Слайд 1
ВЗАИМОЗАМЕНЯЕМОСТЬ
Допуски и посадки
Слайд 21. Понятие о взаимозаменяемости и её видах
Слайд 3Взаимозаменяемость - свойство составных частей изделия обеспечивать возможность его сборки
в процессе изготовления и ремонта при эксплуатации с соблюдением установленных
технических требований к готовому изделию.
Слайд 4Составными частями изделия являются детали, сборочные единицы (узлы) и агрегаты,
которые изготавливаются отдельно в нужном количестве, в зависимости от размера
партии изделий и необходимости в запасных частях.
Слайд 5Свойство взаимозаменяемости создаётся путём изготовления составных частей изделия с установленной
точностью.
Детали и узлы будут взаимозаменяемы, только тогда, когда их
размеры, форма, физические свойства материала и другие, количественные и качественные характеристики находятся в заданных пределах.
Слайд 6обеспечивается при выполнении параметров деталей с точностью, позволяющей производить сборку
любых сопрягаемых деталей без какой бы то ни было дополнительной
их обработки, подбора или регулирования и получать изделия требуемого качества.
Полной
для достижения требуемой точности параметров (зазоров, натягов) допускается групповой подбор деталей (селективная сборка), применение компенсаторов, регулирование положения некоторых составных частей изделия, пригонка по месту и другие дополнительные технологические мероприятия.
Неполной
В зависимости от технико-экономических условий взаимозаменяемость может быть:
Слайд 72. Основные положения взаимозаменяемости по геометрическим параметрам
Слайд 8Детали машин и других изделий ограничены замкнутыми поверхностями, обычно комбинированными
из участков цилиндрических, конических, сферических, плоских и других простых поверхностей.
Слайд 9Различают номинальные геометрические поверхности, имеющие предписанные чертежом формы и размеры
без неровностей и отклонений, и действительные (реальные) поверхности, полученные в
результате обработки деталей, размеры которых определены путем измерения с допустимой погрешностью.
Слайд 10В России действуют Единая система допусков и посадок (ЕСДП) и
Основные нормы взаимозаменяемости, базирующиеся на стандартах и рекомендациях ИСО.
ЕСДП
распространяется на допуски размеров гладких (ограниченных цилиндрическими и плоскими поверхностями) элементов деталей и на посадки, образуемые при соединении этих деталей.
Основные нормы взаимозаменяемости содержат системы допусков и посадок на резьбы, зубчатые передачи, конуса и другие детали и соединения общего назначения.
Слайд 11При конструировании определяются размеры детали, характеризующие ее величину и форму.
Они назначаются на основе результатов расчета деталей на прочность и
жесткость, а также исходя из обеспечения технологичности конструкции и других показателей в соответствии с функциональным назначением детали. На чертеже должны быть проставлены размеры и точность, необходимые для изготовления детали и её контроля и обеспечения взаимозаменяемости.
Слайд 13Основные термины и определения в этой области установлены ГОСТ 25346-89
"Основные нормы взаимозаменяемости. ЕСДП. Общие положения, ряды допусков и основных
отклонений".
Слайд 14Размер - это числовое значение линейной величины (диаметра, длины и
т. д.) в выбранных единицах измерения.
По назначению различают размеры, определяющие
величину и форму детали, координирующие, сборочные, габаритные и монтажные размеры.
Слайд 15Размеры могут быть
Размеры
Номинальные
Действительный
Предельный
Номинальный размер
указываются на чертеже
служит началом отсчета
отклонений
рассчитываются конструкторами
Действительный размер
размер, установленный измерением с допустимой погрешностью
Предельные
размеры
Наибольший предельный размер
наименьший предельный размер
устанавливают допускаемый диапазон размеров годной детали
Слайд 16Действительный размер годной детали должен находиться между наибольшим и наименьшим
предельными значениями размера.
Слайд 17Отклонение (E) - это алгебраическая разность между действительным, предельным или
текущим размером и соответствующим номинальным размером.
Действительное отклонение (Er) - это
алгебраическая разность между действительным и номинальным размерами.
Предельное отклонение - это алгебраическая разность между предельным и номинальным размерами.
Верхнее предельное отклонение (Es) - алгебраическая разность между наибольшим предельным и номинальным размерами.
Нижнее предельное отклонение (Ei) - алгебраическая разность между наименьшим предельным и номинальным размерами.
Слайд 18Отклонения могут быть положительными или отрицательными. На чертежах номинальные и
предельные линейные размеры и их отклонения проставляют в миллиметрах без
указания единицы измерения.
Верхнее отклонение с соответствующим знаком указывается сверху, а нижнее – снизу. Высота цифр отклонений должна быть меньше, чем у цифр, указывающих номинальный размер. Отклонение равное нулю, на чертежах не показывается
Слайд 19Поле допуска — поле, ограниченное наибольшим и наименьшим предельными размерами и
определяемое величиной допуска и его положением относительно номинального размера. При
графическом изображении поле допуска заключено между двумя линиями, соответствующими верхнему и нижнему отклонениям относительно нулевой линии.
Слайд 20Квалитет (степень точности) — совокупность допусков, рассматриваемых как соответствующие одному уровню
точности для всех номинальных размеров.
Слайд 21Линейные размеры, углы, качество поверхности, свойства материала, технические характеристики указываются:
в
виде числового значения допуска;
в виде двух предельных отклонений между которыми
находится действительный размер () ;
Слайд 22сочетанием букв (буквы) основного отклонения и номера квалитета ();
в виде
наибольшего и наименьшего предельных значений;
Слайд 23Квалитет
Квалитет является мерой точности. С увеличением квалитета точность понижается (допуск
увеличивается).
Допуск по квалитету обозначается буквами IT с указанием номера квалитета,
например IT8 — допуск по 8-му квалитету.
Слайд 24Таблица допусков и посадок
Учебный курс по машиностроительному черчению: "Основы построения
и расчет допусков и посадок ЕСКД"
Слайд 28Допуск (Т) размера - это разность между наибольшим и наименьшим
предельными размерами или абсолютное значение алгебраической разности между верхним и
нижним отклонениями.
Допуск всегда положителен. Он определяет допускаемое поле рассеяния действительных размеров годных деталей в партии, т. е. заданную точность изготовления. С уменьшением допуска качество изделий, как правило, улучшается, но стоимость производства увеличивается.
Слайд 29Для наглядного представления размеров, предельных отклонений и допусков, а также
характера соединений используют графическое, схематическое изображение полей допусков, располагаемых относительно
нулевой линии
Слайд 30Нулевая линия - это линия, соответствующая номинальному размеру, от которой
откладываются отклонения размеров при графическом изображении допусков и посадок.
Слайд 32Поле допуска - это поле, ограниченное верхним и нижним отклонениями.
Поле допуска определяется величиной допуска, а его положение относительно номинального
размера определяется основным отклонением.
Слайд 33В готовых изделиях детали в большинстве случаев сопрягаются по своим
формообразующим поверхностям, образуя соединения.
Две или несколько подвижно или неподвижно
соединяемых деталей называют сопрягаемыми.
Поверхности, по которым происходит соединение деталей, называются сопрягаемыми поверхностями.
Остальные поверхности называют несопрягаемыми (свободными).
Слайд 34В соединении деталей, входящих одна в другую, есть охватывающие и
охватываемые поверхности.
Слайд 35Охватывающую поверхность называют отверстие, охватываемую - вал.
Термины "отверстие" и
"вал" относятся не только к цилиндрическим деталям.
Они могут быть
применены к охватывающим и охватываемым поверхностям любой формы, в том числе не замкнутым, например, к плоским (паз и шпонка).
Слайд 38 По степени свободы взаимного перемещения деталей различают следующие
соединения:
неподвижные неразъемные соединения,
неподвижные разъемные соединения,
подвижные соединения,
Слайд 39неподвижные неразъемные соединения, в которых одна соединяемая деталь неподвижна относительно
другой в течение всего времени работы механизма: соединения деталей сваркой,
клепкой, клеем и т.д.
Слайд 40неподвижные разъемные соединения, отличающиеся от предыдущих тем, что в них
возможно перемещение одной детали относительно другой при регулировке и разборке
соединения при ремонте (например, крепежные резьбовые, шлицевые, шпоночные, клиновые и штифтовые соединения);
Слайд 41в) подвижные соединения, в которых одна соединяемая деталь во время
работы механизма перемещается относительно другой в определенных направлениях.
Слайд 42В каждую из групп входит много разновидностей соединений, имеющих свои
конструктивные особенности и свою область применения. В зависимости от эксплуатационных
требований сборку соединений осуществляют с различными посадками.
Слайд 43Посадкой называется характер соединения деталей, определяемый величиной получающихся в нем
зазоров или натягов.
Слайд 44Посадка характеризует большую или меньшую свободу относительного перемещения или степень
сопротивления взаимному смещению соединяемых деталей. Тип посадки определяется величиной и
взаимным расположением полей допусков отверстия и вала. Номинальный размер отверстия и вала, составляющих соединение является общим и называется номинальным размером посадки.
Слайд 45Если размер отверстия больше размера вала, то их разность называется
зазором (S), т.е. S = D - d больше или
равно 0; если размер вала до сборки больше размера отверстия, то их разность называется натягом (N), т.е. N = d - D > 0. В расчетах натяг принимают как отрицательный зазор.
Слайд 46Зазор S - разность размеров отверстия и вала, если размер
отверстия больше размера вала. Наибольший, наименьший и средний зазоры определяют
по формулам
Smax = Dmax — dmin;
Smin = Dmin — dmax;
Sm = (Smax + Smin)/2.