Слайд 2Процесс выбора профессии не так прост.
Для правильного, адекватного выбора
выпускнику школы приходиться проделать большую внутреннюю работу:
необходимо проанализировать свои
ресурсы (интересы, способности, особенности личности);
узнать и принять требования избираемой профессии;
осознать потенциальные несоответствия личностных особенностей и специфики профессии и оценить возможность коррекции этих несоответствий.
Слайд 3КЛАССИФИКАЦИЯ ПРОФЕССИЙ
Человек-природа
Это люди, которым очень нравится изучать, ухаживать за растениями,
животными, кормить их, лечить. Это врачи-ветеринары, агрономы, зоотехники и т.д.
Слайд 4КЛАССИФИКАЦИЯ ПРОФЕССИЙ
Человек-техника
Люди, которые готовы работать с машинами,с техникой днями и
ночами, ремонтировать, собирать, налаживать их работу. Это водители, каменщики, инженеры
и т.д.
Слайд 5КЛАССИФИКАЦИЯ ПРОФЕССИЙ
Человек-человек
Люди, которые постоянно разговаривают друг с другом, лечат людей,
обучают, воспитывают, продают друг другу товары, защищают права людей. Это
врачи, учителя, юристы, продавцы и т.д.
Слайд 6КЛАССИФИКАЦИЯ ПРОФЕССИЙ
Человек-знаковая система
Все что-то чертят, составляют таблицы, высчитывают, делают
измерения, работают с формулами, чертежами, картами, схемами. Это – переводчики,
экономисты, программисты, бухгалтеры, кассиры, химики и т.д.
Слайд 7КЛАССИФИКАЦИЯ ПРОФЕССИЙ
Человек-художественный образ
Люди что-то создают, моделируют, делают по образцу, занимаются
музыкой, изобразительной, актерской деятельностью. Это актеры, музыканты, художники, модельеры.
Слайд 8Поиск работы начинается с выбора профессии.
Если вы ещё не выбрали
профессию, то для начала отпустите своё воображение на волю, дайте
ему полную свободу и после этого поразмышляйте о своём будущем, отвечая на следующие вопросы:
Что больше всего на свете я люблю делать:
думать и размышлять? ощущать и наблюдать?
чувствовать? мастерить?
Где и в каких условиях я хотел бы жить?
Какую работу я хотел бы иметь?
Хотел бы иметь семью и если да, то какую?
Каким я себя вижу через 5, 10, 20, 30 лет?
Что бы я хотел оставить после себя:
дети, книги, дома, социальные преобразования или что-то ещё?
Слайд 9Разобравшись со своими желаниями, подумайте над тем, что надо сделать
для осуществления этих целей:
Какие промежуточные дистанции надо пройти?
Какие знания приобрести?
Где
взять нужные средства?
Где взять нужную информацию?
Убедитесь, что ваша профессия – это то, что нужно для вас.
Прежде всего, неплохо выяснить, почему вы хотите выбирать ту или иную профессию, какие требования к ней предъявляете:
Вы хотите, чтобы ваша профессия была престижной, пользовалась признанием в обществе?
Вы хотите приобрести любую профессию, лишь бы она хорошо оплачивалась?
Вам хочется, чтобы ваша профессия была интересной?
Слайд 10 Вы ищете профессию, которая характеризовалась бы хорошими условиями труда?
Вы выбираете профессию, которую легче приобрести?
Вы собираетесь связать свою
судьбу с профессией по совету или примеру других людей?
Кроме этого, вам необходимо определить свои профессионально важные качества и профессиональные предпочтения.
Слайд 11 Выбор профессии
Маршруты успеха
Как правильно выбрать себе профессию?
Во-первых, необходимо определить
свои профессиональные интересы и склонности. Кратко это называется словом «ХОЧУ».
Во-вторых,
оценить, каковы ваши профессионально важные качества: здоровье, квалификация и способности, которые определяют вашу профессиональную пригодность и возможности. Необходимо ответить на вопрос, какое у вас «МОГУ» .
В-третьих, узнать, какие профессии пользуются спросом у работодателей на рынке труда, по каким профессиям можно найти себе работу. Иначе говоря, определить, каково сегодня «НАДО».
Слайд 12В том случае, если вы сумеете совместить «Хочу», «Могу» и
«Надо», то ваш профессиональный выбор будет удачным. Ваша задача заключается
в том, чтобы найти профессию, которая:
Интересна и привлекательна для вас;
Соответствует вашим способностям;
Пользуется спросом на рынке труда.
Кроме того при выборе профессии важно обратиться к профессиограмме.
Профессиограмма составляется на основе анализа содержания профессиональной деятельности и включает в себя общую характеристику профессии и требования, которые профессия предъявляет к человеку.
Слайд 13ПОСЛЕ 11 КЛАССА
ВАМ ДОСТУПНЫ
3 УРОВНЯ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ВЫБОР ПРОФЕССИИ
Слайд 14УРОВНИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ:
НАЧАЛЬНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ
СРЕДНЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ
ВЫСШЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ
ВЫБОР ПРОФЕССИИ
Слайд 15Мини-тест «Кто Вы?»
Перед вами пять геометрических фигур (квадрат, треугольник, прямоугольник,
круг, зигзаг). Выберите ту из них, в отношении которой вы
можете сказать: "Вот фигура, символизирующая меня!". Постарайтесь почувствовать ее, сопоставить ее с собой. Если вы испытываете затруднения с выбором фигуры, выберите ту, которая больше всего привлекает вас. Не пытайтесь как-то анализировать характеристики фигур - просто доверьтесь своей интуиции.
Слайд 16Мини-тест «Кто Вы?» (продолжение)
Примерные профессии, соответствующие выбранной фигуре
КВАДРАТ
Налоговый инспектор
Нотариус
Бухгалтер
Электрогазосварщик
Швея
Водитель
Программист
Каменщик
Кондитер
Секретарь-референт
Социальный работник
и др.
ПРЯМОУГОЛЬНИК
Эколог
Страховой агент
Машинист
Водитель
Все профессии, связанные с природой и др.
ТРЕУГОЛЬНИК
Шеф-повар
Брокер
Биржевой
маклер
Коммерческий агент
Маркетолог
Коммерческий директор
Психолог
Учитель
Юрисконсульт
Менеджер и др.
Слайд 17Мини-тест «Кто Вы?» (продолжение)
Примерные профессии, соответствующие выбранной фигуре
КРУГ
ОФИЦИАНТ-БАРМЕН
МЕДСЕСТРА
МАНИКЮРША
ВОСПИТАТЕЛЬ ДЕТСАДА
АДМИНИСТРАТОР ГОСТИНИЧНОГО
ХОЗЯЙСТВА
ГУВЕРНЕР
ПРОДАВЕЦ
УЧИТЕЛЬ
ФОТОГРАФ
СЕКРЕТАРЬ-РЕФЕРЕНТ
ПСИХОЛОГ
СОЦИАЛЬНЫЙ РАБОТНИК
СТРАХОВОЙ
АГЕНТ и др.
ЗИГЗАГ
штукатур-маляр
Шеф-повар
Кондитер
Плотник
Каменщик
Программист
Маркетолог
Парикмахер
Художник
Дизайнер
Менеджер
Актер
Музыкант
Архитектор
Психолог
Слайд 18Некоторые размышления по поводу профессионального самоопределения (заметки мудрого человека)
Если ты
выбираешь профессию, которая нравится тебе и только тебе, то не
ожидай, что она понравится кому-то еще. Замечательно, если это случится. Но если этого не произойдет, то это не беда. Мир не виноват в том, что ты счел необходимым заинтересовать его своей персоной и своим профессиональным выбором.
Если ты все еще не нашел (-а) свою идеальную профессию, то тебе лучше учиться неидеальной, чем не учиться вовсе.
Если ты не нашел (-а) подходящего места работы, то можно начать с того, где не очень подходящее место, чем не работать вовсе.
Один год реальной работы даст тебе больше умения и опыта, чем два года обучения тому, как работать правильно.
Один год любого обучения приносит больше пользы, чем два года размышлений о том, где учиться лучше всего.