Разделы презентаций


Введение в предмет Анатомия Выполнила преподаватель Анатомии и физиологии

Содержание

Анатомия — это наука о формах и строении органов, систем органов и человеческого организма в целом, рассматриваемых с позиций развития, функциональных возможностей и постоянного взаимодействия с внешней средой.Название науки — анатомия

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Введение в предмет «Анатомия»
Выполнила преподаватель «Анатомии и физиологии человека»
Ямскова Е.С.

Введение в предмет «Анатомия»Выполнила преподаватель «Анатомии и физиологии человека»Ямскова Е.С.

Слайд 2Анатомия — это наука о формах и строении органов, систем

органов и человеческого организма в целом, рассматриваемых с позиций развития,

функциональных возможностей и постоянного взаимодействия с внешней средой.
Название науки — анатомия человека — происходит от греч. anatemno, что означает рассекаю, расчленяю.
Физиология— это наука о функциях живых биологических систем (отдельных клеток, органов, систем органов и организма в целом), о процессах, протекающих в них, и механизмах их регуляции.
Анатомия — это наука о формах и строении органов, систем органов и человеческого организма в целом, рассматриваемых

Слайд 3КРАТКИЙ ИСТОРИЧЕСКИЙ ОЧЕРК
История анатомии
История анатомии своими корнями уходит в глубокую

древность. Люди первобытного общества уже имели некоторое представление о назначении

частей человеческого тела и его строении. Подтверждением этому служат найденные пещерные и наскальные рисунки в Испании и Китае (1400—2600 лет до н. э.). На фоне контуров изображаемых животных правильно показаны местоположение и форма некоторых внутренних органов (сердца, органов дыхания, желудка, почек и т.д.). В 4-2м тысячелетии до н.э. центр науки и культуры формируется в Древнем Египте, Древнем Вавилоне и Древней Палестине. В это время выделилась своеобразная каста врачей — жрецы, которые для лечения болезней начали широко применять воду, масла, настои трав и т.д. Слово «врач» в буквальном переводе означало «знающий воду» или «знающий масла».
КРАТКИЙ ИСТОРИЧЕСКИЙ ОЧЕРКИстория анатомииИстория анатомии своими корнями уходит в глубокую древность. Люди первобытного общества уже имели некоторое

Слайд 4Сведения об осознанном изучении строения тела человека относятся к V—IV

вв. до н.э. — II в. н.э. и связаны с

историей Древней Греции и Древнего Рима. Основоположником древнегреческой анатомии и физиологии считается Алкмеон Кротонский, который в конце VI —начале V в. до н.э. написал трактат о строении тела животного. Он впервые указал на то, что головной мозг является основным органом мироощущения и мышления, описал отдельные нервы и их значение для функции органов чувств.
Сведения об осознанном изучении строения тела человека относятся к V—IV вв. до н.э. — II в. н.э.

Слайд 5Гиппократ считается «отцом» медицины. Его многочисленные научные труды были объединены

в виде «Гиппократова сборника» через 100 лет после смерти автора.

Большой интерес для анатомов представляют его сочинения «О железах», «О кишечнике», «О природе ребенка»,
«О прорезывании зубов» и т.д. Он описал некоторые кости черепа, строение сердца. Но его представления о движении крови были ошибочными, например, считалось, что вдыхаемый воздух служит для охлаждения сердца.
Гиппократ считается «отцом» медицины. Его многочисленные научные труды были объединены в виде «Гиппократова сборника» через 100 лет

Слайд 6Герофил (род. в 304 г. до н.э.) в поисках «души»

произвел анатомирование более 600 трупов и впервые обобщил данные о

строении тела человека в своей работе «Anatomica». В связи с этим Герофила считают создателем анатомии как науки. Он описал внешнее строение головного мозга, его оболочки, синусы твердой мозговой оболочки и желудочки мозга, отличал артерии и вены, дал название легочным венам, описал предстательную железу, семенные пузырьки, двенадцатиперстную кишку.
Герофил (род. в 304 г. до н.э.) в поисках «души» произвел анатомирование более 600 трупов и впервые

Слайд 7Клавдий Гален (130 — 200 гг. н.э.) был врачом богатых

римлян и гладиаторов. Его главная заслуга как анатома заключалась в

том, что он обобщил и систематизировал все анатомические факты, полученные в античный период. Его основные труды носят общее название «Об анатомии». Они представлены в виде 16 книг. С именем Галена связано многое: классификация костей, описание мышц спины, выделение трех оболочек артерий, описание блуждающего и лицевого нервов и т.д. Он подробно изучил строение мозговых оболочек и вен мозга, поэтому одна из вен мозга названа его именем.
Клавдий Гален (130 — 200 гг. н.э.) был врачом богатых римлян и гладиаторов. Его главная заслуга как

Слайд 8Одним из великих представителей ученых Востока в эпоху Средневековья был

Абу Али Ибн Сина (Авиценна).
Авиценна (980—1037) — великий таджикский

ученый, философ и врач. Он автор более 100 произведений по астрономии, литературе и медицине. Основным для медицины трудом Авиценны считают «Канон врачебной науки». Первый его том посвящен анатомии и физиологии. В этом каноне обобщены и проанализированы сведения о строении человеческого организма, открытые древнегреческими учеными, а также приведены собственные наблюдения.
Одним из великих представителей ученых Востока в эпоху Средневековья был Абу Али Ибн Сина (Авиценна). Авиценна (980—1037)

Слайд 9Леонардо да Винчи (1452—1519) — гениальный художник и ученый. Как

художник он интересовался пластической анатомией и сделал много точных анатомических

рисунков с пояснительными заметками. Использовав законы механики, он описал изгибы позвоночного столба, создал классификацию мышц и впервые описал щитовидную железу. К сожалению, его анатомические труды стали известны только через 300 лет. В результате гонений инквизиции они были спрятаны в тайнике и поэтому не оказали существенного влияния на современников и последующие поколения.
Леонардо да Винчи (1452—1519) — гениальный художник и ученый. Как художник он интересовался пластической анатомией и сделал

Слайд 10Андрей Везалий — профессор анатомии Падуанского университета, считается реформатором и

«отцом научной описательной анатомии». Он вскрывал и препарировал трупы людей,

делал зарисовки костей, мышц, внутренних органов, сосудов и нервов. В 1538 г. А. Везалий издал небольшой анатомический атлас — «Анатомические таблицы», в котором представил собственные данные, точно установленные при вскрытии и препарировании трупов. Результатом многих лет напряженной работы явился его знаменитый труд «О строении тела человека», опубликованный в Базеле в 1543 г. Этим сочинением был нанесен сокрушительный удар по схоластической анатомии и определено направление развития анатомии на последующее столетие.
Андрей Везалий — профессор анатомии Падуанского университета, считается реформатором и «отцом научной описательной анатомии». Он вскрывал и

Слайд 11Заслуга в создании первого отечественного анатомического атласа принадлежит Мартыну Ильичу

Шеину. Он подготовил анатомический атлас под названием «Силабус, или Указатель

всех частей человеческого тела». Атлас включал 26 таблиц, иллюстрированных рисунками и сопровождающихся кратким описанием. Ему также принадлежит заслуга в переводе с латинского языка на русский учебника по анатомии Л. Гейстера «Сокращенная анатомия, все дело анатомическое кратко в себе заключающая». Это был первый учебник, переведенный на русский язык, ставший основным пособием для обучения анатомии в госпитальных школах.
Заслуга в создании первого отечественного анатомического атласа принадлежит Мартыну Ильичу Шеину. Он подготовил анатомический атлас под названием

Слайд 12Первым русским академиком-анатомом стал А. П. Протасов (1724—1796). Он занимался

изучением сердца и сосудов.
А. М. Шумлянский в 1782 г.

защитил диссертацию «О строении почек», в которой впервые правильно описал их внутреннее строение.

Илья Васильевич Буяльский (1789—1866). Совершенствовал методы препарирования, бальзамирования, инъекции сосудистого русла застывающими массами (коррозионные препараты) и гравирования костных анатомических препаратов.

Первым русским академиком-анатомом стал А. П. Протасов (1724—1796). Он занимался изучением сердца и сосудов. А. М. Шумлянский

Слайд 13Н.И.Пирогов — член-корреспондент Российской академии наук, гениальный русский хирург, анатом

и педагог, организатор и руководитель института практической анатомии МХА с

1846 по 1856г., основоположник и создатель прикладного направления анатомии — топографической анатомии и оперативной хирургии. Он является автором книги «Хирургическая анатомия артериальных стволов и фасций» (1838). Этот выдающийся труд не потерял своего значения и в настоящее время.
Н.И.Пирогов — член-корреспондент Российской академии наук, гениальный русский хирург, анатом и педагог, организатор и руководитель института практической

Слайд 14В.Н.Тонков — академик Академии медицинских наук (АМН) СССР, начальник кафедры

нормальной анатомии Военно-медицинской академии (1915-1950), основоположник и руководитель анатомической школы

по изучению коллатерального кровообращения, основатель учебных музеев кафедры нормальной анатомии, начальник (президент) Военно-медицинской академии (1917—1925). В 1896 г. В. H.Тонков одним из первых русских исследователей в анатомии применил лучи Рентгена для изучения роста и развития скелета; впервые изучил развитие селезенки, артерий верхней конечности и костей черепа у птиц, первым точно описал ангиоархитектонику лимфатических узлов, поджелудочной железы, разработал учение о коллатеральном кровообращении, в эксперименте на животных изучил потенциальные свойства артериального русла многих областей тела и отдельных органов.
В.Н.Тонков — академик Академии медицинских наук (АМН) СССР, начальник кафедры нормальной анатомии Военно-медицинской академии (1915-1950), основоположник и

Слайд 15Иван Михайлович Сеченов является «отцом» русской научной физиологии. Он уделял

много внимания разработке учения о рефлекторной дуге, основные положения которого

изложил в работе «Рефлексы головного мозга». Он обосновал связь сознания и мышления. И. М. Сеченову также принадлежит открытие явлений торможения в центральной нервной системе.

Великий русский ученый, академик И. П. Павлов основные научные труды создал в стенах Военно-медицинской академии. За работы в области физиологии пищеварения он удостоен Нобелевской премии. Основные положения, сформулированные И. М. Сеченовым, были подтверждены в работах И. П. Павлова. Открытие им условных рефлексов, разработка представлений о физиологии, патологии и типах высшей нервной деятельности заложили основу для дальнейших исследований в этой области; именно он разделил все рефлекторные реакции организма на безусловные и условные.

Иван Михайлович Сеченов является «отцом» русской научной физиологии. Он уделял много внимания разработке учения о рефлекторной дуге,

Слайд 16Объект и методы анатомического исследования
Объектом изучения в анатомии является живой

человек.
Для изучения сложного человеческого организма в анатомии используются следующие методики:

прижизненные, посмертные, микроскопические и экспериментальные.
К прижизненным относятся следующие методики:
1) антропометрия — измерение различных частей тела человека, ростовесовых и других показателей для оценки развития человека и сравнения со среднестатистическими показателями;
2) рентгеноанатомия (рентгенография, томография, электрорентгенография);
3)эхолокация (ультразвуковые методы исследования);
4)компьютерная томография;
5)магнитно-резонансная томография;
6)эндоскопия — осмотр полостей внутренних органов при помощи специального оптического прибора — эндоскопа;
7)соматоскопия — осмотр и пальпация анатомических образований на живом человеке.
Объект и методы анатомического исследованияОбъектом изучения в анатомии является живой человек.Для изучения сложного человеческого организма в анатомии

Слайд 17Посмертные исследования включают следующие методы:

1)вскрытие трупов по региональному принципу и

препарирование;
2)бальзамирование отдельных органов и целых трупов;
3)распилы частей тела (по Пирогову)

или разрезы органов;
4)инъекция сосудистого русла органов красящими массами (применяется для изучения источников кровоснабжения, придания органу естественной окраски);
5)инъекция полых органов застывающими массами с последующим расплавлением тканей органа кислотой или щелочью (метод изготовления коррозионных препаратов — с его помощью изучают форму полостей, рельеф интраорганного сосудистого русла);
6)изготовление сухих препаратов по методике Грубера и Шораи т.д.;
7)просветление тканей органов;
8)полимерное бальзамирование органов и целых трупов — в качестве бальзамирующего агента используются полимеры медицинского назначения.
Посмертные исследования включают следующие методы:1)вскрытие трупов по региональному принципу и препарирование;2)бальзамирование отдельных органов и целых трупов;3)распилы частей

Слайд 18К микроскопическим методам исследования человеческого тела относятся следующие:
1)гистотопография — приготовление

срезов внутренних органов или частей тела, окрашивание и заключение их

в полимеры или застывающие массы;
2)световая и электронная микроскопия;
3)контактная микроскопия.
Экспериментальные методы предполагают эксперименты на животных — осмотр и изучение функций внутренних органов, моделирование различных состояний и заболеваний для изучения происходящих изменений.
К микроскопическим методам исследования человеческого тела относятся следующие:1)гистотопография — приготовление срезов внутренних органов или частей тела, окрашивание

Слайд 19Плоскости, оси и основные ориентиры в анатомии
Рассмотрение формы и строения

тела человека в анатомии проводят по отношению к его вертикальному

положению. При этом кисти рук развернуты ладонной поверхностью вперед — «анатомическая стойка». В связи с этим для описания частей и областей тела используют такие термины, как «верхний и нижний концы», «передняя (вентральная) и задняя (дорсальная) поверхности», по отношению к полостям — «наружная и внутренняя поверхности».

Оси и плоскости тела человека:
1 — вертикальная ось; 2 — сагиттальная ось; 3 — сагиттальная плоскость; 4 — срединная плоскость; 5 — фронтальная плоскость; 6 — фронтальная ось; 7 — горизонтальная плоскость

Плоскости, оси и основные ориентиры в анатомииРассмотрение формы и строения тела человека в анатомии проводят по отношению

Слайд 20Задания для внеаудиторной тетради и глоссария:
1. Создать таблицу «Основоположники Анатомии

и физиологии человека» или дописать ее в лекционной тетради.
2. Выполнить

рисунок «Оси и плоскости тела человека.
3. Выписать латинские названия изученные на лекции- их перевод.(глоссарий)
Задания для внеаудиторной тетради и глоссария:1. Создать таблицу «Основоположники Анатомии и физиологии человека» или дописать ее в

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика