Слайд 1
Выполнила: Толочко Д.С.
студентка 1 курса, , гр. 4
Направления подготовки 44.03.01
профиля: «Начальное образование»
Ростов – на – Дону
2019 г.
Особенности психологического
сопровождения развития младших школьников
ФГАОУ ВО
«Южный федеральный университет»
Академия психологии и педагогики
Кафедра начального образования
Слайд 2Пояснительная записка
Современная школа ставит своей главной целью гармоничное
развитие ребенка. Разумеется, гармоничное развитие предполагает не только интеллектуальное развитие, связанное
с содержанием образования, но и развитие физическое, эмоциональное, личностное. В этой связи особенно значимой в современных условиях является работа службы психологического сопровождения ребенка.
Слайд 3Этапы работы с детьми младшего школьного возраста
I. Этап психологического
сопровождения детей старшего дошкольного возраста, направлено на психологическую готовность к
школьному обучению, а именно – физиологическую, социальную и интеллектуальную готовность к школьному обучению;
Слайд 4
II. Этап психологического сопровождения учащихся 1-х классов, направлено на
решение проблем адаптации к новым социальным условиям, освоение роли и статуса ученика,
формирование мотивации.
III. Этап психологического сопровождения учащихся 2-х классов, направлено на формирование творческого подхода в усвоении школьных знаний, умений и навыков, развитие творческого мышления, высвобождение естественного интереса к познанию нового. Выбор данного направления обусловлен тем, что ко второму классу ребенок полностью осваивает роль ученика, его познавательная активность становится более ригидной, появляется стремление опираться на усвоенные алгоритмы в обучении.
Слайд 5
IV. Этап психологического сопровождения
учащихся 3-х классов, основывается на необходимости формирования коммуникативных навыков учащихся. Особенно ценным
становится в этот период опыт коллективного сотрудничества.
V. Этап психологического сопровождения учащихся 4-х классов, основывается также на необходимости формирования коммуникативных навыков учащихся.
Слайд 6Цель психологического сопровождения:
Создание оптимальных условий для детей
младшего школьного возраста в обучении в соответствии с их возрастными
и индивидуально-типологическими особенностями, состоянием соматического и нервно-психического здоровья, способствующих их интеллектуальному, личностному и эмоционально-волевому развитию; содействие социально-культурной адаптации в современном социуме.
Слайд 7Задачи психологического сопровождения:
Актуализация и развитие познавательных процессов и мыслительных
операций с учетом уровня актуального развития учащихся;
Психологическая готовность к
школьному обучению;
Содействие становлению и развитию личностных качеств и эмоционально-волевых особенностей учащихся, способствующих нормальному протеканию процесса обучения и воспитания и осуществлять их коррекцию;
Развитие коммуникативных умений и навыков, необходимых для продуктивного взаимодействия с социумом;
Создание условий для эффективной социально-психологической адаптации школьников к новым условиям жизни, помощь в решении проблем социального взаимодействия, улучшение климата межличностных взаимоотношений.
Слайд 8Основные направления психологического сопровождения младших школьников:
Психолого-диагностическое направление – заключается
в проведении диагностического обследования школьников, организованного в рамках комплексного изучения
развития учащихся, определение индивидуальных особенностей и склонностей личности, её потенциальных возможностей в процессе обучения и воспитания, а также выявление причин механизмов нарушений в обучении, развитии, социальной адаптации и дальнейшего динамического наблюдения за развитием учащихся. Диагностика проводится 3 раза за учебный год (первичная, промежуточная итоговая).
Слайд 9В целом за время обучения ребенка в начальном звене школы
у него должны сформироваться следующие качества: произвольность, рефлексия, мышление в
понятиях; он должен успешно освоить программу; у него должны быть сформированы основные компоненты деятельности; кроме этого должен появиться качественно новый, более «взрослый» тип взаимоотношений с учителями и одноклассниками.
Поэтому, всю деятельность, будь то педагог или психолог, нужно совершать только через призму возрастных особенностей учащихся, а так же его индивидуальных особенностей.
Слайд 10Способы сопровождения детей в образовательном процессе начальной школы
В современном начальном
образовании наметилось немало положительных тенденций: складывается вариативность педагогических подходов к
обучению младших школьников; у педагогов появилась свобода для творческого поиска, создаются авторские школы; активно используется зарубежный опыт; родителям предоставлена возможность выбирать педагогическую систему. Вместе с тем в настоящее время теория и практика начального образования столкнулись с проблемой эмоционального неблагополучия младших школьников в обучении. Эмоционально благополучный человек, как определяют психологи, - это, прежде всего, человек, принимающий себя и окружающих, спонтанный и творческий, жизнерадостный и веселый, открытый и познающий себя и окружающий мир не только разумом, но и чувствами, интуицией.
Слайд 11В особой ситуации риска находятся младшие школьники: именно им необходимо
быстро адаптироваться к сложным условиям школьной жизни при физическом незрелом
организме.
Причинами эмоционального неблагополучия у младших школьников могут быть срыв первичного стереотипа поведения, неправильное построение режима, неправильные воспитательные приемы, отсутствие необходимых условий для игры, отсутствие единого подхода к ребенку, неспособность справиться с учебной нагрузкой, враждебное отношение учителя, неприятие детским коллективом.
В этой ситуации все более осознается необходимость в педагогическом сопровождении учащихся начальной школы.
Слайд 12Одной из наиболее распространенных и серьезных педагогических проблем в психологии
является проблема неуравновешенности учащихся младших классов. Учителя не всегда знают,
как себя вести с чрезмерно упрямыми или, например, с детьми плаксивыми.
В этих ситуациях можно использовать индивидуальные формы педагогического сопровождения: индивидуальные беседы, различные педагогические техники и приемы, направленные на коррекцию эмоционального состояния и поведения детей.
Особого внимания требуют тревожные, неуверенные в себе дети. Они отличаются повышенной эмоциональностью, чаще, чем другие, воспринимают обычные школьные ситуации как источник угрозы.
Слайд 13Психологическое коррекционно-развивающее направление
Цели психологической коррекционно-развивающей работы с
детьми определяются пониманием закономерностей психического развития ребенка как активного деятельного
процесса, реализуемого в сотрудничестве с взрослым. На этом основании выделяют три основных направления и области постановки коррекционных целей:
1. Оптимизация социальной ситуации развития.
2. Развитие видов деятельности ребенка.
3. Формирование возрастно-психологических новообразований.
Слайд 14Особенности коррекционно-развивающей работы
1) с изменением социального статуса ребенка:
из дошкольника он превращается в ученика;
2) со сменой
ведущей деятельности: главной становится учебная деятельность;
3) с расширением межличностных связей и изменением социального окружения;
4) с формированием оптимального уровня активности, произвольности;
5) с изменением эмоциональной сферы, в связи с адаптацией к школьным требованиям.
Слайд 15 В результате участия в психологических занятиях:
Формируются у детей осознания
защитных реакций.
Снижается значимость травмирующего фактора.
Повышается самооценка.
Снижается значимость неудачных поступков и
действий.
Формируются психологические свойства и умения, необходимые для успешного развития, обучения и общения;
Формируются чувства «психологической безопасности».
Слайд 16 В заключении можно сказать, что школа имеет отработанную
модель психолого-педагогического сопровождения, которая является стержнем в коррекционной педагогике, что
позволяет разрешать успешно проблемы развития и обучения детей с отклонениями внутри образовательной среды учреждения. По окончании начальной школы около 35% учащихся классов компенсирующего и коррекционного обучений переводятся в общеобразовательные классы. Достаточно высокую динамику личностного роста показывают дети из общеобразовательных классов, без особых трудностей школьники проходят кризисные периоды.