Слайд 1ВВЕДЕНИЕ В КУРС ИТУ
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ – ОСНОВА РАЗВИТИЯ
ЭКОНОМИКИ И УПРАВЛЕНИЯ
ОСНОВА УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЛЮБОЙ ОРГАНИЗАЦИИ - ТЕХНОЛОГИЯ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ ИСХОДНЫХ ДАННЫХ (ИНФОРМАЦИОННЫХ РЕСУРСОВ) В РЕЗУЛЬТАТИВНУЮ ИНФОРМАЦИЮ (ИНФОРМАЦИОННЫЙ ПРОДУКТ)
Слайд 2(ПРОДОЛЖЕНИЕ)
ИНФОРМАЦИОННАЯ ТЕХНОЛОГИЯ (ОТДЕЛЬНЫЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ ) МОГУТ БЫТЬ ПРЕДСТАВЛЕНЫ
ТРЕМЯ УРОВНЯМИ:
КОНЦЕПТУАЛЬНЫМ
ЛОГИЧЕСКИМ
ФИЗИЧЕСКИМ
Слайд 3(ПРОДОЛЖЕНИЕ)
В современных ИТ ВЫДЕЛЯЮТ БАЗОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ:
ИНФОРМАЦИОННОГО И ЛИНГВИСТИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
И ТЕЛЕКОММУНИКАЦИЙ
ПРОГРАММНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ (ПО)
Слайд 4(ПРОДОЛЖЕНИЕ)
ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ИТ :
информационные языки
классификаторы
автоматизированные информационно- поисковые системы (ИПС)
централизованные
локальные
распределенные
банки данных
базы знаний
экспертные системы
Слайд 5(ПРОДОЛЖЕНИЕ)
ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ИТ :
персональные, корпоративные, суперкомпютеры;
региональные, глобальные вычислительные
сети;
телеобработку данных;
телеконференции и др .
Слайд 6(ПРОДОЛЖЕНИЕ)
Программное обеспечение (ПО):
операционные системы;
автоматизированные технологии и языки программирования;
текстовые редакторы;
системы управления
базами данных (БД);
электронные таблицы;
обработка графической и звуковой информации, редакционно–издательские системы;
прикладные
программы и др.
Слайд 7(ПРОДОЛЖЕНИЕ)
Изменения:
структуры и методов управления,
ввод в действие новых
законодательных норм и правил,
активизация социальных процессов
поставили на одно
из приоритетных мест в РФ проблемы создания единого информационного пространства
Слайд 8(ПРОДОЛЖЕНИЕ)
В НАСТОЯЩЕЕ ВРЕМЯ АКТУАЛЬНО:
СОЗДАНИЕ ЕДИНОГО ИНФОРМАЦИОННОГО ПРОСТРАНСТВА,
ПОДДЕРЖАНИЕ его
ЕДИНСТВА , ПОЛНОТЫ и АКТУАЛЬНОСТИ
Слайд 9(ПРОДОЛЖЕНИЕ)
Приоритетные цели территориальной информатизации:
Нормативно-правовое и документальное обеспечение органов территориального управления
для повышения обоснованности и оперативности принимаемых решений;
Cбор данных по категориям
населения для эффективного управления социальной инфраструктурой и упорядочения расходования бюджетных средств, направляемых на реализацию социальных программ;
Ведение единого социального кадастра для оптимизации инженерно-строительных решений;
Ведение единого инженерного кадастра для координации деятельности инженерных служб и оперативного управления жизнеобеспечением территории;
Мониторинг бюджета для поддержки оперативных решений для ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЕДИНОЙ СИСТЕМЫ ЗАКУПОК И КОНТРАКТОВ;
Оперативное информирование НАСЕЛЕНИЯ о деятельности территориальных органов управления в обеспечении конструктивного взаимодействия с населением.
Слайд 10(ПРОДОЛЖЕНИЕ)
Указанные цели достигаются посредством создания территориальных информационных систем (ТИС).
ТИС –территориально
– распределенные интегрированные системы, в которые входят
информационные системы :
центрального
аппарата администрации,
территориальных, отраслевых и функциональных органов управления, в части , касающейся решения территориальных задач управления.
Слайд 11ИНФОРМАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ В УПРАВЛЕНИИ ОРГАНИЗАЦИЕЙ
Информационная система управления –совокупность информации, экономикоматематических
методов и моделей, технических, программных, других технологических средств и специалистов,
а также предназначенная для обработки информации и принятия управленческих решений.
Слайд 12(продолжение)
Классификация информационных систем управления зависит от:
видов процессов управления,
уровня
управления,
сферы функционирования экономического объекта и его организации,
степени автоматизации
управления.
Информационные системы (ИС) федерального значения решают задачи информационного обслуживания аппарата административного управления и функционируют во всех регионах страны.
Территориальные (региональные) ИС предназначены для решения информационных задач управления административно-территориальными объектами, расположенными на конкретной территории.
Муниципальные ИС функционируют в органах местного самоуправления для информационного обслуживания специалистов и обеспечения обработки экономических, социальных и хозяйственных прогнозов, местных бюджетов, контроля и регулирования деятельности всех звеньев социально-экономических областей города, административного района и т. д.
Слайд 13(продолжение)
По видам процессов управления ИС делятся на:
Информационные системы управления
технологическими процессами предназначены для автоматизации различных технологических процессов (гибкие технологические
процессы, энергетика и т.д.).
ИС управления организационно-технологическими процессами представляют собой многоуровневые, иерархические системы, которые сочетают в себе ИС управления технологическими процессами и ИС управления предприятиями.
ИС организационного управления, которые предназначены для автоматизации функций управленческого персонала. К этому классу ИС относятся информационные системы управления как промышленными фирмами, так и непромышленными экономическими объектами – предприятиями сферы обслуживания. Основными функциями таких систем являются оперативный контроль и регулирование, оперативный учет и анализ, перспективное и оперативное планирование, бухгалтерский учет, управление сбытом и снабжением и решение других экономических и организационных задач.
Интегрированные ИС предназначены для автоматизации всех функций управления фирмой и охватывают весь цикл функционирования экономического объекта: начиная от научно-исследовательских работ, проектирования, изготовления, выпуска и сбыта продукции до анализа эксплуатации изделия.
Корпоративные ИС используются для автоматизации всех функций управления фирмой или корпорацией, имеющей территориальную разобщенность между подразделениями, филиалами, отделениями, офисами и т.д.
ИС научных исследований обеспечивают решение научно-исследовательских задач на базе экономико-математических методов и моделей.
Обучающие ИС используются для подготовки специалистов в системе образования, при переподготовке и повышении квалификации работников различных отраслей экономики.
Слайд 14(продолжение)
Основной составляющей частью автоматизированной информационной системы является информационная технология (ИТ),
развитие которой тесно связано с развитием и функционированием ИС.
Слайд 15(продолжение)
Информационная технология (ИТ) – процесс, использующий:
совокупность методов
и средств реализации операций сбора,
регистрации, передачи, накопления и обработки
информации на базе программно-аппаратного обеспечения
для решения управленческих задач экономического объекта.
Слайд 16(продолжение)
Основная цель автоматизированной информационной технологии – получать посредством переработки
первичных данных информацию нового качества, на основе которой вырабатываются оптимальные
управленческие решения.
Автоматизированные информационные системы для информационной технологии – это основная среда, составляющими элементами которой являются средства и способы для преобразования данных.
Слайд 17(продолжение)
Способ построения сети зависит от требований управленческого аппарата
к оперативности информационного обмена и управления всеми структурными подразделениями фирмы.
Повышение запросов к оперативности информации в управлении экономическим объектом привело к созданию сетевых технологий, которые развиваются в соответствии с требованиями современных условий функционирования организации.
Слайд 18(продолжение)
Выбор стратегии организации автоматизированной информационной технологии определяется следующими факторами:
областью
функционирования предприятия или организации;
типом предприятия или организации;
производственно-хозяйственной или
иной деятельностью;
принятой моделью управления организацией или предприятием;
новыми задачами в управлении;
cуществующей информационной инфраструктурой.
Слайд 19(продолжение)
На малых предприятиях различных сфер деятельности информационные технологии, как правило,
связаны с решением задач:
бухгалтерского учета,
накоплением информации по отдельным
видам бизнес-процессов,
созданием информационных баз данных по направленности деятельности фирмы
организации телекоммуникационной среды для связи пользователей между собой и с другими предприятиями и организациями.
Слайд 20(продолжение)
В средних организациях (предприятиях) большое значение для управленческого звена играют:
функционирование электронного документооборота ;
привязка его к конкретным бизнес-процессам.
Для таких
организаций (предприятий, фирм) характерны:
расширение круга решаемых функциональных задач, связанных с деятельностью фирмы,
организация автоматизированных хранилищ и архивов информации, которые позволяют накапливать документы в различных форматах,
предполагают наличие:
их структуризации,
возможностей поиска,
защиты информации от несанкционированного доступа и т.д.
Слайд 21(продолжение)
В крупных организациях (предприятиях) информационная технология строится на базе:
современного программно-аппаратного комплекса, включающего:
телекоммуникационные средства связи,
многомашинные комплексы,
развитую
архитектуру «клиент-сервер»,
применение высокоскоростных корпоративных вычислительных сетей.
Слайд 22(продолжение)
Децентрализованная форма характеризуется:
выделением внутри организации стратегических единиц бизнеса или
центров прибыли, деятельность которых поддается самостоятельному планированию и имеет свой
бюджет.
Слайд 23(продолжение)
Корпоративная вычислительная сеть –это:
интегрированная,
многомашинная,
распределенная система одного предприятия,
имеющего:
территориальную рассредоточенность,
состоящая из взаимодействующих локальных вычислительных сетей структурных
подразделений и подсистемы связи для передачи информации.
Слайд 24(продолжение)
Определяющим фактором при организации корпоративных вычислительных сетей является простота доступа
к информационным ресурсам. В этой связи основой современного подхода технических
решений в построении информационной технологии в корпоративных системах является архитектура «клиент-сервер».
Слайд 25(продолжение)
Реальное распространение архитектуры «клиент-сервер» стало возможным благодаря развитию и широкому
внедрению в практику концепции открытых систем.
Основным смыслом подхода открытых
систем является упрощение процесса организации совместимости вычислительных сетей за счет международной и национальной стандартизации аппаратных и программных интерфейсов.
Слайд 26(продолжение)
В крупных предприятиях, фирмах, корпорациях
процессы обработки информации различаются
в зависимости от:
требований решения функциональных задач, на основе которых
формируются информационные потоки в корпоративных системах организации управления.
Слайд 27(продолжение)
Организация работы правления (центрального офиса).
Основной задачей является подготовка стратегического
плана развития и руководство общей деятельностью фирмы.
Организация работы экономических
и финансовых служб. Данный блок обеспечивает функционирование финансовой дирекции и бухгалтерии организации.
Юридическое обеспечение. Основной задачей является укрепление правового и имущественного положения фирмы.
Слайд 28(продолжение)
Процесс принятия управленческих решений рассматривается как основной вид управленческой деятельности,
т.е. как совокупность взаимосвязанных, целенаправленных и последовательных управленческих действий, обеспечивающих
реализацию управленческих задач.
Слайд 29(продолжение)
Можно выделить четыре круга задач, решаемые фирмой.
Первый круг задач
ориентирован на предоставление экономической информации внешним по отношению к фирме
пользователям – инвесторам, налоговым службам и т.д.
Второй круг связан с задачами анализа, предназначенными для выработки стратегических управленческих решений развития бизнеса.
Третий круг задач анализа ориентирован на выработку тактических решений.
Четвертый круг задач связан с задачами оперативного управления экономическим объектом в соответствии с функциональными подсистемами экономического объекта.
Слайд 30(продолжение)
Стратегический уровень ориентирован на руководителей высшего ранга.
Основными целями стратегического
уровня управления являются:
определение системы приоритетов развития организации;
оценка перспективных
направлений развития организации;
выбор и оценка необходимых ресурсов для достижения поставленных
Слайд 31(продолжение)
II. Тактический уровень принятия решений основан на:
автоматизированной обработке данных
и реализации моделей, помогающих решать отдельные, в основном слабо структурированные
задачи. К числу основных целей тактического уровня руководства относятся:
обеспечение устойчивого функционирования организации в целом;
создание потенциала для развития организации;
создание и корректировка базовых планов работ и графиков реализации заказов на основе накопленного в процессе развития организации потенциала.
Слайд 32(продолжение)
III. Оперативный (операционный) уровень принятия решений является основой всех автоматизированных
информационных технологий.
Слайд 33(продолжение)
Контрольные вопросы:
Какова цель внедрения автоматизированных информационных систем и информационных технологий
в организациях различного типа?
Дайте определение автоматизированной информационной системы и
технологии и определите основные задачи управления, решаемые на ее основе.
Классифицируйте автоматизированные информационные системы и информационные технологии в организациях различного типа.
В чем состоят особенности информационной технологии в организациях различного типа?