Слайд 2Прочитайте текст и выполните задания 1–3.
(1)Чтобы защитить окружающую среду и
исключить поступление газовых выбросов производства в атмосферу, на пути газового
потока устанавливают специальные фильтры. (2)В качестве фильтрующего материала хорошо зарекомендовали себя ткани из тонковолокнистых полимеров на марлевой основе: они устойчивы к воздействию кислот, щелочей, высокой температуры и органических растворителей. (3)Основной недостаток <…> фильтров – низкая пылеёмкость, поэтому на производствах, где содержание пыли в газовых выбросах превышает допустимую норму, дополнительно устанавливают фильтры грубой очистки с волокнистыми насадками.
Укажите варианты ответов, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте. Запишите номера этих предложений.
Слайд 3ЗАДАНИЕ 1
Защита окружающей среды – приоритетное направление деятельности многих предприятий,
поэтому очистительные фильтры должны быть устойчивы к воздействию кислот, щелочей,
высокой температуры и органических растворителей.
В наше время используются различные средства очистки: на предприятиях установлены фильтры из тонковолокнистых полимеров на марлевой основе или фильтры с волокнистыми насадками.
На производствах с превышением содержания пыли в газовых выбросах наряду с хорошо зарекомендовавшими себя фильтрами из тонковолокнистых полимерных тканей на марлевой основе устанавливают фильтры грубой очистки, что обеспечивает защиту окружающей среды.
С целью защиты окружающей среды на производствах с превышением содержания пыли в газовых выбросах устанавливают не только фильтры, изготовленные с применением тонковолокнистых полимерных тканей на марлевой основе, но и фильтры грубой очистки.
В мировой практике очистки жидкости большое внимание уделяется специальным фильтрам, которые изготавливаются только из хорошо зарекомендовавших себя материалов и способны удерживать любые вредные элементы, что особенно важно для современных предприятий.
Слайд 4ЗАДАНИЕ 2
1)Чтобы защитить окружающую среду и исключить поступление газовых выбросов
производства в атмосферу, на пути газового потока устанавливают специальные фильтры.
(2)В качестве фильтрующего материала хорошо зарекомендовали себя ткани из тонковолокнистых полимеров на марлевой основе: они устойчивы к воздействию кислот, щелочей, высокой температуры и органических растворителей. (3)Основной недостаток <…> фильтров – низкая пылеёмкость, поэтому на производствах, где содержание пыли в газовых выбросах превышает допустимую норму, дополнительно устанавливают фильтры грубой очистки с волокнистыми насадками.
Самостоятельно подберите указательное местоимение, которое должно стоять на месте пропуска в третьем (3) предложении текста. Запишите это местоимение.
Слайд 5ЗАДАНИЕ 3
Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова
ПОТОК. Определите значение, в котором это слово употреблено в первом
(1) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи. ПОТОК, -а, м.
Тип производства, характеризуемый непрерывным выполнением всех операций (спец.). Перевести (поставить) производство на п. Модель снята с потока.
Стремительно текущая водная масса. Бурный п. Горный п. Глубинный п. (подводное течение).x
Движущаяся масса чего-н. П. лавы. Воздушный п. П. частиц. П. света. Людской п. Транспортный п. П. слёз (перен.). П. слов (перен.).
Часть общего состава учащихся, разделённых для проведения каких-н. занятий, испытаний. Сдача экзаменов в два потока.
Слайд 6ЗАДАНИЕ 4
В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в
постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук.
Выпишите это
слово. позвонИшь
красИвее
озлОбить
прибЫло
тОрты
Слайд 7ЗАДАНИЕ 5
В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное
слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите
подобранное слово. ЛЕСНЫЕ запахи набегали волнами; в них смешалось дыхание можжевельника, вереска, брусники.
Начальник умел пользоваться ДИПЛОМАТИЧНЫМИ и корректными выражениями, чтобы объяснить подчинённым суть своих требований.
Частная коллекция – предмет ГОРДОСТИ её обладателя.
В условиях нестабильной мировой экономики следует повышать ЭФФЕКТНОСТЬ производства.
Руководитель потребовал подготовить ГОДОВОЙ отчёт в течение недели.
Слайд 8ЗАДАНИЕ 6
Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите
это слово.
В этом пейзаже не было ни одной кричащей
краски, ни одной острой черты в рельефе, но его скупые озёрца, наполненные тёмной и спокойной водой, кажется, выражали главную суть воды больше, чем все моря и океаны.
Слайд 9ЗАДАНИЕ 7
В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в
образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно. опытные
ТРЕНЕРЫ
по ОБОИМ сторонам
звучит не менее ГРОМКО
ПОЕЗЖАЙТЕ вперёд
нет ТУФЕЛЬ
Слайд 10ЗАДАНИЕ 8
ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ
неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом 2.ошибка
в построении предложения с однородными членами
3.нарушение в построении предложения
с причастным оборотом 4.ошибка в построении сложноподчинённого предложения 5.нарушение связи между подлежащим и сказуемым
ПРЕДЛОЖЕНИЯ
Поражающие своей красотой и величием уникальные девственные островки природы ещё остались на карте области.
Благодаря наличия у предприятия автотранспорта для перевозки служащих специалисты всегда вовремя оказываются на объектах.
А.С. Пушкин был первым среди тех, кто не только признавал, а также поощрял литературное дарование Н.В. Гоголя.
Степан чувствовал то, как всё тело не слушается его и от усталости слипаются глаза.
Некоторые из тех, кто бывал на западе Мещёрского края, видели среди сосновых лесов восемь Боровых озёр, до которых добраться можно только через лес по карте и компасу.
На мелководных участках растительность образует перемычки, разделяющими озеро на отдельные плёсы.
Иван Грозный, взяв в 1552 году столицу Казанского ханства, старался привлечь на свою сторону новых подданных.
Проводник поезда спросил опоздавших пассажиров, в каком вагоне их места.
Все, кто видел работу гончара, поражался его удивительному мастерству.
Слайд 11ЗАДАНИЕ 9
Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного
ряда пропущена безударная чередующаяся гласная корня. Запишите номера ответов. сж..гать,
орб..тальный, пол..мический
вызв..лить, напом..нание, предст..вительный
экз..меновать, асф..льтированный, изд..вать
разг..реться, укл..ниться, за́р..сли
выб..рающий, з..рница, выл..жить
Слайд 12ЗАДАНИЕ 10
Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного
ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
ра..буженный, бе..граничный, и..вестить
н..испособнейший, поз..вчера, н..дстройка
сверх..зысканно, меж..здательский, пред..дущий
пр..следовать (врага), пр..купить, пр..шить (пуговицу)
по..черкнуть, на..пись, пре..писание
Слайд 13ЗАДАНИЕ 11
Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного
ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
расчётл..вый, солом..нка
обустра..ваться, горош..к
претерп..вая, повизг..вать
оранж..вый, дешёв..нький
кали..вый, плать..це
Слайд 14ЗАДАНИЕ 12
Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного
ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
уполномоч..нный, слыш..мый
опаса..шься, потрат..вший
закле..шь, неслыш..мый
посе..шь, потрач..нный
помож..шь, дви́ж..мый
Слайд 15ЗАДАНИЕ 13
Определите предложение, в котором НЕ с выделенным словом пишется
СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово. (НЕ)ВНЯТНЫЙ ответ сына
вызвал подозрение, и отец вынужден был задать ещё несколько вопросов.
Василиса вернулась домой, (НЕ)УСПЕВ сделать самого главного: она ничего не узнала о судьбе Андрея.
Бывшие студенты, в потёртых шинелях, с ещё (НЕ)ЗАЖИВШИМИ ранами, возвращались в свои семьи.
В рассказе И.С. Тургенева «Несчастная» герой говорит о впечатлении, произведённом на него сонатой, которую он прежде (НЕ)СЛЫШАЛ.
(НЕ)ОСОЗНАВАЯ своего предназначения, герои пьес А.П. Чехова часто проживают свой век бессмысленно.
Слайд 16ЗАДАНИЕ 14
Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО.
Раскройте скобки и выпишите эти два слова. (ПО)ТОМУ, как сосредоточенно
молчал Л.Н. Толстой, его близкие могли догадываться, (НА)СКОЛЬКО напряжённо работает сейчас его мозг.
(В)ПОСЛЕДСТВИИ учёные установили, что магний играет важную роль в регуляции уровня калия в организме, а ТАК(ЖЕ) регулирует работу надпочечников.
С первых страниц я испытал странное ощущение: БУДТО(БЫ) из мрачного мира я (ТОТ)ЧАС перенёсся в мир другой – солнечный и яркий.
(В)ДАЛЬНЕЙШЕМ исследователи не раз говорили о том, что апофеозом русской славы является картина «Богатыри», в которой В.М. Васнецов выразил своё романтическое и в ТО(ЖЕ) время глубоко гражданское понимание России.
Физические свойства межзвёздного газа существенно зависят (ОТ)ТОГО, находится ли он в сравнительной близости от горячих звёзд или, (НА)ОБОРОТ, достаточно удалён от них.
Слайд 17ЗАДАНИЕ 15
Укажите все цифры, на месте которых пишется НН.
Уже
в первом пейзаже В. Серова были проявле(1)ы почти все черты,
свойстве(2)ые ему как пейзажисту: острота видения, глубочайшее проникновение в суть изображаемого, изыска(3)ость и точность колорита.
Слайд 18ЗАДАНИЕ 16
Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно
поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений. Пленяющая красота русских
пейзажей поразительна и надолго остаётся в памяти.
К числу самых древних изображений на стенах пещер эпохи палеолита относятся и оттиски руки человека и непонятные узоры с беспорядочными переплетениями волнистых линий.
Логику познания Декарт выстроил от простейшего и очевидного к сложному и непонятному.
Для художественной речи характерна как образность так и эмоциональность.
Впервые за столь долгие военные годы из парка доносился звонкий детский смех и слышался скрип проржавевших качелей
Слайд 19ЗАДАНИЕ 17
Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в
предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые). Возвращая первоначальную красоту и великолепие (1)
Шуваловскому дворцу в Санкт-Петербурге (2) реставраторы согласовывали этапы своей работы со специалистами (3) готовившими открытие в его залах музея Карла Фаберже (4) прославившегося созданием уникальных ювелирных изделий.
Слайд 20ЗАДАНИЕ 18
Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в
предложениях должна(-ы) стоять запятая(-ые). Занимаясь литературным творчеством, В.И. Даль главным
делом своей жизни считал (1) исключительно (2) создание «Словаря живого великорусского языка». Первое слово для этой книги (3) по воспоминаниям современников (4) он записал в 18 лет.
Слайд 21ЗАДАНИЕ 19
Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в
предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые). В сокровищнице русского искусства (1) одно
из самых почётных мест принадлежит И.И. Шишкину (2) с именем (3) которого (4) связана история отечественного пейзажа второй половины XIX столетия.
Слайд 22ЗАДАНИЕ 20
Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в
предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые). Туманные громады поднимались по ночному небу
(1) и (2) когда поглощён был последний звёздный просвет (3) слепой ветер низко пронёсся вдоль опустевшей улицы (4) после чего взлетел на крыши домов.
Слайд 23ЗАДАНИЕ 21
Найдите предложения, в которых тире ставится в соответствии с
одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений.
(1)У каждого человека есть место, которое ему бесконечно дорого, – родная земля. (2)Алтайский край является одним из самых красивых мест земного шара. (3)Тысячи бурных рек и спокойных прозрачных озёр, необъятный простор степей и цветущие ковры горных лугов, светлые берёзовые рощи и таинственные урочища со следами диких животных – всё это мило и дорого каждому, кто здесь бывал. (4)Этот край – территория невероятных сокровищ, таящихся в глухих недрах. (5)Но Алтайский край знаменит не только первозданной природой, главное его богатство – люди. (6)Люди спокойные и смелые, уважающие друг друга, любящие жизнь и свою родную землю, уверенно смотрящие в будущее. (7)Чтобы познакомиться с Алтайским краем, можно почитать о нём книги, посмотреть фильмы, но, чтобы постичь его душой, а затем полюбить навсегда, надо обязательно приехать на алтайскую землю. (8)«Добро пожаловать в удивительный Алтайский край!» – призывают к увлекательному путешествию буклеты-путеводители по туристическим маршрутам России.
Слайд 241)Осень в этом году стояла – вся напролёт – сухая
и тёплая. (2)Берёзовые рощи долго не желтели. (3)Долго не увядала
трава. (4)Только голубеющая дымка затягивала плёсы на Оке и отдалённые леса.
(5)Я плыл на лодке вниз по реке и вдруг услышал, как в небе кто-то начал осторожно переливать воду из звонкого стеклянного сосуда в другой такой же сосуд. (6)Вода булькала, позванивала, журчала. (7)Звуки эти заполняли всё пространство между рекой и небосводом. (8)Это курлыкали журавли.
(9)Я поднял голову. (10)Большие косяки журавлей тянулись один за другим прямо к югу. (11)Они уверенно и мерно шли на юг, где солнце играло трепещущим золотом в затонах Оки, летели в тёплую страну.
(12)Я бросил вёсла и долго смотрел на журавлей.
Слайд 25(13)За несколько дней до этой встречи с журавлями один журнал
попросил меня написать статью о том, что такое «шедевр», и
рассказать о каком-нибудь литературном шедевре. (14)Иначе говоря, о совершенном и безукоризненном произведении. (15)Я выбрал стихи Лермонтова. (16)Сейчас на реке я подумал, что шедевры существуют не только в искусстве, но и в природе. (17)Разве не шедевр этот клик журавлей и их величавый перелёт по неизменным в течение многих тысячелетий воздушным дорогам?
(18)Да что говорить! (19)Каждый осенний лист был шедевром, тончайшим слитком из золота и бронзы, обрызганным киноварью и чернью. (20)Каждый лист был совершенным творением природы, произведением её таинственного искусства, недоступного нам, людям.
(21)Кроме стихотворных шедевров, Лермонтов оставил нам и прозаические, такие как «Герой нашего времени». (22)Они наполнены, как и стихи, жаром его души. (23)Он сетовал, что безнадёжно растратил этот жар в великой пустыне своего одиночества.
(24)Так он думал. (25)Но время показало, что он не бросил на ветер ни одной крупицы этого жара. (26)Многие поколения будут любить каждую строчку этого бесстрашного и в бою, и в поэзии некрасивого и насмешливого офицера.
Слайд 2627)Один из верных признаков шедевров – они остаются жить в
нас надолго, почти навсегда. (28)И мы сами обогащаем их, как
бы додумываем вслед за поэтом, дописываем то, что не досказал он.
(29)Новые мысли, образы, чувства теснятся в голове. (30)Каждая строка стихов разгорается, подобно тому как с каждым днём сильнее бушуют осенним пламенем громады лесов за рекой.
(31)Очевидно, свойство истинного шедевра – делать и нас равноправными творцами вслед за его подлинным создателем.
(32)Распространено мнение, что шедевров немного. (33)Наоборот, мы окружены шедеврами. (34)Мы не сразу замечаем, как осветляют они нашу жизнь, какое непрерывное излучение из века в век исходит от них, рождает у нас высокие стремления и открывает нам величайшее хранилище сокровищ – нашу землю.
(35)Каждая встреча с любым шедевром – прорыв в блистающий мир человеческого гения. (36)Она вызывает изумление и радость.
(37)Шедевры! (38)Шедевры кисти и резца, мысли и воображения! (39)Шедевры поэзии!
Слайд 2740)В каждом шедевре заключается то, что никогда не может примелькаться,
– совершенство человеческого духа, сила человеческого чувства, моментальная отзывчивость на
всё, что окружает нас и вовне, и в нашем внутреннем мире. (41)Жажда достигнуть всё более высоких пределов, жажда совершенства движет жизнь. (42)И рождает шедевры.
(43)Я пишу всё это осенней ночью. (44)Осени за окном не видно, она залита тьмой. (45)Но стоит выйти на крыльцо, как осень окружит тебя и начнёт настойчиво дышать в лицо холодноватою свежестью своих загадочных чёрных пространств, горьким запахом первого тонкого льда, сковавшего к ночи неподвижные воды, начнёт перешёптываться с последней листвой, облетающей непрерывно и днём и ночью. (46)И блеснёт неожиданным светом звезды, прорвавшейся сквозь ночные волнистые туманы.
(47)И всё это покажется вам великим шедевром природы, целебным подарком, напоминающим, что жизнь вокруг полна значения и смысла.
(По К.Г. Паустовскому*)
* Константин Георгиевич Паустовский (1892–1968) – известный русский советский писатель, классик отечественной литературы.
Слайд 28ЗАДАНИЕ 22
Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.
События, описанные в тексте, происходили во время путешествия рассказчика по
Волге.
Рассказчик шёл по осеннему лесу и вдруг услышал курлыканье журавлей, улетающих в тёплые страны.
Настоящих шедевров немного, потому что это прорыв в блистающий мир человеческого гения.
Шедевры рождают в людях высокие стремления, вызывают изумление и радость. Творения природы совершенны.
Слайд 29ЗАДАНИЕ 23
Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.
В предложениях 1–4 представлено повествование.
В предложениях 16, 17 дано
описание.
Предложение 25 указывает на причину того, о чём говорится в предложении 24.
В предложении 40 представлено рассуждение.
Предложение 45 содержит элементы описания.
Слайд 30ЗАДАНИЕ 24
Из предложений 32–34 выпишите слово, имеющее значение «исключительное по
своим достоинствам произведение искусства».
Слайд 31ЗАДАНИЕ 25
Среди предложений 5–12 найдите такое(-ие), которое(-ые) связано(-ы) с предыдущим
при помощи личного местоимения, форм слова и контекстных синонимов. Напишите
номер(а) этого(-их) предложения(-ий).
Слайд 32ЗАДАНИЕ 26
«Изображая красоту родной природы, К.Г. Паустовский широко использует такой
троп, как (А)_________ («величавый перелёт» в предложении 17, «волнистые туманы»
в предложении 46). Синтаксическое средство – (Б)_________ (в предложениях 14, 33) – помогает передать философские размышления писателя. Эмоциональности повествованию придают троп – (В)_________ («жаром… души» в предложении 22, «в пустыне… одиночества» в предложении 23) и приём – (Г)_________ (предложения 41–42, 45–46)». Список терминов:1. лексический повтор 2.фразеологизм
3.эпитет 4.восклицательные предложения 5.вводные конструкции 6.противопоставление 7.метафора
8.парцелляция 9.градация
Слайд 33ЗАДАНИЕ 27
Образы природы всегда рождали в человеке самые светлые чувства.
С самого детства и до глубокой старости мы храним впечатления
от прогулок в лесу, летнего дня, проведённого у реки.
В тексте К.Г.Паустовского поднимается проблема определения понятия «шедевр». Рассуждая над проблемой, автор-рассказчик вспоминает историю из жизни. Однажды, оказавшись осенью на Оке, он осознает, что природа – это и есть шедевр: «Сейчас на реке я подумал, что шедевры существуют не только в искусстве, но и в природе». Любуясь пролетающим клином журавлей, герой осознает, что каждая частичка окружающего его мира совершенна. Понятие «шедевр» привычно для обывателя в разговоре об одном из видов искусства. Именно поэтому автор-рассказчик упоминает поэзию М.Ю.Лермонтова. По его мнению, она наполнена «жаром души» поэта. Такая особенность творчества Лермонтова дает право называть ее шедевром. Приведенные мною комментарии имеют тесную смысловую связь. Каждый из них по-разному трактует понятие «шедевр» и приближает читателя к позиции автора.
К.Г.Паустовский считает, что истинные шедевры «остаются» жить в нас надолго, почти навсегда». Именно время становится главным критерием оценки шедевра.
С мнением писателя нельзя не согласиться. Мои жизненные наблюдения за миром искусства показали, что какие бы ни наступали времена, как бы ни менялась мода – вечными остаются произведения о человеческих взаимоотношениях, о верности и чести, о добре и зле. Пусть города растут и наполняются новыми технологиями, но ничто не заменит семейной прогулки в березовой роще, дружеский вечер у костра на берегу реки. Природа наполняет человека жизненными силами так же, как классические образцы искусства, чья подлинность не может быть оспорена.
Хочется верить, что современное общество в суете повседневности сумеет сохранить способность видеть красоту, беречь ее. И еще множество новых шедевров будет рождаться, благодаря связи человека и природы.