Слайд 1Небесное и земное в звуках и красках
Выполнила Кулькова Валентина
5
«Б» класс
МАОУ «Школа №111»
Слайд 2Любить. Молиться. Петь. Святое назначенье
Души, тоскующей в изгнании своем,
Святого таинства земное выраженье,
Предчувствие и скорбь
о чем-то неземном,
Преданье темное о том, что было ясным,
И упование
того, что будет вновь;
Души, настроенной к созвучию с прекрасным,
Три вечные струны: молитва, песнь, любовь!
Счастлив, кому дано познать отраду вашу,
Кто чашу радости и горькой скорби чашу
Благословлял всегда с любовью и мольбой
И песни внутренней был арфою живой!
П. Вяземский
Слайд 3Земная красота – русская природа
Д.С. Лихачев говорил: « У русской
природы равнины кроткие, без высоких гор, но и не бессильно
плоские, с сетью рек и с небом, не заслоненным густыми лесами, с покатыми холмами и бесконечными, плавно обтекающими все возвышенности дорогами. И с какой тщательностью гладил человек холмы, спуски и подъемы! Здесь опыт пахаря сотворял параллельные линии, идущие в унисон друг с другом и с природой, точно голоса древнерусских песнопений.»
Среднерусский пейзаж неярок, но оттого он ничуть не менее любим. Фольклор рассказывает о повседневной жизни человека, труде, обрядах, посвящённых важным событиям и праздникам.
Слайд 4Фольклор рассказывает о повседневной жизни человека, а церковное искусство обращается
к небесному. Созерцание икон, слушание песнопений вызывают у человека мысли
о прекрасном, вечном.
Композиция иконы «Покров Пресвятой Богородицы» делится на две части. В верхней изображены небесные силы и Богородица, в нижней — Роман Сладкопевец — византийский поэт и певец. Он поёт мелодии, дарованные ему свыше самой Богоматерью, которая невидимо присутствует в храме, простирая надо всеми свой покров. Романа Сладкопевца окружает народ («людие»), который подхватывает припев, как это было принято в старинном церковном пении.
Слайд 5Старинный православный храм
Церковное искусство обращается к возвышенному, небесному миру. Созерцание
икон, слушание песнопений вызывают у человека мысли о прекрасном, вечном.
Основной
вид древнерусского церковного пения — знаменный распев. Это название происходит от старославянского слова знамя, то есть знак. Знаменами или крюками назывались знаки, которыми без линеек записывали напевы, звучавшие обычно одноголосно, в унисон
Слайд 6Любовь земная и земная красота
Слайд 7Образы разных искусств – музыки, живописи, архитектуры – предстают перед
нами как сердечная песнь о неповторимой красоте. КРАСОТЕ ДУШИ народа.
Удивительно сочетаются эти искусства в храме.
Слайд 8Западная Европа. Аве Мария
С давних пор образ матери с младенцем
стоит в центре поклонения людей. Пожалуй, одна из самых прекрасных
картин на земле – «Сикстинская мадонна» Рафаэля. Все латинские молитвы, обращенные к матери Иисуса, начинаются словами Аве Мария. Есть неизменный латинский текст молитвы, который много веков вдохновляет композиторов на создание произведений.
Склоняся к юному Христу,
Его Мария осенила;
Любовь небесная затмила
Его земную красоту.
А Он, в прозрении глубоком,
Уже вступая с миром в бой,
Глядит вперед — и ясным оком
Голгофу видит пред Собой.
А.Толстой
Слайд 9О картине «Сикстинская мадонна»
На Её лице ничего не выражено, то
есть на нём нет выражения понятного, имеющего определённое имя; но
в нём находишь в каком-то таинственном соединении всё: спокойствие, чистоту, величие и даже чувство, уже перешедшее за границу земного, следовательно, мирное, постоянное, не могущее уже возмутить ясности душевной. В Её глазах нет блистания... но в них есть какая-то глубокая, чудесная темнота; в них есть какой-то взор, никуда особенно не устремлённый, но как будто видящий необъятное.
В.А.Жуковский
Слайд 11В произведениях русских и зарубежных композиторов, поэтов, художников разных времен
и народов создан вечный, чистый и благородный образ Матери Иисуса
Христа — Марии. Искренность, нежность, трепетное чувство любви, преклонение людей перед Небесной Заступницей человечества объединяют произведения искусства, обращённые к Деве Марии.
Характер музыкальных сочинений, распевность мелодий, ровность ритма перекликаются с певучестью и размеренностью ритма в стихах, мягкостью плавных линий рисунка, гармонией красок, стройностью композиции в картинах и иконах. За всем этим возникает ни с чем не сравнимое святое чувство любви к природе, человеку, Богу.
Слайд 12В минуту жизни трудную
Теснится ль в сердце грусть,
Одну молитву чудную
Твержу
я наизусть.
Есть сила благодатная
В созвучьи слов живых,
И дышит непонятная,
Святая прелесть в них.
С души как бремя
скатится,
Сомненье далеко —
И верится, и плачется,
И так легко, легко...
М.Ю.Лермонтов