Слайд 2(Органические ощущения)
1. Локализация:
неоднородны по своему строению и функциональному назначению;
интероцепторы:
1) хеморецепторы; 2) терморецепторы; 3) ноцицепторы; 4) механорецепторы: барорецепторы, тактильные
рецепторы;
расположены в тканях внутренних органов.
Слайд 3Органические ощущения
2. Характер физической стимуляции:
хеморецепторы: сдвиги в обмене веществ самих
тканей организма (избыток углекислоты, недостаток кислорода и т.д.), а также
некоторые яды;
терморецепторы: температура органа;
ноцицепторы: чрезмерная стимуляция различных модальностей (температура, давление, вещества);
барорецепторы: изменение давления (н-р: в сосудах кровеносной системы);
тактильные рецепторы: прикосновение (н-р: кашель при раздражении верхних дыхательных путей).
Слайд 4Органические ощущения
3. Сенсорные качества:
голод, жажда, спазм сосудов, поиск пищи и
питья определённого состава и т.д.
Слайд 5Органические ощущения
4. Функциональное назначение:
осознание внутренней среды тела – общее самочувствие
человека.
Слайд 6Органические ощущения
5. Связь с другими сенсорными системами:
с тактильной, проприоцептивной, температурной,
болевой и вкусовой: интерорецепторы представляют аналоги указанных чувствительностей во внутренней
среде организма.
Слайд 7Органические ощущения
6. Адаптация:
чаще всего не требуется, поскольку органические ощущения осознаются
только при резком изменении текущего состояния организма;
при возникновении потребности адаптация
возникает медленно.
Слайд 8Классификация ощущений по модальностям (Гусев А.Н.):
- зрительные;
- (кинестетические);
- слуховые; - (органические);
- вкусовые; - (вибрационные);
- обонятельные; - вестибулярные.
- тактильные;
- болевые;
- температурные;
- проприоцептивные;
Слайд 9Общий анализ сенсорных систем
1. Локализация (где и как расположены рецепторы).
2.
Характер физической стимуляции (н-р: свет, звук, давление).
3. Сенсорные качества (н-р:
интенсивность – яркость, длина волны – цвет; амплитуда звука – громкость, частота звука – высота тона).
4. Функциональное назначение.
5. Связь с другими сенсорными системами.
6. Адаптация.
Слайд 10Образ
чувственная форма психического явления с различным содержанием.
Слайд 11Виды образных явлений:
- образ восприятия (перцептивный образ);
- фосфены;
- схема тела (образ тела);
- синестезии;
- последовательный образ; - фантомы;
- эйдетический образ; - галлюцинации;
- образ памяти (представление памяти);
образ воображения (представление воображения);
образ мышления (представление мышления?).
Слайд 13Память
это психический процесс, с помощью которого происходит закрепление, сохранение и
последующее воспроизведение прошлого опыта.
Слайд 14Виды памяти
По уровню регуляции:
произвольная
- непроизвольная
Слайд 16Важность установки на запоминание
«Намерение запомнить надо считать одним из главнейших
условий успешности запоминания»
Смирнов А.А.
Слайд 17Сравнение произвольного и непроизвольного запоминания
«Исследования П.И. Зинченко в этом плане
убедительно показали, что установка на запоминание, делающая запоминание прямой целью
действия субъекта, не является сама по себе решающей для эффективного запоминания; непроизвольное запоминание может оказаться эффективнее произвольного»
Рубинштейн С.Л.
Слайд 19Установки, влияющие на запоминание:
сплошное/выборочное запоминание;
точность запоминания (наизусть/«своими словами»);
запоминание точной последовательности
/ переорганизация последовательности для лучшего запоминания;
установка на длительное запоминание/запоминание на
определённый период;
установка на воспроизведение в определённой ситуации;
Слайд 20Установки, которые чаще всего нужны:
запоминать выборочно – только основное;
своими словами
– можно сразу же попробовать пересказать;
менять последовательность на более логичную;
запоминать
надолго.
Слайд 21Непроизвольное запоминание направлено на:
выполняемую в текущий момент деятельность;
трудности, связанные с
этой деятельностью.
Слайд 23Использование непроизвольного запоминания
«В педагогическом плане встаёт, таким образом, важнейшая задача
– организовать учебную деятельность так, чтобы существенный материал запоминался учащимся
и тогда, когда он работает с этим, а не только его запоминает»
Рубинштейн С.Л.
Слайд 24Виды памяти
По содержанию:
- двигательная
- эмоциональная
- образная - вербальная
Слайд 25Виды памяти
По временному интервалу:
- сенсорная - кратковременная
- долговременная
Слайд 26Модель Р. Аткинсона и Р. Шиффрина:
Слайд 27Сенсорная память
иконическая;
эхоическая.
Слайд 33Модель Р. Аткинсона и Р. Шиффрина: