Разделы презентаций


Введение в макроэкономический анализ

Содержание

Макроэкономика Лекция 1 2018-2019 уч. годМакроэкономическая теория как часть экономической науки. Предмет макроэкономики.Основные макроэкономические категории

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Введение в макроэкономический анализ

Введение в макроэкономический анализ

Слайд 2Макроэкономика Лекция 1 2018-2019 уч. год
Макроэкономическая теория как часть экономической

науки. Предмет макроэкономики.
Основные макроэкономические категории

Макроэкономика Лекция 1 2018-2019 уч. годМакроэкономическая теория как часть экономической науки. Предмет макроэкономики.Основные макроэкономические категории

Слайд 3Макроэкономика Лекция 1 2018-2019 уч. год
1. Макроэкономическая теория как часть

экономической науки. Предмет макроэкономики.
Экономика – это наука об эффективном распределении

ограниченных ресурсов.
Главный инструмент экономистов - критерий эффективности.
Наиболее популярным критерием эффективности является эффективность по Парето.
Некоторое распределение ресурсов считается Парето эффективным, если нельзя перераспределить ресурсы таким образом, что какому-то рыночному агенты станет лучше (с точки зрения его целевой функции), а всем остальным будет не хуже.
Макроэкономика Лекция 1 2018-2019 уч. год1. Макроэкономическая теория как часть экономической науки. Предмет макроэкономики.Экономика – это наука

Слайд 4Макроэкономика Лекция 1 2018-2019 уч. год
Экономист описывает некоторую ситуацию, оценивает

ее экономическую эффективность и в случае нарушения эффективности предлагает меры

по исправлению ситуации.

Такие меры могут быть востребованы и если эффективность по Парето не нарушается, так как этот принцип не говорит ничего о справедливости или эффективности в социальном смысле.
Макроэкономика Лекция 1 2018-2019 уч. год	Экономист описывает некоторую ситуацию, оценивает ее экономическую эффективность и в случае нарушения

Слайд 5Макроэкономика Лекция 1 2018-2019 уч. год
Проблема эффективности особенно остро стоит

в масштабах экономики в целом.

Два основных вопроса:
Эффективен ли рынок

на макроуровне?
Может ли государство своим вмешательством улучшить рыночное равновесие?
Макроэкономика Лекция 1 2018-2019 уч. год	Проблема эффективности особенно остро стоит в масштабах экономики в целом. 	Два основных

Слайд 6Макроэкономика Лекция 1 2018-2019 уч. год
Чем занимается макроэкономика?
Макроэкономика изучает экономику

в целом, т.е. агрегированные в масштабах всей экономики тенденции, которые,

в свою очередь, складываются из индивидуальные решений, принятых на микроуровне отдельными потребителями и фирмами.
Но…
Макроэкономика Лекция 1 2018-2019 уч. годЧем занимается макроэкономика?	Макроэкономика изучает экономику в целом, т.е. агрегированные в масштабах всей

Слайд 7Макроэкономика Лекция 1 2018-2019 уч. год
В рамках микроэкономики изучается индивидуальное

поведение домашних хозяйств и фирм, затем экономисты учатся агрегировать поведение

этих агентов, вводят товарные и ресурсные рынки и получают теорию общего экономического равновесия (OЭР).
В модель ОЭР можно добавить государство и внешний мир (т.е. сделать экономику открытой), и, казалось бы, получается модель макроэкономики.

Для этой микроэкономической модели доказано ряд теорем согласно которым рыночное равновесие эффективно, следовательно, любое государственное вмешательство в экономику излишне.
Макроэкономика Лекция 1 2018-2019 уч. год	В рамках микроэкономики изучается индивидуальное поведение домашних хозяйств и фирм, затем экономисты

Слайд 8Макроэкономика Лекция 1 2018-2019 уч. год
Однако к 1930-м гг. стало

очевидно, что модель ОЭР не позволяет объяснить ряд макроэкономических феноменов:

- в модели ОЭР есть цены, но нет денег. Поэтому остается без объяснения такой феномен как инфляция.
- при ОЭР все рынки (в том числе, рынки ресурсов) находятся в равновесии, следовательно, безработицы быть не может, что не соответствует действительности.
- в рамках теории ОЭР не объяснялось циклическое развитие экономики, т.е. бизнес цикл.
Макроэкономика Лекция 1 2018-2019 уч. год	Однако к 1930-м гг. стало очевидно, что модель ОЭР не позволяет объяснить

Слайд 9Макроэкономика Лекция 1 2018-2019 уч. год
Макроэкономика выделилась из общей экономической

теории с целью объяснить ряд ключевых проблем:
макроэкономические колебания (флуктуации),

или бизнес цикл;
безработицу;
влияние денег на экономику и инфляцию;
экономический рост.
Макроэкономика Лекция 1 2018-2019 уч. год	Макроэкономика выделилась из общей экономической теории с целью объяснить ряд ключевых проблем:

Слайд 10Макроэкономика Лекция 1 2018-2019 уч. год
Специальным разделом макроэкономики является международная

экономика, в рамках которой изучают поведение обменных курсов, платежный и

торговый баланс.

Все проблемы макроэкономики можно разделить на две группы: краткосрочные экономические колебания и долгосрочные тенденции (в т.ч. долгосрочный экономический рост).
Макроэкономика Лекция 1 2018-2019 уч. год	Специальным разделом макроэкономики является международная экономика, в рамках которой изучают поведение обменных

Слайд 11Макроэкономика Лекция 1 2018-2019 уч. год
Появление и развитие макроэкономики
Четыре основных

события повлияли на выделение макроэкономики в первой половине XX века:

Во-первых,

был накоплен критический минимум статистической информации, необходимый для изучения макроэкономических тенденций.
Была разработана Система национальных счетов (СНС), позволившая вести стандартизированное и всеобъемлющее макроэкономическое наблюдение для проведения межвременных и межстрановых сравнений.
Развитие статистики позволило выявить ряд эмпирических закономерностей, которые и стали предметом изучения макроэкономики.
Макроэкономика Лекция 1 2018-2019 уч. годПоявление и развитие макроэкономики	Четыре основных события повлияли на выделение макроэкономики в первой

Слайд 12Макроэкономика Лекция 1 2018-2019 уч. год
Во-вторых, важную роль для появления

макроэкономики сыграли исследования в области теории экономических циклов. Первый экономический

цикл относят к 1825 г. (до этого экономическое развитие происходило рывками, связанными с технологическими открытиями и носило, как правило, поступательный характер).
Первые научные работы в области теории циклов относятся к рубежу XIX-XX вв.
Однако всеобъемлющее изучение бизнес циклов началось в 1920-е гг.
Макроэкономика Лекция 1 2018-2019 уч. год	Во-вторых, важную роль для появления макроэкономики сыграли исследования в области теории экономических

Слайд 13Макроэкономика Лекция 1 2018-2019 уч. год
В-третьих, важную роль сыграла Великая

депрессия 1929-33 гг. – один из крупнейших экономических кризисов в

истории, затронувший большинство стран.
Во время Великой депрессии ВВП США упал на одну треть, а безработица доходила до 25%.
Подобная ситуация не могла быть объяснена в рамках классической экономической теории.
Для ее объяснения и предотвращения возможного повторения необходима новая теория – макроэкономика.
Макроэкономика Лекция 1 2018-2019 уч. год	В-третьих, важную роль сыграла Великая депрессия 1929-33 гг. – один из крупнейших

Слайд 14Макроэкономика Лекция 1 2018-2019 уч. год
В-четвертых, последний толчок для –

работа Джона Мейнарда Кейнса (1936) «Общая теория занятости, процента и

денег».

Это - первое полновесное исследование в области макроэкономики.
Кейнс объяснил возможность возникновения такой ситуации, как Великая депрессия, и предложил меры государственной политики, которые бы позволили ее разрешить.
Макроэкономика Лекция 1 2018-2019 уч. год	В-четвертых, последний толчок для –	 работа Джона Мейнарда Кейнса (1936) «Общая теория

Слайд 15Макроэкономика Лекция 1 2018-2019 уч. год
Основной идеей Кейнса было предположение

о том, что экономика может долгое время находится в состоянии

неравновесия, в результате того, что цены (основа рыночного механизма) не являются гибкими.
Для направления экономики к ее равновесию необходимо государственное вмешательство через бюджетно-налоговую (фискальную) политику
Работа Кейнса дала начало новому направлению в экономике – кейнсианству, которое господствовало в макроэкономике до 1970-х гг.
Макроэкономика Лекция 1 2018-2019 уч. год	Основной идеей Кейнса было предположение о том, что экономика может долгое время

Слайд 16Макроэкономика Лекция 1 2018-2019 уч. год
В 1970-е гг. во многих

развитых странах наблюдался период стагфляции (период одновременной экономической стагнации и

высокой инфляции), который не мог быть объяснен в рамках традиционной кейнсианской теории.

В этот период важное значение приобретают работы Милтона Фридмана (монетаризм, гипотеза естественного уровня безработицы) и Роберта Лукаса (рациональные ожидания).
Макроэкономика Лекция 1 2018-2019 уч. год	В 1970-е гг. во многих развитых странах наблюдался период стагфляции (период одновременной

Слайд 17Макроэкономика Лекция 1 2018-2019 уч. год
Кругооборот доходов

Макроэкономика Лекция 1 2018-2019 уч. годКругооборот доходов

Слайд 18Макроэкономика Лекция 1 2018-2019 уч. год
Для всей совокупности фирм выполняется

равенство:
Сумма покупок = Совокупные поступления = Оплата труда + Доход

на капитал + Промежуточные покупки
Совокупные покупки за вычетом промежуточных покупок - конечный спрос; суммарные доходы, за вычетом тех, что поступили от других фирм - добавленная стоимость фирм.
Конечный спрос = Добавленная стоимость = Оплата труда + Доход на капитал.
Макроэкономика Лекция 1 2018-2019 уч. годДля всей совокупности фирм выполняется равенство:Сумма покупок = Совокупные поступления = Оплата

Слайд 19Макроэкономика Лекция 1 2018-2019 уч. год
Доход циркулирует по замкнутому кругу:
расходы

домашних хозяйств равны стоимости, добавленной фирмами, которая, в свою очередь

равна доходам домашних хозяйств, владеющих капиталом и трудом, используемыми фирмами.
Домашние хозяйства предъявляют спрос на продукцию фирм, одновременно предоставляя фирмам труд и капитал, в свою очередь фирмы производят продукцию реализуемую домашним хозяйствам, а полученные в результате продажи средства используют для оплаты труда и процентов на капитал.
Макроэкономика Лекция 1 2018-2019 уч. годДоход циркулирует по замкнутому кругу:расходы домашних хозяйств равны стоимости, добавленной фирмами, которая,

Слайд 20Макроэкономика Лекция 1 2018-2019 уч. год
2. Основные макроэкономические категории
Показатели национального

дохода в СНС

Основным показателем макроэкономики является Валовой внутренний продукт (ВВП

– GDP, Gross Domestic Product). ВВП измеряет количество товаров и услуг произведенных на территории данной страны для конечного потребления за определенный период времени (как правило, год или квартал).
ВВП является индикатором экономической активности. Динамика ВВП в долгосрочном периоде позволяет оценить темпы экономического роста, а в коротком периоде – выявлять фазы бизнес цикла.
Макроэкономика Лекция 1 2018-2019 уч. год2. Основные макроэкономические категорииПоказатели национального дохода в СНСОсновным показателем макроэкономики является Валовой

Слайд 21Макроэкономика Лекция 1 2018-2019 уч. год
ВВП включает в себя только

стоимость конечной продукции (или добавленную стоимость).
Таким образом, ВВП можно

рассчитать как разницу между валовым выпуском и промежуточным потреблением (т.е. потреблением для дальнейшего производства).
Этот метод подсчета ВВП называется методом конечного использования.

Показатели национального дохода в СНС

Макроэкономика Лекция 1 2018-2019 уч. годВВП включает в себя только стоимость конечной продукции (или добавленную стоимость). Таким

Слайд 22Макроэкономика Лекция 1 2018-2019 уч. год
Показатели национального дохода в СНС
В

экономике в каждый момент времени выполнен материальный баланс,
метод подсчета

ВВП – по расходам.
Добавленная стоимость равна ее использованию на потребление (домашних хозяйств и государства) и инвестиции; дополнительные товары могут попадать в страну за счет чистого экспорта.
В итоге мы получаем основное тождество СНС:

где Q – ВВП (добавленная стоимость); C – частное потребление; I – инвестиции; G – государственные закупки товаров и услуг; NX=EX-IM – чистый экспорт (экспорт минус импорт) для открытой экономики.


Макроэкономика Лекция 1 2018-2019 уч. годПоказатели национального дохода в СНСВ экономике в каждый момент времени выполнен материальный

Слайд 23Макроэкономика Лекция 1 2018-2019 уч. год
Показатели национального дохода в СНС
Это

тождество является некоторым аналогом равенства спроса (справа) и предложения (слева).


Кроме основного тождества СНС выполняется еще один важный баланс – равенство расходов и доходов экономических агентов,
можно приравнять правую часть к сумме всех доходов в экономике: заработной платы, прибыли, ренты и процента, дохода от самозанятости и налогов (как доходов государства).
Макроэкономика Лекция 1 2018-2019 уч. годПоказатели национального дохода в СНСЭто тождество является некоторым аналогом равенства спроса (справа)

Слайд 24Макроэкономика Лекция 1 2018-2019 уч. год
Показатели национального дохода в СНС
ВВП

включает в себя доходы всех экономических агентов, находящихся на территории

данного государства, не смотря на их гражданство (или подданство).
При исчислении ВВП товары и услуги учитываются по рыночной стоимости;
не учитываются:
- работа по ведению домашнего хозяйства и воспитанию детей в семье;
- потери и выгоды от контроля за состоянием окружающей среды;
- исчерпаемость природных ресурсов.
Теневая экономика учитывается через корректировки по специальным методикам (через долю наличных денег в обращении)
Макроэкономика Лекция 1 2018-2019 уч. годПоказатели национального дохода в СНСВВП включает в себя доходы всех экономических агентов,

Слайд 25Макроэкономика Лекция 1 2018-2019 уч. год
Показатели национального дохода в СНС
Еще

один макроэкономический показатель – Валовой национальный продукт (ВНП, GNP, Gross

National Product) - отражает доходы всех граждан (или подданных) данного государства. Таким образом, ВНП отличается от ВВП на чистую сумму доходов, полученных из заграницы (NFP, Net Factor Payment):
GNP = GDP + NFP.

В последние годы вместо термина «Валовой национальный продукт» заменен термином «Валовой национальный доход» (ВНД, GNI, Gross National Income), что вполне логично (ВВП – производство, а ВНД – доход).
Макроэкономика Лекция 1 2018-2019 уч. годПоказатели национального дохода в СНСЕще один макроэкономический показатель – Валовой национальный продукт

Слайд 26Макроэкономика Лекция 1 2018-2019 уч. год
Показатели национального дохода в СНС:

другие важные показатели национального дохода:

Макроэкономика Лекция 1 2018-2019 уч. годПоказатели национального дохода в СНС:  другие важные показатели национального дохода:

Слайд 27Макроэкономика Лекция 1 2018-2019 уч. год
Показатели национального дохода в СНС
NIT

– чистые косвенные налоги (Net Indirect Taxes), т.е. косвенные налоги

за вычетом косвенных субсидий. Косвенные налоги – это налоги на продукт (товар) (например, НДС).
Чистые косвенные налоги составляют разницу между добавленной стоимостью в рыночных ценах и добавленной стоимостью в ценах факторов производства.
NDT – чистые прямые налоги. Прямые налоги – это налоги на результат деятельности (прибыль, доход и т.д.).
Dep. – выбытие основного капитала (Depriciation).
Если из «валового» показателя вычесть выбытие, то мы получим «чистый» показатель: например, чистый национальный продукт - Net National Product (NNP) = GNP – Depriciation и т.д.
Макроэкономика Лекция 1 2018-2019 уч. годПоказатели национального дохода в СНСNIT – чистые косвенные налоги (Net Indirect Taxes),

Слайд 28Макроэкономика Лекция 1 2018-2019 уч. год
Показатели национального дохода в СНС
NI

(National Income) – национальный доход, (чистый национальный продукт в факторных

ценах).
NDI (Net Disposable Income) – чистый располагаемый доход – национальный доход за вычетом чистых прямых налогов.
S (Savings) – частные сбережения (NDI - Consumption).
Макроэкономика Лекция 1 2018-2019 уч. годПоказатели национального дохода в СНСNI (National Income) – национальный доход, (чистый национальный

Слайд 29Макроэкономика Лекция 1 2018-2019 уч. год
Показатели национального дохода в СНС
Важным

показателем благосостояния является ВВП (или ВНП, ВНД) на душу населения

(GDP per capita).
Данный показатель позволяет проводить межстрановые сравнения уровня жизни (не зависимо от размеров экономики).
Другими важными показателями благосостояния населения являются уровень образования и ожидаемая продолжительность жизни. Именно эти показатели входят в Индекс человеческого развития (ИЧР, HDI – human development index), рассчитываемый ООН.
Макроэкономика Лекция 1 2018-2019 уч. годПоказатели национального дохода в СНСВажным показателем благосостояния является ВВП (или ВНП, ВНД)

Слайд 30Макроэкономика Лекция 1 2018-2019 уч. год
Реальные и номинальные показатели: уровень

цен и инфляция
Для агрегирования произведенных товаров необходимы некоторые веса. В

рыночной экономике идеальными весами для товаров являются их цены.
В каждый момент времени можно посчитать номинальный ВВП как взвешенную (по рыночным ценам) сумму произведенных в экономике товаров и услуг.
Однако в экономике цены имеют свойство время от времени меняться. В результате номинальный ВВП может расходиться с реальным.
Макроэкономика Лекция 1 2018-2019 уч. годРеальные и номинальные показатели:  уровень цен и инфляция Для агрегирования произведенных

Слайд 31Макроэкономика Лекция 1 2018-2019 уч. год
Реальные и номинальные показатели: уровень

цен и инфляция
Благосостояние потребителей скорее зависит от реальных величин, необходимо

следить за динамикой реального ВВП.
Необходимо скорректировать рост номинального ВВП на рост уровня цен:
Номинальный ВВП = Реальный ВВП  Уровень цен.
Макроэкономика Лекция 1 2018-2019 уч. годРеальные и номинальные показатели: уровень цен и инфляция Благосостояние потребителей скорее зависит

Слайд 32Макроэкономика Лекция 1 2018-2019 уч. год
Реальные и номинальные показатели: уровень

цен и инфляция
На практике же под уровнем цен понимают некоторый

индекс цен, а под реальным ВВП – взвешенную сумму товаров и услуг, в которой в качестве весов взяты цены некоторого периода в прошлом (базового периода).
Тогда можно записать :



где Реальный ВВП =
Макроэкономика Лекция 1 2018-2019 уч. годРеальные и номинальные показатели: уровень цен и инфляция На практике же под

Слайд 33Макроэкономика Лекция 1 2018-2019 уч. год
Реальные и номинальные показатели: уровень

цен и инфляция
Номинальный ВВП / Реальный ВВП – индекс

цен, называемый дефлятором ВВП (GDP deflator).
В статистике данный индекс цен называется индексом цен Пааше. По аналогии можно предложить и другой индекс цен – индекс цен Ласпейреса, с помощью которого измеряют рост потребительских цен:



CPI – Consumer price index, или ИПЦ, индекс потребительских цен.
Макроэкономика Лекция 1 2018-2019 уч. годРеальные и номинальные показатели: уровень цен и инфляция  Номинальный ВВП /

Слайд 34Макроэкономика Лекция 1 2018-2019 уч. год
Реальные и номинальные показатели: уровень

цен и инфляция
Под инфляцией понимается темп прироста индекса цен:



На практике

в расчет ИПЦ включают только потребительские товары и услуги; для расчета дефлятора ВВП используют все включаемые в ВВП товары и услуги.
ИПЦ, как правило, больше, чем дефлятор ВВП, поскольку он не учитывает эффект замены, т.е. переключение потребителей с дорогих товаров на более дешевые.

Макроэкономика Лекция 1 2018-2019 уч. годРеальные и номинальные показатели: уровень цен и инфляция Под инфляцией понимается темп

Слайд 35Макроэкономика Лекция 1 2018-2019 уч. год
Занятость и безработица
Важнейшим показателем в

макроэкономике - уровень безработицы, который равен доле безработных в рабочей

силе.
Рабочая сила состоит из занятых (L) и безработных (U). К безработным могут относиться лишь трудоспособные люди в трудоспособном возрасте; необходимо выполнение сразу трех условий:
человек не имеет работы,
ищет работу,
готов приступить к работе.
Уровень безработицы равен:
Макроэкономика Лекция 1 2018-2019 уч. годЗанятость и безработица Важнейшим показателем в макроэкономике - уровень безработицы, который равен

Слайд 36Макроэкономика Лекция 1 2018-2019 уч. год
Потоки и запасы
Все макроэкономические показатели

являются по своей сути либо потоками, либо запасами.
ВВП, инвестиции,

потребление являются потоками и измеряются в реальных единицах за период (квартал, год);
величина основного капитала и государственный долг являются запасами и измеряются просто в реальных единицах (на некоторый момент времени, например, на начало года).
Как правило, поток является приростом некоторого запаса.
Макроэкономика Лекция 1 2018-2019 уч. годПотоки и запасы Все макроэкономические показатели являются по своей сути либо потоками,

Слайд 37Макроэкономика Лекция 1 2018-2019 уч. год
Примеры связей «запасы – потоки»:
Инвестиции

и основной капитал
Капитал в экономике - накопленный на определенный момент

запас жилого фонда, машин, оборудования и т.п.
Инвестиционные расходы - поток продукции в течение любого данного промежутка времени, направляемый на увеличение основного капитала:
К = К-1 + I или К - К-1 = I.

Прирост запаса равен потоку
Макроэкономика Лекция 1 2018-2019 уч. годПримеры связей «запасы – потоки»:Инвестиции и основной капиталКапитал в экономике - накопленный

Слайд 38Макроэкономика Лекция 1 2018-2019 уч. год
Сбережения и богатство

Сбережения - часть

текущего дохода (S), которая не будучи потребленной, используется для накопления

финансового богатства (W).
W - W-1 = S
Прирост величины запаса равен величине потока.
Макроэкономика Лекция 1 2018-2019 уч. годСбережения и богатствоСбережения - часть текущего дохода (S), которая не будучи потребленной,

Слайд 39Макроэкономика Лекция 1 2018-2019 уч. год
Дефицит бюджета и государственный долг:


Чистый долг государства (запас долгов) - запас Dg; бюджетный дефицит

(DEF) - поток.
Доходы государства - налоги, расходы - покупка товаров и услуг и перераспределение доходов среди населения.
Если расходы больше доходов -дефицит;
наоборот - бюджетный излишек.
Чаще всего государство «финансирует» дефицит путем заимствования
Запас государственного долга растет в условиях бюджетного дефицита:
Dg - Dg-1 = DEF
прирост суммы долга (запаса) равен величине дефицита (потока).
Макроэкономика Лекция 1 2018-2019 уч. годДефицит бюджета и государственный долг: Чистый долг государства (запас долгов) - запас

Слайд 40Макроэкономика Лекция 1 2018-2019 уч. год
Приведенная стоимость

В макроэкономике часто приходится

иметь дело с межвременным выбором:
необходимо уметь сравнивать ценность некоторой

корзины товаров или потока доходов в разных периодах времени.
Как правило, доход завтра ценится ниже, чем такой же доход сегодня, поскольку сегодняшний доход можно вложить в банк (или в производство) и получить его завтра с процентами.
Следовательно, доходы в будущем необходимо дисконтировать, чтобы сравнивать с доходами сегодня.
Макроэкономика Лекция 1 2018-2019 уч. годПриведенная стоимость В макроэкономике часто приходится иметь дело с межвременным выбором: необходимо

Слайд 41Макроэкономика Лекция 1 2018-2019 уч. год
Приведенная стоимость
Если банковский процент равен

i, то доход Y завтра равноценен доходу

сегодня.

В данном случае дисконтом является множитель

Более общая постановка проблемы: сегодня необходимо сделать инвестиции I0, чтобы в периоде t получать доход Yt, t=1,2,…. Тогда чистая приведенная стоимость (NPV, Net Present Value) таких инвестиций равна:


Если NPV>0, то инвестиционный проект выгоден при данной ставке процента и наоборот.
Макроэкономика Лекция 1 2018-2019 уч. годПриведенная стоимость Если банковский процент равен i, то доход Y завтра равноценен

Слайд 42Макроэкономика Лекция 1 2018-2019 уч. год
Арбитраж
Важным понятием в экономике является

арбитраж.
Арбитраж – это возможность получить положительную прибыль «из воздуха»,

т.е. не обладая никакими ресурсами.
Пример арбитража: пусть банковский процент равен, i, и существует государственная облигация с одним купоном С, продаваемая по номиналу, т.е. P = N.

Если
то можно занять сумму N в банке под процент i, вложить ее в облигацию и получить в конце периода положительную прибыль .
Макроэкономика Лекция 1 2018-2019 уч. годАрбитраж Важным понятием в экономике является арбитраж. Арбитраж – это возможность получить

Слайд 43Макроэкономика Лекция 1 2018-2019 уч. год
Арбитраж
Подобная ситуация не может существовать

на конкурентном рынке с рациональными агентами: кому-то рано или поздно

придет в голову мысль получить арбитражную прибыль; спрос на облигации и на банковские кредиты будет расти, в результате чего и P, и i будут увеличиваться. Таким образом, равновесие на рынке облигаций и кредитов возможно только при равенстве:

Это - условие безарбитражности.
Макроэкономика Лекция 1 2018-2019 уч. годАрбитраж Подобная ситуация не может существовать на конкурентном рынке с рациональными агентами:

Слайд 44Макроэкономика Лекция 1 2018-2019 уч. год
Арбитраж
Доходность облигации -

доходность по

депозиту - i .
Следовательно, из безарбитражности финансового рынка следует,

что доходности всех активов (с одинаковыми характеристиками) должны совпадать.
К важным характеристикам активов относятся: риск и ликвидность. За больший риск или за меньшую ликвидность актива инвестор может рассчитывать получить большую доходность.
Макроэкономика Лекция 1 2018-2019 уч. годАрбитраж Доходность облигации - доходность по депозиту - i . Следовательно, из

Слайд 45Макроэкономика Лекция 1 2018-2019 уч. год
Арбитраж
Цены на многих рынках устанавливаются

таким образом, чтобы не было возможности получить арбитражную прибыль (эта

важная теоретическая предпосылка, которая часто используется в макроэкономике и финансах).
В результате получается некоторый паритет цен для схожих товаров на одном рынке или для одного и того же товара на разных рынках.
Однако гипотеза о безарбитражности рынков не всегда выполняется. Это обычно объясняется наличием различных несовершенств рынков, в частности транзакционных издержек.
Макроэкономика Лекция 1 2018-2019 уч. годАрбитраж Цены на многих рынках устанавливаются таким образом, чтобы не было возможности

Слайд 46Макроэкономика Лекция 1 2018-2019 уч. год
Ожидания
Ключевую роль в современной макроэкономике

играют ожидания и различные способы их формирования.
Люди вынуждены принимать

большинство экономических решений в условиях неопределенности, они вынуждены формировать ожидания относительно реализации различных макроэкономических переменных.
В макроэкономике важно, как экономические агенты формируют ожидания относительно номинальных переменных таких, как денежная политика, инфляция, обменные курсы и т.д.
Макроэкономика Лекция 1 2018-2019 уч. годОжидания Ключевую роль в современной макроэкономике играют ожидания и различные способы их

Слайд 47Макроэкономика Лекция 1 2018-2019 уч. год
Ожидания
Обычно выделяют следующие механизмы формирования

ожиданий экономическими агентами: статичные, адаптивные и рациональные.
Статичные ожидания предполагают, что

экономические агенты ожидают в следующем периоде реализацию такого же уровня инфляции, как в текущем периоде:
Основная предпосылка экономической теории – это рациональность экономических агентов. Статические ожидания же предполагают, что люди никогда не корректируют свои ошибки и совершают их каждый раз.
По этой причине статичные ожидания редко используются в макроэкономике.

Макроэкономика Лекция 1 2018-2019 уч. годОжидания Обычно выделяют следующие механизмы формирования ожиданий экономическими агентами: статичные, адаптивные и

Слайд 48Макроэкономика Лекция 1 2018-2019 уч. год
Ожидания
Формирование адаптивных ожиданий заключается в

том, что люди определенные образом корректируют сделанные ошибки в предыдущем

периоде:
, 01,
где второе слагаемое отражает корректировку ожиданий следующего периода через ошибку, сделанную в прошлом периоде. Статичные ожидания являются частным случаем адаптивных ожиданий при =0.
Макроэкономика Лекция 1 2018-2019 уч. годОжидания Формирование адаптивных ожиданий заключается в том, что люди определенные образом корректируют

Слайд 49Макроэкономика Лекция 1 2018-2019 уч. год
Ожидания
Иногда предлагают более общий вид

адаптивных ожиданий:

т.е. ожидания формируются как некоторая функция накопленной исторической информации.


Тем не менее, в условиях адаптивных ожиданий экономические агенты по-прежнему могут совершать систематические ошибки своих прогнозов (например, все время завышать или занижать их).
Макроэкономика Лекция 1 2018-2019 уч. годОжидания Иногда предлагают более общий вид адаптивных ожиданий:т.е. ожидания формируются как некоторая

Слайд 50Макроэкономика Лекция 1 2018-2019 уч. год
Ожидания
Гипотеза рациональных ожиданий:
экономические агенты, будучи

рациональными, строят наилучшие прогнозы относительно всей имеющейся в их распоряжении

информации.

Это не означает, что экономические агенты стремятся получить всю доступную информацию: иногда бывает «рациональное незнание», если получение информации сопряжено со значительными издержками. Однако, если экономическому агенту доступна некоторая информация, то он использует ее наилучшим образом с целью формирования своих ожиданий.
Макроэкономика Лекция 1 2018-2019 уч. годОжидания Гипотеза рациональных ожиданий:экономические агенты, будучи рациональными, строят наилучшие прогнозы относительно всей

Слайд 51Макроэкономика Лекция 1 2018-2019 уч. год
Ожидания
Обычно при формализации рациональных ожиданий

предполагают две вещи: экономические агенты знают правильную модель экономики, и

их ожидания являются условными математическими ожиданиями при условии имеющейся в их распоряжении информации:

где It – информационное множество агента.
В условиях этих предпосылок экономические агенты не совершают систематических ошибок в своих прогнозах.
Макроэкономика Лекция 1 2018-2019 уч. годОжидания 	Обычно при формализации рациональных ожиданий предполагают две вещи: экономические агенты знают

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика