Слайд 1Введение в специальность
Тема 1 Возникновение инноватики как научного и прикладного
направления профессиональной подготовки
Слайд 2Чего и сколько будет в курсе дисциплины?
Лекций – 8 пар
(16 часов)
Практических занятий – 16 пар (32 часа)
Лабораторных работ –
8 пар (16 часов)
Самостоятельных работ – 3 (реферат, домашнее задание, аналитический отчет)
Тестирование
Экзамен
Мастер-классы от специалистов- практиков
Экскурсии
Слайд 3Как осваиваем дисциплину?
Посещаем лекции
Посещаем практические и лабораторные занятия
Выполняем реферат (до
24 сентября – защита )
Выполняем домашнее задание (до 29 октября
– дедлайн сдачи в письменном виде)
Готовим аналитический отчет по исследованию (до 17 декабря – защита)
Проходим тестирование (24-25 декабря)
Набираем баллы и проценты освоения
Слайд 4Шкала оценивания и критерии оценки на экзамене
«Отлично» – обучающийся глубоко
и прочно усвоил весь программный материал, исчерпывающе, последовательно, грамотно и
логически стройно его излагает, не затрудняется с ответом при видоизменении задания, свободно справляется с задачами и практическими заданиями, правильно обосновывает принятые решения, умеет самостоятельно обобщать и излагать материал, не допуская ошибок.
«Хорошо» – обучающийся твердо знает программный материал, грамотно и по существу излагает его, не допускает существенных неточностей в ответе на вопрос, может правильно применять теоретические положения и владеет необходимыми умениями и навыками при выполнении практических заданий.
«Удовлетворительно» – обучающийся усвоил только основной материал, но не знает отдельных деталей, допускает неточности, недостаточно правильные формулировки, нарушает последовательность в изложении программного материала и испытывает затруднения в выполнении практических заданий.
«Неудовлетворительно» – обучающийся не знает значительной части программного материала, допускает существенные ошибки, с большими затруднениями выполняет практические задания, задачи.
Слайд 5Таблица планирования результатов обучения по дисциплине (БаРС)
Слайд 6Инноватика - это….?
мультидисциплинарная область научного знания возникшая в связи
с растущими потребностями научно-технического и социально-экономического развития индустриальных стран во
второй половине XX века и охватывающая широкий круг вопросов от создания новых знаний до трансформации их в новшества и распространение новшеств; находящихся на стыке ряда областей, в том числе: науки, инженерного проектирования, предпринимательства, экономики, финансов, социологии, организации, производства, информатики, маркетинга, логистики, управления, педагогики
Слайд 7Механизм рождения инноватики как интеграции нескольких направлений знания
Слайд 8Инноватика
спровоцировала развитие техники, системного анализа, теории организации и управления, кибернетики,
новейших информационных и социальных технологий;
интегрировала многие идеи теории модернизации, социально-философских
и культурологических доктрин, социологии, общей и социальной психологии, креатологии, акмеологии.
Слайд 9Инноватика как ускоритель технологического развития
Слайд 11Циклы Кондратьева.
История открытия
В основе инноватики лежит волновая теория русского
экономиста Н.Д. Кондратьева. Исследовав обширный статистический материал, связанный с цикличностью
чередования сменяющихся фаз в промышленном производстве, он установил в 1925 году существование длинных волн или больших циклов конъюнктуры в экономике:
Длинные волны – 40-60 лет
Средние волны – 7-10 лет
Короткие волны – 3- 3,5 года
Слайд 13На базе своих исследований Кондратьев сделал ряд выводов:
Перед началом повышательной
волны каждого большого цикла происходят значительные преобразования в социально-экономических процессах,
которые выражаются в появлении значимых научных открытий, технических изобретений, изменений в сфере производства и обмена.
Периоды подъема циклов конъюнктурных волн сопровождаются, как правило, крупными социальными потрясениями (революции, войны).
Понижательные волны данных циклов связаны с длительной депрессией сельского хозяйства.
Слайд 14Современная периодизация длинных волн
В современной периодизации выделяют 5 длинных волн
Слайд 15Доказательный пример связи социальных потрясений и периода роста длинной волны
Слайд 16Современная периодизация волн Кондратьева
Для периода после промышленной революции обычно выделяются
следующие кондратьевские циклы/волны:
1 цикл - с 1803 до 1841-43 гг.
(отмечены моменты минимумов экономических показателей мировой экономики)
2 цикл - с 1844-51 до 1890-96 гг.
3 цикл - с 1891-96 до 1945-47 гг.
4 цикл - с 1945-47 до 1981-83 гг.
5 цикл - с 1981-83 до ~2018 г. (прогноз)
6 цикл - с ~2018 до ~ 2060 (прогноз).
Слайд 17Прогноз социально-
экономического развития на основе данных по США и России
Слайд 18Структура кондратьевских циклов
Повышательная волна - это период длительного преобладания
высокой хозяйственной конъюнктуры в мировой экономике и ее бурного развития,
сравнительно легкого преодоления кратковременных кризисов.
Понижательная волна - это период длительного преобладания низкой хозяйственной конъюнктуры, когда, несмотря на временные подъемы, доминирует депрессия и вялая деловая активность, а мировая рыночная экономика развивается неустойчиво. В период понижательной волны мировое хозяйство как бы накапливает силы и ресурсы для нового рывка, нового витка эволюции.
Слайд 19Периодизация длинных волн Н. Д. Кондратьева и технологических укладов
Что такое
технологический уклад?
Слайд 20Пример использования теории Кондратьева для прогноза экономического развития на основе
индекса Доу-Джонсона
Слайд 21Технологические уклады в экономике. Циклическая система нововведений по
Н.Д. Кондратьеву
Инновационные
теории объясняют чередование циклов деловой активности сменой технологических укладов в
общественном производстве.
Уклад -установившийся порядок организации какой-либо системы. Для технологического уклада характерно наличие единого технического уровня производительных сил и общего научного потенциала.
http://general-skokov.livejournal.com/24586.html
Слайд 22Сопоставление циклов Кондратьева и технологических укладов
Слайд 23Жизненный цикл технологического уклада составляет примерно 100 лет и включает
несколько фаз
1. Зарождение нового технологического уклада, базирующегося на современных научных
открытиях.
2. Монополия удерживается некоторое время (до 20 лет), в течение которого фирмы-монополисты извлекают максимальную прибыль. В результате ответных действий, предпринимаемых конкурентами, монопольное положение нарушается и возникает третья фаза.
3. Доминирование. Характерен скачок в развитии, которому способствует ускоренный приток капитала в новый технологический уклад. Продолжительность фазы около 50 лет, она связана со структурной перестройкой экономики, обновлением технологических процессов в общественном производстве.
4. Угасание. Доминирование нового уклада в экономике приводит к постепенному устареванию предшествующего уклада.
Слайд 24Аксиома инноватики
Распространение нововведений носит комплексный характер, они принимают в экономике
форму замкнутых воспроизводственных контуров –технологических укладов, в рамках которых используются
совместимые технологии, новые формы и методы управления.
Слайд 25Сущность процесса смены технологических укладов под давлением инноваций
Жизненный цикл технологического
уклада в развитых странах соответствует трем циклам Кондратьева, одновременно в
экономике функционируют три уклада.
Слайд 26Выводы по теории Кондратьева
Технологические изменения вызывают существенную перестройку всей жизни
общества в политике, экономике, управлении, социуме и т.д.
Каждый из сдвигов
в технологиях решает определенные проблемы общества, но тут же порождает новые.
Н.Д. Кондратьевым заложены основы общей теории инноваций, охватывающей не только технологию и экономику, но и социально-политическую сферу, а также раскрывающие механизм взаимодействия инноваций в различных сферах общества.
Слайд 27Циклы деловой активности И. Шумпетера на основе активизации инновационных процессов
Американский
экономист австрийского происхождения Йозеф Шумпетер (1883 - 1950) исследовал проблемы
конъюнктуры, историю экономических учений и экономической системы.
Ему принадлежит концепция экономической динамики и циклов, центральное место в которой отводится предпринимательской функции.
Экономическая динамика основывается на распространении различных нововведений, которые инициируются действующими экономическими агентами.
Слайд 28Основные постулаты теории Шумпетера:
определил экономического агента как предпринимателя, постоянно «вбрасывающего»
в экономику новое и тем самым изменяющего само положение экономического
равновесия;
важнейшую роль в экономическом процессе отводил изменениям и инновациям, приводящим к замене старого новым в процессе свободного творчества;
ввел в широкое пользование понятие «Кондратьевские циклы»;
создал теорию инновационных циклов, в которой длинноволновые колебания определил как одну из форм проявления экономической динамики, порождаемой инновационным процессом.
Слайд 30Шумпетер и настоящее
По Шумпетеру, побудительным мотивом к поиску и внедрению
новых комбинаций является прибыль, которая становится вознаграждением за нововведения. Определяющую
роль здесь играет не конкуренция цен.
Нововведения приводят к нарушению непрерывности, требуют отказа от старого (продукты, формы организации и др.) в пользу непривычного нового и связаны с риском. Старое вытесняется - начинается процесс «созидательного разрушения».
Теория Шумпетера не может объяснить новые экономические явления, порожденные современной динамикой глобализации, когда спад деловой активности может сопровождаться усиливающимся доминированием конкретной страны и внедрением передовых технологий и разработок в серийное производство при сокращении занятости в высокотехнологичных отраслях.
Слайд 31Теория инноваций Герхарда Менша
Немецкий ученый Герхард Менш попытался увязать темпы
экономического роста и цикличность развития экономики с появлением базисных нововведений.
По мнению Г. Менша, когда базисные нововведения исчерпывают свой потенциал, возникает ситуация технологического пата, определяющая застой в экономическом развитии.
ПРОМЫШЛЕННОЕ РАЗВИТИЕ - это переход от одного технологического пата к другому.
Слайд 32Г. Менш предложил классификацию нововведений. Он выделил три крупные группы
- базисные, улучшающие и псевдоинновации.
Базисные инновации разделены на технологические (образуют
новые отрасли и новые рынки) и нетехнологические (изменения в культуре, управлении, общественных услугах).
Процесс движения от одного технологического пата к другому происходит посредством перехода от базисных нововведений к улучшающим и далее к псевдонововведениям.
Слайд 33Г. Менш отмечает, что технологический пат приходится на фазу рецессии
длинной волны. В стадии депрессии экономика оказывается структурно готовой для
перехода к новым базисным нововведениям. Именно на данной стадии образуются кластеры базисных нововведений.
Слайд 35Классификация инноваций предложенная немецкими учеными
"чистые" нововведения-продукты, предназначенные для конечного
потребления;
новые медицинские процедуры, аппараты и лекарства;
новые инвестиционные товары, предназначенные
прежде всего для производства потребительских товаров и услуг;
новые технические устройства и новые материалы, использование которых возможно в производстве как инвестиционных, так и потребительских товаров;
научные инструменты, которые предназначены для лабораторных исследований, но в дальнейшем могут быть использованы и в промышленных целях;
"чистые" нововведения-процессы, которые направлены только на экономию факторов производства.
*задание, какие из перечисленных нововведений развивает Университет ИТМО; в каких областях концентрируется как в прорывных; приведите примеры
Слайд 36Значительное место в теории инновационных процессов занимают концепции, исследующие формирование
технологических систем и диффузии нововведений
(американцы - К. Фримен, Дж.
Кларк и Л. Суйте).
Вводят понятие технологической системы как системы взаимосвязанных семейств технических и социальных нововведений.
В соответствии с воззрениями указанных экономистов темпы экономического роста зависят от формирования, развития и старения технологических систем.
Распространение нововведений рассматривается как механизм развития технологической системы, а темпы такого распространения связываются с рыночным механизмом, наличием соответствующих условий и стимулирования.
Слайд 37Подведем итог
В современной экономической теории и теории инноватики чередование
деловых циклов связывается со сменой технологических укладов в общественном производстве.
Уклад - обустройство, установившийся порядок чего-либо.
Технологический уклад характеризуется единым техническим уровнем составляющих его производств, связанных потоками качественно однородных ресурсов, опирающихся на общие ресурсы квалифицированной рабочей силы, общий научно-технический потенциал и др.
Слайд 38Технологические уклады экономики России
* Задание – мозговой штурм – уточнения
сроков формирования нового технологического уклада и его компонентов
Слайд 39Инновация (нововведение)
Иннова́ция, нововведение (англ. innovation) — это внедрённое новшество, обеспечивающее качественный
рост эффективности процессов или продукции, востребованное рынком. Является конечным результатом
интеллектуальной деятельности человека, его фантазии, творческого процесса, открытий, изобретений и рационализации. Примером инновации является выведение на рынок продукции (товаров и услуг) с новыми потребительскими свойствами или качественным повышением эффективности производственных систем.
Иннова́ция — введённый в употребление новый или значительно улучшенный продукт (товар, услуга) или процесс, новый метод продаж или новый организационный метод в деловой практике, организации рабочих мест или во внешних связях[1].
Слайд 4013 мужчин, которые изменили мир (Ландрам Джин Н. 1997)
*дома
составить таблицу 13 женщин, которые изменили мир
Слайд 41Инновация (продукт или технология) развивается на основе теории жизненного цикла
Жизненный
цикл продукта - ??????
Слайд 42Жизненный цикл продукта и технологии
Слайд 44Таким образом,
теория инноватики и ее современные концепции включают в себя
знания о деловых циклах, технологических укладах, инновационных процессах и понятия
о жизненных циклах продукции, и технологиях производства
понятие «инноватика» значительно шире и глубже по своему содержанию в сравнении с термином «инновация»
Слайд 45Инноватика как область профессиональной деятельности
Областью профессиональной деятельности выпускника является инновационное развитие
страны, региона, территории, отрасли и отдельных организаций, включая:
инновационные преобразования в
управлении технологическими процессами;
управление и нормативно-правовое обеспечение инновационной деятельности;
инфраструктура нововведений и технологических процессов;
инновационное предпринимательство;
экономика и финансовое обеспечение инновационной деятельности;
маркетинг в инновационной сфере;
развитие и реализация технологий нововведений;
развитие инноватики как области научно-технической деятельности.
Слайд 46Объектами профессиональной деятельности выпускника являются:
инновационные проекты создания конкурентоспособных производств товаров и
услуг на основе инноваций;
инновационные проекты реинжиниринга технологических и бизнес-процессов;
научно-техническое инновационное
развитие организаций государственного сектора и бизнеса;
проекты инновационного развития промышленных объектов и технологических процессов;
аппаратно-программное обеспечение всех фаз управления инновационными проектами в управлении технологическими процессами;
теоретические основы инноватики, развитие инноватики как науки и области научно-технической деятельности;
инновационные технологии обучения.