Слайд 1Введение
в политическую экономию
Экономика как система отношений
Слайд 2Ключевые вопросы:
Политическая экономия и ее предметная область
Экономические отношения и экономические
институты
Отношения собственности в современной экономике
Отношения конкуренции в экономической системе
Рыночный механизм
сбалансированности экономической системы
Слайд 3Современная политическая экономия –
общественная наука, изучающая поведение субъектов на
различных экономических уровнях в производстве, распределении, обмене и потреблении благ
в целях удовлетворения потребностей человеческого общества при ограниченных ресурсах в условиях остро стоящих глобальных проблем современности.
Слайд 4Объект исследования
глобальная экономика как мировое хозяйство и мировое сообщество, политическая
деятельность человека, экономические, социальные и политические явления и процессы
Слайд 5Субъекты исследования
человек,
группы людей,
транснациональные корпорации (ТНК),
национальные государства,
региональные
интеграционные экономические объединения,
международные экономические организации,
глобальное общество в целом.
Слайд 6Предмет исследования
социально-экономические отношения между субъектами в процессе производства, распределения, обмена
и потребления материальных благ и услуг на различных уровнях хозяйствования;
экономические
законы, управляющие развитием этих отношений;
политические, экономические, социальные, экологические и другие проблемы эффективного использования редких и ограниченных производственных ресурсов глобального общества для производства товаров и услуг с целью максимального удовлетворения материальных и духовных потребностей человека.
Слайд 7Экономические законы –
наиболее существенные, устойчивые, постоянно повторяющиеся объективные причинно-следственные
связи и взаимозависимости в экономических явлениях и процессах. Это законы
развития отношений производства, распределения, обмена и потребления.
Слайд 8Экономические отношения
возникают между людьми по поводу производства, распределения, обмена
и потребления благ и имеют две формы: социально-экономическую и организационно-экономическую.
Слайд 10Экономический интерес –
осознанные экономические потребности человека, группы лиц или
общества в целом в экономических благах
Слайд 11потребность –
экономический интерес –
экономические отношения (отношения производства, распределения
и обмена) –
удовлетворение потребности (отношения потребления)
Слайд 12Хозяйственный механизм –
совокупность организационных структур, конкретных форм и методов
управления, правовых норм, с помощью которых реализуются действующие в конкретных
условиях экономические законы и процесс воспроизводства, а также реализуются всесторонне развитие человека, формирование и удовлетворение его потребностей, создание действенных стимулов к труду и согласование экономических интересов основных социальных групп общества
Слайд 13Структурные элементы хозяйственного механизма
прогнозирование и планирование;
стимулирование и мотивация;
система организации и
контроля, в том числе управление на предприятии – менеджмент, включающий
в себя также предыдущие элементы;
правовое регулирование хозяйственной деятельности;
формы собственности на средства производства;
система рычагов, которые способствуют функционированию: прибыль, цены, финансы, конкуренция.
Слайд 14Институты –
устойчивый способ думать и действовать, присущий определенной группе
людей или даже целому народу
Слайд 15Институты –
коллективное (совместное) действие, контролирующее, освобождающее и расширяющее индивидуальное
действие
Слайд 16Институты –
инфраструктура взаимодействий, формирующая варианты индивидуального поведения людей применительно
к той или иной сфере жизни
Слайд 17Важнейшие институты рыночной экономики
Собственность
Конкуренция
Слайд 18Собственность
санкционированные обществом поведенческие отношения между экономическими субъектами, которые возникают в
связи с существованием благ и касаются их использования
Слайд 19Собственность
отношения между людьми в процессе производства, распределения, обмена и потребления
по поводу присвоения производственных ресурсов, факторов производства и результатов производства
Слайд 20Собственность бывает:
Индивидуальная
Общая
Слайд 21Объект собственности
материальные условия производства и жизни человека, результаты производства
Субъект собственности
человек
или группа людей
Слайд 22В экономическом содержании собственности выделяют две стороны:
материально-вещественную;
социально-экономическую
Слайд 23Элементы собственности
Присвоение (спецификация)
Владение
Пользование
Распоряжение
Слайд 24Полный пучок прав собственности
Право владения
Право использования
Право управления
Право на доход
Право суверена
Право
на безопасность
Право на передачу благ в наследство
Право на бессрочность обладания
благом
Запрет на использование способом, наносящим вред внешней среде
Право на ответственность в виде взыскания
Право на остаточный характер
Слайд 25Формы собственности
Частная собственность
Собственность граждан
Собственность юридических лиц
Государственная собственность
Федеральная собственность
Собственность субъектов Федерации
Муниципальная
собственность
Смешанная собственность
Совместная собственность
Слайд 26Конкуренция
Борьба за лучшие условия продаж и покупок, доступ к экономическим
ресурсам.
Виды конкуренции (формы структуры рынка) определяются в зависимости от:
Равенства сил
экономических агентов, что определяется возможностью продавцов и покупателей влиять на цены и условия продаж
Степени однородности продукта
Наличия барьеров входа на рынок и выхода с него
Слайд 27Типы рыночных структур
Совершенная конкуренция
Монополистическая конкуренция
Олигополия
Монополия
Слайд 281. Совершенная (атомистическая) конкуренция
Однородность продукции (обезличенность рынка)
Малость и множественность
Свобода
входа и выхода, отсутствие барьеров
Совершенная информированность
Теоретическая модель, аналоги которой в
реальной экономической жизни подобрать трудно
Слайд 292. Монополистическая конкуренция
Множество фирм и покупателей
Выпускаемая продукция дифференцирована, реально или
мнимо отличается рядом потребительских свойств, в то же время товары
имеют близкие субституты
Воздействие продавца на цену, возможно в ограниченных пределах, в которых сохраняется лояльность покупателя привычной марке
Вход и выход из отрасли свободен, за исключением барьеров, создаваемых приверженностью потребителя марке
Информация о состоянии рынка относительно доступна продавцам и покупателям
Наиболее распространенная в реальности
модель конкуренции
Слайд 303. Олигополия
Множество покупателей и малое число фирм, которые могут воздействовать
как на цену, так и на объемы продаж
Выпускаемая продукция может
быть как дифференцирована (автомобили, стиральные порошки), так и однородна (металлы, бензин и т.д.)
Высокие барьеры входа на рынок. (Высокие разовые финансовые затраты при входе на рынок, ограничения в доступе к ресурсам, патенты и т.д.)
Широко распространена в реальности
Слайд 314. Монополия
Множество покупателей и единственный производитель товара, не имеющего на
рынке близких субститутов
Барьеры входа на рынок непреодолимы для остальных участников.
Причины
появления монополии:
Статусная монополия (законодательные ограничения, патенты)
Ситуационная монополия (Уникальность природных ресурсов, высокие транспортные издержки)
Естественная монополия (При существующем спросе в отрасли эффективен только один производитель)
Слайд 32Монополизм в России
Советское наследие
Значимый нерыночный сектор
Деформации рыночной среды
Теневая экономика
Бюрократические
барьеры
Слайд 33Антимонопольная политика
Формирование основ конкурентного механизма, свободного рынка и равных условий
хлзяйствования для всех участников рынка
Ограничение монопольной власти уже сложившихся монополий
Слайд 34Рыночный механизм сбалансированности национальной экономики
Слайд 35Общие экономические законы и закономерности
Национальная экономика
Своеобразие экономической деятельности в стране
Наличие
природных ресурсов
Климатические условия
Величина накопленного капитала
Демографическая структура общества
Национальный менталитет и религиозные
убеждения
Политическое, государственное и общкественное устройство
…
Слайд 36Структура национальной экономики
Воспроизводственная
Отраслевая
Региональная
Слайд 37Экономическое равновесие –
определенная сбалансированность в народном хозяйстве,
то есть установление определенных количественных пропорций между составными частями национальной
экономики
Слайд 38Условия общего экономического равновесия по Вальрасу:
Достижение максимальной прибыли для каждого
предпринимателя.
Достижения максимальной полезности для каждого потребителя в рамках его дохода.
Равенство
доходов потребителя спросу этого потребителя на товары и услуги.
Равенство или пропорциональность дохода от каждого фактора производства его предельной производительности.
Равенство спроса и предложения на уровне всей экономики.
Слайд 39Процесс национального воспроизводства
Слайд 40Макроэкономическая модель кругооборота ресурсов и доходов