Слайд 1Задание 1.
Перепишите текст 1, раскрывая скобки, вставляя, где это необходимо,
пропущенные буквы и знаки препинания.
Текст 1
Он позвонил. Долго не открывали.
Дождь всё так(же) косо мелькал чисто омытые тр...туары влажно бл...стели. Изво...ики нахохлившись дёргали вож...ами так(же) как и всегда. В этой покорности чу...ствовалась своя особе(н,нн)ая жизнь4.
В пустой голой комнате стояли три стула. На столе л..жали две развернутые3 тетради с положе(н,нн)ыми на них карандашами. Обыкнове(н,нн)о при входе (З,з)агривова у стола его встречали глядя и(з/с)подлобья два пл..чистых угрюмых реалиста.
Старший был в пятом классе. Глядя на этот ни(з/с)кий заросший2 ж...сткими волосами лоб на эту среза(н,нн)ую назад тяж...лую неправильную голову казалось что в толстом черепе оставался очень (не)большой уголок для мозга.
Слайд 2 Задание 2.
Выполните обозначенные цифрами в тексте 1 языковые разборы:
заросший2
(2) -
морфемный разбор слова;
развернутые3
(3) - морфологический разбор слова;
В этой покорности
чу...ствовалась своя особе(н,нн)ая жизнь.
(4) - синтаксический разбор предложения.
Слайд 3Задание 3.
Выпишите, раскрывая скобки, ряд, в котором все слова с
НЕ пишутся раздельно. В выписанном ряду для каждого случая укажите
условия выбора раздельного написания.
1) (не)очень уверенно, никем (не)найденные, (не)прочитанные письма
2) (не)имея желания, далеко (не)добрый, никогда прежде (не)испытанное чувство
3) (не)согласившись с другом, (не)большое стадо, (не)искал сочувствия
4) песни еще (не)спеты, (не)торопливо шёл, (не)без опасения
Слайд 4Задание 4.
Выпишите, раскрывая скобки, ряд, во всех словах которого пишется
НН. В выписанном ряду для каждого случая укажите условия выбора
написания НН.
1) серебря(н,нн)ая ложка, моното(н,нн)ые звуки, време(н,нн)ое явление,
2) оловя(н,нн)ый солдатик, поджаре(н,нн)ая колбаса, калё(н,нн)ые в печке орехи
3) тушё(н,нн)ое мясо, вписа(н,нн)ый треугольник, полома(н,нн)ый автомобиль,
4) взбешё(н,нн)ый человек, рва(н,нн)ый рукав, затопле(н,нн)ая хата.
Слайд 5 Задание 5.
Поставьте знак ударения в следующих словах.
Километр, согнутый, сливовый,
досуха
Слайд 6 Задание 6.
Найдите грамматическую(-ие) ошибку(-и) в предложении(-ях). Запишите исправленный(-ые) вариант(ы)
предложения(-ий).
1) Для людей, пренебрегающих спортом, как правило, несвойственны большая выносливость и
крепкая физическая сила.
2) На встречу с пилотом пришли те, кто любит небо.
3) О пьесе А. П. Чехова «Вишневый сад» много спорили.
4) Учитель сплотил вокруг себя группу учеников, увлекающиеся географией.
Слайд 7 (1) Красота живет в душе человека, отсюда и естественная,
как есть и как пить, потребность человека в красоте.
(2) 3абор
автобазы нельзя сделать таким же прекрасным, как решетка Летнего сада. (3) Однако у него другая функция. (4)Но согласимся, что и этот пресловутый забор может быть по-своему красив или безобразен, все зависит от того, думали ли люди об этом, когда его воздвигали, то есть жила ли в их душе красота, были ли они наделены потребностью красоты.
(5)Я ездил по свету не так уж много, но все же я был во Франции, Англии, Германии, Дании, Польше, Болгарии, Венгрии, Китае, Вьетнаме, Албании... (6)Наблюдая, сопоставляя и сравнивая, я могу сказать, что часто современные, самые индустриальные и грандиозные сооружения красивы и даже изящны. (7)Нельзя сказать, что они вписываются в ландшафт, так как они сами определяют его, они сами и есть ландшафт, но все же нельзя сказать и то, что они безобразны, что они уродливы.
(8)Величавое необязательно огромно. (9)Величавому лебедю не нужно быть величиной с двухэтажное здание, как настоящий дворец, который может выглядеть величавее стоэтажной коробки. (10)Существует, однако, и обратная закономерность: не все грандиозное и огромное обязательно уродливо. (11)Земля наша достаточно велика, чтобы «освоить» и адаптировать большие сооружения. (12)Ведь Эверест, Фудзияма, Эльбрус, Монблан, Килиманджаро не портят внешнего вида нашей планеты.
(13)Однако у людей, увлекшихся только экономическими или только политическими соображениями, может отсутствовать один простейший критерий: как это будет выглядеть сегодня и тем более завтра.
.
Слайд 8Задание 7.
Определите и запишите основную мысль текста.
Задание 8.
Определите и запишите
микротему 2 -го абзаца текста.
(5)Я ездил по свету не так
уж много, но все же я был во Франции, Англии, Германии, Дании, Польше, Болгарии, Венгрии, Китае, Вьетнаме, Албании... (6)Наблюдая, сопоставляя и сравнивая, я могу сказать, что часто современные, самые индустриальные и грандиозные сооружения красивы и даже изящны. (7)Нельзя сказать, что они вписываются в ландшафт, так как они сами определяют его, они сами и есть ландшафт, но все же нельзя сказать и то, что они безобразны, что они уродливы.
Слайд 9Задание 9.
Определите, каким средством языковой выразительности является выражение «как настоящий
дворец» из предложения 9.
Задание 10.
В предложениях 11-13 найдите слово
с лексическим значением «предположение по поводу чего-либо». Выпишите это слово.
Задание 11.
Выпишите только подчинительные словосочетания. Укажите в них вид подчинительной связи.
1) величавое огромно
2) двухэтажное здание
3) грандиозное и огромное
4) вид планеты
Слайд 10Задание 12.
Из предложения 8 выпишите грамм. основу.
(8)Величавое необязательно огромно.
Задание 13.
Определите тип односоставного предлож. 2.
(2) 3абор автобазы нельзя
сделать таким же прекрасным, как решетка Летнего сада.
Слайд 11Задание 14.
Среди предложений 8-12 найдите предложение с вводным словом, выпишите
вводное слово. Подберите к нему синоним, запишите.
(8)Величавое необязательно огромно.
(9)Величавому лебедю не нужно быть величиной с двухэтажное здание, как настоящий дворец, который может выглядеть величавее стоэтажной коробки. (10)Существует, однако, и обратная закономерность: не все грандиозное и огромное обязательно уродливо. (11)Земля наша достаточно велика, чтобы «освоить» и адаптировать большие сооружения. (12)Ведь Эверест, Фудзияма, Эльбрус, Монблан, Килиманджаро не портят внешнего вида нашей планеты.
Слайд 12Задание 15.
Среди предложений 8-13 найдите предложение с обособленным согласованным определением.
Выпишите номер этого предложения. Объясните условия обособления.
(8)Величавое необязательно огромно.
(9)Величавому лебедю не нужно быть величиной с двухэтажное здание, как настоящий дворец, который может выглядеть величавее стоэтажной коробки. (10)Существует, однако, и обратная закономерность: не все грандиозное и огромное обязательно уродливо. (11)Земля наша достаточно велика, чтобы «освоить» и адаптировать большие сооружения. (12)Ведь Эверест, Фудзияма, Эльбрус, Монблан, Килиманджаро не портят внешнего вида нашей планеты.
(13)Однако у людей, увлекшихся только экономическими или только политическими соображениями, может отсутствовать один простейший критерий: как это будет выглядеть сегодня и тем более завтра.
Слайд 13Задание 16.
Среди предложений 3-7 найдите предложение с обособленным(-ыми) обстоятельством(-ами). Выпишите
номер этого предложения. Объясните условия обособления.
(3) Однако у него другая
функция. (4)Но согласимся, что и этот пресловутый забор может быть по-своему красив или безобразен, все зависит от того, думали ли люди об этом, когда его воздвигали, то есть жила ли в их душе красота, были ли они наделены потребностью красоты.
(5)Я ездил по свету не так уж много, но все же я был во Франции, Англии, Германии, Дании, Польше, Болгарии, Венгрии, Китае, Вьетнаме, Албании... (6)Наблюдая, сопоставляя и сравнивая, я могу сказать, что часто современные, самые индустриальные и грандиозные сооружения красивы и даже изящны. (7)Нельзя сказать, что они вписываются в ландшафт, так как они сами определяют его, они сами и есть ландшафт, но все же нельзя сказать и то, что они безобразны, что они уродливы.
Задание 17.
Среди предложений 8-13 найдите предложение, которое соответствует данной схеме: