Слайд 1ЮЖНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ФАКУЛЬТЕТ ФИЛОСОФИИ И КУЛЬТУРОЛОГИИ
Кафедра философии и методологии науки
Тема 5. Немецкая классическая философия
80-е гг. XVIII –
60-е гг. XIX вв.
Ростов-на-Дону
2013
Слайд 2 Содержание
Немецкая
классическая философия
Представители немецкой классической философии
Иммануил Кант
Георг Вильгельм
Фридрих Гегель
Литература
Слайд 3Представители немецкой
классической философии
Иммануил Кант (1724 - 1804)
Иоганн Готлиб
Фихте (1762 - 1814)
Фридрих Вильгельм Йозеф Шеллинг (1775 - 1854)
Георг
Вильгельм Фридрих Гегель (1770 - 1831)
Людвиг Андреас Фейербах (1804 - 1872)
Слайд 4Представители немецкой классической философии
Иоганн Готлиб Фихте - субъективный идеализм
Фридрих Вильгельм
Йозеф Шеллинг- объективный идеализм
Георг Вильгельм Фридрих Гегель - абсолютный
идеализм
Людвиг Фейербах - антропологический материализм
Иммануил Кант – деист, объективный идеалист, субъективный идеалист. Агностик.
Слайд 5Немецкая классическая философия
Стремление построить «абсолютную» философскую систему
Априоризм (опора на доопытное
знание)
Трансцендентализм
(стремление очертить пределы возможного опыта)
Диалектика
Слайд 6Критика практического разума
Две вещи наполняют душу всегда новым и всё
более сильным
удивлением и благоговением, чем чаще и продолжительнее мы
размышляем о
них, – это звёздное небо надо мной и
моральный закон во мне.
Слайд 7Иммануил Кант (1724 - 1804)
Немецкий философ, родоначальник немецкой классической философии.
В 1747-1755 годы разработал космогоническую гипотезу происхождения Солнечной системы из
первоначальной туманности ("Всеобщая естественная история и теория неба", 1755).
Основатель "критической философии" ("Критика чистого разума",1781; "Критика практического разума", 1788; "Критика способности суждения", 1790).
Слайд 8Иммануил Кант (1724-1804)
Родился 22 апреля 1724 г.
в Кёнигсберге
Учёба в
Кёнигбергском университете (1740-1746)
"Докритический период": приват-доцент в Кёнигбергском университете (1755-1770)
"Критический период":
профессор логики и метафизики в Кёнигбергском университете (1770-1801)
Умер 12 февраля 1804 г.
в Кёнигсберге
Кёнигсберг
Слайд 9Иммануил Кант (1724 – 1804)
Впервые рассмотрел познание
как деятельность,
протекающую
по своим законам
Главные работы – «Критика
чистого разума» (гносеология), «Критика практического разума (этика), «Критика способности суждения» (эстетика).
Периоды творчества: докритический (1746 -1770) (космологическая проблематика, «гипотезы Канта-Лапласа») и критический (с 1770г.) (проблемы гносеологии и этики).
Слайд 10Основные вопросы философии по Канту:
Что я могу знать?
Что я должен
делать?
На что я смею надеяться?
Что такое человек?
Слайд 11ТРАНСЦЕНДЕНТАЛЬНАЯ ЛОГИКА
Кант выделяет 2 формы знания:
опытное (апостериорное) и доопытное (априорное).
В «Критике чистого разума» Кант
постулирует, что познающему субъекту присущи 3 способности: чувственность, рассудок и разум.
Чувственность собирает воедино и упорядочивает собранные органами чувств данные из его внешнего мира. Сфера знания чувственности– математика (арифметика и геометрия). Рассудок- теоретическое естествознание, разум – метафизика.
Рассудок ничего не может представить, а чувства помыслить. Осуществляется это только в сознании субъекта с помощью априорных суждений.
Кант выделяет 12 априорных категорий принадлежащих нашему сознанию (единство, множественность, цельность, реальность, субстанция, причинность и пр.)
Эти категории принадлежат нашему сознанию, которое само создает предметы. Т.е. наш ум находит во внешнем мире то, что сам туда вкладывает. Т.е вещи сами по себе не познаваемы.
феноменов - вещь-для-нас, которые открываются нам в процессе познания и
ноуменов - вещь-в-себе, которые не раскрываются
Чистый разум стремится проникнуть в непознаваемый мир «вещей-в-себе», что приводит к противоречиям – антиномиям. Эти противоречия неразрешимы.
Слайд 14Трансцендентальная эстетика и аналитика
Возможность априорных синтетических суждений
- центральная проблема чистого разума
Трансцендентальная эстетика
Априорные синтетические суждения в
математике
Синтетическая работа созерцания
Пространство и время как априорные формы чувственного созерцания
Трансцендентальная аналитика
Трансцендентальное единство апперцепции
Дедукция чистых рассудочных понятий (категорий)
Схематизм чистых рассудочных понятий
Синтетические основоположения чистого рассудка
Слайд 15Возможность априорных синтетических суждений
Аналитические и синтетические суждения
Аналитическое
суждение –
суждение, в
котором
содержание
логического сказуемого
(предиката)
заключено
в содержании
логического подлежащего
(субъекта).
Не дают никакой новой
информации
Синтетическое
суждение –
суждение, в
котором
содержание
логического сказуемого
(предиката)
не заключено
в содержании
логического подлежащего
(субъекта).
Слайд 16Отношение
между содержанием
субъекта и предиката
аналитического суждения
Отношение
между содержанием
субъекта и предиката
синтетического суждения
S
S
P
P
Возможность априорных синтетических суждений
Аналитические и синтетические
суждения
Слайд 17Возможность априорных синтетических суждений
Аналитические и синтетические суждения
Все тела
протяжённы.
Некоторые тела
имеют
вес.
Столица –
место пребывания
правительства.
Канберра – столица
Австралии.
Примеры
аналитических суждений
Примеры
синтетических суждений
Целое больше
своей части.
«Лунная соната»
состоит
из трёх частей.
Слайд 18Возможность априорных синтетических суждений
Аналитические и синтетические суждения
Общий принцип
аналитических
суждений –
закон
запрета
противоречия.
Синтетические суждения
нуждаются
в ином принципе,
нежели
закон противоречия.
Противоречиво
отрицать за субъектом
признак, который мыслится
в самом
понятии субъекта.
Нет никакого противоречия
в том, что за субъектом
отрицается признак,
не принадлежащий
понятию субъекта.
Слайд 19Возможность априорных синтетических суждений
Априорные и апостериорные суждения
Априорное
суждение –
суждение,
истинность которого
устанавливается
независимо
от опыта.
Апостериорное
суждение –
суждение,
истинность которого
удостоверена
опытом.
Все аналитические суждения априорные
Слайд 20Возможность априорных синтетических суждений
Априорные и апостериорные суждения
Науки опираются на
опыт,
но они не могут основываться
исключительно на опыте,
поскольку их законы
имеют форму
общих
аподиктических суждений.
Слайд 21Трансцендентальная эстетика
Априорные синтетические суждения в математике
7 + 5
12
=
7
+
5
12
3 x 4
=
12
7
+
5
x
4
3
Слайд 22Трансцендентальная эстетика
Априорные синтетические суждения в математике
Прямая
кратчайшая
линия между
двумя точками.
есть
Форма
величина.
не есть
Слайд 23Трансцендентальная эстетика
Синтетическая работа созерцания
Но почему мы видим один
движущийся автомобиль,
а не
несколько похожих
неподвижных автомобилей
в разных местах?
И почему мы видим
автомобиль движущимся
в определённом
направлении,
а не скачущим взад-вперёд?
Не будь у нас памяти, мы не могли
бы воспринимать изменяющиеся
во времени объекты.
Слайд 24Трансцендентальная эстетика
Синтетическая работа созерцания
Почему мы не
извлекаем из кладовых
памяти вчерашние
или даже
прошлогодние
ощущения, соединяя их
в единый образ?
Слайд 25
Трансцендентальная эстетика
3
2 1
Этого не происходит потому, что наша
память упорядочена во времени.
Содержащаяся в нашем разуме
"шкала времени" позволяет нам
помнить не только содержание, но
и последовательность ощущений.
Время - априорная форма ВНУТРЕННЕГО ЧУВСТВЕНННОГО созерцания
Слайд 26Трансцендентальная эстетика
Пространство как априорная форма созерцания
Почему воспринятые
в разных местах
части тел
соединяются
осмысленным образом?
Пространство –это априорная форма внешнего чувственного созерцания
Слайд 27Трансцендентальная эстетика
Пространство как априорная форма созерцания
Потому что
в нашем разуме,
содержится не
только
«шкала времени»,
но и определённая
модель пространства.
Слайд 28Трансцендентальная эстетика
Время и пространство как априорные формы чувственного созерцания
Априорная основа
геометрии
Априорная
основа арифметики
Изотропно
Однонаправленно
Трёхмерно
Одномерно
Бесконечно
Бесконечно
Форма
внешнего созерцания
Форма
внутреннего созерцания
Пространство
Время
Слайд 29Трансцендентальная эстетика
Общий вывод
Предмет восприятия не дан
нашей чувственности, а
конструируется
ею из материала
ощущений.
Данные ощущений
соединяются в целостный образ
(синтезируются)
соответственно априорным
формам самой чувственности.
Слайд 30Трансцендентальная аналитика
Трансцендентальное единство апперцепции
Апперцепция
(лат. ad, к,
percepcio, восприятие) –
рефлектирующее сознание
(в
отличие от неосознаваемых
восприятий – перцепций);
самосознание.
Трансцендентальное
(лат. transcendentalis, выходящий
за пределы эмпирического опыта)
–
в кантовской философии то, что делает
возможным опытное познание
(в отличие от трансцендентного –
выходящего за пределы опыта).
Трансцендентальное единство апперцепции –
единство и тождественность самосознания
как предпосылка познавательного синтеза.
Слайд 31И. Кант.
«Критика чистого разума».
Трансцендентальная аналитика
Трансцендентальное единство апперцепции
Многообразные представления,
данные в некотором
созерцании,
не были бы все вместе
моими представлениями,
если бы они
не принадлежали все
вместе
одному самосознанию.
Слайд 32И. Кант.
«Критика чистого разума».
Трансцендентальная аналитика
Трансцендентальное единство апперцепции
Только в силу того,
что я могу
постичь многообразное
[содержание] представлений
в одном сознании,
я называю их все
моими
представлениями;
в противном случае
я имел бы столь же
пёстрое разнообразное Я,
сколько у меня есть
сознаваемых мной представлений.
Слайд 33И. Кант.
«Критика чистого разума».
Трансцендентальная аналитика
Трансцендентальное единство апперцепции
Не предмет заключает в
себе связь,
которую можно заимствовать
из него путём восприятия, только
благодаря чему она
может быть
усмотрена рассудком, а сама
связь есть функция рассудка,
и сам рассудок есть не что иное,
как способность a priori связывать
и подводить многообразное
[содержание] данных представлений
под единство апперцепции.
Слайд 34Трансцендентальная аналитика
Дедукция чистых рассудочных понятий
Категории
качества
отношений
модальности
количества
Единство
Множествен-
ность
Целокупность
Реальность
Отрицание
Ограничение
Субстанция и
акциденция
Причина и
действие
Взаимодействие
(общение)
Возможность
Существование
Необходимость
Слайд 35Трансцендентальная аналитика
Дедукция чистых рассудочных понятий
Схематизм
Категории
качества
Категории
отношений
Категории
модальности
Категории
количества
Временной
ряд
Число
Содержание
времени
Величина
(степень)
Порядок
времени
Постоянность
Последовательность
Одновременность
Совокупность
времени
Какое-нибудь время
Определённое
время
Всякое время
Модус времени
Схема категории
Слайд 36Трансцендентальная аналитика
Общая схема
Постулаты эмпирического мышления
Аналогии
опыта
Антиципации восприятия
Аксиомы созерцания
Группы
основоположений
рассудка
Возможность
Существование
Необходимость
Субстанция
Причина
Взаимодействие
Реальность
Отрицание
Ограничение
Единство
Множественность
Целокупность
Категории
Какое-нибудь…
Определённое…
Всякое время
Постоянность
Последовательность
Одновременность
Величина
(степень)
Число
Схема
категории
Совокупность времени
Порядок
времени
Содержание времени
Временной
ряд
Модус
времени
Находящиеся
в
отношении
к сознанию
Находящиеся
в отношении
друг к другу
Восприятия
Созерцания
Явления,
взятые как
По модальности
По отношению
По качеству
По количеству
Классификация
суждений
Слайд 37Трансцендентальная аналитика
Основоположения чистого рассудка
Группы
основоположений
Антиципации
восприятия
Аналогии
опыта
Постулаты
эмпирического
мышления
Аксиомы
созерцания
Всё делимо до
бесконечности
Пустота
не существует
Закон сохранения
субстанции
Закон
причинной связи
Закон
взаимодействия
Формальная
возможность
Материальная
действительность
Общая
необходимость
Слайд 38Трансцендентальная аналитика
Постулаты эмпирического мышления вообще
Ассерторические
суждения
S есть P
Аподиктические
суждения
S необходимо есть
P
Проблематические
суждения
S возможно есть P
То, что согласно с
формальными
условиями опыта,
возможно.
То, что связано
с
материальными
условиями опыта
(ощущения),
действительно.
То, связь чего с
действительным
определена
согласно
общим
условиям опыта,
существует
необходимо.
Опыт возможен только посредством
представления о необходимой связи восприятий.
Слайд 39
Трансцендентальная аналитика
Общий вывод
Рассудок не черпает
свои законы из природы,
а предписывает их
ей.
Слайд 40И. Кант.
«Пролегомены».
Трансцендентальная аналитика
Общий вывод
Рассудок есть
источник
всеобщего порядка природы,
так как
он подводит все
явления
под свои собственные законы
и только этим a priori осуществляет
опыт (по его
форме), в силу чего
всё, что познается на опыте,
необходимо подчинено
законам рассудка.
Слайд 41Трансцендентальный идеализм
Общая схема
Трансцен-дентальная диалектика
Метафизика
Три идеи:
мир, душа, Бог
Умо-заключение
Разум
Трансцен-дентальная аналитика
Естество-знание
Двенадцать категорий
Суждение
Рассудок
Трансцен-дентальная эстетика
Математика
Пространство
и время
Созерцание
Чувствен-ность
Раздел
Наука
Априорные формы
Способ-ность
Уровень синтеза
Слайд 42Иммануил Кант
Трансцендентальная диалектика и этика
Трансцендентальная диалектика
Идеи чистого разума
Психологическая идея
(душа)
Космологическая идея (мир)
Теологическая идея (Бог)
Диалектические выводы чистого разума
Паралогизмы чистого разума
Антиномии
чистого разума
Идеал чистого разума
Переход к критике практического разума
Критика практического разума (этика)
Место этики в системе философских наук
Понятие доброй воли
Категорический императив
Антиномия практического разума
Постулаты практического разума
Слайд 43Трансцендентальная диалектика
Диалектические выводы чистого разума
Антиномия
(греч. αντι, против
и νομος, закон) –
противоположность
между
двумя
взаимоисключающими
суждениями,
каждое из которых
представляется
логически доказанным.
Паралогизм
(греч. παραλογισμος,
неправильное, ложное
рассуждение) –
логическая ошибка
в умозаключении,
происшедшая
непреднамеренно
вследствие нарушения
законов
и правил логики.
Слайд 44Трансцендентальная аналитика
Дедукция чистых рассудочных понятий
Суждения
по
качеству
по
отношению
по
модальности
по
количеству
Общие
Частные
Единичные
Утвердитель-
ные
Отрицательные
Бесконечные
Категорические
Гипотетические
Разделительные
Проблематиче-
ские
Ассерториче-
ские
Аподиктические
Слайд 45Трансцендентальная диалектика
Антиномии чистого разума
Случайность
Необходимость
Модальность
Необходимость
Свобода
Отношение
Сложность
Простота
Качество
Бесконечность
Конечность
Количество
Антиномия
Виды суждений и группы категорий
Слайд 46Трансцендентальная диалектика
Антиномии чистого разума
Первая антиномия
Тезис
Антитезис
Мир имеет
начало (границу)
во времени
и в пространстве.
Мир
во времени
и в пространстве;
бесконечен.
Слайд 47Если бы мир был
бесконечным во времени
(не имея ни «начала», ни
«конца»),
то отправившись из бесконечно
удалённого прошлого, невозможно
было бы добраться до «сегодня»,
точно
так же, как отправившись из
«сегодня» в будущее, нельзя
добраться до «конца времён».
Но «сегодня» наступило;
следовательно, прошедшее время
не было бесконечным,
т.е. мир имел начало во времени.
Трансцендентальная диалектика
Антиномии чистого разума
Доказательство
тезиса
первой антиномии
Слайд 48Если мир имел
начало во времени,
когда-то должно было
существовать время, в котором
мира
не было, т.е. пустое время.
Но в пустом времени
невозможно возникновение
какой бы
то ни было вещи,
так как ни одна часть такого
времени не заключает в себе
условия существования, отличного
от условия несуществования.
Трансцендентальная диалектика
Антиномии чистого разума
Доказательство
антитезиса
первой антиномии
Слайд 49Трансцендентальная диалектика
Антиномии чистого разума
Вторая антиномия
Тезис
Антитезис
Всё в мире
состоит из
простого.
Нет ничего
простого,
всё сложно.
Слайд 50Трансцендентальная диалектика
Антиномии чистого разума
Третья антиномия
Тезис
Антитезис
В мире
существуют
свободные
причины.
Нет никакой
свободы,
всё совершается
в мире только
по
законам
природы.
Слайд 51Трансцендентальная диалектика
Антиномии чистого разума
Четвёртая антиномия
Тезис
Антитезис
В ряду причин
мира есть некая
необходимая
сущность.
В этом
ряду
нет ничего
необходимого,
всё в нём
случайно.
Слайд 52Трансцендентальная диалектика
Антиномии чистого разума
В первой и второй
антиномиях
и тезис, и антитезис
ложны,
В
третьей и четвёртой
антиномиях
и тезис, и антитезис
истинны:
поскольку вопрос о
пространственно-
временных свойствах
вещей в
себе
не имеет смысла.
тезис – относительно
вещей в себе,
антитезис –
относительно
явлений.
Разрешение антиномий
Слайд 53Трансцендентальная диалектика
Идеал чистого разума
Онтологическое
Разделительное
Космологическое
Гипотетическое
Физикотеологическое
Категорическое
Доказательства
бытия Бога
Виды
умозаключений
Слайд 54Трансцендентальная диалектика
Идеал чистого разума
Доказательства бытия Бога
Физико-
теологическое
Космо-
логическое
Онто-
логическое
На основе
данного нам в опыте
(определённого
опыта)
разум
умозаключает
о существовании
вне мира
высшей причины.
На основании
понятия опыта вообще
(неопределённого
опыта)
разум умозаключает
к существованию
абсолютно
необходимой
сущности.
Существование
высшей сущности
априорно
выводится
из
понятия о ней.
Слайд 55Антиномии чистого разума
Мир имеет начало во времени и ограничен
в пространстве / Мир не имеет начало во времени и
границ в пространстве; он бесконечен и во времени и пространстве.
Всякая сложная субстанция в мире состоит из простых частей, и вообще существует только простое, или то, что сложено из простого / Ни одна сложная вещь в мире не состоит из простых частей и вообще в мире нет ничего простого.
Причинность по законам природы есть не единственная причинность, из которой можно вывести все явления в мире. Для объяснения мира явления необходимо еще допустить свободную причинность / Нет никакой свободы, всё совершается в мире только по законам природы.
К миру принадлежит или как часть его, или как его причина безусловно необходимая сущность / Нигде нет никакой безусловно необходимой сущности – ни в мире, ни вне мира – как его причина.
Слайд 56И. Кант.
«Критика практического
разума».
Общий итог критики чистого разума
и переход к критике
практического разума
Я не могу... даже допустить
существование Бога, свободы
и бессмертия для
целей
необходимого практического
применения разума, если
не отниму у спекулятивного
разума также его притязаний
на трансцендентные знания…
Поэтому мне пришлось
ограничить знание, чтобы
освободить место вере...
Слайд 57 «Критика практического разума»
Кант
говорит о морально-практической философии, нравственном познании.
Мораль у него
подразделяется на максимы (то что значимо для одного человека) и императивы (для всех).
Высший императив – категорический. «Поступай так, чтобы максима твоей воли могла в то же время иметь силу принципа всеобщего законодательства».
Слайд 58Критика практического разума
Место этики в системе философских наук
Философия
Физика
Этика
Материальная
философия
Формальная
философия
Логика
наука о законах
мышления
наука
о законах
природы
наука о законах
свободы
Слайд 60Критика практического разума Категорический императив
Императив
(лат. imperativus, повелительный) –
требование, приказ, закон.
Нравственные
предписания
Максимы
Императивы
Гипотетические
императивы
Категорический
императив
личные принципы
поведения
общезначимые
предписания
условные
принципы поведения
безусловный
принцип поведения
Слайд 61Категорический императив
Формальная законосообразность
Поступай так, чтобы максима твоей воли
могла в то
же время иметь силу принципа
всеобщего законодательства.
Поступай так, как если бы
максима твоего
поступка посредством твоей воли должна
была стать всеобщим законом природы.
Первая формулировка
категорического императива
Слайд 63Категорический императив
Человек как цель
Поступай так, чтобы ты всегда относился
к человечеству
и в своём лице, и в лице
всякого другого также как
к цели и
никогда не относился бы к нему
только как к средству.
Вторая формулировка
категорического императива
Слайд 64Категорический императив
Формальная законосообразность
Поступай так, чтобы максима твоей воли
могла в то
же время иметь силу принципа
всеобщего законодательства.
Поступай так, как если бы
максима твоего
поступка посредством твоей воли должна
была стать всеобщим законом природы.
Первая формулировка
категорического императива
Слайд 65Антиномия практического разума
Требования
долга
Стремление
к счастью
Слайд 66Постулаты практического разума
Постулаты практического разума
Свобода
воли
Бытие
Божие
Бессмертие
души
Психологическая
идея
Космологическая
идея
Теологическая
идея
Слайд 67Коперниканский переворот Канта
Подобно тому, как Коперник предположил, что не Солнце
вращается вокруг земли, а наоборот, Кант предложил считать, что вовсе
не субъект, познавая, открывает объективные законы, но наоборот, объект, приспосабливаясь, становится познаваемым по законам субъекта.
Слайд 68Георг Вильгельм Фридрих Гегель (1770 - 1831)
Феноменология духа (1807)
Наука логики
(1812, 1813, 1816)
Энциклопедия философских наук (1817)
Слайд 69Георг Вильгельм Фридрих Гегель
(1770-1831)
Родился 27 августа 1770 г.
в
Штутгарте
Учёба в Тюбингенском университете (1788-1793)
Преподавание в Йенском университете (1801-1807)
Директор гимназии
в Нюрнберге (1808-1816)
Преподавание
в Гейдельбергском университете (1816-1818)
Преподавание
в Берлинском университете (1818-1831)
Умер 14 ноября 1831 г.
в Берлине
Штутгарт
Тюбинген
Йена
Нюрнберг
Гейдельберг
Берлин
Слайд 70 Ключевое понятие философии Гегеля – Абсолютная идея.
Она автономна от человека, истории, природы.
Она представляет собой процесс
познания себя в каждой сотворенной вещи и явлении.
Это процесс самопознания Абсолютного духа
«Все действительное разумно, всё разумное действительно».
Весь мир – самопознание Абсолютного духа.
Абсолютный дух способен к движению и развитию.
Развитие протекает по схеме: тезис – антитезис – синтез
Слайд 71Гегель
Абсолютный идеализм
Основные принципы философии Гегеля
Тождество субстанции и субъекта
Действительность как
процесс саморазвития
Структура абсолютной реальности (система Гегеля)
Логика (дух "в себе")
Природа
(инобытие духа)
Дух ("в себе и для себя")
Диалектика (метод Гегеля)
Соотношение между системой и методом
Противоречие между системой и методом
Панлогизм Гегеля и классический рационализм
Принцип и законы диалектики
Единство противоположностей
Переход количественных изменений в качественные
Отрицание отрицания
Слайд 72Основные принципы философии Гегеля
Тождество субстанции и субъекта
Действительность как процесс саморазвития
Познание
мира как самопознание духа
Истинное есть целое, но целое есть
только сущность, завершающаяся через своё развитие. Об абсолютном нужно сказать, что оно по существу есть результат, что оно лишь в конце есть то, что есть оно поистине; и в том-то и состоит его природа, что оно есть действительное, субъект или становление самим собою для себя.
Слайд 73тождественно
противоположно
P
есть
S
Роза
красная
Трава
зелёная
Снег
белый
Лиса
рыжая
хитрая
Структура абсолютной реальности
Логика (дух "в себе")
Чистое
бытие
Бытие
Ничто
Чистое
бытие
Стано-
вление
ничто
становление
Чистое
бытие
ничто
Чистое бытие образует
начало, потому
что…
первое начало не
может быть чем-то
опосредованным
и определённым.
Результат становления
представляет собой…
наличное бытие.
Слайд 74
Качество
Наличное
бытие
Бытие
Структура абсолютной реальности
Логика (дух "в себе")
Стано-
вление
Чистое
бытие
Ничто
Иное
Нечто
В-
себе-
бытие
Корова
Лошадь
– не
корова
– как
корова,
но без
рогов.
Для-себя-
бытие
Наличное бытие
есть бытие, имеющее
определённость,
которая есть
непосредственная,
или сущая
определённость,
есть качество.
Слайд 76
Качество
Для-себя-
бытие
Наличное
бытие
Бытие
Структура абсолютной реальности
Логика (дух "в себе")
Стано-
вление
Чистое
бытие
Ничто
Иное
Нечто
В-
себе-
бытие
Единое
Коли-
чество
Многое
Качество
есть определённость,
тождественная с
бытием.
Количество
есть определённость
бытия, не тождественная
с самим бытием.
Нечто есть
благодаря
своему качеству
то, что оно есть, и,
теряя своё качество,
оно перестаёт быть
тем, что оно есть.
Количество, в отличие
от качества, есть
такое определение, к
изменению которого
определённая вещь
относится
безразлично.
Слайд 77
Бытие
Количе-
ство
Качест-
во
Мера
Структура абсолютной реальности
Логика (дух "в себе")
Бытие
Наличное
бытие
Для-
себя-
бытие
Чистое
количество
Опре-
делённое
количество
Степень
Специ-
фическое
количество
Реальная
мера
Стано-
вление
сущности
Мера есть качественно
определённое количество,
т.е.
количество, с которым
связано некое наличное
бытие или некое качество.
Когда изменяется мера
вещи, изменяется сама
вещь, и нечто, переходя
свою меру, увеличиваясь
или уменьшаясь сверх
меры, исчезает.
Слайд 78
Логика
Бытие
Поня-
тие
Сущность
Структура абсолютной реальности
Логика (дух "в себе")
Каче-
ство
Коли-
чество
Мера
Осно-
вание
существо-
вания
Явление
Действи-
тельность
Субъек-
тивность
Объек-
тивность
Идея
Снятое бытие есть
сущность.
Мера как
единство
качества и количества
есть, следовательно,
завершённое бытие.
Действительность есть
ставшее непосредственным
единство сущности
и
существования.
Слайд 79
Абсолют-
ный
дух
Логика
Дух
Приро-
да
Структура абсолютной реальности
Логика – природа – дух
Бытие
Сущность
Поня-
тие
Меха-
ника
Орга-
ническая
физика
Физика
Субъ-
ектив-
ный дух
Объ-
ектив-
ный дух
Абсо-
лютный
дух
Суб.
Об.
Идея
Развитие
духа состоит в том,
что его выход из себя и
самораскрытие есть
вместе
с тем его
возврат к себе.
Мы начали с бытия, с
абстрактного бытия… Теперь…
мы имеем идею как бытие.
Но эта идея, обладающая
бытием, есть природа.
Природа есть идея
в форме инобытия.
Слайд 80
Дух
Абсолют-
ный
дух
Объек-
тивный
дух
Субъек-
тивный
дух
Структура абсолютной реальности
Дух ("в себе и для
себя")
Дух
Душа
Сознание
Мораль-
ность
Право
Нравст-
венность
Искусство
Фило-
софия
Религия
откровения
Природа… не доходит до
сознания самой себя… Только
человек впервые поднимается
от единичности
ощущения
к всеобщности мысли, к
знанию о самом себе,
к постижению…
своего "я".
В душе пробуждается сознание;
сознание полагает себя как
разум, освобождающий себя
посредством своей
деятельности…
Подлежащий порождению
духом и порождённый
им мир – это
объективный дух.
Слайд 81
Абсолют-
ный
дух
Искус-
ство
Религия
открове-
ния
Фило-
софия
Структура абсолютной реальности
Дух ("в себе и для себя")
Кри-
тическая
философия
Мета-
физика
Эмпи-
ризм
Скульп-
тура
Архи-
тектура
Есте-
ственная
религия
Абсо-
лютная
религия
Рели-
гия ду-
ховной ин-
дивидуальн.
Жи-
вопись
Му-
зыка
По-
эзия
Слайд 82Ступени познания абсолютного духа
Слайд 83Диалектика (метод Гегеля)
Панлогизм Гегеля и классический рационализм
Классический
рационализм
Панлогизм
Гегеля
Субъект и объект познания
функционируют
по одним и тем же законам.
Мир понятен разуму,
потому
что он
разумен.
Мир понятен разуму,
потому что он и есть
Разум.
Субъект и объект познания
совпадают,
а процесс познания
и есть, в сущности,
процесс становления
этого разумного мира.
Слайд 84Диалектика (метод Гегеля)
Принцип и законы диалектики
Источник развития находится не вовне,
а внутри развивающегося объекта: это – борьба составляющих его противоположностей.
"Механизм"
развития: развитие происходит путём перехода количественных изменений в качественные.
Результат развития: развитие – не простое отрицание прошлого, а отрицание отрицания, итогом которого является как бы возвращение к исходному состоянию,
но на новом, более высоком уровне.
Истинное развитие есть
саморазвитие.
Слайд 85Диалектика (метод Гегеля)
Противоречие между системой и методом
… Гегель вынужден был
строить систему, а
философская система, по установившемуся
порядку, должна была завершиться
абсолютной истиной
того или иного рода.
И тот же Гегель, который <…> подчёркивает,
что эта вечная истина есть не что иное, как
сам логический (resp.: исторический) процесс,
<...> видит себя вынужденным положить
конец этому процессу, так как надо же было
ему на чём-то закончить свою систему. <…>
А именно, нужно было так представить себе
конец истории: человечество приходит
к познанию <…> абсолютной идеи и
объявляет, что это познание абсолютной
идеи достигнуто в гегелевской философии.
Ф. Энгельс.
"Людвиг Фейербах
и конец классической
немецкой
философии".
Слайд 86Заключение
Гегель оказал громадное влияние на философию 19 века.
Знаменитый
тезис Гегеля «действительное разумно, разумное действительно» был истолкован ими в
смысле необходимости сознательного преобразования мира.
В конце 19 — начале 20 вв. возникает неогегельянство, отзвуки которого слышны и по сей день в неомарксизме, герменевтике и др. философских направлениях.
Слайд 87Людвиг Андреас Фейербах
(1804 - 1872)
Слайд 88 Антропологический материализм.
Суть религиозных представлений лежит в чувстве зависимости
людей от окружающего их мира, что порождает создание фантазий и
вымыслов.
Человек сам создал бога, подобно себе и все свои свойства в крайней степени их развития перенес на него.
Именно человек выводит из чувственного мира абстрактные понятия, а не наоборот.
Основа философии – сущность человека, проявляющуюся в чувственности, деятельности ума и сердца, переживаниях, любви, страданиях и стремлении к счастью – антропологический принцип.
Человек существо природное, поэтому вместе с ней составляет предмет философии.
Нет иного источника познания кроме материальной природы. Ощущения – сведения о единичном, мышление – данные о многом.
Слайд 89
Истинность знаний проверяется в ходе общения. «Согласие есть первый признак
истины…»
Высшим естественным влечением человека является стремление к счастью.
Ощущение – первое
условие морали. Мораль эгоистична. Борьба с эгоизмом – нелепость и безумие, т.к. это борьба против человека и его влечений. .
Эгоизм – «любовь к человеческому существу». Но добродетелен эгоизм согласованный с альтруизмом.
Любовь – основное человеческое качество. Любовь к себе находит удовлетворение в любви к другим.
Человек нравственен по своей природе и потому возможна единая, общечеловеческая мораль, в которой ведущий принцип – любовь человека к человеку. Неудовлетворенность этого чувства компенсируется религией.