Слайд 1Принципы государственного кадастрового учета объектов недвижимости
Государственное бюджетное образовательное учреждение
Среднего профессионального
образования
Города Москвы
Колледж связи №54
Выполнили студенты:
Н.В. Нечепуренко
Специальность: 117405 «Земельно-имущественные отношения»
Группа: 2-ЗИО-2С
Слайд 2Единство технологии его ведения на всей территории РФ
Данный принцип означает,
что вне зависимости от того, в каком субъекте РФ ведется
государственный кадастр, методы его ведения, внесения в него сведений, их хранения, а также порядок предоставления информации одинаковы в пределах страны.
Первый принцип - единство системы и технологии ведения государственного земельного кадастра на всей территории Российской Федерации.
Согласно данному принципу земельный кадастр на всей территории Российской Федерации ведется по единой системе и технологии. Все субъекты Федерации обязаны соблюдать единый порядок ведения земельного кадастра. Установлены единые формы документов и их перечень (состав), который определен ст. 13 Закона. Тем самым достигается полнота и достоверность сведений земельного кадастра.
Заметим, что у отдельных исследователей вызывает сомнение требование относительно единства системы и технологии ведения государственного земельного кадастра на всей территории РФ. Как отмечает В.А. Евсегнеев, дело в том, что природные и экономические условия на территории РФ далеко не одинаковы - от полупустынь на юго-востоке европейской части страны до северных и северо-восточных тундр. Различными являются способы и обычаи использования земли в разных географических условиях. Это диктует неодинаковые подходы и к выделению кадастровых единиц - подлежащих описанию земельных участков, и к содержанию этих описаний, и к методам оценки земель.
Слайд 3 Отсюда должно вытекать не просто право внесения
в земельный кадастр дополнительных сведений со стороны региональных и местных
органов власти, но и необходимость составления разных земельных кадастров по разным почвенно-климатическим зонам, на которые распадается территория России <35>.
--------------------------------
КонсультантПлюс: примечание.
Статья В.А. Евсегнеева "Земельный кадастр: вопросы правоприменения" включена в информационный банк согласно публикации - "Право и экономика", 2006, N 1.
<35> Евсегнеев В.А. Земельный кадастр: вопросы правоприменения // Право и экономика. 2008. N 1. С. 16.
Слайд 4На наш взгляд, данная точка зрения, несмотря на правильную постановку
вопроса, несостоятельна. Во-первых, конституционные требования единого экономического пространства страны обусловили
жесткий государственный характер, а не муниципальную форму этой системы. Во-вторых, многообразие характеристик ведения современного земельного кадастра позволяет внести все необходимые особенности кадастровых единиц.
Если допустить, что в Российской Федерации велось бы несколько разных кадастров, с уверенностью можно сказать, что возникли бы многочисленные разногласия, противоречия, которые в конечном счете привели бы к ошибкам и необходимости исправления всей системы. Приведем простой пример. В настоящее время одной из проблем учета недвижимости (в том числе земельных участков) является то, что "в системах учета имеют место дублирование функций и наличие погрешностей в сведениях об объектах недвижимости вследствие многократного ручного введения, различий в идентификации объектов и субъектов права, а также сложности проверки взаимного расположения объектов и непротиворечивости информации, содержащейся в разрозненных информационных системах". Можно предположить, чем грозит возможное разделение кадастра на несколько разных.
Таким образом, единство системы и технологии ведения государственного земельного кадастра на всей территории Российской Федерации - исторически проверенный принцип осуществления кадастрового учета земель и земельных участков.
Слайд 5Обеспечение общедоступности и непрерывности актуализации содержащихся в нем сведений
Данный принцип,
по сути, объединяет два: в соответствии с первым информация, содержащаяся
в кадастре, является доступной и открытой для сторонних лиц, за исключением кадастровых сведений, доступ к которым ограничен Федеральным законом (п. 8 ст. 4); второй принцип означает, что государственный кадастр недвижимости постоянно обновляется. Поэтому он является источником актуальных и достоверных сведений.
Второй принцип - непрерывность внесения в государственный земельный кадастр изменяющихся характеристик земельных участков.
Как показывает исторический опыт ведения земельного кадастра, только непрерывный процесс по внесению в государственный земельный кадастр изменяющихся характеристик земельных участков, а также непрерывный процесс по совершенствованию методов и средств получения и хранения таких сведений может гарантировать объективность и ценность такой информации для современного общества и государства.
Непрерывность процесса внесения в государственный земельный кадастр изменяющихся характеристик земельных участков сопровождается и непрерывностью совершенствования нормативно-правовой базы такой деятельности.
Слайд 6Сопоставимость кадастровых сведений со сведениями, содержащимися в других государственных информационных
ресурсах.
Третий принцип - открытость сведений государственного земельного кадастра.
Как подчеркивается в Руководящих
принципах партнерства государственного и частного секторов в области управления земельными ресурсами, "информация о земле и ее ресурсах - само существо каждого государства. Надлежащее понимание гражданами взаимосвязей между государством и обществом требует, чтобы такая информация была легкодоступной и могла легко использоваться" <36>.
--------------------------------
<36> Руководящие принципы партнерства государственного и частного секторов в области управления земельными ресурсами. Руководящие принципы ООН. HBP/WP.7/2005/8. 6 July 2005.
Согласно п. 1 ст. 8 Закона сведения государственного земельного кадастра носят открытый характер, за исключением сведений, отнесенных законодательством Российской Федерации к категории ограниченного доступа.
Земельный кадастр содержит сведения, имеющие практическую пользу не только для государственных органов, ведущих этот кадастр, но и для других органов управления в области использования и охраны земель, налоговых органов и др. Они необходимы для правообладателей земельных участков (собственников, землевладельцев, землепользователей, арендаторов). В получении этих сведений бывают заинтересованы также участники торгов, аукционов и конкурсов при совершении сделок с земельными участками (купли-продажи, ипотеки и др.). Во всех названных случаях органы, осуществляющие деятельность по ведению государственного земельного кадастра, обязаны предоставлять запрашиваемые сведения заинтересованным в них лицам и организациям.
Слайд 7Как следует из п. 2 ст. 8 Закона, органы, осуществляющие
деятельность по ведению государственного земельного кадастра, обязаны предоставлять сведения государственного
земельного кадастра заинтересованному лицу, предъявившему удостоверение личности и заявление в письменной форме (юридическому лицу - документы, подтверждающие государственную регистрацию данного юридического лица и полномочия его представителя).
При реализации данного принципа полномочные органы должны обеспечивать выполнение требований законодательства Российской Федерации о государственной тайне, иных правовых актов и методических документов, определяющих организацию режима секретности и порядок защиты сведений, составляющих государственную тайну. Перечень сведений, составляющих государственную тайну, закреплен в ст. 5 Закона РФ от 21 июля 1993 г. N 5485-1 "О государственной тайне" <37>.
--------------------------------
<37> Закон РФ от 21 июля 1993 г. N 5485-1 "О Государственной тайне" // Собрание законодательства РФ. 1997. N 41. Ст. 4673.
Решение о выдаче сведений принимает орган, ведущий земельный кадастр. Если в выдаче документов будет, по мнению заявителя, отказано незаконно, он может обжаловать действия должностных лиц (государственных служащих) в суд (арбитражный суд) на основании Закона РФ от 27 апреля 1993 г. N 4866-1 "Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан" <38>.
Слайд 8 Закон РФ от 27 апреля 1993 г. N 4866-1
"Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и
свободы граждан" // Сборник законодательных актов РФ. Выпуск VIII. 1993. Ст. 117.
Говоря об открытости сведений государственного земельного кадастра, подчеркнем, что государственный кадастр создается как интегрированный источник, содержащий в электронном виде полные и актуальные сведения о земельных участках, позволяющие получать на его основе каталоги, справочные и аналитические материалы с целью предоставления их органам государственной власти и органам местного самоуправления, а также организациям и гражданам. Комплексность предоставляемых сведений, возможность проведения анализа и прогнозирования делают информацию об объектах недвижимости более востребованной, что оказывает существенное влияние на повышение эффективности принимаемых решений как структур власти и управления, так и субъектов, осуществляющих предпринимательскую деятельность.
Заметим, что реальная работа данного принципа возможна лишь с уменьшением бюрократизма, открытостью всей системы государственной информации.
Слайд 9Четвертый принцип - сопоставимость и совместимость сведений государственного земельного кадастра со
сведениями, содержащимися в других государственных и иных кадастрах, реестрах, информационных
ресурсах.
Прежде всего, заметим, что сведения государственного земельного кадастра являются государственным информационным ресурсом (п. 1 ст. 6 Закона). Такие сведения являются частью государственной информационной системы (ст. 14 Федерального закона от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" <39>).
--------------------------------
<39> Федеральный закон от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" // Собрание законодательства РФ. 2006. N 31 (ч. I). Ст. 3448.
В соответствии с п. 9 ст. 14 Федерального закона от 27.07.2006 N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" <40> информация, содержащаяся в государственных информационных системах, а также иные имеющиеся в распоряжении государственных органов сведения и документы являются государственными информационными ресурсами.
Слайд 10--------------------------------
Федеральный закон от 27.07.2006 N 149-ФЗ "Об информации, информационных
технологиях и о защите информации" .
Рассматриваемый принцип предусматривает, что, во-первых,
информация, содержащаяся в государственном кадастре недвижимости, является государственным информационным ресурсом, то есть находится в распоряжении органов государственной власти. А с учетом предыдущего принципа общедоступности данный кадастр является открытым государственным информационным ресурсом. Во-вторых, информация, содержащаяся в кадастре, может сопоставляться со сведениями из других государственных информационных ресурсов <41>.
--------------------------------
<41> Например, раньше к таковым был отнесен согласно ст. 6 Федерального закона от 02.01.2000 N 28-ФЗ "О государственном земельном кадастре", до утраты им силы, государственный земельный кадастр.
Информация об учтенном имуществе вносится в государственный кадастр недвижимости на основании документов. То есть основополагающими являются в данном случае сведения, содержащиеся на бумажных носителях. В соответствии со статьей 4 Закона "О государственном кадастре недвижимости" ведение кадастра допускается как на бумажных носителях, так и в электронном виде. Но в случае возникновения противоречия между сведениями, содержащимися на бумажном и электронном носителях, приоритет предоставлен именно бумажным носителям.
Слайд 11Так как государственный кадастр недвижимости представляет собой систематизированный свод сведений
об учтенном имуществе, перечисленном в п. 2 ст. 1 Закона
о государственном кадастре недвижимости, то документы, содержащиеся в нем, представляют значительную ценность по причине того, что именно на их основании в свое время были произведены действия по включению того или иного объекта в кадастр. Именно поэтому законодательно установлена обязанность по постоянному их хранению, а также наложен запрет на уничтожение и изъятие из них каких-либо частей.
Исходя из смысла комментируемой статьи, орган кадастрового учета осуществляет их временное хранение, а затем передает их на постоянное хранение в государственные архивы.
Это соответствует положениям ст. 18 Федерального закона от 22.10.2004 N 125-ФЗ (в ред. от 13.05.2008) "Об архивном деле в РФ".
Слайд 12Документы Архивного фонда РФ, находящиеся в государственной собственности, хранятся:
постоянно -
в государственных архивах;
временно - в государственных органах, государственных организациях, создаваемых
ими архивах в течение установленных сроков, а также в муниципальных архивах в случае наделения органа местного самоуправления муниципального района или городского округа отдельными государственными полномочиями по хранению, комплектованию, учету и использованию архивных документов, относящихся к государственной собственности и находящихся на территории муниципального образования.
В соответствии со ст. 3 ФЗ "Об архивном деле в РФ" государственный архив - это федеральное государственное учреждение, создаваемое Правительством РФ, или государственное учреждение субъекта РФ, создаваемое органом государственной власти субъекта РФ, которые осуществляют хранение, комплектование, учет и использование документов Архивного фонда РФ, а также других архивных документов.
В соответствии с письмом Федерального агентства кадастра объектов недвижимости от 04.03.2008 N ВК/0876 "Разъяснения по ведению кадастровых дел" кадастровые дела подлежат вечному хранению, их уничтожение и изъятие не допускаются, за исключением кадастровых дел объекта недвижимости с "временным" статусом кадастровых сведений.
Слайд 13При передаче на архивное хранение во внутренней описи кадастрового дела
производится итоговая запись, кадастровое дело дополняется обложкой, листом-заверителем, прошивается и
скрепляется печатью.
На ноябрь 2008 г. действовало положение, в соответствии с которым Правительство РФ должно установить:
порядок и сроки хранения органом кадастрового учета содержащихся в государственном кадастре недвижимости документов;
порядок их передачи на постоянное хранение в государственные архивы.
Слайд 15Источники:
ru.wikipedia.org
2. Земельный кадастр.. Географические и земельные информационные системы (А. А.
Варламов, С. А. Гальченко)
3. Государственный кадастр недвижимости (А. А. Варламов,
С. А. Гальченко)
4. Земельный кадастр. Государственные регистрация и учет земель (А. А. Варламов, С. А. Гальченко)
Дизайн – Нечепуренко Никита Витальевич