Слайд 1
Выпускная квалификационная работа
ОСОБЕННОСТИ ПРОИЗНОШЕНИЯ СЛОВ ДОШКОЛЬНИКАМИ 4-5 ЛЕТ С НАРУШЕНИЯМИ
СЛУХА
Научный руководитель: Беляева Ольга Леонидовна к.п.н., доцент кафедры коррекционной педагогики
Обучающийся: Дюкарева Алина Максимовна
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
КРАСНОЯРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМ. В.П. АСТАФЬЕВА
(КГПУ им. В.П. Астафьева)
Институт социально-гуманитарных технологий
Кафедра коррекционной педагогики
Слайд 2Актуальность
1. Значительное увеличение детей с нарушениями слуха.
2. Снижение слуха
негативно сказывается на развитии и формировании речи.
3. Развитие произносительных
навыков у дошкольников с нарушениями слуха является важным, так как, именно, устная речь является средством общения и познания окружающей действительности.
Проблематика
Поиск методов, приемов и средств коррекционной работы, которые могли бы помочь сформировать произношение у дошкольников с нарушениями слуха.
Слайд 3
Объект исследования: произносительная сторона речи.
Предмет исследования: особенности произношения слов
у детей 4-5 лет с нарушениями слуха.
Цель исследования: разработать методические
рекомендации по коррекции произносительной стороны речи на материале слов в соответствии с выявленными особенностями у дошкольников 4-5 лет с нарушениями слуха.
Слайд 4Гипотеза исследования: у дошкольников 4-5 лет с нарушениями слуха будут
выявлены особенности произношения слов.
Данные особенности могут проявится в:
Нарушении
разборчивости речи и ее слитности;
Недостаточном развитии речевого дыхания;
Нарушении звуко-слоговой структуры слов;
Неправильной постановки ударения в словах.
Слайд 5Задачи исследования
1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования;
2. Провести констатирующий
эксперимент по выявлению у детей 4-5 лет с нарушениями слуха
особенностей произношения слов;
3. Составить методические рекомендации по коррекции выявленных особенностей в произношении слов у дошкольников 4-5 лет с нарушениями слуха.
Слайд 6Методы исследования
библиографический - психолого-педагогический анализ литературы по проблеме исследования;
констатирующий
эксперимент с использованием методики Н.Д. Шматко, Т.В. Пелымской по развитию
слухового восприятия и обучения произношению и альбома для обследования произношения дошкольников с нарушенным слухом Н.Д. Шматко, Т.В. Пелымской;
обработка данных - количественный и качественный анализ полученных данных.
Слайд 7База исследования: муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 194
комбинированного вида» г. Красноярска.
Участники экспериментального исследования: 5 детей в
возрасте 4-5 лет, у данной группы детей имеются нарушения слуха, у некоторых детей сенсоневральная, а у некоторых нейросенсорная тугоухость, 3 или 4 степени (слуховые аппараты и к/и).
Исследование проводилось в течение октября-декабря 2019 года.
Слайд 8Материалы для исследования навыка произношения слов
Пособие Т.В. Пелымской, Н.Д. Шматко
«Формирование устной речи дошкольников с нарушенным слухом».
Альбом для обследования
произношения дошкольников с нарушенным слухом.
Слайд 9Инструмент фиксации результатов обследования: протокол для обследования навыка произносительной стороны
речи дошкольников с нарушениями слуха
Слайд 11Результаты констатирующего эксперимента
% испытуемых, полученные в результате
обследования
Результаты обследования навыка произношения слов у детей с нарушениями слуха
4-5 лет
Слайд 12Результаты констатирующего эксперимента
Параметры исследования
1 блок: слитность слов
2 блок: звуко-слоговой состав
слов
3 блок: ударение в двусложных словах
Выявленные особенности развития навыка произношения
слов
- Медленный темп речи;
- Неготовность артикуляционного аппарата к слитному произношению двух согласных на стыке, можно отметить замедленные и напряженные движения органов артикуляции.
- Регламентированные замены в произношении слов;
- Нерегламентированные, но допустимые замены;
- Нерегламентированные замены, грубые ошибки произношения, которые приводят к снижению разборчивости речи
- Неверно поставлено ударение в нескольких словах (в словах ПРИВЕТ, ЧАШКА).
Слайд 13
Программа коррекционного курса по развитию произносительных навыков у ребенка с
нарушением слуха (средняя группа)
Цель коррекционного курса: освоение и совершенствование фонетико-фонематической
стороны родного языка, способствующее социальной реабилитации ребенка с нарушением слуха.
Направлен на:
– развитие навыков дифференциации фонем;
– развитие навыков слитного произношения слов с соблюдением звуко-слоговой и ритмической структуры слова, норм орфоэпического произношения;
– развитие навыков языкового анализа.
Слайд 14Содержание коррекционного курса
Раздела курса:
1. Формирование навыков произношения и дифференциации
звуков.
2. Развитие навыков языкового анализа и синтеза.
3. Развитие
ритмической и звуко-слоговой структуры слов.
4. Развитие умения произносить слова и фразы.
Эффективные методы, приемы и средства для коррекции произносительных навыков
1. Концентрический метод Э.И. Леонгард: например, замена звонких звуков глухими либо обычные способы постановки и коррекции звуков (регламентированные или допустимые замены).
2. Речевая ритмика и работа над темпом и ритмом (замедленный темп произношения).
3. Артикуляционная гимнастика и занятия, направленные на повторение за педагогом серии слогов со стечением согласных (пауза между стечением согласных).
4. Сокращенная система фонем: при произношении некоторых звуков использовать регламентированные и допустимыми замены (нерегламентированные замены)
5. Дидактические игры и дидактический материал.
Слайд 16Наглядность к дидактическим играм
1. Игра «Соотнеси правильно»
Слайд 18Дидактический материал для развития произносительных навыков
Дидактический материал для развития дыхания
(рукавичка из фетра и привязанная на нитке к ней снежинка,
которую дети должны сдувать с рукавички).
Слайд 19Дидактический материал на тему «Одежда» (мальчик из картона, одежда из
картона: куртка, сапоги, шапка на липучках, таблички со словами)
Слайд 20Дидактический материал для занятий по развитию речи: буквы из различного
материала (бархат, гофрированная бумага, наждачная бумага)
Слайд 21Дидактический материал для различения слухозрительно и на слух разных ритмов
(длинный-короткий): для успешного формирования слоговой структуры слова необходим определенный уровень
сформированности чувства ритма, поэтому мы предлагаем данный материал.
Слайд 22Практическая значимость исследования
Предложены:
Методические рекомендации по коррекции навыка произношения
слов у детей 4-5 лет с нарушениями слуха;
А также
дидактический материал, которые могут быть использованы педагогами в реализации воспитательно-образовательного процесса дошкольной образовательной организации.