Слайд 1Введение в специальность
«Государственное и муниципальное управление»
Слайд 2«Найти свою дорогу, узнать свое место – в этом всё
для человека, это для него значит сделаться самим собой»
В.
Г. Белинский
Профессия (от лат. professio – «объявляю своим делом» – официально указанное занятие) – это род трудовой деятельности человека, владеющего комплексом специальных теоретических знаний и практических навыков, приобретённых в рамках подготовки и непосредственно на рабочем месте
Слайд 3Бакалавриат, согласно Федеральному закону «О высшем и послевузовском профессиональном образовании»,
является одним из уровней высшего образования в РФ, и диплом
бакалавра свидетельствует о наличии у имеющего его лица высшего профессионального образования. Таким образом, такое лицо может быть допущено к защите диссертации.
«В России работают по специальности, записанной в дипломе: 1,4% – математики и статистики; 10,2% – специалисты в области биологических и сельскохозяйственных наук; 24,6% – специалисты в области общественных наук; 31,9% – инженеры и архитекторы; 42,2% – специалисты по экономической деятельности и кадрам; 52,6% – специалисты в области права; 54,7% – специалисты по компьютерам»
/РАН, 2012 г., журнал «Русский репортер»/
Слайд 4О чём мечтают россияне?
- жить в достатке – 40%;
-иметь хорошее
здоровье – 33%;
- жить в более справедливом и разумно устроенном
обществе – 33%;
- иметь хороших детей – 23%;
- иметь свою отдельную квартиру, дом – 21%;
- жить интересно, реализовать себя – 18%;
- иметь хорошую семью – 17%;
- открыть собственное дело – 15%;
- получить хорошее образование – 12%;
- быть полезным обществу – 11%;
- устроиться на хорошую работу – 7%.
Данные Российской академии наук 2012 года, журнал «Профиль»
Слайд 5«Есть в характере любого менеджера, каким бы способным он ни
был, фраза, которую я не терплю. Вот она: «У меня
не ладятся отношения с людьми». Это убийственная для менеджера характеристика»
Ли Якокка, президент Форд Моторс,
признанный авторитет в области
воздействия власти на социум
Управление выделилось в самостоятельный вид деятельности в конце XIX в., когда американское движение «научный менеджмент» (лидер - Фредерик Уинслоу Тейлор) обосновало необходимость введения этой категории. Ученик Ф.У. Тейлора – американский инженер Генри Лоуренс Ганнт – доказал, что временное частное право на управление, передаваемое по наследству, не является эффективным и оправданным.
Сегодня эта профессия превратилась в сложный вид деятельности в системах, управляющих коллективами людей (органами государственного и муниципального управления, предприятием, культурным учреждением)
Слайд 6Кто же такой менеджер?
«Это человек, имеющий лучшие качества многих специальностей.
Менеджер обладает хорошими знаниями в области экономики, социологии, психологии, права.
Он свободно пользуется компьютером и умеет с помощью него своевременно находить нужную информацию и решать проблемы. Менеджер – это человек, обладающий активностью предпринимателя, мудростью педагога, ответственностью врача, конструктивностью инженера, пытливостью исследователя, логикой юриста. Именно эти его качества позволяют ему делать события случившимися, т.е. принимать такие решения, которые отражают интересы человека и общества, определяют их развитие. В этих его качествах суть и особенность специальности «Менеджмент».
Профессор Э.М. Коротков
Слайд 7Менеджеру необходимы профессиональные знания о:
• власти, политике и обществе;
• нормах
права и системе правозащиты;
• процессах организации производств, технологиях, инновациях;
• системах
контроля и учёта ресурсов производства;
• финансах;
• психологии людей и формах организационного поведения;
• бюрократии, делопроизводстве и технике работы с информацией.
(трансформируются в ФГОС в т.н. «профессиональные компетенции – ПК»)
Большое значение имеют убеждения и этические ценности менеджера как личности:
• способность к достижению поставленных целей;
• готовность принимать на себя ответственность;
• способность выступать в роли мудрого советчика, эксперта и/или консультанта;
• вера в свое дело;
• вера в лучшие качества человека;
• способность чувствовать себя уверенно в любых взаимоотношениях и ситуациях;
• хорошая выдержка;
• крепкие нервы и целенаправленность;
• дружеское, приветливое, но решительное обращение с людьми.
(трансформируются в ФГОС в т.н. «общекультурные компетенции – ОК»)
Слайд 8Профпригодность менеджера определяется по его морально-психологическим качествам. Публичное управление –
не просто работа, а служба.
Служение государству, народу всегда понималось как
особая миссия:
«Не должно приступать к общественным делам в надежде на обогащение и наживу». Люди, которые преследуют цель обогащения, вынуждены «ходить в рабах у тех, над кем они думали властвовать»
Плутарх
«Служить земле своей, а не себе, помня ежеминутно, что взял он своё место для счастья других, а не своего». «На всяком месте можно сделать много добра»
Н. В. Гоголь
«Государственный человек более других сограждан должен быть одушевлен, движим и руководствован любовью к Отечеству. Он должен любовью к Отечеству жить, вливать её в своих подчиненных и быть примером в ней всему государству»
Гаврила Державин
Слайд 9Обучающемуся по направлению «Государственное и муниципальное управление» необходимо готовиться к
следующим видам профессиональной деятельности:
1. организационно-управленческая;
2. информационно-методическая;
3. коммуникативная;
4. проектная;
5. вспомогательно-технологическая (исполнительская).
Слайд 10«Причина того, что трудно управлять народом, заключается в том, что
народ просвещается, и в нём много умных»
Лао-Цзы, древнекитайский философ
Управление как
наука - система упорядоченных знаний в виде концепций, теорий, принципов, способов и форм управления
Управление как искусство - способность эффективно применять данные науки управления в конкретной ситуации
Управление как функция - целенаправленное информационное воздействия на людей и экономические объекты, осуществляемого с целью направить их действия и получить желаемые результаты
Управление как процесс – совокупность управленческих действий, которые обеспечивают достижение поставленных целей путем преобразования ресурсов на «входе» в продукцию на «выходе».
Управление как аппарат – совокупность структур и людей, обеспечивающих использование и координацию всех ресурсов социальных систем для достижения их целей.
Слайд 11«Пока люди живут без общей власти, они находятся в состоянии
войны всех против всех»
Томас Гоббс
Современная наука понимает власть, как минимум,
в
четырёх смыслах:
1. Способность, право или возможность распоряжаться кем- либо, чем-либо; оказывать решающее воздействие на судьбы, поведение и деятельность людей с помощью различного рода средств – права, авторитета, воли, убеждения, принуждения
2. Политическое господство над людьми
3. Система органов управления, что близко к понятию политической системы или системы управления обществом
4. Лица, органы, наделённые соответствующими административными полномочиями. Более узкое понятие по отношению к политической системе, поскольку не включает негосударственные структуры: общественные организации и объединения, часто – Церковь, СМИ
Слайд 12«Влияние меньшинства, находящегося наверху, намного превышает влияние масс, находящихся внизу»
Американский институционалист Дэвид Роткопф
Специфический признак власти – доминирование властной воли.
По широко распространенным представлениям на Западе, суть власти выражается такой формулой: «А имеет власть над Б, если А определяет поведение Б». Т.е. власть - возможность и способность заставить другого (других) реализовывать собственную волю, волю меньшинства
«Общество в любом своем состоянии есть благо, правительство же самое лучшее – есть лишь необходимое зло, а в худшем случае – зло нестерпимое».
Американский писатель, философ, публицист Томас Пейн
Слайд 13Классификация типов и видов власти
Слайд 14«Из десяти политических решений, которые должен принять человек, на каком
бы месте он ни находился, девять будут ему всегда предписаны
обстоятельствами. И чем выше его пост, тем ограниченнее его свобода выбора»
Немецкий писатель и драматург Лион Фейхтвангер
Слайд 15Государство
Государство – основной политический институт общества, который распространяет свою власть
на всех граждан и территорию страны, располагая для этого аппаратом
публичной власти, суверенитетом и призванный обеспечить реализацию и согласование интересов и потребностей граждан, социальных групп и слоев
Слайд 16Государство
Основные признаки государства:
- Народ как этническая общность, проживающая на определенной
территории;
- Территория как пространственная среда,
с которой исторически связан народ, нация;
-
Публичная власть, то есть система органов и институтов, призванная обеспечить совместное экономическое, социальное и духовное бытие людей.
Слайд 17Государство
Государственный аппарат – комплекс специальных органов и учреждений, наделенных властными
полномочиями и располагающих материально-техническими и правовыми возможностями для решения задач
управления обществом и защиты его основных интересов.
Государственный аппарат включает в себя:
– представительные (законодательные) органы;
– исполнительно-распорядительные органы;
– судебную систему и контрольно-надзорные инстанции;
– вооруженные силы;
– органы охраны правопорядка, безопасности и разведки;
– другие органы, необходимые государству для выполнения своих функций.
Слайд 18Государство
Основу государственного аппарата составляют его служащие, обладающие высокой компетенцией, профессионализмом,
честностью, порядочностью, образцово выполняющие функциональные обязанности
Слайд 19Профили подготовки
по направлению «Государственное и муниципальное управление»
1. Государственная и муниципальная
служба
2. Управление в сфере межрегиональных и межгосударственных связей
3.
Региональное управление
4. Информационно-документационное обеспечение деятельности органов
государственной власти и местного самоуправления
5. Государственное и муниципальное управление в социальной сфере
6. Муниципальное управление
7. Государственные и муниципальные финансы
8. Управление государственной и муниципальной собственностью
9. Управление городским (муниципальным) хозяйством
10. Коммуникации в государственном и муниципальном управлении
11. Антикризисное государственное и муниципальное управление
Слайд 20Объекты и виды деятельности
Объекты профессиональной деятельности выпускника:
- федеральные государственные органы, органы
власти субъектов РФ;
- органы местного самоуправления;
- государственные и муниципальные учреждения, предприятия и
бюджетные организации;
- институты гражданского общества;
- общественные организации;
- некоммерческие организации;
- международные организации и международные органы управления;
- научно-исследовательские и образовательные организации и учреждения.
Слайд 21Объекты и виды деятельности
Виды профессиональной деятельности выпускника:
- организационно-управленческая;
- информационно-методическая;
- коммуникативная;
- проектная;
- вспомогательно-технологическая (исполнительская).
Слайд 22Задачи профессиональной деятельности
Задачи профессиональной деятельности выпускника
организационно-управленческая деятельность:
организация исполнения полномочий органов
государственной власти и местного самоуправления;
участие в разработке и реализации управленческих
решений, в том числе правовых актов, направленных на исполнение полномочий;
участие в процессах бюджетного планирования и оценки эффективности бюджетных расходов;
участие в контроле качества управленческих решений и осуществления административных процессов;
организация взаимодействия с внешними организациями и учреждениями, гражданами и др.
Слайд 23Задачи профессиональной деятельности
Задачи профессиональной деятельности выпускника
информационно-методическая деятельность:
документационное обеспечение деятельности должностных
лиц и государственных и муниципальных предприятий, научно-исследовательских и образовательных организаций
ГМУ, политических партий, некоммерческих организаций;
участие в создании и актуализации информационных баз данных для принятия управленческих решений;
информационно-методическая поддержка и сопровождение управленческих решений;
подготовка информационно-методических материалов;
защита служебной и конфиденциальной информации, обеспечение открытого доступа граждан к информации
Слайд 24Задачи профессиональной деятельности
Задачи профессиональной деятельности выпускника
коммуникативная деятельность:
участие в организации взаимодействия
между соответствующими органами и организациями с институтами гражданского общества, СМИ,
гражданами;
участие в разрешении конфликтов в соответствующих органах и организациях;
участие в обеспечении связей с общественностью соответствующих органов и организаций; содействие развитию механизмов общественного участия в принятии и реализации управленческих решений;
поддержка формирования и продвижения имиджа государственной и муниципальной службы, страны и территории на основе современных коммуникативных технологий
Слайд 25Задачи профессиональной деятельности
Задачи профессиональной деятельности выпускника
проектная деятельность:
участие в разработке и
реализация проектов в области государственного и муниципального управления;
участие в проектировании
организационных систем;
оценка результатов проектной деятельности
Слайд 26Задачи профессиональной деятельности
Задачи профессиональной деятельности выпускника
вспомогательно-технологическая (исполнительская) деятельность:
ведение делопроизводства и
документооборота в органах власти и управления, др. организациях;
технологическое обеспечение служебной
деятельности специалистов (по категориям и группам должностей федеральной государственной гражданской и государственной гражданской и муниципальной службы);
вспомогательное обеспечение исполнения основных функций и административных регламентов.
Слайд 27Публичная власть
Наличие власти вызвано объективной потребностью в регуляции социальных отношений.
Современный социум все больше фрагментируется, социальные связи распадаются. В современных
условиях принято деление интересов на частные и публичные. Для существования общества как целостной системы суммы частных интересов недостаточно. Коллективные потребности формируют особую группу интересов - общественные интересы (не путем механического сложения и "наложения" одних интересов на другие, а путем их "примирения").
Слайд 28Публичная власть
Публичный интерес - это общественный интерес, обеспеченный правом и
признанный государством; он не всегда совпадает с общественным.
Публичные интересы
могут не совпадать с общественными. Публичная власть призвана реализовывать именно публичные интересы общества. Она выступает как обобщающая, когнитивная и социально-нормативная категория, отражающая ее отличие от власти личной, индивидуальной, корпоративной.
Слайд 29Власть
Признаки публичной власти:
1) реализует публичные интересы;
2) характеризуется территориальным принципом организации;
3)
носит безличный характер;
4) легальна
5) обладает универсальностью;
6) отличается комплексным характером
осуществляемой деятельности;
7) институционализирована;
8) монопольно осуществляет нормотворческую деятельность;
9) выполняет роль арбитра;
10) соответствует господствующим в обществе ценностям.
Слайд 30Власть
Признаки государственной власти:
1) обладание правом применять легализованное насилие в масштабах
всего общества;
2) верховенство;
3) суверенность;
4) возможность органов государственной власти
устанавливать общеобязательные налоги и сборы, делегировать данное право иным органам, например, органам МСУ;
5) преимущественное право нормотворчества, по сравнению с другими видами публичной власти.
Слайд 31Власть
Государственная власть - верховная суверенная власть государственно-организованного народа, которая реализуется
посредством государственных органов, институтов непосредственного народовластия и обладает монопольным правом
применять легализованное насилие (правовое принуждение) в масштабах всего общества.
Особым видом публичной власти является муниципальная власть, непосредственным источником которой является население муниципального образования; ее наличие обусловлено потребностями управления определенной территорией в интересах населения с учетом ее исторических и культурных особенностей.
Слайд 32Власть
Государственная власть - верховная суверенная власть государственно-организованного народа, которая реализуется
посредством государственных органов, институтов непосредственного народовластия и обладает монопольным правом
применять легализованное насилие (правовое принуждение) в масштабах всего общества.