Слайд 1Выборы губернатора Хабаровского края 2018 года.
Политические технологии избирательной кампании.
Слайд 2Кандидаты.
Вячеслав Шпорт (1954-) – губернатор Хабаровского края с 2009 года.
Сергей
Фургал (1970-) – депутат ГД по Комсомольскому округу №70 с
2007 года.
Анастасия Саламаха (1980-) – индивидуальный предприниматель.
Игорь Глухов (1975-) – генеральный директор ООО «Агентство распространение печати» «Экспресс».
Андрей Петров (1975-) – менеджер ООО «Альфаторг».
Слайд 3Выдвижение.
18 апреля 2018 года – губернатор Вячеслав Шпорт объявил о
выдвижении на пост губернатора Хабаровского края.
11 мая 2018 года –
Союз женщин России попросил Вячеслава Шпорта выдвинуться в губернаторы.
Слайд 4Конкуренция.
В кандидаты в губернаторы Хабаровского края выдвинули 5 партий: «Единая
Россия», КПРФ, ЛДПР, Справедливая Россия, Зелёные. На этапе выдвижения у
кандидатов не возникли проблемы с выдвижением, сбором подписей муниципальных депутатов и регистрацией.
Слайд 5Электоральная диспозиция.
На выборах 2013 года победу одержал В. Шпорт –
63,92%, депутат ГД С. Фургал занял 2 место – 19,14%.
Явка составила 33,88% в условиях наводнения.
На выборах в ГД по Комсомольскому округу ГД №70 победил Сергей Фургал с результатом 39,9%.
Слайд 6Наводнение на выборах 2013 года.
Слайд 7КПРФ.
18 июня 2018 года КПРФ выдвинула 37-летнюю мать, руководителя рекламного
агентства Dojer Анастасию Саламаху.
Слайд 8Единая Россия.
20 июня Единая Россия выдвинула Вячеслава Шпорта кандидатом в
губернаторы Хабаровского края. Он получил 151 голос выборщиков из 163.
Слайд 9ЛДПР.
2 июля 2018 года ЛДПР выдвинула депутата ГД Сергея Фургала
кандидатом в губернаторы Хабаровского края.
Слайд 10Справедливая Россия и Зелёные.
29 июня 2018 года партия Зелёных выдвинула
Андрея Петрова.
5 июля 2018 года Справедливая Россия выдвинула Сергея
Глухова.
Слайд 11Повестка выборов.
Две главные темы выборов – пенсионная реформа и развитие
региона – образование, медицина, бюджетные долги края, воздушное сообщение.
Слайд 12Явка.
Избирательная комиссия и губернатор Шпорт поддержали акцию по поднятию явки
на выборах – выбираю 27 – скидки, фотоконкурсы, народный учитель,
конкурсы.
Слайд 13Шпорт.
Образ Шпорта строился на роли крепкого хозяйственника, который заботится о
развитии края. Главные слоганы Шпорта: «Вячеслав Шпорт – надёжное будущее»,
«Сильный губернатор – надёжное будущее», выбираем устойчивое развитие. Месседжи касались успехов развития края, воспоминаний после наводнения 2013 года.
Слайд 14Фургал.
Образ Фургала носил образ регионального критика. Фургал избегал личной критики
губернатора, критикуя недостатки региональной политики в программных аспектах. Слоган –
«счастливые люди – сильный край». Идеология программы Фургала называлась региональный эгоизм, позволяющий решать проблемы. Сотрудничество конкурентов – общая политическая платформа Фургала.
Слайд 15Саламаха.
Образ Саламахи представлялся, как борца за справедливость. Саламаха выступала на
митингах против повышения пенсионного возраста. Слоган Анастасии: «Надоело ждать и
надеяться, пора действовать!». Саламаха о мотивации участия в выборах – я одна из вас. Власть служит чужим интересам, а не интересам народа – инвесторам из Москвы, олигархам.
Слайд 17Глухов.
Образ Глухова – политический спойлер. Основная критика – область социальных
льгот и пенсионной реформы. Главный недостаток власти – отток населения.
Кандидат проявлял малую активность.
Слайд 18Петров.
Образ Петрова – борец за чистую экологию. Позиция кандидата –
поддерживая Путина, губернатор должен заниматься внутренними проблемами. Критиковал Шпорта: власть
оторвана от народа. Отток населения и болезни из-за экологии. Предложил проект экофермы. Критика долгов бюджета.
Слайд 19Афилированность СМИ.
Основными СМИ Хабаровского края являются: каналы ГТРК Хабаровск, 6ТВ,
Губерния. Сайты Хабаровского края: Хабаров тудей, ДНовости. Городские группы в
интернете: Типичный Хабаровск, Хабаровск Новости, Городские заметки Комсомольска-на-Амуре, Комсомольск-на-Амуре. Позицию Шпорта освящали ВГТРК Хабаровск. ДНовости, Хабаров тудей, Типичный Хабаровск занимали критическую к губернатору позицию.
Слайд 20Совмещение выборов.
Выборы губернатора Хабаровского края проходили одновременно с выборами мэра
Хабаровска. Партии не совмещали вместе кандидатов. Только в КПРФ кандидаты
вместе выступали на митинге. Лозунги у кандидатов от одних и тех же партий были разные.
Слайд 21Информационные поводы Шпорта.
Кроме акции «выбираю 27» на повышение явки, до
1 тура Шпорт имел два информационных повода – встреча с
Путиным 24 июля и обращение губернатора к населению от 16 августа 2018 года. От дебатов в 1 туре Шпорт отказался, не посылал доверенных лиц.
Слайд 22Информационные поводы Фургала.
Фургал активно комментировал новости. Он дал 2 интервью
телеканалу 6ТВ. Тема – медицина, долги, превращение полётов Аэрофлота, отдых
в ЕАО. Также Фургал комментировал фальсификацию довыборов в горсовет. Фургал использовал свой Инстаграмм, предвыборный сайт с программой.
Слайд 23Информационные поводы Саламахи.
Тема пенсионной реформы – главный информационный повод Саламахи.
А также митинги протеста. Блогер Белозёров выступил в поддержку Саламахи.
Саламаха дала интервью сайту Комсомольск онлайн. Саламаха провела онлайн конференцию с жителями Комсомольска-на-Амуре.
Слайд 24Информационные поводы Глухова и Петрова.
Информационным поводом Глухова в сети интернет
стало интервью Комсомольску онлайн с его позицией. Тема – отмена
социальных льгот, разруха и отток населения. Поводом Петрова стали дебаты, на которых не явился Шпорт. Тема – экология и неэффективное управление Шпорта, долги края, обман президента о средней зарплате.
Слайд 25Агитация Шпорта.
Плакаты за Шпорта распространялись в муниципальных учреждениях. Единственный ролик
«выбираем устойчивое развитие» в интернете вышел 1 сентября. Оценка –
3-4 тысячи просмотров, негативные комментарии.
Слайд 26Агитация СМИ.
Критические СМИ сделали важную роль в кампании. Хабаров Тудей
публиковал позицию кандидатов в инфографике ответов на один вопрос. Ответы
в пользу Шпорта имели негативный эффект. Пользователи называли Шпорта ШПРОТОМ.
Слайд 27Политсреда.
Раз в месяц на ГТРК Хабаровск выходила программа Политсреда для
обсуждения политических вопросов всех партий края, для обсуждения явки на
выборы. Плюсом сработала Елена Грешнякова, кандидат в СФ, в связке с Фургалом.
Слайд 28Агитация Фургала.
Публикация видеороликов в сети, интервью, новостей. В городах расставлены
плакаты, агитаторы раздавали буклеты у кубов. В защиту Фургала выступил
Типичный Хабаровск, Хабаровский Честный Канал. Просмотры видеообращения Фургала занимали 12-23 тысячи пользователей.
Слайд 29Контрагитация против Фургала.
Агитацию за Фургала в большей степени вели пользователи
сети интернет. Своими комментариями. Единственный минус Фургала – фото со
стаканчиком в ГД подавалось в качестве негатива.
Слайд 30Агитация Саламахи.
В агитации использовалась газета «Правда». Также агитация проводилась на
митингах против пенсионной реформы. Также использовались кубы КПРФ. Некоторые блогеры
поддержали Саламаху. Агитация проводилась на машинах.
Слайд 31Блогеры.
Ведущую роль в выборах сыграли блогеры. Артём Галочкин из Комсомольска
онлайн, Александр Каян из Типичного Хабаровска и Сергей Наумов из
Своего Города (Навальный). Они освещали позиции всех кандидатов, занимая критическую позицию к Шпорту. Выходили ролики с опросом людей на улицах, комментарием новостных событий. Каян создал группу Злой Дальневосточник. Группы интернета давали просмотры роликов Фургала до 12 тысяч просмотров в момент выхода.
Слайд 32Социология.
В июле социологию проводил только Чёрный Куб. Итог: Шпорт –
34%, Фургал – 15%, Саламаха – 3%, Глухов – 3%,
Петров – 0,2%. 22-28 августа РАНХиГС: Шпорт – 34,5%, Фургал – 25%, Саламаха – 5%, Глухов – 3%, Петров – 1,5%. 3 сентября ФОМ: Шпорт – 39%, Фургал – 15%, Саламаха – 5%. ФОМ прогнозирует возможность 2 тура.
Слайд 33Стратегия кандидатов.
Основная стратегия Шпорта заключалась в борьбе за победу. Стратегия
Фургала тоже была рассчитана на победу, но без уверенности. Стратегия
Саламахи – продемонстрировать протест против пенсионной реформы, стратегия Глухова и Петрова – поучаствовать, продемонстрировав позиции.
Слайд 34Итог 1 тура.
Явка – 36,06%
Фургал – 35,81%
Шпорт – 35,62%
Саламаха –
15,74%
Глухов – 5,49%
Петров – 3,81%.
Слайд 36Стоимость 1 голоса избирателя в 1 туре.
Слайд 38Оценка итогов 1 тура.
Результаты стали неожиданностью для кандидатов. Шпорт сравнил
итоги 1 тура со спортивной игрой. Вообще, эксперты связывали провал
Шпорта с плохой агитацией. Если обратить внимание, то заметно, что эти эксперты не вникли в ситуацию в Хабаровском крае по сути, не обратили внимание за кампанией. Фургал о 2 туре: всё решат люди.
Слайд 39Стратегия 2 тура.
Позиция ВУП АП – Шпорт имеет шансы выиграть
во 2 туре. К нему отправляются политтехнологи Швайгерт и Казанков.
Матвейчев и Гусев продолжат работу. Стратегия Казанкова – мобилизация работников бюджетных организаций. Также должны были приехать депутаты ГД от ЕР на помощь Шпорту. Поддержку Шпорту оказывал руководитель Госсовета АП Александр Харичев.
Слайд 40ВЭФ.
Важной вехой агитации стал восточный Экономический форум во Владивостоке. Шпорт
договорился о сохранении полётов Аэрофлота в Хабаровск. Путин обошёл стенд
Хабаровского края на ВЭФ. В соцсетях появился плакат о достижениях Шпорта на ВЭФ.
Слайд 41Передел имиджа.
Поражение в 1 туре вынудила Шпорта провести ряд изменений.
Уволить начальника рыболовства края, уволить мэра Комсомольска-на-Амуре. Сам Шпорт участвовал
в разгребании мусора в Хабаровске. Данная стратегия должна была показать, что власть слышит людей и принимает важные решения.
Слайд 42Интернет.
Политтехнологи Шпорта стали скупать паблики выше 30 тысяч пользователей. Они
должны были блокировать рекламу Фургала. Каян создал группу Нетипичный Хабаровск.
Стратегия оппозиции – рассказ об ошибках штаба Шпорта и давлении на СМИ.
Слайд 43Результат.
Паблики действительно перестали публиковать агитацию Фургала, но выросла доля негатива
к Шпорту и политтехнологам. А реклама Шпорта перестала публиковаться после
того, как Фургал согласился с предложением Шпорта стать вице-губернатором. На первых страницах закрепили именно это обращение.
Слайд 44Формирующий опрос.
Людям стали звонить по телефону, чтобы навязать мнение, что
Фургал – это криминал, а Шпорт – это Путин, ЕР,
КПРФ, СР. Также, что Фургал повысит тарифы ЖКХ на 30%. Этот опрос вызвал раздражение в обществе и привёл к росту недоверия к Шпорту.
Слайд 45Приморье.
Фальсификация выборов в Приморье 16 сентября 2018 года привела к
раздражению. У многих возникли опасения, а что если и выборы
в Хабаровске смогут фальсифицировать, как в Приморье.
Слайд 46Пакт Шпорт - Фургал.
После блокировки рекламы блогеры Каян и Галочкин
провели онлайн интервью с Фургалом. Максимальный ролик набрал 13 тысяч
просмотров. 18 сентября Шпорт предложил Фургалу стать вице-губернатором и тот согласился работать в интересах края в случае победы Шпорта. Ажиотаж был связан с тем, что Фургал опроверг собственное снятие с выборов. В последний день кандидаты провели часовые дебаты: Шпорт – всё хорошо, Фургал – проблемы нужно решать. Все: Хабаровск – столица ДФО.
Слайд 47Агитация.
Фургал записал после выборов обращение на 2 тур с лозунгом:
«Обращение Фургала. Голосуем сердцем!!!». По городу были развешаны баннеры с
агитацией. КПРФ опровергала поддержку Шпорта.
Слайд 48Принуждение.
В школах, больницах и на предприятиях стали раздавать газеты за
Шпорта и составлять списки тех, кто будет голосовать за него.
Принуждение приобрело повсеместный характер. Даже в военных частях.
Слайд 52Мой город онлайн.
В пятницу был проведён опрос. Вопросы – за
кого, есть принуждения? Было опрошено 23 человека, собирались на выборы
17 человек. За Шпорта 4, за Фургала 6. О принуждении голосовать за Шпорта на предприятиях от знакомых сказали 6 человек, из сети узнали 2.
Слайд 53Оценка избирателем принуждения.
Я за Шпорта после всего этого голосовать не
стану принципиально – не потому, что я сторонник Фургала, поддерживаю
политику ЛДПР, вовсе нет, — поделилась комсомольчанка. – Просто нас уже замучили этой пропагандой, навязывают нам своё мнение, оказывают психологическое давление, применяют административные рычаги воздействия. Я свободный человек, почему я должна голосовать так, как хотят они? У нас на предприятии, например, численность работников – меньше полутора сотен, но нам привезли тысячу единороссовских листовок. Тысячу! Зачем столько, ведь всё уйдёт в помойку – в первую очередь деньги, которые потратили на их изготовление. Вся эта усиленная агитация за действующего губернатора имеет прямо противоположный эффект – я назло не буду голосовать за него.
Слайд 54День выборов.
В день выборов избирком объявил о незаконной агитации за
Фургала. Были фотографии голосования военных. На одном участке была попытка
вброса бюллетеней. Наблюдатели фиксировали агитаторами Фургала подкуп избирателей.
Слайд 55Экзит-полл.
Оба штаба вели экзит-полл. Данные совпадали. У сторонников Фургала за
него 38%, за Шпорта 14%, 48% не говорили. Такие же
данные были и у штаба Шпорта. Но в расчёте на Приморский сценарий штаб Шпорта сообщил о его победе с 57%. Штаб Фургала сообщил о победе Фургала с 65%.
Слайд 56Итог 2 тура.
Явка 47,44%.
Фургал 69,57%
Шпорт 27,97%.
Слайд 57Расходы кандидатов во 2 туре выборов.
Слайд 58Поступления кандидатов между 2 турами.
Слайд 60Стоимость нового голоса кандидата из новых поступлений после 1 тура.
Слайд 61Еженедельные запросы Яндекса по Хабаровскому краю.
Слайд 62Старые и новые голоса кандидатов.
Слайд 64Подозрение в честности выборов вызвали 4 УИК.
Слайд 66Каян попал на инаугурацию Фургала.
Слайд 67Оценка выборов губернатора.
Ошибкой было выдвижение Шпорта в губернаторы края. Пенсионная
реформа сформировала негатив. Агитация за Шпорта была уличной, мало было
в сети интернет. Победу Фургала решила поддержка блогосферы, агитация в интернете и наличие оппозиционных региональных СМИ. Слом сценария кампании Шпорта был усугублен административным давлением. Эта ошибка привела к печальному результату. Не помогло Шпорту и согласие Фургала на сделку во власти.