Слайд 1Введение в мировую художественную культуру. Первобытная художественная культура
Слайд 2План:
1. Введение. Мировая художественная культура и ее роль в жизни
общества.
2. Происхождение изобразительной деятельности в первобытной культуре.
Слайд 31. Введение. Мировая художественная культура и ее роль в жизни
общества.
В латинских источниках впервые слово культура встречается в трактате о
земледелии Марка Порция Катона Старшего (234—148 до н.э) De Agri Cultura (ок. 160 г. до н. э.) — самом раннем памятнике латинской прозы.
Римский оратор и философ Марк Туллий Цицерон (106-43 до н. э.) в своих «Тускуланских беседах» употребил слово культура в переносном значении, назвав философию «культурой души» («cultura animae»), он считал, что человек, занимающийся философией, обладает культурой духа и ума. В современном значении слово культура употребляется с XVIII века.
Марк Порций Катон Старший
Слайд 4В значении самостоятельного понятие культура появилось в трудах немецкого юриста
и историка Самуэля Пуфендорфа (1632—1694). Он употребил этот термин применительно
к «человеку искусственному», воспитанному в обществе, в противоположность человеку «естественному», необразованному.
Слово культура вошло в русский лексикон лишь с середины 30-х годов XIX века.
в России появилась работа, автор которой дал развернутое определение и теоретическое обоснование понятию культура. Речь идет о сочинении академика и заслуженного профессора Императорской Санкт-петербургской медико-хирургической академии Д. М. Велланского (1774—1847) «Основные начертания общей и частной физиологии или физики органического мира».
Данило Михайлович Велланский
Слайд 5В настоящее время существует более 500 определений культуры, претендующих на
раскрытие сущности данного понятия.
Культура – совокупность достижений общества в
результате материального и духовного развития человека.
Культура – это совокупность духовного опыта человечества.
Культура – это созданная человеком часть окружения.
Культура – это способ жизни, которому следует общность или племя.
Культура – это общий и принятый способ мышления.
Культура – это то, что отличает человека от животного.
Культура – это система символов, разделяемых группой людей и передаваемых ею следующим поколениям.
Марк Туллий Цицерон
Слайд 7Искусство создает свою модель мира через художественный образ. Искусство –
средство познания мира, но в отличие от науки – это
целостное, образное отражение мира.
Иску́сство (от церк.-слав. искусьство (лат. experimentum — опыт, проба); ст.-слав. искоусъ — опыт, реже истязание, пытка) — образное осмысление действительности; процесс или итог выражения внутреннего или внешнего (по отношению к творцу) мира в художественном образе; творчество, направленное таким образом, что оно отражает интересующее не только самого автора, но и других людей.
Граффити на одной из стен в Риме.
Винсент Ван Гог. Звёздная ночь, 1889 г.
Слайд 82. Происхождение изобразительной деятельности в первобытной культуре.
Историческое деление развития культуры
принято считать по эпохам. Первобытная культура делится на несколько эпох,
или периодов.
Эпоха палеолита — древнекаменного периода — свыше двух миллионов лет назад —ранний палеолит, 35—11 тысяч лет до н. э.— поздний палеолит.
Эпоха мезолита — среднекаменного периода—10—6 тысяч лет до н. э.
Эпоха неолита — новокаменного периода—6—4 тысячи лет до н. э.
Эпоха энеолита, или медный век,—3 тысячи лет дон.э.
Бронзовый век — Бронзовый век — II — начало I тысячелетия до н. э.
Слайд 9Раннему палеолиту соответствует понятие «Ашельская культура», существовавшая в Европе и
Азии и названная так по предместью города Амьена во Франции
— Сент-Ашёль. Главные орудия труда этого периода — каменные ручные рубила. Основной вид деятельности человека — охота и собирательство.
макролиты — ручные рубила, отщепы
Слайд 10Шелльская культура (также ранний палеолит) распространялась в Евразии и Африке.
Названа по городу Шель (Шелль) около Парижа.
Мустьерская культура, названная по
пещере Ле-Мустье во Франции, позднейшая культура раннего палеолита, распространенная в Южной и Западной Европе, в Южной Азии, Африке. Для нее характерны пещерные стоянки и грубые каменные орудия. Люди, обитавшие в это время на Земле, получили название неандертальцев (от долины реки Неидер-тали в Германии, где были впервые обнаружены их ископаемые останки ).
Слайд 11Ориньякская культура —культура позднего палеолита, следы которой обнаружены, в Западной
Европе. Название произошло от пещеры Ориньяк во Франции. В это
время появляются кремневые пластины со следами тщательной обработки, скребки, костяные наконечники копий, лук и стрелы. Именно ориньякская культура подарила миру грандиозные росписи и наскальную живопись, изображающую главным образом животных.
Венера Гальгенбергская
Дюфурский скребок
Слайд 12В эпоху мезолита зарождается искусство многофигурной композиции, в которой человек
часто играет главенствующую роль.
Новокаменный век стал по-своему революционным в развитии
цивилизации. Простое собирательство и охота как основные источники пропитания постепенно сменялись земледелием и скотоводством. Люди научились обжигать глину, превращая ее в твердое водонепроницаемое вещество. Появление керамики — один из основных признаков неолитической эпохи, которую поэтому называют иногда керамическим веком.
Слайд 14Медный и бронзовый века сменили каменный. Люди научились добывать руду
и путем плавления в специальных земляных печах получать металл: медь,
бронзу, а затем и железо. Именно в это время начинают возникать древнейшие государства Месопотамии и Древнего Египта. Начался новый этап в развитии человеческой цивилизации, получивший название «Культура древнего мира».
Оружие из бронзы иньского времени в Китае.
Слайд 15Религия
Зачатки религии начали формироваться несколько десятков тысяч лет назад.
Позднее люди
стали представлять себе эти явления в виде могущественных существ —
духов, демонов и т. п. Обожествлял человек и животных. У людей, которые занимались главным образом рыболовством, обожествлялись рыбы. С приручением животных в первобытном обществе появляются боги в виде быка, собаки и других домашних животных, от которых люди ждали помощи в хозяйственной жизни.
Слайд 16Тотемизм: вера в таинственную родственную связь между группой людей, с
одной стороны, и определенным предметом, видом растений, животных или явлением
природы — с другой. Обычно каждый род был одновременно и отдельной тотемиче-ской группой и назывался по имени тотемного животного, растения и т. п.
Слайд 17Более высокая форма первобытных верований — анимизм, то есть вера
в духов и душу. Первобытный человек населяет духами весь окружающий
его мир. Душами, по его представлениям, обладают растения, животные, явления л предметы природы.
Для развитого родового строя, в первую очередь для отцовского рода, весьма характерен культ предков — почитание духов умерших предков, которые якобы влияют на жизнь потомков.
Слайд 18Мифы
Слово «миф»— греческое и буквально означает «предание, сказание». Обычно подразумеваются
сказания о богах, духах, обожествленных или связанных с богами своим
происхождением героях, о первопредках, действовавших в начале времени и участвовавших прямо или косвенно в создании самого мира, его элементов, как природных, так и культурных.
Мифология — это совокупность сказаний о богах и героях и система фантастических представлений о мире.
Слайд 19Предпосылки мифологической логики:
1. Первобытный человек не выделял себя из окружающей
среды (природной и социальной).
2. Мышление сохраняло черты взаимопроникновения (диффузности) и
нерасчлененности, было почти неотделимо от эмоциональной сферы.
→ Наивное очеловечивание всей природы.
Рассказ о событиях прошлого служит в мифе средством описания устройства мира, способом объяснения его нынешнего состояния.
Важнейшая функция мифического времени и самого мифа — создание примера, модели, образца.
Слайд 20Категории мифов
1. Мифы этиологические (то есть причинные, объяснительные). Они объясняют
появление различных природных и культурных особенностей и социальных объектов. Под
этиологическими мифами понимаются прежде всего рассказы о происхождении некоторых животных и растений, гор и морей, небесных светил и метеорологических явлений, отдельных социальных и религиозных институтов, видов хозяйственной деятельности, а также огня, смерти и т. д.
2. Мифы космогонические (наиболее поздние по происхождению). Они повествуют о происхождении Вселенной в целом и ее частей, связанных в единой системе. В космогонических мифах особенно отчетливо звучит пафос превращения беспорядочного хаоса в космос. В них отражаются представления о структуре мира, описываются его различные модели: вегетативная, или мировое древо (корни — подземное царство, ствол — земля, крона — небесное царство), зооморфная или антропоморфная, в которых начало жизни на Земле было положено каким-либо животным или мифическим героем.
Слайд 213. Частью космогонических мифов стали антропогонические — о происхождении человека,
первых людей или племенных первопредков. Происхождение человека может объясняться в
мифах как превращение тотемных животных, как отделение от других существ, усовершенствование (самопроизвольное или силами богов) неких несовершенных существ, их «доделывание», а также как порождение богами или изготовление божественными демиургами из земли, глины, дерева и т. п.
4. Мифы астральные — о звездах и планетах. В архаических мифологических системах звезды или целые созвездия часто представляются людям в виде животных, реже — деревьев, в виде небесного охотника, преследующего зверя, и т. д. Ряд мифов заканчивается перемещением героев на небо и превращением их в звезды или, напротив, изгнанием с неба не выдержавших испытания, нарушивших запрет (жен или сыновей жителей неба).
Слайд 225. Мифы солярные или лунарные — разновидность астральных. В архаических мифологиях
Солнце и Луна часто выступают в виде близнечной пары культурных
героев или брата и сестры, мужа и жены, реже — родителя и ребенка, причем Луна (Месяц) — большей частью отрицательный персонаж, а Солнце — положительный. В более древних, примитивных лунарных мифах Месяц представляется чаще в виде мужского начала, а в более развитых — женского. Небесному существованию Луны и Солнца (как и звезд) иногда предшествуют земные приключения пары мифологических героев.
6. Мифы близнечные — о чудесных существах, представляемых в виде близнецов и часто выступающих в качестве родоначальников племени или культурных героев. Истоки близнечных мифов прослеживаются в представлениях о неестественности близнечного рождения, которое у большинства народов мира считалось уродливым. считалось уродливым. Наиболее ранний пласт близнечных представлений наблюдается в зооморфных близнечных мифах, предполагающих родство между животными и близнецами.
Слайд 237. Мифы тотемические составляют непременную часть комплекса тотемических верований и обрядов
родоплеменного общества. В основе этих мифов лежат представления о фантастическом,
сверхъестественном родстве между определенной группой людей (родом, племенем) и тотемами.
8. Мифы календарные породили календарные обряды, связанные с регулярной сменой времен года, в особенности с возрождением растительности весной, обеспечением урожая.
9. Мифы героические воспроизводят важнейшие моменты жизненного цикла, строятся вокруг биографии героя. Биографическое начало в героическом мифе в принципе аналогично космическому началу в космогоническом мифе, только здесь упорядочение хаоса отнесено к формированию личности героя, способного в дальнейшем поддержать своими силами космический порядок.
Слайд 2410. Мифы эсхатологические — о «последних» вещах, о конце мира
— возникают относительно поздно (эсхатология — от греч. «последний», «конечный»—
религиозное учение о загробной жизни единичной человеческой души; всемирная эсхатология — учение о цели космоса, истории и их конце). Они опираются на модели мифов календарных и космогонических. В противоположность космогоническим мифам эсхатологические рассказывают не о возникновении мира и его элементов, а об их уничтожении — гибели суши во всемирном потопе, превращении космоса в первобытный хаос и др. Трудно отделить мифы о катастрофах, сопровождавших смену эпох (о гибели великанов или старшего поколения богов, живших до появления человека, о периодических катастрофах и обновлении мира), от мифов о конечной гибели мира. Более или менее развитую эсхатологию мы находим в мифах аборигенов Америки, в мифологиях древнескандинавской, индуистской, иранской, христианской (евангельский «Апокалипсис»),
Эсхатологическим катастрофам часто предшествуют нарушения права и морали, распри, преступления людей, требующие возмездия богов.