Слайд 1ВВП и Международные экономические отношения
Занятие 11
Слайд 2ВВП – Валовый внутренний продукт –
макроэкономический показатель, отражающий рыночную
стоимость всех конечных товаров и услуг (то есть предназначенных для
непосредственного употребления), произведённых за год во всех отраслях экономики на территории государства для потребления, экспорта и накопления, вне зависимости от национальной принадлежности использованных факторов производства
Слайд 3Номинальный ВВП – измеренный в текущих ценах
Реальный ВВП – измеренный
в сопоставимых ценах
Слайд 4Экономический рост – устойчивое увеличение ВВП. Измеряется в процентах роста
реального ВВП.
Слайд 5Факторы экономического роста
Количество и качество природных ресурсов
Трудовые ресурсы
Капитал
Технический прогресс
Инвестиции
Слайд 6Достижение экономического роста возможно двумя путями:
экстенсивный путь - увеличение ВВП
за счет расширения масштабов использования ресурсов (в производство вовлекаются имеющиеся
в стране , но еще неиспользованные ресурсы) ;
интенсивный путь - увеличение ВВП за счет качественного улучшения факторов производства и повышения их эффективности
Слайд 7Факторы интенсивного экономического роста
Научно-технический прогресс
Экономия на масштабе
Повышение квалификации работников
Разделение труда
Перераспределение
ресурсов
Слайд 8Экономический цикл - это периодические колебания уровней занятости , производства
и инфляции – период цикличности деловой активности
Слайд 10Подъем – оживление
Пик – кризис
Спад – рецессия
Дно – депрессия
Периодичность 7-11
Первый
описанный кризис 1803-1804 гг
Слайд 11Можно разбить на подфазы
фаза оживления (подфазы старта и ускорения);
фаза
подъема, или процветания (подфазы роста и перегрева, или бума);
фаза
рецессии (подфазы краха/острого кризиса и спада);
фаза депрессии, или застоя (подфазы стабилизации и сдвига)
Слайд 12Циклы Жюгляра
1804 - 1803 - -
1810 - 1810 -
-
1813 - 1815 - 1814
1818 - 1818 -
1818
1826 - 1826 - 1826
1830 - 1830 - 1830
1836 - 1837 - 1837
1839 - 1839 - 1839
1847 - 1847 - 1848
1857 - 1857 - 1857
Слайд 13Циклы Кондратьева
Длинные волны, К-циклы…
Долгосрочные колебания экономической активности, периодичностью 40-60 лет
Циклы состоят из чередующихся фаз относительно высоких и относительно низких
темпов экономического роста
Слайд 14Николай Дмитриевич Кондратьев
1892-1938
«Большие циклы конъюнктуры и теория предвиденья»
…войны и
революции возникают на почве реальных, и прежде всего экономических условий…
на почве повышения темпа и напряжения конъюнктуры экономической жизни, обострения экономической конкуренции за рынки и сырье… Социальные потрясения возникают легче всего именно в период бурного натиска новых экономических сил
Слайд 151 цикл — с 1803 до 1841-43 гг.
2 цикл — с
1844-51 до 1890-96 гг.
3 цикл — с 1891-96 до 1945-47
гг.
4 цикл — с 1945-47 до 1981-83 гг.
5 цикл — с 1981-83 до ~2018 г. (прогноз)
6 цикл — с ~2018 до ~ 2060 (прогноз)
Слайд 16Длинные волны и технологические уклады
1-й цикл — текстильные фабрики, промышленное использование
каменного угля.
2-й цикл — угледобыча и черная металлургия, железнодорожное строительство, паровой
двигатель.
3-й цикл — тяжелое машиностроение, электроэнергетика, неорганическая химия, производство стали и электрических двигателей.
4-й цикл — производство автомобилей и других машин, химической промышленности, нефтепереработки и двигателей внутреннего сгорания, массовое производство.
5-й цикл — развитие электроники, робототехники, вычислительной, лазерной и телекоммуникационной техники.
6-й цикл — возможно, конвергенция нано-, био-, информационных и когнитивных технологий
Слайд 17Мировая экономика – это совокупность отношений между странами, которая включает
в себя международную торговлю, международное движение факторов производства и научно-технический
обмен
Слайд 18Страны мира
Развитые
Развивающиеся
Страны с переходной экономикой
Слайд 19Открытая экономика – вовлеченная в мировые хозяйственные связи;
Закрытая экономика (АВТАРКИЯ)
– изолированная от остального мира
Слайд 20Заграница может участвовать в экономическом процессе в разном качестве
Можно
покупать и продавать товары, услуги или сырье. Такой вид внешнеэкономической
деятельности называется международная торговля.
Продажа товаров/услуг за границу называется экспортом. Покупка иностранных товаров/услуг – импортом.
Мобильные факторы производства – труд и капитал, тоже могут быть куплены за границей или проданы за границу
Слайд 21Международная торговля
Каждая из стран имеет собственную денежную систему, свою валюту.
Поэтому их надо привести к соответствию.
Часто страны устанавливают в
отношения друг с другом ограничения, которых не бывает внутри стран.
Слайд 22Международное разделение труда (МРТ) - это устойчивое производство товаров и
услуг в отдельных странах сверх внутренних потребностей в расчете на
международный рынок.
Мировой рынок - это совокупность рыночных отношений между странам и на основе международного разделения труда.
Слайд 23Абсолютное преимущество
Страна обладает абсолютным преимуществом в производстве товара Х,
если производит его дешевле. Производить дешевле – значит с меньшими
затратами ресурсов. Причиной возникновения относительного преимущества могут быть различные климатические условия, различный уровень технологий, различный уровень квалификации рабочей силы.
Слайд 24Сравнительное (относительное) преимущество
Будем говорить, что страна обладает сравнительным преимуществом
в производстве товара Х, если альтернативная стоимость его производства меньше.
Это означает, что перемещая ресурсы для производство дополнительной единицы товара Х страна жертвует меньшим количеством других товаров, чем все остальные.
Слайд 25Внешнеэкономическая политика государства
Свободная торговля – политика государства, направленная на
отмену ограничений во внешней торговли
Протекционизм – политика государства, направленная на
защиту отечественного производителя от внешних конкурентов
Слайд 26Виды протекционизма
селективный - направлен против отдельных стран или отдельных товаров;
отраслевой
- защищает отдельные отрасли, часто сельское хозяйство или машиностроение;
коллективный -
проводится объединениями стран в отношении других стран, не входящих в них;
скрытый – проводится с помощью методов внутренней экономической политики.
Слайд 27Существуют следующие протекционистские ограничения
Тарифные – импортные пошлины – налоги
на ввоз товаров
Нетарифные:
Квоты
Лицензии
Сертификация
Слайд 28демпинг – продажа продукции на внешнем рынке ниже издержек производства.
Цель такой акции – разорить всех конкурентов и остаться монополистом
на рынке данной продукции. Демпинг запрещен Международными соглашениями.
Слайд 29Международная миграция труда
Переезд в другую страну для постоянной или временной
работы
Слайд 30Последствия для страны «донора» (откуда эмигрируют)
Потеря трудоспособного экономически-активного населения, возможно,
получившего образование за счет государства
Снижение напряженности на рынке труда
Приток денежных
средств из-за границы, за счет того, что мигрант перечисляет часть заработанных денег на Родину.
Слайд 31Последствие для страны «реципиента»
Получение дешевой рабочей силы
Использование рабочей силы, которая
обучалась в другом месте (экономия на образовании)
Рост напряжения на рынке
труда и снижение зарплат
Возможные межнациональные конфликты, отсутствие взаимопонимания и пр.
Отток денег за рубеж
Слайд 33Международное движение капитала
Переток денежных средств из страны в страну.
Прямые инвестиции
– покупка предприятий за границей
Портфельные инвестиции – покупка финансовых инструментов
(в том числе акций) на иностранных рынках с целью спекуляции.
Слайд 34Международная экономическая интеграция
Преференционные соглашения (АТЭС, ШОС…)
Зона свободной торговли (НАФТА)
Таможенный союз
(МЕРКОСУР, Р-Б-К)
Общий рынок
Экономический союз (ЕС)
Слайд 35Валюта, валютный курс
Валюта – денежная единица в международном обороте
Валютный курс
– стоимость денежной единицы одной страны в денежных единицах другой
Валютный
курс м.б. фиксированный и плавающий.
При плавающем ВК м.б. -режим свободного плаванья, -режим управляемого плаванья.
Слайд 36Факторы, влияющие на ВК
Все, что увеличивает спрос на валюту, ведет
к росту ВК,
Все, что снижает спрос на валюту, ведет
к падению ВК.
Теория паритета покупательной способности – в разных странах одни и те же товары должны стоить одинакого.
Слайд 37ВВП на душу населения в долларах (2017)
Люксембург 108004.9
Швейцария 79347.76
Норвегия
72046.29
7. США 58952.03
70. Мексика 8958.5
71. Китай 8833.28
72. Россия 8664.06
77. Бразилия
7495.07
79. Казахстан 7418.45