Разделы презентаций


XX II международная научно-практическая конференция М ААП Новые горизонты

Содержание

Кризис и душа В тот момент, когда обозначилась новая реальность, в нас пробуждается душа. Всякий раз, пересекая границу между прежней жизнью и новыми обстоятельствами, мы попадаем в область души.

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1XXII международная научно-практическая конференция МААП «Новые горизонты юнгианской психологии: клинические и

прикладные» 18-20 октября 2019 г., Москва
Мифы о нисхождении
в подземный мир
в психотерапии

кризисных состояний

Лидия Сурина, к.х.н.
Аналитический психолог, психотерапевт

XXII международная научно-практическая конференция МААП «Новые горизонты юнгианской психологии: клинические и прикладные» 18-20 октября 2019 г., МоскваМифы

Слайд 2Кризис и душа
В тот момент, когда обозначилась новая

реальность, в нас пробуждается душа. Всякий раз, пересекая границу между

прежней жизнью и новыми обстоятельствами, мы попадаем в область души.
С этого момента мы теряем невинность, утрачиваем иллюзии, познаём хрупкость того, чем дорожили, и свою уязвимость... – мы уже не те, что были «до», и больше никогда не будем прежними.
Кризис – глубочайшее событие для души, и всё же этот факт, как правило, игнорируется, а всё наше внимание отдаётся той части жизни, которую затронул кризис, и она выходит из-под контроля эго.

© Лидия Сурина 2019

Кризис и душа  В тот момент, когда обозначилась новая реальность, в нас пробуждается душа. Всякий раз,

Слайд 3Сатурн – хранитель границ
© Лидия Сурина 2019

Сатурн – хранитель границ© Лидия Сурина 2019

Слайд 4
© Лидия Сурина 2019

© Лидия Сурина 2019

Слайд 5
© Лидия Сурина 2019

© Лидия Сурина 2019

Слайд 6Кризис как выход из “зоны комфорта”

© Лидия Сурина

2019

Кризис как выход из “зоны комфорта”  © Лидия Сурина 2019

Слайд 7Кризис как выход из “зоны комфорта”

© Лидия Сурина

2019

Кризис как выход из “зоны комфорта”  © Лидия Сурина 2019

Слайд 8Выход из “зоны комфорта”

Смелость и риск


© Лидия Сурина 2019

Выход из “зоны комфорта”    Смелость и риск  © Лидия Сурина 2019

Слайд 9Выход из “зоны комфорта”

Смелость и риск

Встреча со страхом

© Лидия Сурина 2019

Выход из “зоны комфорта”    Смелость и риск  Встреча со страхом  © Лидия

Слайд 10Выход из “зоны комфорта”
Смелость и риск
Встреча

со страхом
Исследование возможностей и отказ от гарантий



© Лидия Сурина 2019

Выход из “зоны комфорта”  Смелость и риск  Встреча со страхом  Исследование возможностей и отказ

Слайд 11Выход из “зоны комфорта”
Смелость и риск
Встреча

со страхом
Отказ от гарантий
Умение выдерживать неопределённость

– танцевать на облаках (внутренняя опора на Самость)

© Лидия Сурина 2019

Выход из “зоны комфорта”  Смелость и риск  Встреча со страхом  Отказ от гарантий

Слайд 12Уранические кризисы – экзамены на свободу и ответственность

41-43

года – кризис среднего возраста. Поворот к Самости
© Лидия Сурина

2019
Уранические кризисы – экзамены на свободу и ответственность  41-43 года – кризис среднего возраста. Поворот к

Слайд 13«До» и «после»
Когда случается событие, означающее конец предыдущего

бытия, наступившая перемена по силе воздействия напоминает природную катастрофу в

масштабе личности, от которого почва уходит из-под ног.
До кризисного события мы живём в невинности или пребываем в иллюзиях. И вдруг всё резко меняется, и нам приходится признать, то ничто и никогда уже не будет прежним.

© Лидия Сурина 2019

«До» и «после»  Когда случается событие, означающее конец предыдущего бытия, наступившая перемена по силе воздействия напоминает

Слайд 14Встреча с Гадесом: утрата и опыт уязвимости
В

состоянии кризиса нам нетрудно ощутить себя Корой-Персефоной. Всего один миг

отделяет Кору, мысли которой заняты лишь сбором цветов для букета, над которой чистое небо и тёплое солнце, которая чувствует, что жизнь легка и прекрасна, – от Персефоны, которая была внезапно похищена, изнасилована и оказалась в подземном мире…

© Лидия Сурина 2019

Встреча с Гадесом: утрата и опыт уязвимости  В состоянии кризиса нам нетрудно ощутить себя Корой-Персефоной. Всего

Слайд 15Кризис как психологическое испытание
Кризис как инициация и нисхождение

в подземный мир – это поэтическая метафора, которая отражает наши

чувства и сообщает интуитивному уму и знающему сердцу о той глубине, которую сознание не в состоянии осмыслить никаким иным способом. Но именно на этом языке говорит наша душа.
Индивидуация

© Лидия Сурина 2019

Кризис как психологическое испытание  Кризис как инициация и нисхождение в подземный мир – это поэтическая метафора,

Слайд 16Подземный мир души
Подземный мир – это мир души,

область внутренних богатств. Это царство Плутона (Аида, Гадеса), подземелье, полное

сокровищ. Это также и глубинный психологический слой, который содержит ещё не раскрытые возможности. В нём – наши таланты и наклонности, чувства, которые мы сначала упрятали подальше, а потом утратили с ними связь. Это сокровищница архетипического, или символического уровня, слой объективного психического, где живут глубокие смыслы. Именно здесь – истоки нашей души, обитель духовного инстинкта, ведущего нас в поисках божественного тем бессознательным путём, каким цветок поворачивается лицом к солнцу.

© Лидия Сурина 2019

Подземный мир души  Подземный мир – это мир души, область внутренних богатств. Это царство Плутона (Аида,

Слайд 17
Метафора спуска Персоны-Эго к своей Тени
Нисхождение Инанны в подземный мир

– это одно из величайших произведений древнего мира. Это магическая

история прохода через семь врат иного мира, где страж снимает с Богини все её украшения и одежды. Врата, где надо оставить все свои магические артефакты и войти в мир своей сестры Эрешкигаль – мир своей теневой стороны – абсолютно обнажённой.
Эрешкигаль – это самое древнее, известное нам по имени, божество смерти. И это женское божество.
Многие после Инанны будут совершать подобный путь. Но она была первой, и это путешествие в иной мир стало основой множества мифов других народов на протяжении последующих 5’000 лет истории человечества.

© Лидия Сурина 2019

Метафора спуска Персоны-Эго к своей ТениНисхождение Инанны в подземный мир – это одно из величайших произведений

Слайд 18Нисхождение в подземный мир
Инанна (аккад. Иштар) — центральное женское божество

в шумерской  мифологии, царица Неба и Земли.
Её сестра,

богиня Эрешкигаль, владычица Подземного царства.
При нисхождении в подземный мир она проходит семь врат, и у каждого из них страж требовал плату за вход и указывал ей, что нужно снять с себя.

© Лидия Сурина 2019

Нисхождение в подземный мир  Инанна (аккад. Иштар) — центральное женское божество в шумерской  мифологии, царица Неба и Земли.

Слайд 19Первые врата – корона
Корона – символ власти и

авторитета (лента “Прелесть чела”).
Человек лишается Персоны и, следовательно,

возможности прятаться за привычные маски, чтобы «нравиться» окружающим.
Власть и авторитет, которыми Инанна обладает в наземном мире, в царстве тьмы не имеют никакого значения и не дают ей никаких преимуществ.
«Тише, Инанна, пути в подземный мир безупречны. Их не оспаривают».

© Лидия Сурина 2019

Первые врата – корона  Корона – символ власти и авторитета (лента “Прелесть чела”).  Человек лишается

Слайд 20Вторые врата – ожерелье
Символ статуса – лазуритовое ожерелье

(знаки владычества и суда).
Украшения имели декоративную и социальную

роль, с их помощью человек нёс сообщение – "я богат", или "я силён", или "я обладаю властью".
Однако, какой бы пост ни занимал человек в верхнем мире, в мире души это не имеет никакого значения.

© Лидия Сурина 2019

Вторые врата – ожерелье  Символ статуса – лазуритовое ожерелье (знаки владычества и суда).  Украшения имели

Слайд 21Третьи врата – бусы
Роскошные двухъярусные бусы, украшавшие грудь

Инанны
(магический предмет – сеть “Ко мне, мужчины, ко

мне”).
Это напоминает нам о сакральном значении бус, связанном с древним культом Богини-матери и с женской магией.

© Лидия Сурина 2019

Третьи врата – бусы  Роскошные двухъярусные бусы, украшавшие грудь Инанны  (магический предмет – сеть “Ко

Слайд 22Четвёртые врата – нагрудная пластина
Символ эмоциональной защиты.

Пытаясь «договориться» с неизбежным, человек лишается эмоциональных защит – отрицания,

рационализации, интеллектуализации и др., – оставаясь наедине с болезненной реальностью жизни. Аддикции, которые до сих пор позволяли дистанцироваться от своих чувств, становятся недоступны.
Исчезновение защит, работавших против понимания правды, способно обнажить пласт бесплодной эмоциональной или духовной жизни: формальный брак, бессмысленная деятельность, реальная тяжесть физического состояния…

© Лидия Сурина 2019

Четвёртые врата – нагрудная пластина  Символ эмоциональной защиты.  Пытаясь «договориться» с неизбежным, человек лишается эмоциональных

Слайд 23Пятые врата – браслет
Золотой браслет (золотые запястья).
В

древнейшие времена браслетам приписывали мистическую силу. Основной функцией браслета была

защитная.
«- Как же так?!.
-Тише, Инанна, пути в подземный мир совершенны. Их не оспаривают».

© Лидия Сурина 2019

Пятые врата – браслет Золотой браслет (золотые запястья).  В древнейшие времена браслетам приписывали мистическую силу. Основной

Слайд 24Шестые врата – скипетр
Скипетр, украшенный серебром.

©

Лидия Сурина 2019

Шестые врата – скипетр    Скипетр, украшенный серебром.© Лидия Сурина 2019

Слайд 25Седьмые врата – одежда
Королевские одежды (повязка на бёдрах

“Одеянье владычиц”).
Проживая кризисное состояние, человек оказывается «без одежд»

и с обнажённой душой, без психологических защит.
Обнажённость даёт нам шанс погрузиться в такие свои глубины, которые в иных обстоятельствах нам недоступны.
Психологическая глубина – это царство Эрешкигаль, это суть сама смерть.

© Лидия Сурина 2019

Седьмые врата – одежда  Королевские одежды (повязка на бёдрах “Одеянье владычиц”).  Проживая кризисное состояние, человек

Слайд 26Подземный мир Тени: царство Эрешкигаль
В подземный мир Инанна вступила

нагой и смиренной, лишившись всего, что у неё было. Но

испытания её на этом не закончились. Когда Инанна приблизилась к Эрешкигаль, богиня Подземного царства, полная ярости, прожгла её смертельным взором, сразив сестру наповал. Тело Инанны вскоре повесили на крюк, и через три дня оно сгнило настолько, что стало похоже на кусок позеленевшего мяса.
На языке души смерть прежней личности – необходимое условие для инициации, трансформации и нового возрождения.

© Лидия Сурина 2019

Подземный мир Тени: царство Эрешкигаль В подземный мир Инанна вступила нагой и смиренной, лишившись всего, что у

Слайд 27Подземный мир Тени: царство Эрешкигаль
То, что переживает Инанна в

царстве смерти, похоже на переживания людей, подвергающихся жестокому обращению, находящихся

в оскорбительных для них отношениях, которые отняли у них самоуважение, лишили достоинства и психологических защит. В подобных отношениях не обходится без актов насилия – физического, эмоционального, душевного… Кризис становится причиной нашего нисхождения к психологическим глубинам, в которых соединение с болью, с раной, а также с яростью приближает нас к тому психическому пространству, где страдающий человек (и женщина, и мужчина) чувствует себя Инанной и Эрешкигаль одновременно.

© Лидия Сурина 2019

Подземный мир Тени: царство Эрешкигаль То, что переживает Инанна в царстве смерти, похоже на переживания людей, подвергающихся

Слайд 28XII «Повешенный»

© Лидия Сурина 2019

XII «Повешенный» © Лидия Сурина 2019

Слайд 29XII «Повешенный»
Скандинавский бог Один
© Лидия Сурина 2019

XII «Повешенный» Скандинавский бог Один © Лидия Сурина 2019

Слайд 30XII «Повешенный»
Скандинавский бог Один Распятие Христа
©

Лидия Сурина 2019

XII «Повешенный» Скандинавский бог Один   Распятие Христа © Лидия Сурина 2019

Слайд 31XII «Повешенный»
Скандинавский бог Один Распятие Христа
©

Лидия Сурина 2019

XII «Повешенный» Скандинавский бог Один   Распятие Христа © Лидия Сурина 2019

Слайд 32Гневная и отвергнутая Эрешкигаль
Как современный архетип, Эрешкигаль –

символ внутренних забытых или подавленных аспектов женщины-Инанны. Для неё характерны

интроверсия, отсутствие связей с собою и с другими, обесценивание и отвержение. Она ранима, часто гневается, нередко впадает в депрессию, возможно, болеет и не вступает в близкие отношения с сильными и властными мужчинами. Она скрывается в подземном мире, социально невидимая и униженная, а, появляясь на публике, она предстаёт в виде разгневанной, злобной особы. «Милые женщины» не хотят видеть и осознавать свою внутреннюю Эрешкигаль, которая захоронена в депрессивном состоянии или запрятана в симптом.

© Лидия Сурина 2019

Гневная и отвергнутая Эрешкигаль  Как современный архетип, Эрешкигаль – символ внутренних забытых или подавленных аспектов женщины-Инанны.

Слайд 33Гневная и отвергнутая Эрешкигаль
Конфигурация Инанна-Эрешкигаль зарождается в детском

возрасте, когда поведение, внешность и социальное одобрение имеют большое значение,

и всего этого нетрудно достичь – но какой ценой? Женщины рано понимают, как нужно добиваться одобрения, начиная с хороших отметок в школе и кончая успехами в профессии: быть Инанной.
Из опыта родительского невнимания, плохого обращения и нелюбви к себе кристаллизуется символическая Эрешкигаль, и всю свою боль, все страдания она прячет в подземном мире.
И пока Инанна не совершит своего глубинного нисхождения, её страдающая Эрешкигаль будет томиться в разлуке с нею и со всем миром. Нагая, с низко склонённой головой, чувствуя себя куском зелёного мяса на крюке, женщина, которая больше не может быть Инанной, вдруг становится Эрешкигаль, отыскав ненависть к самой себе, потаённую боль и скрытую ярость.

© Лидия Сурина 2019

Гневная и отвергнутая Эрешкигаль  Конфигурация Инанна-Эрешкигаль зарождается в детском возрасте, когда поведение, внешность и социальное одобрение

Слайд 34Жажда узнать, что находится внизу
Причина, по которой Инанна

совершает нисхождение, в метафорическом смысле та же, что побуждает человека

преступить порог кабинета психотерапии: Инанне важно знать, что же происходит в нижних слоях её психики за пределами сознания.
Когда человек стучит в дверь кабинета психотерапевта, в этот миг он стучится во врата подземного мира.
Симптомы кризиса требуют нисхождения, чтобы человек научился чувствовать и сопереживать тому, что находится в его Тени.

© Лидия Сурина 2019

Жажда узнать, что находится внизу  Причина, по которой Инанна совершает нисхождение, в метафорическом смысле та же,

Слайд 35Переход через темноту
А
Б
© Лидия Сурина 2019

Переход через темнотуАБ© Лидия Сурина 2019

Слайд 36Catabasis – нисхождение во тьму
Погружение в Nigredo и проживание Mortificatio
©

Лидия Сурина 2019

Catabasis – нисхождение во тьмуПогружение в Nigredo и проживание Mortificatio© Лидия Сурина 2019

Слайд 37Элизабет Кюблер-Росс (8.07.1926, Цюрих – 24.08.2004, Скоттсдейл, США)
   американский врач

и психолог швейцарского происхождения, создательница концепции психологической помощи умирающим больным и

исследовательница околосмертных переживаний

© Лидия Сурина 2019

Элизабет Кюблер-Росс (8.07.1926, Цюрих – 24.08.2004, Скоттсдейл, США)    американский врач и психолог швейцарского происхождения, создательница концепции психологической

Слайд 38Миф о Психее: кризис и развитие души
Миф о

Психее – это история о взрослении души, которая начинается с

намерения взглянуть правде в глаза и жить с опорой на себя. Это решение помогает Психее собрать все свои силы, принять вызов судьбы и выполнить задания Афродиты, которые поначалу кажутся невыполнимыми, потому что превосходят её возможности. Психе по-гречески означает «душа», а также «бабочка» – символ трансформации.

© Лидия Сурина 2019

Миф о Психее: кризис и развитие души  Миф о Психее – это история о взрослении души,

Слайд 39Миф о Психее: лампа и нож
Вначале Психея пребывает

в бессознательных отношениях. Решив взглянуть на возлюбленного, она прячет у

себя лампу и нож: лампа ей нужна, чтобы хорошо разглядеть его, а нож – чтобы отрезать ему голову, если он окажется чудовищем.
Два символических предмета необходимы и нашей психике-душе, чтобы действовать решительно, когда мы узнаём правду: лампа символизирует просветление и сознание, с помощью которого мы можем отчётливо видеть ситуацию, а нож или меч – символ решительного действия, помогающего устранить неясность, а при необходимости и вовсе пресечь отношения. Недостаточно иметь ясный взгляд на ситуацию, не имея возможности действовать в своих интересах, – взгляд затуманивается, поскольку поддержание ясного сознания – не слишком комфортное состояние: адаптация, рационализация и отрицание работают против активного сознания и намерения изменить либо завершить ущербные, разрушительные отношения.

© Лидия Сурина 2019

Миф о Психее: лампа и нож  Вначале Психея пребывает в бессознательных отношениях. Решив взглянуть на возлюбленного,

Слайд 40Миф о Психее: испытания души
Первым задание Психеи стала

сортировка зерна: разо-брать по сортам бесформенную и беспорядочную массу. Ей

помогли муравьи – бессознательные силы интуиции.

© Лидия Сурина 2019

Миф о Психее: испытания души  Первым задание Психеи стала сортировка зерна: разо-брать по сортам бесформенную и

Слайд 41Миф о Психее: испытания души
Во втором задании Психее

надо было «скрутить нить из шерсти золотых баранов солнца». Эта

нить – символ маскулинной уверенности и силы, в которой она так нуждалась. Психея внимала зелёному камышу и получила то, что ей нужно, с помощью наблюдения, терпения и выдержки. Она усвоила, что выдержка и терпение плюс уверенность часто намного эффективнее лобовых столкновений.

© Лидия Сурина 2019

Миф о Психее: испытания души  Во втором задании Психее надо было «скрутить нить из шерсти золотых

Слайд 42Миф о Психее: испытания души
В третьем задании ей

надо было «наполнить водой хрустальный сосуд» из родника – мистического,

вечного потока, который и есть река жизни, источник жизненной силы и смысла, который вытекает из бессознательного и возвращается к нему. Ей помог высоко парящий орёл – символ нашей способности видеть масштабно, с высоты духа.

© Лидия Сурина 2019

Миф о Психее: испытания души  В третьем задании ей надо было «наполнить водой хрустальный сосуд» из

Слайд 43Миф о Психее: испытания души
В четвёртом задании от

Психеи требовалось спуститься в подземный мир и вернуться назад. Ей

потребовалось два пирога для Цербера и две монеты для паромщика Харона при переправе через реку Стикс.

© Лидия Сурина 2019

Миф о Психее: испытания души  В четвёртом задании от Психеи требовалось спуститься в подземный мир и

Слайд 44Миф о Психее: когда важно сказать «Нет!»
Психее было

дано предостережение, что её там «будут просить о помощи, от

оказания которой она должна отказаться». Чтобы полностью проделать свой путь, ей следует набраться сил и сделать своё сердце твёрдым, свободным от жалости и чувства вины, говоря «нет» всем просящим. Не скажи она «нет», она потеряла бы то необходимое, что требовалось ей самой, чтобы совершить своё рискованное путешествие и вернуться назад.
Очутившись в царстве Тени, мы оказываемся там, откуда рискуем не вернуться, если не будем строго придерживаться всего, что необходимо именно нам и что мы не можем позволить себе утратить, – нашу энергию, время, дух и оптимизм.

© Лидия Сурина 2019

Миф о Психее: когда важно сказать «Нет!»  Психее было дано предостережение, что её там «будут просить

Слайд 45Возвращение Инанны
До первых врат в подземный мир Инанну

сопровождала Ниншубур – её верная служанка. Она символизирует внутреннюю фигуру,

которая должна активно действовать во внешнем мире от имени человека, совершающего нисхождение в подземный мир: увидеть ситуацию, в которой он оказался, что-то предпринять, обратиться за помощью, разобраться в чувствах.
По прошествии трёх дней и трёх ночей, когда хозяйка не вернулась, Ниншубур стала громко стенать, оплакивая Инанну, бить в барабаны, чтобы все узнали об этом, а также искать помощи у богов-отцов. Она бросилась к ним, но откликнулся лишь третий – Отец Энки.

© Лидия Сурина 2019

Возвращение Инанны  До первых врат в подземный мир Инанну сопровождала Ниншубур – её верная служанка. Она

Слайд 46Возвращение Инанны
Инанна и Думузи
© Лидия Сурина 2019

Возвращение Инанны  Инанна и Думузи© Лидия Сурина 2019

Слайд 47Возвращение Персефоны
Персефона и Геката
© Лидия Сурина 2019

Возвращение Персефоны  Персефона и Геката© Лидия Сурина 2019

Слайд 48Кризис
“опасность” и “возможность”
© Лидия Сурина 2019

Кризис “опасность”  и  “возможность”© Лидия Сурина 2019

Слайд 49
"Твоя боль – это просто разламывание панциря, мешающего понимать

реальность».

Калиль Джибран

© Лидия Сурина 2019


Слайд 50
“Сотрудничество с неизбежным”
© Лидия Сурина 2019

“Сотрудничество с неизбежным”© Лидия Сурина 2019

Слайд 51
“Сотрудничество с неизбежным”
© Лидия Сурина 2019

“Сотрудничество с неизбежным”© Лидия Сурина 2019

Слайд 52
Международный Конгресс ОППЛ
«Достижения и перспективы российской психотерапии»

Вторая совместная научно-практическая конференция
модальности

«Юнгианский анализ» ОППЛ
и Философского факультета МГУ им. Ломоносова
"Психотерапия и утешение

философией"

1-2 ноября 2019 года

Место проведения:
Москва, конгресс-центр «Измайлово ВЕГА» (1 ноября)
Философский факультет МГУ (2 ноября)

© Лидия Сурина 2019

Международный Конгресс ОППЛ«Достижения и перспективы российской психотерапии»Вторая совместная научно-практическая конференциямодальности «Юнгианский анализ» ОППЛи Философского факультета МГУ

Слайд 53
Модальность «Юнгианский анализ» ОППЛ

VII международная междисциплинарная
научно-практической конференция

«Алхимия как символическая система
в

юнгианском анализе и практике психотерапии»

28-29 марта 2019 г.
г. Москва

Место проведения:
Библиотека

Иностранной Литературы

© Лидия Сурина 2019

Модальность «Юнгианский анализ» ОППЛVII международная междисциплинарнаянаучно-практической конференция«Алхимия как символическая системав юнгианском анализе и практике психотерапии»28-29 марта

Слайд 54
IX Всемирный конгресс по психотерапии
«Планета психотерапии»
26-29 июня 2020 года
г. Москва

IX Всемирный конгресс по психотерапии«Планета психотерапии»26-29 июня 2020 годаг. Москва

Слайд 55 Начало он-лайн курса – 25 ноября 2019 г.
Авторские метафорические карты
Corona

Astralis “Архетипы планет в знаках Зодиака”

Художник – Вероника Бове
© Лидия Сурина

2019
Начало он-лайн курса – 25 ноября 2019 г.Авторские метафорические картыCorona Astralis “Архетипы планет в знаках Зодиака”Художник

Слайд 56Благодарю за внимание!
Сурина Лидия Алексеевна, к.х.н. sla57@mail.ru +7(916)405 16 58, +7(977)753

05 73

Благодарю за внимание!Сурина Лидия Алексеевна, к.х.н.  sla57@mail.ru +7(916)405 16 58, +7(977)753 05 73

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика