Слайд 2План презентации:
Понятие выкладки товаров, цель и задачи;
Принципы выкладки в торговом
зале;
Основные концепции выкладки товаров;
Виды выкладки;
Основные правила выкладки;
Разработка и построение планограмм.
Слайд 3Выкладка товаров
– это определенные способы укладки и демонстрации товаров
в торговом нале. Эта услуга предназначена для демонстрации, облегчения поиска
и выбора необходимых товаров, а также создания потребительских предпочтений.
Выкладка – это не «красивая картинка», а эффективный инструмент управления продажами в торговом зале.
Слайд 4 Цель выкладки – с помощью методов комбинированного воздействия управлять восприятием
и поведением потенциальных покупателей.
Слайд 5Основные задачи:
способствовать распределению познавательных ресурсов посетителя;
предопределять уровень обзора и привлекательность
товара для посетителя:
способствовать формированию более тесных взаимоотношений между товарами и
посетителями;
создавать условия для «перекрестного мерчандаизинга», при котором «товары-продавцы» наиболее полно используют свой потенциал по продаже дополняющих товаров, товаров импульсивного и пассивного спроса;
создавать предпочтительные условия для отдельных товаров и торговых марок:
способствовать достижению конкурентных преимуществ розничного торговца.
Слайд 6 Основополагающее правило выкладки – поиск нужного товара для покупателя должен
быть в максимальной степени облегчен.
Слайд 7Принципы выкладки в торговом зале
Слайд 8Принцип наглядности выкладки (товар должен быть открыт и доступен для обзора).
Принцип системности выкладки (основан
на установлении и применении порядка при расположении товаров на оборудовании;
отражением данного принципа служит правило комплексности выкладки, или иначе, формирование товарных комплексов когда, например, товары для детского питания выложены в одном месте).
Слайд 9Принцип эффективности выкладки (достижение наилучших результатов при разумных затратах). Достигается за счет
рационального использования оборудования и торговых площадей при соблюдении правил открытости
обзора товаров, товарного соседства и полноты отражения имеющегося в магазине ассортимента. Кроме того должны быть соблюдены требования эстетичности и безопасности выкладки. Признаками эффективной выкладки служат увеличение объема реализации товаров и снижение времени, затрачиваемого покупателем на поиск товара.
Слайд 10Принцип совместимости (способность товаров к совместному размещению без утраты потребительских свойств). Должно
учитываться правило товарного соседства, так как выложенные товары не должны
отрицательно влиять друг на друга (поглощение посторонних запахов при выкладке кофе и пряностей, водяных паров при размещении сухих и влажных товаров). Необходимо учитывать эстетические требования (сочетаемость по цвету, форме, обеспечение гармоничности и целостности композиции).
Слайд 11Принцип достаточности выкладки (полное представление торгового ассортимента предприятия). Это не только представление
всех наименований товаров, но и показ их в достаточном количестве
(определение количества фейсингов при размещении товара на торговом оборудовании). Это зависит от площади торгового зала и занимаемого полочного пространства, широты ассортимента, характера спроса (приоритетные, основные и дополнительные позиции) и маркетинговых мероприятий по продвижению товаров.
Слайд 12Основные концепций выкладки товара
Слайд 13
Идейное представление. В основе представления лежит какая-либо идея, например: «Все, что
вы можете поставить на полках в кухне». Наиболее часто встречаемый
прием – в рамках своей группы упорядочиваются товары одного поставщика или товары, продаваемые под одной маркой.
Группировка по видам и стилям. «Все 100 % соки – в одном месте, нектары – рядом», «Сливочное масло — на этой полке, а маргарин — на той; молоко здесь, а кефир по соседству. Покупателю предельно ясно, какими свойствами обладает сгруппированный в блок товар, соответственно, такую группировку следует применять в магазинах и отделах, где различия в свойствах товара для него очень важны.
Слайд 14Выравнивание цен. В самом примитивном случае концепция выравнивания цен выглядит так:
«на нижней полке – все по 10 руб.; на средней
– по 20 руб.». Более часто концепция выравнивания встречается в виде размещения товаров по возрастанию цен.
Группировка по назначению. «Майонезы — на одном стеллаже, соусы – на следующем». «Весь сахар – в одном месте, конфеты – в другом».
Если такое представление в магазине доминирует, покупатель может не заметить товары, размещенные далеко друг от друга (соль, сахар).
Респектабельно-специализированное представление.
Применяется в основном при выкладке элитных, редких товаров или в крупных магазинах, делающих упор на широту ассортимента. Ее делают для того, чтобы показать великолепие и разнообразие предложенных продуктов, собранных со всего мира.
Слайд 16 Положение товара на полке может быть вертикальным и горизонтальным.
При
вертикальной выкладке однородные товары выкладываются на полках по вертикали, сверху
вниз. Такая выкладка способствует хорошей обозримости, лучшей ориентации покупателей при выборе товара и ускоряет процесс продажи. Распределение товара должно быть строгим, от меньшего к большему. Меньший располагается на верхних полках, а больший на нижних.
При горизонтальной выкладке тот или иной товар размещают вдоль по всей длине оборудования. На самой нижней полке при этом размещается товар самых больших размеров или более дешевый. Товар выкладывается слева направо по серии, по уменьшению объема. На практике применяется комбинация горизонтальной и вертикальной выкладки. Для групп товара со сравнительно узким ассортиментом предпочтительнее вертикальная выкладка; если же ассортимент более широк, рекомендуется выкладка горизонтальная или комбинированная.
Слайд 18 Выкладка товаров корпоративным блоком (если группа товаров занимает высокую долю
в общем объеме реализации по данной товарной группе (более 5%)).
Корпоративный блок – это место на стеллаже, выделенное и закрепленное под размещение товаров конкретного производителя. Он обеспечивает привлекательный внешний вид, который обычно ассоциируется с высоким качеством продукции и повышает престиж марки. Выкладка товаров блоком связана с изменением объемов продаж, привлекает внимание с помощью принципов контрастности и цветового пятна и увеличивает время пребывания посетителей возле секции.
Кроме того, создается эффект рекламного щита, привлекающий внимание покупателей. При такой выкладке упрощается процесс управления запасами, т.к. оперативно обнаруживается недостаток конкретных наименований товаров.
Слайд 20 Дисплейная выкладка.
Обычно этот способ выкладки применяют на дополнительных точках
продажи. Он представляет собой отдельно стоящий фирменный стенд или стойку,
не привязанный к основной точке продажи этого товара.
Слайд 21Напольная выкладка
Использование паллет и похожих конструкций для
представления и продажи товара.
Слайд 23«Лицом к покупателю». Товар, выставленный фронтально, должен быть расположен с учетом
угла зрения покупателя. Основная информация на упаковке должна быть легко
читаема и не закрываться ценниками или другими упаковками.
«Основные марки». Основные марки следует размещать в начале каждой ассортиментной группы. В еще не заполненную корзину человек возьмет больше товара. Это довольно простая психология, но ее необходимо принимать во внимание.
«Приоритетные полки». Решая, какой товар ставить на полки, находящиеся на уровне глаз, следует руководствоваться принципом: в наиболее выгодном положении должен находиться товар, приносящий наибольшую прибыль.
«Нижние полки». На самых нижних полках должны быть размещены продукты, которые покупают не импульсивно, а осознанно. Например, пятилитровые бочонки пива. За неделю в магазине может уходить три-четыре бочонка, но покупатель, зная, где искать этот специфический товар, не поленится за ним наклониться.
«Среди конкурентов». Товар выгоднее разместить рядом с сильным конкурентом (чтобы заимствовать популярность) и подальше от слабого. Если товар – лидер, его выгоднее разместить отдельно.
Слайд 24«Верхние полки». Верхние полки целесообразно использовать для создания имиджа товаропроизводителя. Для
этого используется альтернативная выкладка (дополнение выкладки основного товара перекрестными группами),
а также выкладка наиболее дорогих позиций в необычно оформленных упаковках.
«Ротация товаров». Ближе всего к покупателю должен располагаться товар, у которого срок реализации близок к концу. При пополнении запаса в торговом зале товар, поступивший со склада, должен ставиться назад, а уже имеющийся на полке товар – передвигаться вперед. При этом надо проверить сроки хранения.
«Высота полок». Полка но высоте должна соответствовать продаваемому товару. Известен принцип: если между верхним краем товара и следующей полкой можно засунуть два пальца, нужно менять расстояние между полками. На сэкономленном пространстве можно будет разместить еще одну полку.
«По размеру упаковки». При фронтальном (по отношению к покупателю) расположении полок маленькие упаковки выставляются слева, а большие – справа.
Слайд 25Разработка и построение планограмм
Слайд 26 Планограмма – визуальное представление выкладки товара на вертикальном оборудовании, выполненное в
виде графических схем или фотографий.
Основные принципы при составлении планограмм:
Выделение для
каждого вида товара соответствующей продажам площади.
Предоставление большей площади быстрореализуемым и рекламируемым товарам.
Применение как горизонтальной и вертикальной выкладки, так и их комбинации.
Учет направления основного потока покупателей (движения вдоль оборудования по залу).
Распределение приоритетных мест на оборудовании.
Расположение товаров по принципу логики представления товаров, с точки зрения более полного удовлетворения запросов покупателей (в т.ч. товарного соседства), а не из удобства работы продавца.
Использование правила приоритетных полок (расположенных на уровне глаз и на уровне вытянутой руки).
Использование нужной высоты полок (расстояния между ними). Для этого надо иметь данные о размерах товара (его высоту) или производить изменения уже при выкладке товара.
Слайд 27Пример планограммы выкладки чая и кофе