Слайд 1
«Язык родной, дружи со мной...»
для II—IV классов
Подготовила:
Вислоцкая Н.С.
415группа з/о,
ФНО
Слайд 2Цель факультативных занятий:
Овладение русским языком как средством общения, формирование у
учащихся умений и навыков, обеспечивающих свободное общение на русском языке
в его устной и письменной формах.
Слайд 3Задачи факультативных занятий:
развитие интереса к изучению русского языка как части
национальной культуры и как явления культуры;
развитие мышления и речи;
развитие и
совершенствование языковых умений и навыков учащихся;
обогащение речи учащихся лексическими средствами языка, разнообразными по экспрессивным, смысловым, выразительным, стилистическим возможностям;
предупреждение и преодоление интерференционных ошибок, вызванных несовпадением языковых фактов русского и белорусского языков на фонетическом, лексическом, грамматическом уровнях;
развитие и совершенствование коммуникативно-речевых умений и навыков учащихся;
развитие и совершенствование умений и навыков речевого общения и поведения;
воспитание социально ориентированной личности, ответственной за собственную речевую культуру и речевое поведение.
Слайд 4Принципы отбора содержания программы
научности
системности
доступности
коммуникативности
Слайд 5Подходы к организации факультативных занятий.
Личностно-деятельностный подход, когда в центре внимания
находится ученик с его интересами, потребностями, способностями.
Отношение к ученику как
к субъекту учебной деятельности.
Равнопартнёрское сотрудничество учителя и ученика в процессе учебной деятельности.
Коллективное взаимодействие учеников, при котором школьники активно общаются друг с другом.
Систематическая рефлексия учащимися опыта своего коммуникативного поведения и общения.
Слайд 6II КЛАСС. Тайны звуков и букв (17 ч)
2ч. Путешествие в
страну Звуков и Букв.
1 ч. Знаки для звуков —
буквы. Звуки — оболочки слов, не обладающие сами по себе значением.
3 ч. Буквы всякие важны, буквы всякие нужны. Обиженная буква. Весёлая буква ходит фертом. Два родных брата — мягкий знак и твёрдый знак. Алфавит.
2 ч. Буквы своих звуков и буквы не своих звуков. Бук
ва заблудилась. Хитрый звук играет в прятки.
1 ч. Мелодичность и благозвучие русской речи.
2 ч. Богатство фонетических средств русского языка. Звукопись. Скороговорки.
2 ч. «Колдовство» букв. Учимся разгадывать и составлять метаграммы, анаграммы, кроссворды, ребусы.
2 ч. Ударение — «пульс» слова. Смыслоразличительная роль ударения. Определяем «пульс» слова с помощью словаря. Правильно произносим и обозначаем на письме ударные и безударные гласные
1 ч. Интонационное богатство и выразительность устного слова: громкость, темп, тембр, тон, логическое ударение, пауза
1 ч. Рифма. Игры в рифмы. Подбор рифм к отдельным словам. Составление стихотворных текстов по заданным и придуманным рифмам.
Слайд 7III КЛАСС. В мире слов (17 ч)
1 ч. Как рождаются
слова.
1 ч. Заимствованные слова. Слова-пришельцы.
1 ч. Почему «умирают»
слова. В музее истории слов.
1 ч. В поисках нужного слова.
1 ч. Общеупотребительная лексика и лексика ограниченного употребления: просторечные слова, диалектизмы, слова-паразиты. Белорусизмы в русской речи.
1 ч. Значения имён.
2 ч. О словах разнообразных, одинаковых и разных: слова-близнецы (омонимы), слова-друзья (синонимы), слова-противники (антонимы), слова многозначные, слова с прямым и слова с переносным значением. Подбор синонимов к многозначным словам. Разгадывание и составление кроссвордов.
2 ч. Всё растёт из корня. Слова однокоренные. Рисуем дерево из однокоренных слов.
1 ч. Словообразование как источник пополнения словаря. Как живут и работают приставки.
1 ч. Суффиксы ласкательные, уважительные, пренебрежительные. Лексические средства выразительности речи: сравнение, олицетворение.
2 ч. Словари — кладовые слов, наши помощники.
1 ч. Слово в пословицах.
2 ч. В стране крылатых слов, фразеологизмов.
Слайд 8IV КЛАСС. Культура речевого общения и поведения (17 ч)
1 ч.
Роль человеческого общения в жизни человека. Слушание, говорение, чтение, письмо
— виды речевого общения людей.
2 ч. Речевая ситуация, её компоненты: где говорим? Адресат речи. Отбор языковых средств в соответствии с речевой ситуацией.
2 ч. Особенности устной речи.
2 ч. Диалог. Особенности диалога: зависимость от ситуации, неподготовленность речи, наличие реплик.
2 ч. Речевой этикет. Основные правила и приёмы эффективного коммуникативного поведения в различных ситуациях общения: как надо? как принято? как лучше? Уместность использования этикетных выражений извинения, благодарности, просьбы, приглашения, обращения, приветствия, поздравления, пожелания.
3 ч. Монолог. Особенности монолога: подготовленность речи, планирование его содержания.
2 ч. Влияние речи на поступки людей.
1 ч. Устное и письменное приглашение. Коллективное составление и с точки зрения содержания, композиции, языковых средств.
1 ч. Устное и письменное поздравление. Коллективное составление и анализ с точки зрения содержания, композиции, языковых средств.
1 ч. Утренник «Язык родной — друг мой».
Слайд 9Ожидаемые результаты:
повышение интереса к изучению русского языка;
повышение качества произносительных, акцентологических,
орфографических умений и навыков;
расширение собственного словарного запаса учащихся;
закрепление умения учиться
— добывать необходимую информацию, пользуясь различными словарями;
повышение культуры речевого общения и поведения.