Слайд 1Занятие 1.
Введение в программирование на языке Pascal
Слайд 2Язык программирования
Язык программирования – это формальная знаковая система записи компьютерных
программ.
Уровни языков программирования:
Язык машинных кодов
Язык ассемблера
Язык высокого уровня
Слайд 3Языки программирования высокого уровня
BASIC, Visual Basic
C, C++, C#
Pascal, Delphi
Java
PHP, Perl,
Python
Слайд 4Философия программирования
Процедурное программирование
Структурное программирование
Объектно-ориентированное программирование
Обобщенное программирование
Слайд 5Процесс создания программ
Исходный код
программы (*.pas)
Препроцессор
Компилятор
(Compiler)
Объектный код
программы (*.obj)
Компоновщик
(Linker)
Исполняемый код
программы (*.exe)
Подключаемые
файлы
Слайд 6Процесс создания программ
Исходный код – текст компьютерной программы на каком-либо
языке программирования.
Препроцессор – компьютерная программа, подготавливающая исходный код к трансляции.
Трансляция
– преобразование программы с одного языка программирования на другой.
Транслятор – программа, выполняющая трансляцию.
Слайд 7Процесс создания программ
Компиляция – преобразование программы с языка высокого уровня
в язык машинных кодов.
Компилятор – транслятор, выполняющий компиляцию.
Объектный код –
промежуточное представление отдельного модуля программы в виде машинных кодов с неопределенными адресами ссылок на другие модули.
Компоновщик – программа, устанавливающая связи между объектными модулями.
Слайд 8Окно среды разработчика
PascalABC.NET — это:
современный язык программирования, основанный на Delphi
(Object Pascal) и сочетающий простоту языка Паскаль и огромные возможности
платформы .NET
бесплатная, простая и мощная среда разработки, ориентированная на обучение программированию.
уникальная Web-среда, позволяющая разрабатывать и запускать программы на языке Паскаль из окна браузера, а также иметь личный каталог программ на сервере.
Слайд 10Алфавит языка Pascal
Алфавит языка – набор символов, допустимых в этом
языке.
Латинские буквы – A, B, …, Z; a, b, …,
z
*Язык Pascal не чувствителен к регистру (AB, Ab)
Арабские цифры – 0,1,2,…,9
Специальные знаки –
“ { } , | [ ] ( ) + - / % \ ; ‘ : ? < = > ! _ & # ~ ^ . *
Неизображаемые символы – пробел, табуляция, начало новой строки.
Слайд 11Лексемы языка Pascal
Лексема (token) – наименьшая, неделимая последовательность символов в
тексте программы.
Типы лексем:
идентификаторы (identifier);
служебные слова (keyword);
литералы (literal);
операторы (operator);
разделители (знаки пунктуации
– punctuator).
Слайд 12Идентификаторы языка Pascal
Имена (идентификаторы) называют элементы языка - константы, метки, типы,
переменные, процедуры, функции, модули, объекты. Идентификатор в Турбо Паскале может
включать в себя:
- буквы латинского алфавита,
- цифры
- символ подчеркивания.
Идентификатор может быть произвольной длины
Слайд 13Идентификаторы языка Pascal
Пример допустимых идентификаторов:
x, x1, x_1, _abc, ABC123z, sum,
RATE, count
Пример НЕ допустимых идентификаторов:
12, 3X, %change, data-1, my.c
Слайд 14Зарезервированные слова
языка Pascal
Ключевые слова – лексемы, зарезервированные в языке и
библиотеках для специального использования.
Ключевые слова не могут быть использованы в
качестве идентификаторов.
Слайд 15Зарезервированные слова
языка Pascal
Примеры:
Слайд 16Литералы языка Pascal
Литерал – лексема, представляющая собой непосредственно записанное в
программе фиксированное значение.
Типы литералов:
Слайд 17Оператор языка Pascal
Оператор – лексема выражающая некоторую команду языка программирования,
выполняющую некоторую операцию.
Слайд 18Пример программы
Program lab1_1; {название программы}
Var a: Integer;
b: String;
Begin
{начало программы}
Writeln ('Введите имя ');
Readln (b);
Writeln ('Ваш возраст?
');
Readln (a);
Writeln (b,',вам',а,‘лет?');
End.{конец программы}
Слайд 19Пример программы
Program lab1_3; {заголовок программы}
Var a,b,c: integer; {раздел описания
переменных}
BEGIN {начало раздела операторов}
c:=5;
b:=4; {занесение в ячейки
c и b начальных значений}
a:=c*b; {вычисление значения переменной а}
writeln(a); {вынесение на экран значения a}
END. {конец программы}.
Слайд 20Задание
Составить программу, которая
выводит на экран имена, фамилии, даты рождения её
авторов (введенные с клавиатуры)
вычисляет сумму 4-х чисел (числа даны в
тексте программы)