Слайд 1Выученная (приобретённая) беспомощность
Слайд 3
Выученная беспомощность – феномен, описанный в 1975 г. американским психологом
Мартином Селигманом .
Слайд 4Было обнаружено, что животные, которые предварительно подвергались неприятным воздействиям, не
имея возможности влиять на них, меняли свое поведение.
Они становились
пассивными и предпочитали терпеть боль, демонстрируя симптомы хронической депрессии. Такой способ поведения они переносили и на другие проблемные ситуации.
Даже в тех случаях, когда выход существовал, животные с выученной беспомощностью не делали попыток избежать наказания.
Аналогичный эффект был обнаружен у людей.
Негативный опыт беспомощности приводит в дальнейшем к сниженной самооценке, физиологическим расстройствам, эмоциональным трудностям, пассивному поведению.
Слайд 8У человека проявляется в отказе от личной ответственности.
«От меня ничего
не зависит».
«Сколько ни старайся, все равно без толку».
Слайд 9Ситуативная беспомощность
— это временная реакция на те или иные
не
подконтрольные человеку события.
Слайд 11Личностная беспомощность
— развилась как устойчивая мотивационная характеристика человека, проявляется в
замкнутости, эмоциональной неустойчивости, возбудимости, робости, пессимистичности мировосприятия, склонности к чувству
вины, более низкой самооценке и низком уровне притязаний, равнодушии, пассивности, отсутствии креативности.
Слайд 14Препятствия при развитии ответственности
Слайд 15Запреты, раздражительное «нет», одёргивания, блокируют активность ребёнка
Слайд 16 Негативные оценки, приказы, нереалистические требования, вызывают
отказ от деятельности.
«Ну и неряхи! Сейчас же уберите!»
Слайд 17Отсутствие доверия к детям.
Оценка ребёнка как недостаточно компетентного и
слабо мотивированного.
Заблуждение «Он не сможет это сделать хорошо».
Порочный круг.
Родители действуют так, как будто не доверяют детям,
Дети теряют инициативность, это приводит к усилению недоверия к ним.
Слайд 18Плохая обратная связь,
Отсутствие доверительного общения.
Обратная связь помогает направлять ребёнка
на достижение целей.
Интересоваться, нужна ли ребёнку помощь.
Она также
дает родителям гарантию того, что проблема будет выявлена прежде, чем разовьется в катастрофу.
Слайд 19Отсутствие последовательности, долговременных целей, забывают наблюдать за процессом.
Погружаются в
повседневную работу, пренебрегают более общей картиной деятельности, не могут полностью
осознать значение передачи ответственности.
Слайд 20Плохие коммуникативные умения взрослых
Мыслят негативно, упрекают и одёргивают, а не
предлагают позитивную модель поведения.
Требуют, а не ставят в ситуацию выбора.
Задают
вопросы «прокурорские» или манипулятивные, а не побуждающие к рефлексивности.
Слайд 21
Неумение согласовать и обсуждать решения подростка.
Примиритесь с тем, что не
все решения подростка или юноши вам будут нравиться.
«Пока он принимая
решения согласует их с нами, он получает любовь и деньги, если не согласует – он получает только любовь».
Слайд 22Люди часто избегают ответственности и блокируют процесс передачи ответственности.
Слайд 23
Нежелание брать на себя ответственность
Человек не хочет анализировать проблемы, принимать
решения, это дополнительная работа, считает удобнее спросить других (преподавателей) как
делать, чем самому решить проблему.
Слайд 24
У человека отсутствует уверенность в себе.
Люди боятся критики за совершенные
ошибки. Поскольку большая ответственность увеличивает возможность совершения ошибки, от нее
уклоняются.
Часто даже если берутся за работу, то постоянно консультируются, чувствуют необходимость спрашивать, правильно ли выполняют работу.
Слайд 25Ощущение перегруженности.
Человек думает, что у него уже больше работы, чем
он должен делать, или же это так на самом деле.
Считает, что и так перегружен.
Слайд 26Нет достаточного вознаграждения за расширение сферы деятельности
В работе не замечают
улучшений, а видят только недочёты.
Человеку не предлагается каких-либо положительных стимулов
за дополнительную ответственность.
Слайд 27Недостаток или отсутствие ресурсов.
У человека отсутствуют ресурсы, информация и умения,
необходимые для успешного выполнения задания.
Слайд 28ПРЕОДОЛЕНИЕ ПРЕПЯТСТВИЙ.
Психологические проблемы самые трудные, чтобы их разрешить нужно
внимательно присмотреться к себе, осознать своя страхи и подняться над
ними.
Провести анализ: опасений за свой авторитет, боязни риска, отсутствия уверенности в себе, неспособности доверить другому выполнение задания, страх осуждения окружающих и др.
Слайд 29Какой тип лидерства я предпочитаю?
Слайд 30Внешний контроль вызывает снижение мотивации.
Кто контролирует, тот и отвечает за
ситуацию
Слайд 31Опросник для школьников
Напиши, какое твоё любимое занятие, что ты больше
всего любишь делать?----------------
Любишь ли ты учиться? --------------------------------------------------------------------------------------------
Укажи, в каких видах
деятельности как ты себя так ведешь, поставь знаки:
согласен +,
не согласен -.