Слайд 2История, как наука. Сущность, формы, функции исторического знания.
Место истории в
системе наук.
В настоящее время термин «история» (от греч. historia-рассказ
о прошедшем) понимается:
- как прошлое, хранящееся в памяти людей, а также любой рассказ об этом прошлом.
- как процесс развития природы и общества, движение во времени,
- как наука, изучающая прошлое человечества, факты, события и процессы на базе исторических источников.
Слайд 3История в системе социально-гуманитарных наук
общество
культурология
История- наука о процессе развития
общества в целом
Слайд 4История – наука о прошлом человеческого общества во всем его
многообразии.
Исходя из этого, предмет истории - все проявления жизни человечества,
начиная с зарождения человеческого общества(примерно 35-40 тысяч лет назад) и до настоящего времени.
Слайд 5История это комплексная наука, которая включает в себя:
- история мира
в целом (всемирная или всеобщая история),
- история континентов (например, история
Азии и Африки, история Австралии),
- история регионов (балканистика, история Ближнего Востока),
- история отдельных стран и народов или группы народов (например, история России, история южных и западных славян).
Слайд 6По различным сферам деятельности людей отрасли исторических знаний выделяют:
гражданскую историю,
политическую
историю,
историю государства и права,
историю государственного управления,
историю хозяйства,
военную историю,
историю религии,
социальную историю,
историю
культуры, музыки, языка, литературы.
Слайд 7В историческом процессе выделяются основные эпохи.
первобытность,
древний мир,
Средневековье,
Новое время,
Новейшее
время
Слайд 8Основные концепции развития мировой истории
1. Наиболее древними являются мифологические и
религиозные концепции.
2. Субъективистские концепции
3. Материалистический подход
4. культурно-историческая
концепция
5. тотальная или глобальная история
Февр Люсьен
Слайд 9К историческим наукам относятся:
этнография, изучающая быт и культуру народов,
Слайд 10- археология, изучающая историю по вещественным источникам древности - орудиям
труда, домашней утвари, украшениям и др. и целым комплексам -
поселениям, могильникам, кладам и т.д., находимым главным образом при раскопках. Поэтому ее часто называют «наукой лопаты». Артефакты, добытые археологами, становятся музейными экспонатами, составляют многие бесценные коллекции.
Слайд 13
Существует также ряд специальных (вспомогательных) исторических дисциплин, исследующих определенные
виды исторических источников.
Генеалогия (от греч. родословная) - наука о происхождении,
возникновении и развитии родственных отношений.
Геральдика (лат. hera1dиs глашатай) - наука, изучающая гербы как исторический источник.
Нумизматика (лат. nиmisma - монета) - наука, изучающая историю монетной чеканки и денежного обращения по монетам.
Палеография (греч. pa1os - древний и grafo - пишу) – наука о рукописных источниках в их историческом развитии (почерки, знаки письма, чернила).
Слайд 15Кроме того, историческая наука включает в себя:
- источниковедение - теорию
и методику изучения и использования исторических источников;
- историографию - наука
о развитии исторической науки (историю истории).
Слайд 16Функции истории.
– описательная (нарративная) фунция - фиксирование происходящего и
первичная систематизации информации;
– познавательная (объяснительная) функция, суть которой – понимание
и объяснение исторических процессов и явлений;
– прогностическая функция (предвидение будущего) использование уроков прошлого для улучшения жизни человеческих сообществ в ближайшем и отдаленном будущем;
– функция социальной памяти или воспитательная (культурно-мировоззренческая) функции. история является средством передачи социально-значимой исторической информации из поколения в поколение и сохранения духовного наследия.
Слайд 17Исторические источники — это все остатки прошлой жизни, все свидетельства
о прошлом.
Основные группы (классы) исторических источников:
вещественные памятники материальной культуры, орудия
труда, остатки жилища, предметы быта, оружие, украшения);
2) письменные:
актового характера:
постановления, договоры, законы
описательного характера:
летописи, дневники, письма, описания, жития
Понятие и классификация исторических источников.
Слайд 183) Изобразительные
изобразительно-графические,
изобразительно-художественные,
изобразительно-натуральные;
4) Фонодокументы и Фото-Кинодокументы
5) Устные – фольклор
былины, сказания,
пословицы,
поговорки,
народные песни
Слайд 19Вещественные источники - памятники материальной культуры, орудия труда, остатки жилища,
предметы быта, оружие, украшения).
Слайд 20Рисунках в Каповой пещере на Южном Урале - период позднего палеолита (35-10
тысячелетий назад)
Слайд 21Одно из погребений Сунгири (окраина Владимира). 25 тыс. лет назад.
Слайд 22Жезл. Предмет культа. Раскопки 1969 г. Автор находки Бадер О.Н.
Место находки: северное погребение, с левой части живота девочки. 25
тыс. лет т.н. Бивень мамонта, резьба, шлифовка, сверление. H-18,5. Ширина: max – 4,8 см, min – 1 см, толщина 1,1 см [3].
Слайд 23Прорезной диск. Предмет культа. Раскопки 1969 г. Автор находки Бадер
О.Н. Место находки: северное погребение, на одном из костяных дротиков.
25 тыс. лет т.н. Бивень мамонта, резьба, шлифовка, сверление. D-5,5. Толщина 0,3 см [3].
Слайд 24. Фигурка лошади (сайги). Амулет. Раскопки 1957 г. Автор находки
Бадер О.Н. 25 тыс. лет т.н. Бивень мамонта, резьба, шлифовка,
сверление. H-5,6. Толщина от 4 до 1 мм [3].
Слайд 25Слева скульптурный портрет девочки. Автор реконструкции внешнего облика Т.С. Сурнина.
1979 г.
Гипс, отливка, тонировка. 44 x 24 x 26.
Справа скульптурный
портрет мальчика. Автор реконструкции внешнего облика Г.В. Лебединская. 1979 г.
Гипс, отливка, тонировка. 44 x 22 x 29.
Слайд 26В Липецкой области найден редкий скифский меч - акинак, возраст
которого оценивается приблизительно в 2,5 тыс. лет.
короткий меч (40-60 см),
колющее оружие в рукопашном бою у персов и скифов в середине и 2-й половине 1-го тысячелетия до н.э.
Слайд 27Найдена в 1971 г. в кургане Толстая Могила в Днепропетровской
обл. Возраст – 4-й век до н.э
Слайд 30Новгород, {1160–1180}
Раскоп Неревский, усадьба «Б»
Условная дата: 1160–1180, Категория: письма
Содержание: От Гостяты к Василю (жалоба прогнанной мужем жены).
Сохранность:
целый документ
Слайд 31Соборное уложение 1649 г. в серебряном позолоченном ковчеге.
Слайд 34Исследователь и исторический источник.
Слайд 35Методы исторического исследования.
Методология – это научно-познавательная деятельность, направленная на
изучение и разработку методов научного познания.
Методы исторического исследования
можно разделить на
две группы:
общенаучные и специальные (частнонаучные).
Общенаучные методы:
эмпирические (наблюдение, описание, измерение, сравнение, эксперимент)
теоретические (анализ и синтез, индукция и дедукция, абстрагирование, обобщение, аналогия, моделирование, системно-структурный подход, построение гипотез).
Слайд 36Специальные исторические методы:
– конкретно-исторический или идеографический метод – описание фактов,
явлений и событий,
– сравнительно-исторический метод - явление изучается не
само по себе, но в контексте подобных явлений, разнесенных во времени и пространстве;
– ретроспективный метод; последовательное проникновение в прошлое с целью выявления причин событий;
– историко-типологический метод; решает задачу выявления взаимосвязанности единичного, общего и всеобщего.
– хронологический метод; предусматривает изложение исторического материала в хронологической последовательности.
Слайд 37Развитие отечественной историографии
Проблемами зарождения и развития исторических знаний занимается дисциплина
историография - это:
вся совокупность исторических трудов, когда-либо посвящавшихся той или
иной проблеме,
дисциплина, изучающая историю исторической науки.
В России процесс формирования исторической науки занял довольно продолжительное время. Вначале у восточных славян, как и у всех народов, определенные исторические знания передавались из поколения в поколение устно, в виде всевозможных преданий, былин, легенд.
С появлением на Руси письменности появились и первые исторические сочинения – летописи.
Слайд 38Вероятно, русское летописание началось в конце X в. – начале XI
в., но древнейшим из дошедших до нас летописным произведением является
«Повесть временных лет», автором которой считается монах Нестор, творивший в начале XII в. (его летопись сохранилась в позднейших списках). На ее основе сформировались другие летописные своды, отражавшие как историю отдельных регионов Руси периода её раздробленности (Ипатьевская, Лаврентьевская, Радзивилловская, Новгородские летописи), так и события, связанные с созданием единого Русского государства (Троицкая, Воскресенская, Никоновская летописи).
Слайд 39Нестор, древнерусский летописец XI — начала XII вв., монах Киево-Печерского
монастыря. Автор житий князей Бориса и Глеба, Феодосия Печерского. Традиционно
считается одним из крупнейших историков средневековья — автором первой редакции «Повести временных лет».
Слайд 40Татищев Василий Никитич.
1686 -1750 г.г. - основоположник исторической науки в
России, географ, государственный деятель.
Окончил в Москве Инженерную и Артиллерийскую
школу. Участвовал в Северной войне (1700-1721 г.г.), выполнял различные военно-дипломатические поручения царя Петра I.
В 1720-1722 и 1734-1939 годах - управляющий казенными заводами на Урале, начальник Оренбургской экспедиции, основатель Екатеринбурга, Оренбурга, Орска. В 1741 - 1745 годах - астраханский губернатор.
Слайд 41Татищев подготовил первую русскую публикацию исторических источников, введя в научный
оборот тексты «Русской правды» и "Судебника" 1550 года с подробным
комментарием, положил начало развитию в России этнографии, источниковедения.
Русская Правда
"Судебник Государя Царя и Великого Князя Иоанна Васильевича, и некоторые сего государя и ближних его преемников Указы, собранные и примечаниями изъяснённые покойным тайным советником и астраханским губернатором Васильем Никитичем Татищевым.", Москва, В Университетской тип. у Н.Новикова, 1786г.
Слайд 42Создал обобщающий труд по отечественной истории, написанный на основе многочисленных
русских и иностранных источников - "Историю Российскую с самых древнейших
времен", составил первый русский энциклопедический словарь.
Слайд 43Впервые в русской историографии Татищев сделал попытку выявить закономерности в
развитии общества, обосновать причины возникновения государственной власти. Отказавшись от провиденциалистской
точки зрения в объяснении исторических событий ("божий промысел"), Татищев выступил как рационалист, связывающий исторический процесс с развитием "умопросвещения".
Из всех форм государственного правления для России Татищев явное предпочтение отдавалсамодержавию. Татищев впервые в отечественной историографии дал общую периодизацию истории России: господство единовластия (862-1132 г.г.), нарушение единовластия(1132-1462г.г.),восстановление единовластия (с 1462 г.). Труды Татищева содержат много исторических известий, основанных на некоторых несохранившихся источниках.
Слайд 44Важной предпосылкой развития русской историографии стала деятельность учрежденной Петром I
в 1724 г. Санкт-Петербургской Академии наук. В ней работали видные западные
историки и археографы: Готлиб Зигфрид Байер (1694–1738),
Герхард Фридрих Миллер (1705–1783)
и Август Людвиг Шлёцер (1735–1809).
Предпринятое ими и их сотрудниками собирание и дотошное изучение разнообразных памятников русской культуры и письменности сделало возможным не только накопление обширного фактического материала, но и постепенное превращение русских исторических изысканий в подлинно научную дисциплину.
Слайд 45«Древняя Российская история от начала российского народа» Михаила Васильевича Ломоносова
(1711–1765). Профессиональным историком в сегодняшнем понимании Ломоносов не был. Взяться
за перо Ломоносов счел себя обязанным для опровержения так называемой «норманнской» (варяжской) теории происхождения древнерусской государственности. Она была предложена академиками-немцами, работавшими в Петербургской академии наук, — Г.З. Байером, Г.Ф. Миллером и А.Л. Шлёцером.
Заслуга Ломоносова как историка состоит:
в утверждении патриотического подхода к истории Отечества.
Слайд 46КАРАМЗИН НИКОЛАЙ МИХАЙЛОВИЧ
(1766 — 1826)
Родился в селе Михайловка Симбирской губернии
в семье среднепоместного симбирского дворянина. Получил домашнее образование. В 14
лет начал учиться в Московском частном пансионе профессора Шадена. Окончив его в 1783, приехал в Преображенский полк в Петербург. Ко времени военной службы относятся первые литературные опыты. Уйдя в отставку в чине подпоручика в 1784, переехал в Москву, стал одним из деятельных участников журнала "Детское чтение для сердца и разума", издававшегося Н. Новиковым, и сблизился с масонами. В 1789-1790 гг. предпринял поездку в Европу. В результате этой поездки были написаны знаменитые «Письма русского путешественника», публикация которых сразу же сделала Карамзина известным литератором. В1803 г. Карамзин получил официальное звание придворного историографа.
В 1804 он приступил к созданию "Истории государства Российского", над которой работал до конца дней, но не завершил.
Слайд 47Многотомное сочинение, описывающее Российскую историю, начиная со времён скифов, славян
до времён Ивана Грозного и Смутного времени.
«История государства российского» Н.М.
Карамзина не была первым описанием истории России.
Но именно это произведение открыло историю России для широкой образованной публики. Состоит из 12 томов.
Слайд 48В предисловии к своей книге Карамзин описывает важность истории вообще,
её роли в жизни людей. Он говорит, что история России
не менее захватывающая, важная и интересная, чем мировая. Далее приводит список источников, которые помогли ему воссоздать картину исторических событий. В первом томе Карамзин подробно описывает народы, обитавшие на территории современной России, в том числе славян, их быта, отношение греков к племенам, населяющим территорию будущей Руси.
Затем рассказывает о происхождении первых князей Руси, их правлении.
В последующих томах автор подробно описывает все важные события российской истории вплоть до 1612 года.
В своем труде он выступал больше как писатель, чем историк — описывая исторические факты, он заботился о красоте языка, менее всего стараясь делать какие-либо выводы из описываемых им событий. Некоторые его высказывания очень красноречивы. Например, описывая первые века Руси, Карамзин говорил: «Великие народы, подобно великим мужам, имеют свое младенчество и не должны его стыдиться: отечество наше, слабое, разделенное на малые области до 862 года, по летосчислению Нестора, обязано величием своим счастливому введению Монархической власти». «Россия основалась победами и единоначалием, гибла от разновластия, а спаслась мудрым единодержавием».
Слайд 49КЛЮЧЕВСКИЙ ВАСИЛИЙ ОСИПОВИЧ
Ключевский Василий Осипович - знаменитый историк (родился 16
января 1841 г., умер 12 мая 1911 г.), сын сельского
священника Пензенской епархии. Учился в пензенском духовном училище и пензенской духовной семинарии. В 1861 г., поступил на историко-филологический факультет Московского университета. После окончания - ординарный профессор Московского университета; ординарный академик Императорского Санкт-Петербургской Академии наук по истории и древностям Русским, председатель Императорского Общества истории и древностей российских при Московском университете, тайный советник. С первых же прочитанных им курсов за Ключевским утвердилась слава блестящего и оригинального лектора. Одна из главных работ – «Полный курс русской истории».
Слайд 50Ключевский выдвигает на первый план историю политического социально-экономического быта. В
своих произведениях «Курс русской истории», «История сословий в России», «Происхождение
крепостного права в России» и других дал свое понимание истории: «Человеческая личность, людское общество и природа страны — вот те три основные исторические силы, которые строят людское общежитие».
Он оговаривается при этом, что полагает в основу курса факты политические и экономические по их чисто методологическому значению в историческом изучении, а не по их действительному значению в существе исторического процесса. "Умственный труд и нравственный подвиг всегда останутся лучшими строителями общества, самыми мощными двигателями человеческого развития".
Он сделал первую попытку проблемного подхода к изложению всей многогранной картины исторического прошлого России.
Слайд 51После победы Октябрьской социалистической революции 1917г. советская историческая наука стала
развиваться в рамках исторического материализма, признаваемого единственной философией истории.
Победило материалистическое
понимание истории на основе марксистского учения об общественно-экономических формациях, что, впрочем, позволило советской историографии достичь успехов в изучении социально-политической и экономической проблематики.
В трудах советских историков подробно исследованы проблемы социально-экономического развития страны, феодального землевладения и др.
Слайд 52Повсеместное насаждение марксистско-ленинской идеологии и философии истории способствовало тому, что
исторические исследования не только были приведены в соответствие с идеологическими
установками, но и оказались низведены до положения некой «иллюстрации» официальных историко-теоретических концепций.
Основоположником подобного подхода к историографии считается историк-марксист Михаил Николаевич Покровский (1868–1932), автор 5-томной «Русской истории с древнейших времен» и первого советского учебника. Усиление идеологического и политического контроля в 1920–30-ые гг. привело к почти полному разрушению системы исторического образования, а затем и академической науки. Огромный вред исторической науке был нанесён и организованными новой властью репрессиями против научной интеллигенции.
Слайд 53Возрождение исторических исследований стало возможным только в середине 1930-х гг., когда
существующий сталинский режим потребовал своего обоснования через рассмотрение предшествующего исторического
развития России.
Впрочем, эти изыскания (проводимые такими историками, как Б.Д. Греков, Б.А. Рыбаков, Л.В. Черепнин, Е.В. Тарле) строились в рамках всё того же марксистско-ленинского формационного подхода в его сталинской интерпретации.
Лишь в конце 1950-х гг. в исторической науке наступает период так называемой «санкционированной свободы», и исследователи, пусть и с большими ограничениями, получают возможность для более-менее самостоятельного и разнообразного научного творчества.
Слайд 54В силу перечисленных обстоятельств, наследие историографии советского периода носит неоднозначный
характер. В советский период в исследованиях историков преобладала социально-экономическая тематика
(аграрная история, развитие ремесла и промышленности, история города и т.д.), делался акцент на классовой борьбе, прогрессе освободительных идей, истории революций и народных движениях, народной культуре.
Однако, несмотря на идеологическое давление и ограничения в выборе тематики, профессиональный уровень исследований таких ученых как С.Б. Веселовский, М.Н. Тихомиров, А.А. Зимин, Б.Н. Флоря, В.Т. Пашуто, В.В. Мавродин, Р.Г. Скрынников, Ю.Г. Алексеев был достаточно высок. Замечательных успехов в советские годы достигла и отечественная археология (А.В. Арциховский, М.И. Артамонов, П.Н. Третьяков, В.Л. Янин, А.Н. Кирпичников и др.).
Слайд 55Новый и на настоящее время последний поворот в отечественной историографии
связан с началом перестройки (1985 г.) и последующим разрушением в
начале 1990-х гг. политической системы советского государства. Благодаря этому историки, постепенно избавившись от догм марксистского учения, вновь смогли свободно выбирать тему и направление собственных исследований. Произошло возрождение философских и методологических подходов классической русской историографии и одновременное ознакомление с теоретическими достижениями зарубежных учёных XX в., остававшимися практически недоступными для советских исследователей. В настоящее время наблюдается тенденция к использованию комплексного подхода, когда для изучения конкретной исторической проблемы привлекаются методы смежных гуманитарных наук: социологии, политологии, психологии и др. Наряду с позитивными моментами следует отметить и отрицательные – в условиях полной свободы широкое распространение получили исторические спекуляции самого разного свойства.