Слайд 1Введение в курс «Информационные войны: история и современность»
Лекция № 1-2.
Слайд 2Учебные вопросы
1. Объект и предмет курса «Информационные войны: история и
современность».
2. Основные понятия, применяемые при анализе информационных войн.
3.Степень разработанности проблемы
информационных войн.
Слайд 3План семинара по теме 1: «Введение в курс «Информационные войны»
Темы
для докладов, презентаций и выступлений:
1.Отражение проблемы информационных войн в Интернете.
2.Информационное
общество и информационные войны.
3. Информационные войны как понятие и как явление.
4.Психологическая война и информационные войны.
5.Идеологическая борьба и информационные войны.
6.Пропаганда и информационные войны.
Слайд 4Литература
Барабаш В.В., Бордюгов Г.А., Котеленец Е.А. Государственная пропаганда и информационные
войны. Учебное пособие. М.: АИРО-XXI, 2015.400 с. (Авторы – представители
РУДН)
Информационная война. Информационное противоборство: теория и практика: Монография. /В.М.Щекотихин, А.В.Королев, В.В.Королев и др. Под ред. В.М.Щекотихина. М.: Академия ФСО России, ЦАТУ, 2010. 999 с.
Нартов Н.А. Информационная война: история и современность: монография. М.: НОУ ВПО МИПП, 2014. 214 с.
Слайд 5
2. Основные понятия, применяемые при анализе информационных войн
Слайд 6При изучении курса используются следующие понятия:
Информационная война;
Психологическая война;
Идеологическая борьба;
Пропаганда.
Слайд 7Информационная война
Информационная война – информационное воздействие на население и военнослужащих
другого государства с целью изменения их сознания и поведения и
достижения информационного превосходства.
Особенности данного понятия:
информационное воздействие - воздействие путем распространения определенной информации .
Слайд 8Цели информационной войны
1)Изменение сознания и поведения населения и военнослужащих противостоящего
государства.
2)Достижение инф. превосходства.
3)Воздействие на лидеров, принимающих важные решения.
4)Создание раскола
в обществе между населением и руководством страны;
5)Ослабление воли к борьбе и победе, отказ от защиты нац. интересов и ценностей.
6)Навязывание чуждых целей и ценностей.
Слайд 9Появление термина «ИВ»
Термин «информационная война» пришел в русский язык из
английского. Первоначально он применялся в документах военных кругов США.
В российской научной литературе
понятие «ИВ» стало применяться в начале 21 века.
Слайд 10Наступательный и оборонительный аспекты ИВ
Информационная война имеет наступательный и оборонительный
аспекты.
Наступательный означает воздействие на инф. системы и сознание противника, оборонительный
– защиту своих инф. систем и защиту сознания населения и военнослужащих .
Слайд 11Когда зародилась инф война?
Многие исследователи считают, что ИВ зародилась в
древнем мире вместе с войнами, когда информация стала использоваться как
средство воздействия на противника.
В этих целях широко использовалось распространение слухов, ложных сведений.
Слайд 12Кто или что является объектом ИВ?
Объектом ИВ являются массовое сознание
и индивидуальное сознание, информационные процессы и системы.
Под массовым сознание понимается
сознание масс, социальных общностей, объединенных вокруг определенных ценностей и интересов.
Прежде всего, это общественное мнение.
Общественное мнение представляет собой оценочное суждение определенных масс населения о каких-то объектах. Оно включает знания, оценки и волевые компоненты.
Слайд 13Индивидуальное сознание как объект ИВ
Индивидуальное сознание означает сознание отдельной личности,
прежде всего, политических и военных лидеров. От деятельности этих лидеров
зависит принятие важных политических и военных решений.
В наст время происходит активное воздействие на сознание президента РФ, председателя правительства, министра обороны и др.
Слайд 14Информационная система
Информационная система – это система производства, обработки и распространения
информации.
Информационная система предназначена для обеспечения людей информацией.
Результатом функционирования ИС
является информационный продукт – документы, массивы информации, базы данных, инф. услуги.
Вполне понятно, что эта сфера является очень важной для государства и его институтов и для каждого человека.
Слайд 15Информационные процессы
Информационный процесс – это процесс создания, получения, сбора, обработки,
накопления, хранения, распределения и использования информации.
Основные инф. процессы: сбор, поиск,
обработка, представление, хранение, защита, использование информации.
Все эти процессы являются очень важными для общества, государства и личности. Поэтому они становятся объектом ИВ.
Слайд 16Средства и методы ИВ
Средствами ИВ являются любые средства передачи информации
(от слухов и сплетен до СМИ и Интернета).
Во времена, когда
не было СМИ, широко использовались слухи.
С появлением СМИ возможности ИВ резко увеличились. В ИВ стали использоваться листовки, газеты, радиопропаганда, телевидение. В настоящее время активно используются Интернет, социальные сети.
Слайд 17Методы ИВ
К числу основных методов ИВ относятся дезинформация, искажение информации,
замалчивание, полуправда, отвлечение внимания, большая ложь и др.
Целью этих методов
является изменение сознания населения и военнослужащих противника, формирование желательных для себя оценок.
В конечном счете целью является отказ противника от борьбы, сдача в плен и т.п.
Слайд 18Примеры ИВ
Информационные войны активно велись в годы Первой и Второй
мировых войн. Широкой известностью пользуется деятельность Й.Геббельса, министра народного просвещения
и пропаганды фашистской Германии.
Информационная война велась в годы холодной войны. Некоторые исследователи считают, что распад СССР произошел в результате информационной войны.
Слайд 19ИВ в наши дни
В настоящее время информационные войны сопровождают все
крупные вооруженные конфликты.
Войны против Ирака в 1991, 2003 гг.;
Войну в
Ливии (2011-2015 гг.);
Войну в Сирии (2011-2015 гг.);
Войну в Южной Осетии (2008 г.);
События на Украине (2013-2015 гг.).
Слайд 20Идеологическая борьба
Близким к понятию «ИВ» является термин «идеологическая борьба».
Это понятие
широко использовалось в годы советской власти.
В словаре «Современная идеологическая
борьба» (М., 1988. С.106) это понятие определяется так: «Одна из форм классовой борьбы, развертывается в духовной сфере жизни общества. В международном аспекте ИБ является для советских людей борьбой двух идеологий: социалистической и буржуазной».
Слайд 21В настоящее время мы можем сказать, что ИБ – это
борьба идеологий, борьба идей.
И сегодня происходит столкновение между идеологиями либерализма
и консерватизма, национализма и интернационализма и др.
В отличие от информационной войны идеологическая борьба основана на убеждении, доказательстве.
ИВ – на внушении и заражении.
Слайд 22Идеологическая борьба
Понимание идеологической борьбы связано с пониманием идеологии.
Идеология – это
заинтересованное сознание определенной социальной общности или группы.
Это система взглядов и
идей этой общности в которой отражаются ее интересы.
В идеологии содержатся цели и программы действий по укреплению существующих условий или их изменению.
Примеры: идеология либерализма, консерватизма, национализма, государственников, коммунистов.
Слайд 23Психологическая война
Психологическая война — психологическое воздействие на войска противника и
население с целью их деморализации и склонения к прекращению сопротивления.
Может проводиться в период подготовки к проведению военных операций и/или в их ходе. В СССР в том же значении использовался термин спецпропаганда.
Слайд 24Появление термина «психологическая война»
Начиная с 1960-х гг. в нашей стране
появляются работы по психологической войне. Первые работы были небольшими пропагандистскими
материалами, подготовленными в ГЛАВПУРе, но в последующем эта тема получила развитие.
Наиболее серьезным автором был генерал Д.А.Волкогонов, который написал книгу «Психологическая война». Первое издание вышло в 1983 г., а последнее – в 1989 г.
Слайд 25Волкогонов Дмитрий Антонович
(1928-1995)
Волкогонов Д.А. - советский, российский историк, политолог, философ,
генерал-полковник.
Автор работ:
Воинская этика,
Доблести,
Советский солдат,
Психологическая война,
Сталин,
Троцкий,
Ленин и др.
Архив Волкогонова его
дочь Ольга передала библиотеке Конгресса США.
Слайд 26Основные идеи книги Волкогонова
общественное сознание как арена идеологической борьбы;
психологическая война
в истории общества;
современная психологическая война империализма;
механизм и методы психологической войны;
средства
ведения психологической войны;
Слайд 27Основные идеи книги Волкогонова
6)центры и аппарат
психологической войны;
7)- антисоветское мифотворчество и ужесточение
психологической войны;
8)психологические операции НАТО в боевой обстановке;
9)противодействие психологическим диверсиям.
(См.: Волкогонов Д.А. Психологическая война: подрывные действия империализма в области общественного сознания. М.: Воениздат, 1983. 288 с.)
Слайд 28Определение Волкогонова психологической войны
Это «специфический способ, средство буржуазии для
разложения общественного сознания своих противников в соответствии со своими идеологическими
установками» (С. 74).
Это «система подрывных идеологических воздействий империализма, направленных на сознание людей преимущественно через сферу общественной психологии» (С.78).
Слайд 29«Механизм психологической войны … основан на манипуляции сознанием масс и
сознательным внесением в сознание дезинформации» С. 112.
Среди методов ПсВ отмечаются:
Подлоги,
слухи, устрашение, дискредитация руководящих органов, метод барража (отвлечения внимания от какой-либо актуальной проблемы), запугивание С.112-126).
Слайд 30Публикации о психологической войне в нашей стране издавались в 1970-е
и 1980-е годы, но с наступлением 1990-х гг. они прекратились.
И вновь появились в первые годы 21 века.
Как видим, идейная и психологическая борьба тесно связаны с политическими событиями. Это – одна из составляющих информационной войны.
Слайд 31
3.Степень разработанности проблемы информационных войн
Слайд 323.Исследования информационной войны
Первые публикации по информационной войне в России появились
в начале 2000-х гг. Наиболее известные авторы:
И.Н.Панарин,
Г.Г.Почепцов;
В.В.Цыганов,
Р.М.Кириллова,
В.Д.Бирюков, Э.П.Теплов,
Н.А.Нартов,
В.М.Щекотихин и др.
Слайд 33Панарин И.Н.
(1958)
Панарин Игорь Николаевич – российский политолог, доктор политических наук.
Бывший офицер КГБ, окончил Военно-политическую академию В.И.Ленина.
Профессор Дипломатической академии. Автор
многих работ по информационным войнам.
Слайд 34Работы И.Н.Панарина об информационных войнах
Одним из первых проблему информационной войны
стал исследовать российский политолог, профессор Дипломатической академии МИД РФ, ведущий
еженедельной передачи «Мировая политика» на радио «Голос России» Игорь Николаевич Панарин.
Работы И.Н.Панарина:
Информационная война и геополитика. М.: Поколение, 2006. 553 с.
Первая мировая информационная война. Развал СССР. СПб.: Питер, 2010. 256 с.
Слайд 35Понимание Панариным информационной войны
Панарин использует понятие «информационное противоборство», хотя в
названиях работ есть термин «информационная война».
«Информационное противоборство (борьба) – форма
борьбы сторон, представляющая собой использование специальных… методов, способов и средств для воздействия на информационную среду противостоящей стороны и защиты собственной в интересах достижения поставленных целей» (Инф война и геополитика. С.172).
Слайд 36Цели геополитического информационного противоборства
Геополитическое информационное противоборство – одна из форм
борьбы между государствами. Его целями являются:
- нарушение инф. безопасности враждебного
государства;
- нарушение устойчивости системы государственного управления;
- эффективное информационное воздействие на руководство, политическую элиту , системы формирования общественного мнения;
- завоевание информационного превосходства в мировом инф пространстве (Там же. С.173).
Слайд 37Виды информационного противоборства
1)информационно-техническое;
2)информационно-психологическое.
Информационно-техническое противоборство означает воздействие и защиту информационно-технических систем
(систем передачи, систем защиты информации и т.д.).
Информационно-психологическое противоборство означает воздействие
на сознание элиты и населения противника, а также защиту сознания субъектов в своей стране. (Там же. С.173).
Слайд 38Работа В.В.Цыганова, С.Н.Бухарина об информационной войне
Основные идеи:
- Примеры информационных войн
из отечественной и мировой практики;
- механизм информационных войн;
- Изменение сознания
в информационном противоборстве;
- Адаптивные системы управления информационными войнами;
- Выбор объектов и времени информационного противоборства;
Слайд 39Работа В.В.Цыганова, С.Н.Бухарина об информационной войне
- Методология обмана;
- Методология психического
воздействия;
- Методология манипуляции личностью;
- Методология распространения информации.
(См.: Цыганов В.В., Бухарин
С.Н. Информационные войны в бизнесе и политике: Теория и методология. М.: Академический Проект, 2007. 336 с.).-
Слайд 40Понимание информационной войны
Информационная война – это динамический процесс, происходящий в
сложной самоорганизующейся системе. В ходе войны эта система или меняется,
или исчезает, и вместо нее возникает новая. Выделяются два типа инф войн:
1)Первый связан с влиянием на процесс саморазвития организации. Пример – ИВ , ухудшающая инвестиционный климат и среду таким образом, чтобы обеспечить инвестиционную непривлекательность предприятия. В сознании заинтересованных лиц формируется соответствующий образ.
Слайд 41Второй тип связан с воздействием на механизмы, благодаря которым организация
поддерживает определенный уровень работоспособности при изменении внешних и внутренних условий.
(С.40-41). Такой тип применяется в общественных организация, например, в партиях.
Слайд 42Выводы
В курсе изучаются закономерности и механизмы организации, ведения и противодействия
информационным войнам.
ИВ имеют информационно-техническую и информационно-психологическую стороны.
Информационная война может
быть оборонительной и наступательной.
Близкими понятиями являются идеологическая борьбы и психологическая война.