (какая?) познавать себя.
Слайд 13Приложение
Приложение- определение, выраженное существительным, которое даёт другое название, характеризующее предмет.
Приложение может давать характеристику предмета, указывать на степень родства, национальность,
звание, профессию, возраст и т.д.
Не пишется дефис, если в сочетании двух нарицательных существительных одно-родовое, другое-видовое понятие: дерево береза, цветок ромашка.
Пишется дефис, если сочетание двух существительных: 1)названия научных терминов: рак-отшельник, жук-олень;
2)названия специальностей: врач-терапевт, ученый-филолог;
3)указывают на возраст, национальность, родство и т.д.: солдат-украинец, бабушка-чешка.
Слайд 14Обстоятельство.
Обстоятельство - второстепенный член предложения, который обозначает место, время,
причину, образ действия и т.д., отвечают на вопросы где? когда?
почему? как? и др.
Обстоятельство обычно выражается наречиями и существительными с предлогом или без, инфинитивом и чаще всего относятся к глаголу-сказуемому.
Пример: (где?) Над рекой опустился туман.
Слайд 15По значению, которое выясняется вопросами, обстоятельства делятся на следующие основные
виды:
1.Места. Вопросы: где? куда? откуда?
Пример: (откуда?) С горы
бежит поток проворный.
2.Времени. Вопросы: когда? с каких пор?
Пример: (когда?) От восхода до заката жизнью улицы кипят.
3.Причины. Вопросы: почему ? отчего?
Пример: (отчего?) От жары и духоты книзу клонятся цветы.
Слайд 164.Образа действия и степени. Вопросы: как? каким образом? в какой
степени? Пример: Снег падал (как?) медленно и бесшумно.
5.Сравнения. Пример: За
печкой тикал, как ходики, сверчок.
6.Цели. Вопросы: зачем? Для чего? Пример: Ягнёнок в жаркий день зашел к ручью (зачем?) напиться.
7.Условия. Вопросы : При каком условии?
Пример : Чуден Днепр (при каком условии?) при тихой погоде.
8.Уступки. Вопросы: несмотря на что? Пример: В домах, несмотря на ранний час, горели лампы.
В начале предложения могут стоять обстоятельства места и времени, если они устанавливают для всего сообщения пространственные и временные рамки.
Пример: В степи за хутором стыла прозрачная тишина.
Слайд 17 Синтаксический разбор предложения.
Объяснить постановку тире.
Спорт – это жизнь.
(повеств., невосклиц.,
двусост., нераспростр.)
Слайд 18
Спорт – альтернатива пагубным привычкам.
(дополнение косвенное,
определение согласованное)
Слайд 19
I.Пишется дефис, если сочетание двух существительных определяемое слово и
приложение выражены именами нарицательными:
1)названия научных терминов: рак-отшельник, жук-олень;
2)названия специальностей:
врач-терапевт, ученый-филолог;
3)указывают на возраст, национальность, родство и т.д.: солдат-украинец, бабушка-чешка.
II.Имя собственное стоит впереди имени нарицательного Москва – столица.
Слайд 20
Определить синтаксическую роль инфинитива.
1. Двигаться – значит жить.
2.
К вечеру мы закончили тренироваться.
3. Папа научил меня (чему)
плавать.
4. Он пришел (зачем, с какой целью) рассказать спортивные новости.
5. Раздалась команда (какая?) выйти на лед.
6. Мое увлечение – собирать значки о спорте.