Слайд 1Санкт-Петербургское государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Политехнический колледж городского хозяйства»
ОБЪЕКТ И СУБЪЕКТ
СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ
Преподаватель: ОП.01 « Теория и
методика
социальной работы» Соболева М.П.
Слайд 2ОБЪЕКТ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ
Объект социальной работы – человек, социальная группа
или иная общность, нуждающиеся в решении социальных проблем, социальной помощи
и поддержке посредством практики социальной работы.
Отличительной чертой объектов социальной работы является наличие трудной жизненной ситуации.
Слайд 3
Трудная жизненная ситуация – , объективно нарушающая социальные связи человека
с его окружением и условия нормальной жизнедеятельности и субъективно воспринимаемая
им как «сложная», вызывающая потребность в поддержке и помощи социальных служб.
Слайд 4инвалидность (нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями,
последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности);
– неспособность
к самообслуживанию в связи с преклонным возрастом, болезнью (ограничение возможностей передвижения, невозможность выполнять бытовые и гигиенические процедуры);
– сиротство (утрата лицами в возрасте до 18 лет, родителей вследствие смерти);
– безнадзорность (неисполнение родителями своих функций надзора и воспитания ребенка и угроза полного разрыва ребенка и семьи);
– малообеспеченностъ (недостаточность материального ресурса как средства удовлетворения витальных и социальных потребностей);
– безработица (проблема трудоспособных граждан, по тем или иным причинам не участвующих в производственной деятельности, не имеющих работы и заработка (дохода), готовых приступить к работе);
– отсутствие определенного места жительства (фактические отсутствие социально приемлемого жилья, недостаточность материальных возможностей, нарушением человеческого «микромира», что проявляется в скитаниях, бродяжничестве, отсутствии определенных занятий);
– конфликты и жестокое обращение в семье (столкновение супругов, детей и родителей, вызванные трудно разрешимыми противоречиями, связанные с противоборством и острыми эмоциональными переживаниями;
– физическое, психическое (эмоциональное) и сексуальное (половое) насилие;
– одиночество (субъективное состояние показывающее раскол сети отношений и связей внутреннего мира личности).
Слайд 5КЛАССИФИКАЦИЯ ОБЪЕКТОВ С УЧЕТОМ ПРИОРИТЕТНОСТИ:
состояние здоровья, которое не позволяет
самостоятельно решать жизненные проблемы: это следующие группы населения: инвалиды (как
взрослые, так и дети), лица, подвергшиеся радиационному воздействию, семьи, в которых имеются дети-инвалиды, взрослые и дети, имеющие психологические затруднения, испытывающие психологические стрессы, склонные к суицидальным попыткам;
Слайд 6служба и труд в экстремальных социальных условиях:
к этой группе лиц
относятся участники Великой Отечественной войны и приравненные к ним лица,
труженики тыла во время Великой Отечественной войны (чья жизненная ситуация усугубляется преклонным возрастом и состоянием здоровья), вдовы и матери военнослужащих, погибших во время Великой Отечественной войны и в мирное время, бывшие несовершеннолетние узники фашистских концлагерей;
Слайд 7пожилой, пенсионный возраст людей, в силу чего они оказались в
сложной жизненной ситуации
это одинокие пожилые люди и семьи, состоящие
из пенсионеров (по возрасту, инвалидности и прочим основаниям);
Слайд 8девиантное поведение в его различных формах и видах:
к этим
категориям относятся дети и подростки девиантного поведения; дети, испытывающие жестокое
обращение и насилие; оказавшиеся в условиях, угрожающих здоровью и развитию; лица, вернувшиеся из мест лишения свободы, специальных учебно-воспитательных учреждений; семьи, в которых имеются лица, злоупотребляющие алкоголем, употребляющие наркотики.
Слайд 9трудное, неблагополучное положение различных категорий семей
к этой группе населения
можно отнести семьи, имеющие на попечении детей-сирот и детей, оставшихся
без попечения родителей; семьи с низким уровнем доходов; многодетные семьи; неполные семьи; семьи, в которых родители не достигли совершеннолетия; молодые семьи; разводящиеся семьи; семьи с неблагоприятным психологическим микроклиматом, конфликтными отношениями, педагогической несостоятельностью родителей;
Слайд 10особое положение детей (сиротство, бродяжничество и другое)
на этом основании
целесообразно выделить следующие группы: самостоятельно проживающие выпускники детских домов и
школ-интернатов (до достижения ими материальной независимости и социальной зрелости); осиротевшие или оставшиеся без попечения родителей дети; безнадзорные дети и подростки;
Слайд 11бродяжничество, бездомность
к этой группе относятся лица без определенного места
жительства, зарегистрированные беженцы, вынужденные переселенцы;
предродовое и послеродовое состояние
это группы
беременных женщин и кормящих матерей, а также группы матерей, находящихся в отпуске по уходу за ребенком;
правовое (и в связи с этим социальное) положение лиц, подвергшихся политическим репрессиям и впоследствии реабилитированных
Слайд 12СУБЪЕКТ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ
Субъект социальной работы – человек, социальная группа
или иная общность, решающие социальные проблемы тех, кто нуждается в
социальной помощи и поддержке в системе практики социальной работы
Слайд 13
Говоря о субъекте социальной работы, важно иметь в виду еще
одно обстоятельство. Среди них есть те, кто в основном занимается
организацией социальной работы (их можно назвать организаторами или управленцами), а есть те, кто непосредственно оказывает социальную помощь. Их условно можно назвать практическими социальными работниками.
Слайд 14КЛАССИФИКАЦИЯ СУБЪЕКТОВ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ
Организации, учреждения, социальные институты общества;
к ним относятся: во-первых, государство со своими структурами в лице
законодательной, исполнительной и судебной властей разного уровня. В этой структуре особую роль играет Министерство здравоохранения и социального развития, а также исполнительные органы управления социальной работой на региональном уровне (органы социальной защиты краев, областей, республик, автономных образований), городов, местных администраций; во-вторых, различного рода социальные службы: территориальные центры социальной помощи семье и детям; социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних; центры помощи детям, оставшимся без попечения родителей; реабилитационные центры для детей и подростков; центры психологической помощи населению; центры экстренной психологической помощи по телефону и др.; в-третьих, администрации государственных предприятий, организаций, учреждений, вузов и т.д. и их подразделения.
Слайд 15Общественные, благотворительные и другие организации и учреждения: профсоюзы, отделения Детского
фонда, общества Красного Креста, частные социальные службы, организации и т.д.
Негосударственными благотворительными организациями в России являются, в частности, Московский Дом милосердия, благотворительные фонды «Сопричастность», «Душа человека», «Метрополь» (г. Москва), Ассоциация помощи беженцам (Санкт-Петербург), «Алтай-СПИД» и др.
Слайд 16Люди, занимающиеся практической социальной работой профессионально или на общественных началах.
При
этом их можно разделить на две группы: организаторы-управленцы и исполнители,
практические социальные работники, оказывающие непосредственную помощь, поддержку, обеспечивающие социальную защиту клиентов, представителей уже рассмотренных нами объектов социальной работы.
Слайд 174. Преподаватели, а также те, кто способствует закреплению знаний, навыков,
умений: руководители студенческой практики, наставники, практические социальные работники и другие
работники, способствующие прохождению практики студентов (слушателей) в различных организациях, учреждениях, предприятиях социальной сферы.
Слайд 185. Исследователи социальной работы: научные работники анализируют состояние социальной работы,
используя различные методы, разрабатывают научные программы, фиксируют существующие и зарождающиеся
тенденции в этой области, публикуют научные отчеты, книги, статьи по проблематике социальной работы.