Слайд 2
План:
Анализ анамнестических сведений детей с недоразвитием речи.
Система обследования ребенка
с алалией дошкольного возраста.
Основные методические принципы обследования.
Поэтапный ход обследования.
Слайд 3Алалия - это
отсутствие или недоразвитие речи вследствие органического поражения речевых
зон коры головного мозга во внутриутробном или раннем периоде развития
ребенка
Цель обследования: выявить возможные причины и механизмы расстройства, его динамику, симптоматику.
Слайд 4Сбор анамнестических сведений детей с недоразвитием речи
«Схема обследования детей с
алалией»(Г.А. Волковой)
перинатальный период;
натальный период;
постнатальный период;
вскармливание;
выписка из родильного дома;
особенности развития;
первые зубы;
заболевания
до 1 года;
заболевания нервной темы;
инфекционные и соматические заболевания.
Слайд 5«Диагностика психоречевого развития ребенка раннего возраста» (Е.В. Шереметьева)
перинатальная патология;
натальная патология;
-постнатальная
патология;
соматический статус;
наследственная предрасположенность;
Слайд 6Комплексный характер обследования:
Слайд 7«Схема обследования детей с алалией» (по Г.А. Волковой)
- сбор анкетных
данных (ФИО, адрес, мать, отец, детский сад и тд.);
общий анамнез
(перинатальный, натальный, постнатальный период);
логопедическое обследование:
исследование восприятия (зрительное, слуховое);
исследование моторики(общая, ручная, пальчиковая);
исследование зрительной памяти;
Слайд 8-состояние интеллекта;
исследование импрессивной речи (понимание связной речи, распространенных предложений, распространенных
предложений по сюжетным картинкам, различных грамматических форм, сложноподчинённых предложений );
исследование
пассивного словаря (понимание обобщающих слов с деталями, названий детенышей домашних и диких животных, слов с противоположным значением, объем пассивного словаря );
Слайд 9исследование экспрессивной речи (общая характеристика речи, исследование звукопроизношения, строение артикуляторного
аппарата, Состояние речевой моторики исследуется дифференцированно );
исследование активного словаря (состояние
предикативного словаря по указанным заданиям выявляется у детей в возрасте 5 лет и старше, состояние номинативного словаря, состояние атрибутивного словаря, способность воспроизведения речевого материала (ряда звуков, слогов и слов) );
Слайд 10- исследование грамматического строя речи (исследование способностей словоизменения, исследование способности
словообразования, состояние фонематического анализа, синтеза и фонематических представлений)
Слайд 11Принципы обследования:
Принцип развития
Принцип системного подхода
Связь речи с др. сторонами
психического развития
Учета этиопатогенеза
Слайд 12Этапы обследования
Н.С. Жукова
Тщательное изучение условий воспитания и общего психического развития
Анализ
и педагогическая оценка полученных данных
Логопедическое и психолого0-педагогическое обследование
Слайд 14I этап. Ориентировочный.
Задачи первого этапа:
• сбор анамнестических данных;
• выяснение запроса родителей;
• выявление предварительных
данных об индивидуально-типологических особенностях ребенка.
Слайд 15Виды деятельности:
- изучение медицинской и педагогической документации;
- изучение работ ребенка;
-
беседа с родителями.
Слайд 16Изучение медицинской и педагогической документации
К медицинской документации относятся:
- медицинская
карта ребёнка;
- Выписки специалистов;
Заключения специалистов.
К педагогической документации
относятся:
- Педагогическая характеристика;
- Логопедическая характеристика;
- Психологическая характеристика
Слайд 17II этап. Диагностический.
Диагностический этап представляет собой собственно процедуру обследования речи
ребенка.
При этом взаимодействие логопеда и ребенка направлено на выяснение
следующих моментов:
- какие языковые средства сформированы к моменту обследования;
- какие языковые средства не сформированы к моменту обследования;
- характер несформированности языковых средств.
мы должны рассмотреть:
- в каких видах речевой деятельности проявляются недостатки
(говорении, аудировании);
- какие факторы влияют на проявления речевого дефекта
Методы логопедического обследования:
* педагогический эксперимент;
* беседа с ребенком;
* наблюдение за ребенком;
* игра.
Слайд 19Основные направления обследования речи детей дошкольного возраста
Обследование диагностической связной речи
и коммуникативных навыков
Особенности коммуникативного поведения
Специфика использования лингвистических и паралингвистических
средств
Обследование монологической связной речи
Специфика построение текста
Специфика использования языковых средств
Слайд 20Направление углубленного исследования при наличии показаний
Обследование фонематического восприятия
Грамматический строй
Лексический
запас
Слоговая структура
Звукопроизношение
Двигательные функции и строение артикуляционного аппарата
Слайд 21III этап. Аналитический.
Задачей аналитического этапа является интерпретация полученных данных и
заполнение речевой карты, которая является обязательным отчетным документом логопеда, независимо
от его места работы.
В речевой карте, как правило, представлены разделы:
- Паспортная часть, в том числе и возраст ребёнка на момент обследования;
- Анамнестические данные;
- Данные о физическом и психическом здоровье ребенка;
- Раздел, посвященный характеристике речи;
- Логопедическое заключение.
Слайд 22IV этап. Прогностический.
На этом этапе на основании результатов обследования
дошкольника логопедом определяется прогноз дальнейшего развития ребенка, основные направления коррекционной
работы с ним, составляется индивидуальный план работы.
Формы реализации индивидуальных маршрутов:
Индивидуальные занятия по индивидуальному плану;
Групповые занятия по определенной коррекционной программе;
Подгрупповые занятия;
Интегрированные занятия при взаимодействии со специалистами ДОУ;
Занятия дома с родителями при консультативной поддержке специалистов ДОУ.
Слайд 23V этап. Информационный.
Информирование родителей – деликатный
и сложный этап обследования ребёнка.
Он проводится в виде беседы
с родителями при отсутствии ребёнка.
Требования к информированию родителей :
- Беседу с родителями следует строить на доступной для них терминологии;
- Беседа должна учитывать родительское чувство любви к ребенку;
- Беседа должна быть построена в конструктивном направлении с целью найти союзников в лице родителей.
Слайд 25Список литературы:
Волкова Г.А. Методика психолого-логопедического обследования детей с нарушениями речи.
Вопросы дифференциальной диагностики: Учебно-Методическое пособие, — М.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2004 —
144 с.
Логопедия: Учеб. для студ. дефектол. фак. пед. высш. учеб. заведений / Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской
Шереметьева, Е.В. Логопедия. Раздел «Алалия» [Текст]: учебно-методическое пособие / Е.В. Шереметьева. – Челябинск: Изд-во Челяб. гос. пед. ун-та, 2010. с.