Слайд 1Выполнили: Бадина Алена
Шарафутдинова Рината
ФГБОУ ВО «Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет»
Онтогенез речевой
деятельности
Синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ)
Слайд 2
Синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) –
неврологическо-поведенческое расстройство
развития (дисфункция ЦНС, преимущественно
ретикулярной формации ГМ), начинающееся в
детском возрасте и проявляющееся такими
симптомами, как трудности
концентрации и
поддержания внимания,
нарушениями обучения и
памяти, гиперактивность
и плохо управляемая
импульсивность, а также
сложностями обработки
экзогенной и эндогенной
информации и стимулов.
Слайд 3Классификация
Согласно DSM-IV выделяют
3 варианта течения
синдрома дефицита внимания/ гиперактивности в зависимости от преобладающих
клинических симптомов:
- синдром, сочетающий дефицит внимания и гиперактивность;
- синдром дефицита внимания без гиперактивности;
- синдром гиперактивности без дефицита внимания, так называемый синдром резидуального типа.
Слайд 4Портрет ребёнка с СДВГ
(П. Бейкер и М. Алворд)
Нарушения,
позволяющие предположить наличие у ребёнка СДВГ делятся на 3 группы:
Дефицит
внимания;
Двигательная расторможенность;
Импульсивность;
Слайд 5Гиперактивность
Чрезмерная двигательная расторможенность,
является проявлением
утомления. Утомление у ребенка идет не так, как у взрослого,
который контролирует это состояние и вовремя отдохнет, а в перевозбуждении (хаотическом подкорковом возбуждении),
слабом его контроле.
Слайд 6Двигательная расторможенность
Постоянно ёрзает;
Проявляет признаки беспокойства;
Спит намного меньше, чем другие дети,
даже во младенчестве;
Очень говорлив;
Слайд 7Дефицит активного внимания
Неспособность удерживать внимание на чем-либо в течение
определенного отрезка времени. Это произвольное внимание организуется лобными долями. Для
него нужна мотивация, понимание необходимости
сосредоточиться, то есть, достаточная зрелость личности.
Слайд 8Непоследователен, ему трудно удерживать внимание;
Не слушает, когда к нему обращаются;
С
большим энтузиазмом берётся за задание, но так и
не
заканчивает его;
Испытывает трудности
в организации;
Часто теряет вещи;
Избегает скучных и
требующих умственных
усилий заданий;
Часто бывает забывчив;
Дефицит активного внимания
Слайд 9Импульсивность
Неспособность оттормозить свои непосредственные побуждения.
Такие дети часто действуют,
не подумав, не умеют подчиняться правилам, ждать. У них часто
меняется настроение.
Слайд 10Импульсивность
Начинает отвечать, не дослушав вопроса;
Не способен дождаться своей очереди,
часто вмешивается, перебивает;
Плохо сосредотачивает внимание;
Не может дождаться вознаграждения;
Не может контролировать
и регулировать свои действия. Поведение слабо управляемо правилами;
При выполнении заданий ведёт себя по-разному и показывает очень разные результаты.
Слайд 11Цикличность
Характерной чертой умственной деятельности гиперактивных
детей является цикличность.
При этом мозг продуктивно работает
5-15 минут, а затем
3-7 минут накапливает энергию
для следующего цикла. В этот момент ребенок «выпадает» и не слышит учителя, может совершить какие-либо действия и не помнить об этом. Чтобы оставаться в сознании, таким детям нужно постоянно держать свой вестибулярный аппарат в активности – вертеть головой, двигаться, крутиться. Если голова и тело будут неподвижны, то у такого ребенка снижается уровень активности мозга.
Слайд 13Нарушения познавательной сферы
СДВГ рассматривается как последствие различных по возникновению и
патогенезу локальных повреждений, недоразвития или дисфункции различных отделов коры головного
мозга, выражающиеся в дисгармоничном развитии познавательных функций, к которым относятся произвольные функции внимания, мышления, письма, чтения и памяти.
Многие дети с диагнозом СДВГ имеют нарушения в развитии речи и трудности в формировании навыков чтения , письма и счёта.
Включение в обучение игровых ситуаций –способ стимуляции ребёнка к более успешному освоению знаний.
Слайд 14
Внимание
Память
Слабо развито именно произвольное внимание,
нарушены такие свойства внимания как:
Устойчивость
Слабо выраженная концентрация
Не развито распределение
Страдает
переключаемость
Низкий уровень объёма
Высоко развита отвлекаемость
Память страдает не меньше, так как напрямую зависит от внимания.
Словесно-логическая, так как внимание рассеянно, то связать воедино мысли и слова, для такого ребёнка проблематично.
Произвольная.
Долговременная.
Слайд 15
Мышление
Речь
В первую очередь страдает словесно-логическое мышление
-логические операции с понятиями, из-за расторможенности
и плохой
переключаемости
Преобладание непроизвольного мышления ( без участия воли) над произвольным.
Речь у таких детей быстрая, несвязная, порой лишена смысла.
Страдает и устная и письменная, кинестетическая несвязанная и суетлива «руки мельницы».
Ребёнок не может сконцентрироваться при чтении и письме, всё время отвлекается на посторонние действия.
Слайд 16Эмоционально-волевая сфера
Ребёнок является источником постоянного беспокойства для окружающих так как
вмешивается в чужие разговоры и деятельность, берёт чужие вещи, часто
ведёт себя совершенно непредсказуемо, избыточно реагирует на внешние раздражители (реакция не соответствует ситуации).
Такие дети с трудом адаптируются в коллективе, их отчётливое стремление к лидерству не имеет под собой фактического подкрепления. В силу своей нетерпеливости и импульсивности, они часто вступают в конфликты со сверстниками и учителями, что усугубляет имеющиеся нарушения в обучении.
Ребёнок также не способен предвидеть последствия своего поведения, не признаёт авторитетов, что может приводить к антиобщественным поступкам. (Более 80% криминального контингента составляют люди с СДВГ).
Особенно часто асоциальное поведение наблюдается в подростковом возрасте (наркотики, раннее курение и т.п), возрастает риск формирования стойких нарушений поведения и агрессивность.
Слайд 17Методы и приёмы лечения
Медикаментозная
терапия.
Метод обратной
связи и
транскринальная
микрополяризация.
Психолого-
педагогическая
коррекция.
Слайд 18Психолого-педагогическая коррекция
Это один из наиболее трудоемких, но и наиболее щадящий
метод лечения.
Сущность метода заключается в выявлении и понимании глубинных причин
проблем и постепенном изменении реакции ребёнка на раздражители.
Учитывая, что СДВГ может носить генетический характер, нельзя оставить без внимания и помощи родителей.
Помочь родителям правильно расставить акценты в воспитании ребёнка.
Слайд 19Организация жизни в семье
Основные ошибки
Основные правила
Недостаток эмоционально-го внимания.
Недостаток твёрдости и
контроля в воспитании.
Неумение воспитывать в детях навыки управления гневом.
Нельзя считать
своего ребёнка ущербным.
Рамки и ограничения должны существовать обязательно, но должны быть разумными.
Необходимо соотносить требования к ребёнку с его способностью их выполнить.
Слайд 20Социализация ребёнка
1 этап
2 этап
Я слушаю.
Я слышу.
Я выполняю.
Социализация гиперактивного ребенка.
Ребёнок не должен перевозбуждаться и переутомляться.
Неразумно ограничивать двигательную
активность – это создаст эмоциональное напряжение.
Слайд 21Правила для нормальной социализации.
Не стоит водить ребёнка в многолюдные шумные
места.
Обращайте внимание на то, с кем играет ваш ребёнок и
как на него влияют друзья.
Организуя рабочий день ребёнка, предусматривайте время для отдыха и расслабления.
Оберегая от эмоционального переутомления, необходимо добиваться утомления физического.
Слайд 22Правила для нормальной социализации.
Всегда будьте снисходительны к вашему ребёнку,
учитывайте его особенности, в спорных случаях любую ситуацию трактуйте в
пользу ребёнка, дайте ему понять, что вы на его стороне.
Научите ребёнка управлять собой и своими эмоциями.
Приучайте малыша к пассивным играм.
Научите малыша расслабляться.
Не забывайте говорить малышу, как сильно вы его любите.