Слайд 1Введение в курс педагогика высшей школы
Выполнил: магистрант аксёнов с.в.
Слайд 2
Высшее образование
Согласно определению, содержащемуся в Кодексе Республики Беларусь «Об
образовании».
Высшее образование (ВО) - уровень основного образования, направленный на:
- развитие
личности студента, курсанта, слушателя, их интеллектуальных и творческих способностей,
- получение ими специальной теоретической и практической подготовки,
- завершающийся присвоением квалификации специалиста в высшим образованием, степени магистра.
Слайд 3Высшее образование
На I ступени -- фундаментальные и специальные знания, умения
и навыки, с присвоением квалификации специалиста с высшим образованием,
дает право
на продолжение образования на II ступени высшего образования и на трудоустройство по полученной специальности и присвоенной квалификации
Слайд 4Высшее образование
На II ступени высшего образования (магистратура)
углубленная подготовка специалиста,
формирование знаний,
умений и навыков научно-педагогической и научно-исследовательской работы с присвоением степени
магистра.
Дает право на продолжение образования на уровне послевузовского образования и на трудоустройство по полученной специальности и присвоенной квалификации.
Слайд 5Характерные особенности высшего образования
Рассмотрим следующие позиции:
Класс профессиональных задач, к решению
которых готовится специалист;
Общенаучная подготовка;
Тип организации учебного процесса
Слайд 6Класс профессиональных задач
Общее среднее образование, профессионально-техническое образование: Рабочие широкого профиля,
рабочие высокой квалификации, которые ориентируются на деятельность по простому алгоритму,
инвариантному для родственных рабочих профессий (приведение орудий труда в действие, управление ими; воздействие на предмет труда; наладка и ремонт орудий труда).
Среднее специальное образование:
деятельность по заданному сложному алгоритму без конструирования или с частным конструированием решения, требующая оперирования значительными массивами ранее усвоенной и оперативной информации.
Слайд 7Класс профессиональных задач
Высшее образование:
Подготовка высококвалифицированных специалистов, способных только решать
достаточно сложные задачи, но и выдвигать проблемы и находить их
принципиально новые решения. Более высокий уровень задач для специалистов с высшим образованием требует более высокого уровня научности, межпредметности; ознакомления с современным состоянием научных исследований и научных проблем, с прогнозами развития предметной отрасли знания.
Слайд 8Класс профессиональных задач
Послевузовское образование:
самостоятельная постановка и решение оригинальных проблем,
поиск необходимой для этого информации,
владение методами соответствующей науки,
готовность
к инновационной деятельности.
Слайд 9Общенаучная подготовка обучающихся:
Возрастает при переходе от профессионально -технического к высшему
образованию; становиться самостоятельно ценной, все больше приобретает межпредметность. В высшей
школе она должна способствовать формированию системного мышления.
Слайд 10Тип организации учебного процесса
Соотношение аудиторной и КСР может составлять (4:1).
Количество
лекций достигает 50% от количества аудиторных часов.
Общее количество самостоятельной (неаудиторной)
работы студента может превышать количество аудиторных часов.
Увеличивается количество и время факультативных курсов (по выбору).
Слайд 11Тип организации учебного процесса
Большая интенсивность участия студентов в научно-исследовательской работе.
Учебная
нагрузка студентов в высшей школе может менять свою структуру.
- Если
на первых курсах примерно 36 часов аудиторных занятий в неделю, то на старших курсах может быть 20-30 часов аудиторных занятий. Самостоятельная работа растет.
Отличительной чертой современной высшей школы является тесная связь с работодателем, кафедры на производстве, интеграция науки и обучения в вузе.
Слайд 12Сущностное определение высшего образования
Под высшим образованием понимается образование, обеспечивающее:
Активную социальную
позицию обучающегося;
Его успешную интеллектуальную деятельность в избранной сфере общественной жизни
(причем эта деятельность не имеет не полного предписания, осуществляется на научной основе);
Потенциал непрерывного саморазвития обучающегося в рамках избранной сферы деятельности, а также совершенствование им самой сферы профессиональной деятельности.
Слайд 13Объект и предмет ПВШ
Объект педагогики высшей школы - педагогические системы,
функционирующие в высших учебных заведениях, а также системы управления вузами.
Такими
системами являются: студенты, преподаватели, академическая группа, курс, факультет, вуз, общественные организации и формирования, отделы и управления министерства образования и др.
Предмет педагогики высшей школы — процесс воспитания и профессиональной подготовки специалистов в условиях вуза, выявление закономерностей этого процесса.
Слайд 14Различия между ПВШ и педагогикой среднего образования
Различия в целях и
принципах общего среднего и высшего образования;
Отличаются субъекты;
Отличаются взаимоотношения между субъектами;
Разняться
формы и методы обучения.
Слайд 15Основные категории ПВШ
Воспитание;
Профессиональная подготовка;
Развитие;
Формирование;
Самовоспитание;
Самообразование;
Слайд 16Воспитание
Как социальное явление – это передача культурно-исторического опыта порастающему поколению
с целью подготовки его к самостоятельной жизни и труду.
Воспитание в
узком смысле – рассматривается как целенаправленная деятельность, призванная сформировать систему качеств личности, ее взглядов и убеждений.
Воспитание трактуется и в более локальном значении – как решение какой-либо конкретной воспитательной задачи (например, воспитание познавательной активности).
Направления воспитания – умственное, физическое, трудовое, эстетическое и др.
Слайд 17Профессиональная подготовка
Процесс и результат овладения специалистом необходимой системой
Знаний, умений и
навыков (ЗУНов),
Способов мышления и деятельности,
Компетенциями,
которые позволяют выполнять работу в определённой
сфере деятельности.
Слайд 18Развитие
Объективный процесс последовательных количественных и качественных внутренних изменений во всех
сферах личности ее взросление.
Развитие личности осуществляется на протяжении всей жизни
человека.
О развитии личности судят по формированию новообразований.
Это могут быть новые личностные качества, способности, умения и т.д.
Слайд 19Направления развития
социальное,
культурное,
интеллектуальное,
физическое,
профессиональное,
развитие способностей (творческих, организаторских,
управленческих, педагогических и пр.),
развитие познавательных, деловых, волевых, физических и
профессиональных качеств.
Слайд 20Формирование
Процесс становления человека как социального существа под влиянием внешних и
внутренних управляемых факторов.
Формирование подразумевает некоторую законченность, устойчивость личности.
Слайд 21Самовоспитание
Это целенаправленное, сознательное внутреннее усилие самого человека, направленное на достижение
осознанных целей и результатов, обеспечивающих личностное самосовершенствование.
Это творческое отношение личности
к самому себе, «достраивание» самого себя с целью самосовершенствования определенных личностных качеств, нейтрализации «несовершенств» своей личности.
Самовоспитание обеспечивает личностный рост и развитие личности.
Слайд 22Самообразование
Это, с одной стороны, «самообучение», «самонаучение»; с другой – «самосозидание»,
«достраивание себя», «самосовершенствование».
Профессиональное самообразование как самостоятельно осуществляемая деятельность, направленная на
повышение профессионализма, включает:
1) овладение новыми ценностными установками, подходами в профессиональной деятельности;
2) профессиональное просвещение, т.е. освоение новых идей, технологий;
3) осмысление (рефлексию) собственного социально-профессионального опыта и прогнозирование дальнейшей работы.
Слайд 23Функции самообразования
обучающая (накопление, приобретение новых знаний);
ориентировочная (определение себя в образовательном
и культурном пространстве, поиск своего места в обществе);
компенсаторная (преодоление недостатков
полученного образования, ликвидация «белых пятен» в общей культуре);
Слайд 24Функции самообразования
саморазвивающая (развитие самосознания, памяти, мышления, речи, рефлексивных способностей и
др.);
методологическая (формирование образа мира, своего места в нем, определение сути
профессионального бытия и стратегий самосовершенствования);
Слайд 25Функции самообразования
коммуникативная (обогащение коммуникативного опыта, установление связей между науками, специальностями);
сотворческая
(доопределение, достраивание деятельности до уровня творчества, развитие творческих способностей);
психо-терапевтическая (сохранение
жизненной энергии, силы личности, переживание полноты жизни).
Слайд 26Методологические подходы в педагогике
Системный;
Личностный;
Деятельностный;
Полисубъектный;
Диалогический;
Аксиологический;
Культурологический;
Антропологический;
Этнопедагогический
Слайд 27Методы научно-педагогических исследований
Теоретические (анализ литературных источников; контент-анализ; моделирование педагогических ситуаций
и др.)
Эмпирические (беседа, наблюдение, педагогический эксперимент, анкетирование, моделирование, изучение школьной
и вузовской документации и др.)
Математические (шкалирование, регистрация, ранжирование)
Слайд 28Виды научно-педагогических исследований
Фундаментальные
Прикладные (опытно-экспериментальные)
Методические разработки
Слайд 29
Общая педагогика изучает общие закономерности воспитания, образования и обучения человека.
Имеет разделы:
1) дидактика – теория обучения и образования;
2) теория воспитания
История педагогики изучает развитие педагогических учений и практики с древнейших времен до наших дней Философия образования разрабатывает методологию (основные идеи, принципы, методы) педагогической науки
Частные методики исследуют закономерности преподавания и изучения конкретных учебных дисциплин
Сравнительная педагогика занимается анализом воспитания, образования и обучения в разных странах
Профессиональная педагогика изучает вопросы воспитания, образования и обучения людей разных профессий
Основные отрасли педагогики
Слайд 30
Основные отрасли педагогики
Специальная педагогика изучает воспитание, образование о обучение
людей с отклонениями в развитии (например, глухих, слепых, умственно отсталых)
Социальная педагогика изучает воспитание человека в среде проживания. Имеет разделы:
- семейная педагогика;
- внешкольное воспитание и образование; -
- перевоспитание правонарушителей
Возрастная педагогика изучает закономерности воспитания, образования и обучения человека в различном возрасте. Имеет разделы:
- дошкольная педагогика;
- школьная педагогика (педагогика начальной, средней, высшей школ);
- андрогогика - педагогика взрослых
Слайд 31Каковы задачи ПВШ?
Изучение вопросов развития системы высшего образования.
Разработка
концептуальных основ непрерывного образования (начиная от профессиональной ориентации, вузовской подготовки,
послевузовского образования).
Разработка теории, методик и технологий (в том числе информационно-коммуникационных технологий) в профессиональной подготовке специалистов;
Исследование проблем включения студентов в научно-исследовательскую работу.
Слайд 32Каковы задачи ПВШ?
Исследование сущности и закономерностей воспитания студентов в
образовательной среде вуза.
Теоретическое обоснование и разработка моделей специалистов.
Изучение
вопросов педагогического мастерства преподавателя вузов.
Слайд 33Межпредметные связи педагогики высшей школы
Философия
Психология
Физиология
История
Генетика
Кибернетика
Социология
Экономика
Политология
Слайд 34Педагогические источники
Педагогический опыт
Научно-педагогическая литература
Учебная и учебно-методическая литература
Художественная и мемуарная литература
Произведения изобразительного искусства
Видео- и аудиоисточники
Педагогическая периодическая печать
и др.